Брошюра "Коррекция оптической дисграфии"
консультация по логопедии (1, 2 класс)

Швецова Майя Михайловна
Рекомендации для учителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации для учителей32.65 КБ

Предварительный просмотр:

- рисование буквы пальцем в воздухе и на столе;

- нахождение и выделение букв среди других изображений;

- узнавание букв в условиях зашумления (перечёркнутые дополнительными линиями, точками, штрихами);

- распознавание букв, наложение друг на друга;

- дифференциация правильно и зеркально написанных букв;

- называние и сравнений букв, сходных графически;

- узнавание букв при неполном их написании (с использованием зеркал);

-распознавание букв разного шрифта;

-узнавание букв на ощупь;

- обводка контуров букв.

Всё это, различение фигур и предметов, определение их местоположения в пространстве активизирует зрительное внимание ребёнка, приучает его присматриваться и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия. Что способствует преодолению ошибок на письме по оптическому сходству букв.

Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.

Хороший эффект дают кинезиологические упражнения.

Варианты кинезиологических упражнений.

1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

«Колечко» – как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

«Зеркальное рисование» – на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально – симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо – нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.

Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин. в день.

МОУ СОШ №15

Консультация для родителей

«Профилактика и коррекция оптической дисграфии у учащихся»

Подготовила:

учитель-логопед

Швецова М.М.

г. Комсомольск-на-Амуре

Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.

Признаки:

1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:

- искажение букв и недописывание элементов;

- замена рукописных букв графически сходными;

-замена букв другими, обозначающими похожие звуки;

-изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода – ОГОРДА), перестановки (Москва – МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);

- нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);

- аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).

2. Ребенок с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.

3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.

4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.

Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.

У детей часто встречается оптическая дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв.

Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» – длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.

Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.

В основу дидактических игр, направленные на профилактику оптической дисграфии положены следующие приёмы:

– развитие зрительных представлений в целом (форма, размер, расположение в пространстве);

- извлечение геометрических форм из разных предметов;

- нахождение отличий у одних и тех же предметов;

- различение геометрических фигур по форме и величине;

- усвоение пространственных отношений (верх-низ, справа-слева);

- называние перечёркнутых изображений, выделение предметов наложенных друг на друга;

- определение ошибок художника в рисунке;

- узнавание и называние буквы;

- нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;

- поиск названной буквы среди других букв (в тексте);

- конструирование буквы из элементов, палочек;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии.

         В рамках профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников и учащихся первых классов, мы предлагаем такой вид деятельности, как ...

Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".

Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»

Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Организация коррекционнной работы по преодолению оптической дисграфии на бинарном уроке "Дифференциация строчных букв п-т, сходных оптически и кинетически".

В данной методической разработке  представлено описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарных занятиях по преодолению оптической дисграфии. На занятии по дифференциации оптиче...

"Оптическая дисграфия. Коррекция оптических нарушений в играх и упражнениях"

Презентация содержит игры и упражнения для исправления оптических ошибок у младших школьников. Упражнения подходят для выполнения как в классе, так и дома. Материал презентации можно использовать на у...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»

Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....

Упражнения для оптической дисграфии и дислексии, для акустической дисграфии и дислексии

Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием ...