Логопедическое занятие в 3 классе для детей с УО Тема: Понятие «предложение».
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Логопедическое занятие в 3 классе для детей с УО

 

Тема: Понятие «предложение».

 

Цель: Сформировать первоначальное представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Дать понятие о том, что предложение – это законченная мысль. Учить отличать предложение от набора слов или одного слова. Учить составлять простые предложения из 2-3 слов по картинке и схеме. Закрепить понятие, что предложение на письме начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой. Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным ответом.  Развивать слуховое внимание (умение на слух определить, предложение это или нет). Развивать пространственную ориентацию (при работе со схемой). Развивать мелкую моторику (работа с раздаточным материалом, письмо). Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение слушать учителя и товарищей. Формировать положительную мотивацию к занятиям через игровые ситуации. Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Оборудование:  Демонстрационное: Интерактивная доска или магнитная доска; картинки с простыми сюжетами (мальчик рисует, девочка читает, кошка пьет молоко); символы: красный квадрат для начала предложения (заглавная буква), точка (конец предложения); большие карточки со схемами предложений ( ___. ); карточки со словами и набором букв.

Раздаточное: Индивидуальные схемы предложений на партах (полоски бумаги, где слева нарисован красный уголок, а справа – точка); предметные картинки; карточки со словами для составления предложений; «лото» с незаконченными предложениями; фишки или маленькие stickers для поощрения. Личное: Тетрадь, карандаш.

 

Ход занятия: 1. Организационный момент. (2-3 мин) Цель: Настроить на работу, создать положительный эмоциональный фон.  Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня нас ждут интересные игры. Сядьте ровненько, слушайте внимательно».

 

2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Упражнения: «Улыбка – Хоботок» (чередуем), «Блинчик» (расслабленный язык на нижней губе), «Часики» (язык вправо-влево). Дыхание: «Загоним мяч в ворота» - подуть на ватный шарик, чтобы он закатился в «ворота» (между двумя кубиками).

 

3. Введение в тему. Создание проблемной ситуации. (5 мин) Цель: Подвести детей к самостоятельному выводу о том, что такое предложение. Логопед говорит детям: · «Слушайте внимательно: «Собака. ·Бежит мяч. ·Девочка куклу.  Мальчик читает книгу». ·Вопросы: «Что вы поняли? Про что я сказала? (дети отвечают). А какая фраза была понятной и законченной? («Мальчик читает книгу»). Правильно! Эта фраза называется ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сегодня мы будем учиться отличать предложения от простых слов».

 

4. Основная часть. (15 мин) а) Игра «Поймай предложение» (Слуховое восприятие)  Логопед: «Я буду говорить слова. Если это предложение – вы хлопаете в ладоши. Если это не предложение – сидите тихо».  Примеры: Дождь. (нет) Птицы поют. (да) Синее небо. (нет, это словосочетание) Мама готовит. (да) Цветы. (нет) Дедушка спит. (да).

б) Работа со схемой предложения. (Визуализация) ·Логопед показывает на доске схему: [ _ . ] (простая черта, в начале красный квадратик, в конце точка). Объяснение: «У каждого предложения есть начало (показывает на красный квадрат) – сюда мы ставим большое, заглавное слово (первое слово пишется с большой буквы). А в конце предложения всегда ставим точку ( . ), чтобы показать, что мысль закончилась».

Задание: Логопед диктует предложения («Кот спит», «Солнце светит»). Дети на своих индивидуальных карточках-схемах пальчиком проводят линию, показывая длину предложения, и стучат кулачком в конце, где должна стоять точка.

в) Составление предложений по картинке. (Практика). На доске картинка: «Девочка поливает цветы». Логопед: «Кто это? Что она делает? Что это? Давайте составим предложение по картинке». (Дети предлагают варианты: «Девочка поливает», «Девочка водой цветы»). Логопед помогает сформулировать полное предложение «Девочка поливает цветы».  Работа со схемой: «Сколько слов в нашем предложении? Давайте посчитаем: Девочка (1), поливает (2), цветы (3). Значит, наша схема будет из трех клеточек (черточек)». Логопед рисует на доске схему [ __ . ]. г) Динамическая пауза. (2-3 мин) · Игра «Живое предложение»: Трое детей получают таблички со словами: «МАЛЬЧИК», «ИГРАЕТ», «В МЯЧ». Логопед дает «точку» четвертому ребенку. Дети должны встать в правильном порядке, а ребенок с точкой – в конце. Класс хором читает получившееся предложение.

 

5. Закрепление. Работа в тетради. (5-7 минЗадание 1: Обвести схему предложения (дана готовая схема [ . ]).

Задание 2: Нарисовать рисунок к своему предложению (например, «Мяч лежит»). Логопед индивидуально для каждого ребенка упрощает задачу.

Задание 3 (для более сильных детей): Допиши предложение по схеме и картинке. Дана картинка «Мишка спит» и схема [ Мишка __ . ]. Ребенок дописывает слово «спит».

 

6. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин) · Логопед: «Молодцы, ребята! О чем мы сегодня узнали? (Что такое предложение). Чем предложение отличается от слова? (Оно длиннее и выражает мысль). Как на письме отмечается начало предложения? (С большой буквы). А конец? (Точкой)». · Оценка работы: «Вы сегодня все очень хорошо трудились: слушали, составляли предложения, были аккуратными. За это каждый получает волшебную наклейку!» · Прощание: «Занятие окончено. До свидания!»

 

Важные рекомендации: · Индивидуальный подход: Для детей с более глубокой УО упрощайте задания. Одному ребенку можно дать задание просто повторить предложение, другому – составить из 2 слов, третьему – из 3. · Повторение: Ключевой принцип. На каждом занятии нужно возвращаться к пройденному материалу. · Наглядность: Без картинок и схем работа с данной категорией детей невозможна. · Дозировка материала: Не перегружайте занятие. Лучше меньше, но качественнее и с многократным повторением. · Положительная оценка: Хвалите за малейший успех. Это формирует веру в свои силы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_3klass_1_nedelya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

г.

Логопедическое занятие в 3 классе для детей с УО

Тема: Понятие «предложение».

Цель: Сформировать первоначальное представление о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль.

Задачи: Коррекционно-образовательные: Дать понятие о том, что предложение – это законченная мысль. Учить отличать предложение от набора слов или одного слова. Учить составлять простые предложения из 2-3 слов по картинке и схеме. Закрепить понятие, что предложение на письме начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой. Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным ответом. Развивать слуховое внимание (умение на слух определить, предложение это или нет). Развивать пространственную ориентацию (при работе со схемой). Развивать мелкую моторику (работа с раздаточным материалом, письмо). Коррекционно-воспитательные: Воспитывать умение слушать учителя и товарищей. Формировать положительную мотивацию к занятиям через игровые ситуации. Воспитывать аккуратность при работе в тетради.

Оборудование: Демонстрационное: Интерактивная доска или магнитная доска; картинки с простыми сюжетами (мальчик рисует, девочка читает, кошка пьет молоко); символы: красный квадрат для начала предложения (заглавная буква), точка (конец предложения); большие карточки со схемами предложений ( ___. ); карточки со словами и набором букв.

Раздаточное: Индивидуальные схемы предложений на партах (полоски бумаги, где слева нарисован красный уголок, а справа – точка); предметные картинки; карточки со словами для составления предложений; «лото» с незаконченными предложениями; фишки или маленькие stickers для поощрения. Личное: Тетрадь, карандаш.

Ход занятия: 1. Организационный момент. (2-3 мин) Цель: Настроить на работу, создать положительный эмоциональный фон. Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня нас ждут интересные игры. Сядьте ровненько, слушайте внимательно».

2.Артикуляционная и дыхательная гимнастика. (3-4 мин) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Упражнения: «Улыбка – Хоботок» (чередуем), «Блинчик» (расслабленный язык на нижней губе), «Часики» (язык вправо-влево). Дыхание: «Загоним мяч в ворота» - подуть на ватный шарик, чтобы он закатился в «ворота» (между двумя кубиками).

3. Введение в тему. Создание проблемной ситуации. (5 мин) Цель: Подвести детей к самостоятельному выводу о том, что такое предложение. Логопед говорит детям: · «Слушайте внимательно: «Собака. ·Бежит мяч. ·Девочка куклу. Мальчик читает книгу». ·Вопросы: «Что вы поняли? Про что я сказала? (дети отвечают). А какая фраза была понятной и законченной? («Мальчик читает книгу»). Правильно! Эта фраза называется ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Сегодня мы будем учиться отличать предложения от простых слов».

4. Основная часть. (15 мин) а) Игра «Поймай предложение» (Слуховое восприятие) Логопед: «Я буду говорить слова. Если это предложение – вы хлопаете в ладоши. Если это не предложение – сидите тихо». Примеры: Дождь. (нет) Птицы поют. (да) Синее небо. (нет, это словосочетание) Мама готовит. (да) Цветы. (нет) Дедушка спит. (да).

б) Работа со схемой предложения. (Визуализация) ·Логопед показывает на доске схему: [ _ . ] (простая черта, в начале красный квадратик, в конце точка). Объяснение: «У каждого предложения есть начало (показывает на красный квадрат) – сюда мы ставим большое, заглавное слово (первое слово пишется с большой буквы). А в конце предложения всегда ставим точку ( . ), чтобы показать, что мысль закончилась».

Задание: Логопед диктует предложения («Кот спит», «Солнце светит»). Дети на своих индивидуальных карточках-схемах пальчиком проводят линию, показывая длину предложения, и стучат кулачком в конце, где должна стоять точка.

в) Составление предложений по картинке. (Практика). На доске картинка: «Девочка поливает цветы». Логопед: «Кто это? Что она делает? Что это? Давайте составим предложение по картинке». (Дети предлагают варианты: «Девочка поливает», «Девочка водой цветы»). Логопед помогает сформулировать полное предложение «Девочка поливает цветы». Работа со схемой: «Сколько слов в нашем предложении? Давайте посчитаем: Девочка (1), поливает (2), цветы (3). Значит, наша схема будет из трех клеточек (черточек)». Логопед рисует на доске схему [ __ . ]. г) Динамическая пауза. (2-3 мин) · Игра «Живое предложение»: Трое детей получают таблички со словами: «МАЛЬЧИК», «ИГРАЕТ», «В МЯЧ». Логопед дает «точку» четвертому ребенку. Дети должны встать в правильном порядке, а ребенок с точкой – в конце. Класс хором читает получившееся предложение.

5. Закрепление. Работа в тетради. (5-7 минЗадание 1: Обвести схему предложения (дана готовая схема [ . ]).

Задание 2: Нарисовать рисунок к своему предложению (например, «Мяч лежит»). Логопед индивидуально для каждого ребенка упрощает задачу.

Задание 3 (для более сильных детей): Допиши предложение по схеме и картинке. Дана картинка «Мишка спит» и схема [ Мишка __ . ]. Ребенок дописывает слово «спит».

6. Итог занятия. Рефлексия. (2-3 мин) · Логопед: «Молодцы, ребята! О чем мы сегодня узнали? (Что такое предложение). Чем предложение отличается от слова? (Оно длиннее и выражает мысль). Как на письме отмечается начало предложения? (С большой буквы). А конец? (Точкой)». · Оценка работы: «Вы сегодня все очень хорошо трудились: слушали, составляли предложения, были аккуратными. За это каждый получает волшебную наклейку!» · Прощание: «Занятие окончено. До свидания!»

Важные рекомендации: · Индивидуальный подход: Для детей с более глубокой УО упрощайте задания. Одному ребенку можно дать задание просто повторить предложение, другому – составить из 2 слов, третьему – из 3. · Повторение: Ключевой принцип. На каждом занятии нужно возвращаться к пройденному материалу. · Наглядность: Без картинок и схем работа с данной категорией детей невозможна. · Дозировка материала: Не перегружайте занятие. Лучше меньше, но качественнее и с многократным повторением. · Положительная оценка: Хвалите за малейший успех. Это формирует веру в свои силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Презентация логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях"

Конспект логопедического занятия на тему "Автоматизация звука Р в словах предложениях" для учащихся 1 класса с ФФНР...

Конспект логопедического занятия"Дифференциация звуков Г-К в слогах, словах, предложениях."

Цель:закрепление правильного произношения звуков [г], [к] в слогах, словах, предложениях.Задачи:   Образовательные:  1.Закрепить знания детей о звуковом составе согласных г-к.2. Учить д...

Подгрупповое логопедическое занятие Тема «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях»

Подгрупповое  логопедическое занятиеТема  «Автоматизация звука  [р]   в слогах, словах, предложениях»...

Конспект и презентация подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях.

Подгрупповое логопедическое занятие по закреплению навыка произнесения звука с использованием элементов игровой технологии  (сборка автомобиля)....