Тема: «Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э]. Выделение гласного звука 1 ряда из слогов и слов». 2 класс для детей с УО
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Тема: «Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э]. Выделение гласного звука 1 ряда из слогов и слов».
Цель: Научить детей выделять гласный звук 1 ряда в позиции начала слова.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Закреплять знания о гласных звуках 1 ряда ([А], [О], [У], [Ы], [Э]). Формировать умение выделять первый гласный звук в слоге и слове. Активизировать словарь по темам: «Игрушки», «Животные», «Семья».
Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику. Развивать зрительное восприятие и мышление.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к занятию, умение слушать педагога и работать по инструкции. Формировать навыки сотрудничества и усидчивости.
Оборудование: Зеркала (индивидуальные). Карточки-символы гласных звуков (красные кружки). Предметные картинки, в названии которых первый звук – гласный ([А ]стра, [О]слик, [У]тка, [Ы]гры, [Э]хо). Игрушки: кукла, матрешка, мяч, уточка, апельсин. «Звуковые дорожки» (полоски бумаги, разделенные на клетки, первая клетка – красная). Фишки (красные кружки). Мяч.
Ход занятия: I. Организационный момент. (2-3 минуты) Цель: Создать эмоциональный настрой, настроить на работу.
Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом веселой песенкой». Проводится ритуал приветствия с пропеванием имени каждого ребенка на простой мотив, например: «Здравствуй, Саша!». Логопед: «Молодцы! Сегодня нас ждут интересные игры со звуками. Садитесь за столы».
II. Артикуляционная гимнастика. (3-4 минуты) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Логопед: «Чтобы наши губы и язычок хорошо работали, сделаем зарядку. Смотрите на меня и повторяйте». Упражнения выполняются перед зеркалом, в медленном темпе, с использованием игровых образов. 1. «Улыбка» – «Заборчик». 2. «Трубочка» – «Хобот слоника». 3. «Улыбка – Трубочка» (чередование). 4. «Часики» – маятник языком. 5. «Лошадка» – поцокать языком.
III. Введение в тему. Актуализация знаний. (5 минут) Цель: Вспомнить гласные звуки 1 ряда. Логопед: «Ребята, у меня есть волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что в нем». Достает по одной игрушке: Апельсин, Обезьянка, Уточка, Эмоция (смайлик). Логопед: «Давайте назовем каждую игрушку и послушаем, с какого звука начинается ее название». Дети хором и индивидуально называют слова. Логопед интонационно выделяет первый звук: А-а-апельсин. Логопед: «Правильно! Эти звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э] – наши друзья. Они называются ГЛАСНЫЕ. Их можно петь, тянуть, при их произнесении воздух выходит свободно. Давайте споем каждый звук». Дети поют звуки вместе с логопедом. На доску выставляются красные символы (кружки) с написанными на них буквами.
IV. Основная часть. (15-20 минут) Цель: Формирование умения выделять первый гласный звук в слоге и слове. 1. Игра «Поймай звук» (со слогами) Логопед: «Сейчас я буду говорить слоги. Если вы услышите слог, который начинается с [А] – хлопните в ладоши. Будьте внимательны!» Логопед произносит цепочку слогов: АМ, ОП, УС, АК, ИК, АШ и т.д. Аналогично игра повторяется для звуков [О], [У].
2. Игра «Первый звук» (с опорой на картинку) На столе перед детьми разложены предметные картинки: Астра, Облако, Улитка, Эхо, Игры (дети играют в мяч). Логопед: «Посмотрите на картинки. Назовите их. Какой первый звук в слове Астра?» (Дети: «А-а-а»). «Правильно! Это гласный звук [А]. Положите на эту картинку красный кружок». Аналогично разбираются все картинки. Логопед помогает, интонируя первый звук.
3. Физкультминутка «Звуковички» (2-3 минуты) Логопед: «А теперь отдохнем. Встаньте, пожалуйста». Логопед показывает символы звуков, а дети выполняют движения:
[А] – руки поднять вверх, потянуться. [О] – руки сложить в кольцо перед собой. [У] – сложить губы трубочкой, руки вытянуть вперед. [Ы] – руки на поясе, наклониться в стороны. [Э] – руки развести в стороны (удивление).
4. Работа со «Звуковой дорожкой» У каждого ребенка на столе лежит «звуковая дорожка» – полоска, где первая клетка закрашена красным цветом, а остальные – белые. Рядом лежат красные фишки. Логопед: «Сейчас мы будем «заселять» звуки в домики. Первая клетка – красная, это домик для первого звука. Я буду говорить слово, а вы определите первый звук и положите красную фишку в первую клетку». Примеры слов: Аня, Оля, Ума, Эдик, игра (акцент на звук [ы]). Логопед четко артикулирует первый звук, при необходимости произносит его изолированно.
5. Игра с мячом «Назови первый звук» Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребенку и называет слово (Аня, осы, ухо, искра, эскимо). Ребенок ловит мяч, называет первый звук и возвращает мяч.
V. Итог занятия. Рефлексия. (3-4 минуты) Цель: Закрепить результат, оценить работу. Логопед: «Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня играли?» (Дети называют или показывают на символы). «Правильно! Мы учились слышать первый гласный звук в словах. Вы все были внимательными!» Оценка деятельности:
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс Урок 4 06.10.2025 г.
Тема: «Гласные звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э]. Выделение гласного звука 1 ряда из слогов и слов».
Цель: Научить детей выделять гласный звук 1 ряда в позиции начала слова.
Задачи: Коррекционно-образовательные: Закреплять знания о гласных звуках 1 ряда ([А], [О], [У], [Ы], [Э]). Формировать умение выделять первый гласный звук в слоге и слове. Активизировать словарь по темам: «Игрушки», «Животные», «Семья».
Коррекционно-развивающие: Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику. Развивать зрительное восприятие и мышление.
Коррекционно-воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию к занятию, умение слушать педагога и работать по инструкции. Формировать навыки сотрудничества и усидчивости.
Оборудование: Зеркала (индивидуальные). Карточки-символы гласных звуков (красные кружки). Предметные картинки, в названии которых первый звук – гласный ([А ]стра, [О]слик, [У]тка, [Ы]гры, [Э]хо). Игрушки: кукла, матрешка, мяч, уточка, апельсин. «Звуковые дорожки» (полоски бумаги, разделенные на клетки, первая клетка – красная). Фишки (красные кружки). Мяч.
Ход занятия: I. Организационный момент. (2-3 минуты) Цель: Создать эмоциональный настрой, настроить на работу.
Логопед: «Здравствуйте, ребята! Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом веселой песенкой». Проводится ритуал приветствия с пропеванием имени каждого ребенка на простой мотив, например: «Здравствуй, Саша!». Логопед: «Молодцы! Сегодня нас ждут интересные игры со звуками. Садитесь за столы».
II. Артикуляционная гимнастика. (3-4 минуты) Цель: Подготовить артикуляционный аппарат к работе. Логопед: «Чтобы наши губы и язычок хорошо работали, сделаем зарядку. Смотрите на меня и повторяйте». Упражнения выполняются перед зеркалом, в медленном темпе, с использованием игровых образов. 1. «Улыбка» – «Заборчик». 2. «Трубочка» – «Хобот слоника». 3. «Улыбка – Трубочка» (чередование). 4. «Часики» – маятник языком. 5. «Лошадка» – поцокать языком.
III. Введение в тему. Актуализация знаний. (5 минут) Цель: Вспомнить гласные звуки 1 ряда. Логопед: «Ребята, у меня есть волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что в нем». Достает по одной игрушке: Апельсин, Обезьянка, Уточка, Эмоция (смайлик). Логопед: «Давайте назовем каждую игрушку и послушаем, с какого звука начинается ее название». Дети хором и индивидуально называют слова. Логопед интонационно выделяет первый звук: А-а-апельсин. Логопед: «Правильно! Эти звуки [А], [О], [У], [Ы], [Э] – наши друзья. Они называются ГЛАСНЫЕ. Их можно петь, тянуть, при их произнесении воздух выходит свободно. Давайте споем каждый звук». Дети поют звуки вместе с логопедом. На доску выставляются красные символы (кружки) с написанными на них буквами.
IV. Основная часть. (15-20 минут) Цель: Формирование умения выделять первый гласный звук в слоге и слове. 1. Игра «Поймай звук» (со слогами) Логопед: «Сейчас я буду говорить слоги. Если вы услышите слог, который начинается с [А] – хлопните в ладоши. Будьте внимательны!» Логопед произносит цепочку слогов: АМ, ОП, УС, АК, ИК, АШ и т.д. Аналогично игра повторяется для звуков [О], [У].
2. Игра «Первый звук» (с опорой на картинку) На столе перед детьми разложены предметные картинки: Астра, Облако, Улитка, Эхо, Игры (дети играют в мяч). Логопед: «Посмотрите на картинки. Назовите их. Какой первый звук в слове Астра?» (Дети: «А-а-а»). «Правильно! Это гласный звук [А]. Положите на эту картинку красный кружок». Аналогично разбираются все картинки. Логопед помогает, интонируя первый звук.
3. Физкультминутка «Звуковички» (2-3 минуты) Логопед: «А теперь отдохнем. Встаньте, пожалуйста». Логопед показывает символы звуков, а дети выполняют движения:
[А] – руки поднять вверх, потянуться. [О] – руки сложить в кольцо перед собой. [У] – сложить губы трубочкой, руки вытянуть вперед. [Ы] – руки на поясе, наклониться в стороны. [Э] – руки развести в стороны (удивление).
4. Работа со «Звуковой дорожкой» У каждого ребенка на столе лежит «звуковая дорожка» – полоска, где первая клетка закрашена красным цветом, а остальные – белые. Рядом лежат красные фишки. Логопед: «Сейчас мы будем «заселять» звуки в домики. Первая клетка – красная, это домик для первого звука. Я буду говорить слово, а вы определите первый звук и положите красную фишку в первую клетку». Примеры слов: Аня, Оля, Ума, Эдик, игра (акцент на звук [ы]). Логопед четко артикулирует первый звук, при необходимости произносит его изолированно.
5. Игра с мячом «Назови первый звук» Дети встают в круг. Логопед бросает мяч ребенку и называет слово (Аня, осы, ухо, искра, эскимо). Ребенок ловит мяч, называет первый звук и возвращает мяч.
V. Итог занятия. Рефлексия. (3-4 минуты) Цель: Закрепить результат, оценить работу. Логопед: «Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо потрудились. Давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня играли?» (Дети называют или показывают на символы). «Правильно! Мы учились слышать первый гласный звук в словах. Вы все были внимательными!» Оценка деятельности:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Цели урока:Формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение рабо...

Я в начале слова и перед гласной – два звука( образует слог и слово)
Цель: формировать у учащихся представления о функциях буквы Я .( два звука вначале слова, после гласного, образует слог и слово)...

Выделение гласных звуков из слогов. Слогообразующая роль гласных.
Занятие для повторения и закрепления материала о роли гласных....

Выделение гласных звуков на фоне слога и слова; Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися 2 «а» класса Фонетическая тема: выделение гласных звуков на фоне слога и слова...
«Безударные проверяемые гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Карта урока с использованием дистанционных технологий обучения. Русский язык. 1 класс. Обозначение гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Знакомство с орфографическим словарём.
Русский язык 1 класс...

Технологическая карта урока чтения "Проведение звукового анализа слова. Выделение гласных звуков в слове" УМК "Школа России" 1 класс
Цель урока:. формирование у обучающихся умения проводить звуковой анализ слова и умения выявлять особенности произнесения гласных звуков....