Игровые ситуации
учебно-методический материал по логопедии

Развитие навыков взаимодействия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_situatsii.docx57.5 КБ

Предварительный просмотр:

 
Для того,  чтобы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками, разрушить у ребенка страх, что его отвергают, необходимо проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу ласковые имена, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараться сделать друг для друга приятное. Такое внимание помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив от общения со сверстниками.

«Добрые волшебники».

Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку: « В одной стране жил злой волшебник - грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом.  И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать». Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему: «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

«Волшебные очки».

Взрослый объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто наденет их, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки…  «Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил   эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.


«Комплименты»

Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить его за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

 «Конкурс хвастунов».
Дети садятся в круг в случайном порядке.  А взрослый объявляет: «Сейчас мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает  даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

«Подарки».
Перед игрой педагог готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т.д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В классе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет»,- говорит
 воспитатель. По очереди дети подходят с подарками к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению.

«Кто  говорит»

Цель:  развивать  внимание  к  партнеру,  слуховое  восприятие.


Дети  стоят  полукругом.  Один  ребенок – в центре,  спиной  к  остальным.  Дети  задают  вопросы,  на  которые  он  должен  ответить,  обращаясь  по  имени  к  задавшему  вопрос.  Он  должен  узнать,  кто  обращался  к  нему.  Тот,  кого  ребенок  узнал,  занимает  его  место.

«Угадай,  кто  это»

Цель:  развивать  внимание  наблюдательность.

Упражнение  выполняется  парами.  Один  ребенок (по  договоренности)  закрывает  глаза,  второй  меняется  местами  с  другим  ребенком,  из  другой  пары.  Первый  на  ощупь  определяет,  кто к нему подошел,  и  называет  его  имя.  Выигрывает  тот,  кто  сможет  с  закрытыми  глазами  определить  нового  партнера.

«Пожелание»

Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.

Дети садятся в круги,  передавая мяч (палочку, флажок), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю  тебе  прекрасного  настроения», «Всегда будь таким  же  смелым  (добрым, красивым…), как  сейчас».

«Комплименты»  

Цель: развивать умение оказывать положительные знаки  внимания  сверстникам.

Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному  из  детей,  говорит  ему  комплимент.  Ребенок должен  сказать «спасибо»  и  передать  мяч  другому, произнеся  при  этом  ласковые  слова  в  его  адрес.  Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает следующему  ребенку.  Дети,  говоря  комплименты  и слова  благодарности,  передают  мяч  сначала  в  одну, потом  в  другую  сторону.

«Закончи  предложение»


Цель:
учить детей осознавать свои  привязанности,  симпатии,  интересы,  увлечения  и  рассказывать  о  них.

Дети  стоят в кругу. В  качестве  ведущего – педагог. У него в руках  мяч.  Он  начинает предложение и бросает мяч - ребенок заканчивает  предложение  и возвращает  мяч  взрослому:

Моя  любимая  игрушка…

Мой  лучший  друг…

Мое  любимое  занятие…

Мой  любимый  праздник…

Мой  любимый  мультфильм…

Моя  любимая  сказка…

Моя  любимая  песня. 

Игры  на  развитие  умения  входить  в  контакт, вести  диалог.

«Ласковое  имя»

Цель:  развивать  умение  вступать  в  контакт,  оказывать  внимание  сверстникам.

Дети стоят в кругу, передают  друг другу эстафету. При этом называют друг друга ласково: Танюша, Катенька, Аленушка,  Димуля.  Воспитатель  обращает  внимание  детей  на  ласковую  интонацию.

«Разговор  по  телефону»

Цель:  развивать умение вести диалог по  телефону  на  соответствующую  тему.

Тему задает  воспитатель  (например,  поздравить  с  днем  рождения,  пригласить  в  гости,  договориться  о  чем – то).

Игры  на  развитие  навыков  взаимодействия  в  группе.

«Робот»
Цель:
 сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.


Дети  делятся  на пары.  Один  из  детей  исполняет роль изобретателя, другой – робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и  т. д. Затем  дети  меняются  ролями.

«Эхо»
Цель:
  учить  детей  быть  открытыми  для  работы  с  другими,  подчиняться  общему  ритму  движений.
Дети  отвечают  на  звуки  ведущего  дружным  эхо.  Например: на хлопок воспитателя дети отвечают  дружными хлопками.  Ведущий  может  подавать  другие  сигналы: серию хлопков, ритмический  рисунок,  постукивание  по столу. Упражнение  может  повторяться  несколько  раз.

 «Руки - ноги»

Цель:  учить  детей  четко  подчиняться  несложной  команде;  учить  удерживать  внимание  на  собственной  работе,  борясь  со  стремление  повторить  движения  соседей.

Детям нужно безошибочно выполнить простые  движения  под  команду  педагога:  например,  на  один хлопок – поднять  руки  вверх,  на  два – встать.  Если  руки  уже  подняты,  а  звучит  один  хлопок,  то  их  нужно  опустить,  а  если  дети  уже  стоят,  то  на  два  хлопка  необходимо  сесть.  Меняя  последовательность  и  темп  хлопков,  педагог  пытается  сбить  детей,  тренируя  их  собранность.


«Удержи  предмет»

Цель: учить детей способности  к  согласованности действий  с  партнером.
Дети  работают  в  парах.  Пары  соревнуются  друг  с  другом.  

Педагог  предлагает  удержать  листок  бумаги  лбами (надувной  шар – животами)  без  помощи  рук,  передвигаясь  по  группе.  Побеждает  та  пара,  которая  дольше  удержит  предмет.

«Змея»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Дети  встают  «паровозиком»,  держатся  друг  за  друга.  Первый  ребенок – «голова  змеи»,  а  последний – «хвост  змеи».  «Голова  змеи»  пытается  поймать  «хвост  змеи»,  а  потом  уворачивается   от  него.  В  ходе  игры  ведущие  меняются.

Игры на телесный  контакт

«Возьмёмся  за  руки,  друзья»

Цель:  Учить  детей  чувствовать  прикосновение  другого  человека.

Педагог и дети стоят в  кругу, на  небольшом  расстоянии друг от  друга, руки  вдоль  туловища. Нужно  взяться за  руки, но  не  сразу,  а  по  очереди. Он  предлагает  свою руку ребенку, стоящему  рядом.  И  только  после  того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную  руку  он  отдает  соседу.  Постепенно  круг замыкается.
«Рисунок  на  спине»
Цель: развивать кожную чувствительность и  способность различать  тактильный  образ.

Дети разбиваются на  пары.  Один  ребенок  встает первым, другой – за  ним.  Игрок,  стоящий  сзади, рисует  указательным пальцем на спине партнера  образ, партнер угадывает  (домик,  солнце,  цветок,  грибок). Затем  дети  меняются  местами.

«Ручеек»


Цель:
  помочь  детям  войти  в  контакт,  сделать  эмоционально  значимый  выбор.

Дети  в  произвольном  порядке  разбиваются  на  пары.  Пары  располагаются друг  за  другом, взявшись  за  руки  и  подняв  сомкнутые  руки  вверх. Тот,  кому  не  хватило  пары,  проходит  под  сомкнутыми  руками  и  выбирает  себе  партнера. Новая пара встает сзади, а освободившийся  игрок  заходит  в  ручеек  и  ищет  себе пару.

«Руки  танцуют»

Цель:  помочь  детям  настроиться  на  другого  человека  и ответить  на  его  готовность  сотрудничать.

Игровое упражнение выполняется в парах.  Необходимо  соприкоснуться ладонями (более  сложный вариант – указательными пальцами) и, не разминая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную  музыку.

Игры,  направленные  на  сплочение  детей.

«Ледоход»  (с 6 лет)
Действующие  лица:  
две  группы  детей,  берега  и  льдинки,  веточки.
Содержание:  Дети  становятся  в  два  ряда – это  берега.  Ряды  могут  быть  самой  разной  формы.  Вторая  группа  изображает  льдинки,  ветки, т.е.  все,  что  плывет  по  реке.

Инструкции:  Разделитесь  на  две  группы,  первая  группа  будет  рекой,  у  реки  два  берега.  Встаньте  в  два  ряда.  Вторая  группа  

будет  льдинками  на  воде,  веточками.  «Льдинки»,  вы  плывете  по  реке,  сталкиваетесь,  пропускаете  других.  Вы,  «берега»,  помогайте  льдинкам  и  веточкам  плыть,  регулируйте  ледоход.


«Лунный  камень» (с 5 лет)
Действующие  лица:  
дети,  передающие  друг  другу  лунный  камень  (любой  предмет).

Содержание:  Дети,  расположившись  по  кругу,  произносят  скороговорки,  загадки,  считалки,  чистоговорки  и  знакомые  стихи  по  одному  слову,  по  очереди.  Для  того,  чтобы  очередь  соблюдалась,  дети  по  кругу  передают  лунный  камень.  Пока  камень  у  говорящего,  другие  дети  молчат.

Инструкции:  Мы  будем  рассказывать  знакомые  стихотворения  по  очереди,  каждый  скажет  по одному  слову.  Есть  одно  правило – говорит  только тот,  у кого  есть  лунный  камень.  Я  начинаю: «Наша Таня…» - передает  мяч  другому.

«Шапка – невидимка» (с 5 лет)

Действующие  лица:  дети
Содержание:  Дети  встают  в  круг.  Педагог  сообщает  о  том,  что  у  него  есть  шапка – невидимка.  Воспитатель  говорит «Ураган»,  дети  разбегаются  по  группе,  а  воспитатель  набрасывает  покрывало  на  группу  детей.  «Ураган  стих»,  дети  становятся  в  круг – домик  и  угадывают,  кого  нет.

«Здравствуй  и  прощай» (с 4 лет)

Действующие  лица:  дети,  герои  сказок.

Содержание:  дети  стоят  в  кругу,  а водящий  находится  в  центре,  бросает  мяч  и  говорит  слова  приветствия  или  прощания.  Ребенок  

возвращает  мяч,  произносит  ответные  фразы.  Затем  позиции  меняются.  Водящий  громко  называет  свою  роль (персонажа),  дети  здороваются  или  прощаются  с  пожилым  или  веселым  персонажем,  учитывая  содержание  сказки.

Вопросы  для  беседы:

Встретились  ли  вам  среди  слов  приветствия  и  прощания  новые,  которые  вы  раньше  не  слышали?

Какие  из  них  вы  чаще  всего  говорите  людям?

Одинаковые  ли  слова  нужны  нам,  чтобы  приветствовать  Карабаса – Барабаса  и  Буратино? 

«Два  зеркала» (с 6 лет)

Действующие  лица:  Королева  и  невидимый  король – для  девочек,  Король  и  Невидимая  королева – для  мальчиков,  два  зеркала – дети.

Содержание: двое  детей  изображают  зеркала,  одно  говорящее,  второе  молчащее.  Королева  стоит  перед  зеркалом,  не  поворачиваясь,  позади  нее -  Невидимый  король.  Королева  угадывает,  кто  находится  за  ней,  помогают  ей  зеркала.  Говорящее

– движениями подсказывает,  не  называя  ребенка,  но  описывая  его  черты.  Молчащее - подсказывает  пантомимическими  движениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций на уроке русского языка

Данный материал предназначен для уроков русского языка, где учитель использует игровые ситуации, способствующие развитию логического мышления....

Статья "Развитие критического мышления в игровых ситуациях"

В статье автор делится опытом  проведения уроков в технологии развития критического мышления....

Игры и игровые ситуации на уроках окружающего мира.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изуча...

Сказочно-игровые ситуации на уроках французского языка во 2 классе.

Игровая деятельность в начальной школе.учитывает психолого-педагогическую природу ребёнка, отвечает его потребностям и интересам.  При изучении французского языка даёт возможность повысить ...

Использование игровых ситуаций и оценочной деятельности на уроках как факторы, влияющие на мотивацию младших школьников

Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной а...

Использование игровых ситуаций на уроках английского языка

В статье приводятся примеры использования игровых ситуаций на уроках английского языка....