Брошюра "Коррекция оптической дисграфии"
консультация по логопедии (1, 2 класс)
Предварительный просмотр:
- рисование буквы пальцем в воздухе и на столе;
- нахождение и выделение букв среди других изображений;
- узнавание букв в условиях зашумления (перечёркнутые дополнительными линиями, точками, штрихами);
- распознавание букв, наложение друг на друга;
- дифференциация правильно и зеркально написанных букв;
- называние и сравнений букв, сходных графически;
- узнавание букв при неполном их написании (с использованием зеркал);
-распознавание букв разного шрифта;
-узнавание букв на ощупь;
- обводка контуров букв.
Всё это, различение фигур и предметов, определение их местоположения в пространстве активизирует зрительное внимание ребёнка, приучает его присматриваться и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия. Что способствует преодолению ошибок на письме по оптическому сходству букв.
Профилактика дисграфии должна проводиться в процессе речевого развития в комплексе с развитием мелкой и общей моторики.
Хороший эффект дают кинезиологические упражнения.
Варианты кинезиологических упражнений.
1.Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
«Колечко» – как можно быстрее перебирать пальчики рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.
«Зеркальное рисование» – на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу, фломастеру, рисовать зеркально – симметричные картинки, буквы, узоры.
«Ухо – нос» – левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположенное ухо. Одновременно опустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук.
Количество повторений:5-15; время упражения:10-35 мин. в день.
МОУ СОШ №15
Консультация для родителей
«Профилактика и коррекция оптической дисграфии у учащихся»
Подготовила:
учитель-логопед
Швецова М.М.
г. Комсомольск-на-Амуре
Дисграфия – это частичное нарушение письма, проявляющееся в стойких, многократных, повторяющихся ошибках, которое часто обусловлено органическими поражениями зон головного мозга и несформированностью высших психических функций, отвечающих за процесс письма.
Признаки:
1.В тетради ребёнка систематически встречаются следующие ошибки:
- искажение букв и недописывание элементов;
- замена рукописных букв графически сходными;
-замена букв другими, обозначающими похожие звуки;
-изменение звуко-буквенной структуры слова: пропуски (огорода – ОГОРДА), перестановки (Москва – МОСКАВ), персеверации (горка- ГОГКА), смешение или соединение букв и слогов (лист-СИСТ);
- нарушения структуры предложения, слитное или раздельное написание слов (Белая берёза растёт у окна. – БЕЛАБЕ ЗАРАТЁТ ОКА.);
- аграмматизмы на письме (НЕТ КАРАНДАШОВ).
2. Ребенок с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно.
3. Ребёнку нелегко вычленять из речевого потока законченную мысль.
4. На уровне текста отсутствуют обозначения границ предложения.
Все эти сигналы говорят о риске возникновении дисграфии.
У детей часто встречается оптическая дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв.
Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Так, если ребенок не научился в свое время отличать длинную ленту от короткой, то ему будет сложно заметить, что у письменной буквы «П» палочка короткая, а у буквы «Р» – длинная; если не усвоил, что предметы могут располагаться справа и слева друг от друга и т.п., то ему будет сложно понять, что овал у буквы «Ю» располагается справа, а не слева.
Также, у детей, страдающих оптической дисграфией, отмечается недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти.
В основу дидактических игр, направленные на профилактику оптической дисграфии положены следующие приёмы:
– развитие зрительных представлений в целом (форма, размер, расположение в пространстве);
- извлечение геометрических форм из разных предметов;
- нахождение отличий у одних и тех же предметов;
- различение геометрических фигур по форме и величине;
- усвоение пространственных отношений (верх-низ, справа-слева);
- называние перечёркнутых изображений, выделение предметов наложенных друг на друга;
- определение ошибок художника в рисунке;
- узнавание и называние буквы;
- нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;
- поиск названной буквы среди других букв (в тексте);
- конструирование буквы из элементов, палочек;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии.
В рамках профилактической работы по предупреждению нарушений письма у дошкольников и учащихся первых классов, мы предлагаем такой вид деятельности, как ...

Коррекция оптической дисграфии. "Дифференциация букв П-Т на письме".
Данный материал по дифференциации букв П-Т будет полезен учителям начальной школы, учителям-логопедам, работающим в школе. В данной работе представлены упражнения и задания по коррекции оптической дис...

«Коррекция дисграфии смешанного вида с преобладанием дисграфии, на почве несформированности языкового анализа и синтеза, аграмматической дисграфии и элементами акустической и оптической дисграфии»
Учитывая специфику нарушений письменной речи, тематическое планирование делится на следующие разделы:Работа по преодолению дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;Работа по п...

Организация коррекционнной работы по преодолению оптической дисграфии на бинарном уроке "Дифференциация строчных букв п-т, сходных оптически и кинетически".
В данной методической разработке представлено описание опыта работы с обучающимися начальных классов на бинарных занятиях по преодолению оптической дисграфии. На занятии по дифференциации оптиче...
"Оптическая дисграфия. Коррекция оптических нарушений в играх и упражнениях"
Презентация содержит игры и упражнения для исправления оптических ошибок у младших школьников. Упражнения подходят для выполнения как в классе, так и дома. Материал презентации можно использовать на у...

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии в 1 классе Тема: «Различение оптически сходных букв п – т изолированно, в слогах, словах, предложениях»
Материал содержит разработку конспекта урока по оптической дисграфии на примере прописных и строчных букв п и т. Конспект может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов....

Упражнения для оптической дисграфии и дислексии, для акустической дисграфии и дислексии
Дислексия – это избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Ребёнок с данным расстройством испытывает сложности с распознаванием ...
