Игровые ситуации
учебно-методический материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Для того, чтобы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками, разрушить у ребенка страх, что его отвергают, необходимо проводить игры, в которых дети должны говорить друг другу ласковые имена, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараться сделать друг для друга приятное. Такое внимание помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив от общения со сверстниками.
«Добрые волшебники».
Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку: « В одной стране жил злой волшебник - грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать». Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему: «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.
«Волшебные очки».
Взрослый объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто наденет их, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки… «Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство. «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
«Комплименты»
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить его за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.
«Конкурс хвастунов».
Дети садятся в круг в случайном порядке. А взрослый объявляет: «Сейчас мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно - иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.
«Подарки».
Перед игрой педагог готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т.д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В классе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет»,- говорит воспитатель. По очереди дети подходят с подарками к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.
Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению.
«Кто говорит»
Цель: развивать внимание к партнеру, слуховое восприятие.
Дети стоят полукругом. Один ребенок – в центре, спиной к остальным. Дети задают вопросы, на которые он должен ответить, обращаясь по имени к задавшему вопрос. Он должен узнать, кто обращался к нему. Тот, кого ребенок узнал, занимает его место.
«Угадай, кто это»
Цель: развивать внимание наблюдательность.
Упражнение выполняется парами. Один ребенок (по договоренности) закрывает глаза, второй меняется местами с другим ребенком, из другой пары. Первый на ощупь определяет, кто к нему подошел, и называет его имя. Выигрывает тот, кто сможет с закрытыми глазами определить нового партнера.
«Пожелание»
Цель: воспитывать интерес к партнеру по общению.
Дети садятся в круги, передавая мяч (палочку, флажок), высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе прекрасного настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас».
«Комплименты»
Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.
Дети становятся в круг. Педагог, отдавая мяч одному из детей, говорит ему комплимент. Ребенок должен сказать «спасибо» и передать мяч другому, произнеся при этом ласковые слова в его адрес. Тот, кто принял мяч, говорит «спасибо» и передает следующему ребенку. Дети, говоря комплименты и слова благодарности, передают мяч сначала в одну, потом в другую сторону.
«Закончи предложение»
Цель: учить детей осознавать свои привязанности, симпатии, интересы, увлечения и рассказывать о них.
Дети стоят в кругу. В качестве ведущего – педагог. У него в руках мяч. Он начинает предложение и бросает мяч - ребенок заканчивает предложение и возвращает мяч взрослому:
Моя любимая игрушка…
Мой лучший друг…
Мое любимое занятие…
Мой любимый праздник…
Мой любимый мультфильм…
Моя любимая сказка…
Моя любимая песня.
Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог.
«Ласковое имя»
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету. При этом называют друг друга ласково: Танюша, Катенька, Аленушка, Димуля. Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
«Разговор по телефону»
Цель: развивать умение вести диалог по телефону на соответствующую тему.
Тему задает воспитатель (например, поздравить с днем рождения, пригласить в гости, договориться о чем – то).
Игры на развитие навыков взаимодействия в группе.
«Робот»
Цель: сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию.
Дети делятся на пары. Один из детей исполняет роль изобретателя, другой – робота. Робот, ища спрятанный предмет, движется по указанию изобретателя прямо, влево и т. д. Затем дети меняются ролями.
«Эхо»
Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.
Дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например: на хлопок воспитателя дети отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков, ритмический рисунок, постукивание по столу. Упражнение может повторяться несколько раз.
«Руки - ноги»
Цель: учить детей четко подчиняться несложной команде; учить удерживать внимание на собственной работе, борясь со стремление повторить движения соседей.
Детям нужно безошибочно выполнить простые движения под команду педагога: например, на один хлопок – поднять руки вверх, на два – встать. Если руки уже подняты, а звучит один хлопок, то их нужно опустить, а если дети уже стоят, то на два хлопка необходимо сесть. Меняя последовательность и темп хлопков, педагог пытается сбить детей, тренируя их собранность.
«Удержи предмет»
Цель: учить детей способности к согласованности действий с партнером.
Дети работают в парах. Пары соревнуются друг с другом.
Педагог предлагает удержать листок бумаги лбами (надувной шар – животами) без помощи рук, передвигаясь по группе. Побеждает та пара, которая дольше удержит предмет.
«Змея»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Дети встают «паровозиком», держатся друг за друга. Первый ребенок – «голова змеи», а последний – «хвост змеи». «Голова змеи» пытается поймать «хвост змеи», а потом уворачивается от него. В ходе игры ведущие меняются.
Игры на телесный контакт
«Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: Учить детей чувствовать прикосновение другого человека.
Педагог и дети стоят в кругу, на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Он предлагает свою руку ребенку, стоящему рядом. И только после того, как ребенок почувствовал руку взрослого, свою свободную руку он отдает соседу. Постепенно круг замыкается.
«Рисунок на спине»
Цель: развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок встает первым, другой – за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнера образ, партнер угадывает (домик, солнце, цветок, грибок). Затем дети меняются местами.
«Ручеек»
Цель: помочь детям войти в контакт, сделать эмоционально значимый выбор.
Дети в произвольном порядке разбиваются на пары. Пары располагаются друг за другом, взявшись за руки и подняв сомкнутые руки вверх. Тот, кому не хватило пары, проходит под сомкнутыми руками и выбирает себе партнера. Новая пара встает сзади, а освободившийся игрок заходит в ручеек и ищет себе пару.
«Руки танцуют»
Цель: помочь детям настроиться на другого человека и ответить на его готовность сотрудничать.
Игровое упражнение выполняется в парах. Необходимо соприкоснуться ладонями (более сложный вариант – указательными пальцами) и, не разминая ладони, осуществлять разнообразные движения рук под танцевальную музыку.
Игры, направленные на сплочение детей.
«Ледоход» (с 6 лет)
Действующие лица: две группы детей, берега и льдинки, веточки.
Содержание: Дети становятся в два ряда – это берега. Ряды могут быть самой разной формы. Вторая группа изображает льдинки, ветки, т.е. все, что плывет по реке.
Инструкции: Разделитесь на две группы, первая группа будет рекой, у реки два берега. Встаньте в два ряда. Вторая группа
будет льдинками на воде, веточками. «Льдинки», вы плывете по реке, сталкиваетесь, пропускаете других. Вы, «берега», помогайте льдинкам и веточкам плыть, регулируйте ледоход.
«Лунный камень» (с 5 лет)
Действующие лица: дети, передающие друг другу лунный камень (любой предмет).
Содержание: Дети, расположившись по кругу, произносят скороговорки, загадки, считалки, чистоговорки и знакомые стихи по одному слову, по очереди. Для того, чтобы очередь соблюдалась, дети по кругу передают лунный камень. Пока камень у говорящего, другие дети молчат.
Инструкции: Мы будем рассказывать знакомые стихотворения по очереди, каждый скажет по одному слову. Есть одно правило – говорит только тот, у кого есть лунный камень. Я начинаю: «Наша Таня…» - передает мяч другому.
«Шапка – невидимка» (с 5 лет)
Действующие лица: дети
Содержание: Дети встают в круг. Педагог сообщает о том, что у него есть шапка – невидимка. Воспитатель говорит «Ураган», дети разбегаются по группе, а воспитатель набрасывает покрывало на группу детей. «Ураган стих», дети становятся в круг – домик и угадывают, кого нет.
«Здравствуй и прощай» (с 4 лет)
Действующие лица: дети, герои сказок.
Содержание: дети стоят в кругу, а водящий находится в центре, бросает мяч и говорит слова приветствия или прощания. Ребенок
возвращает мяч, произносит ответные фразы. Затем позиции меняются. Водящий громко называет свою роль (персонажа), дети здороваются или прощаются с пожилым или веселым персонажем, учитывая содержание сказки.
Вопросы для беседы:
Встретились ли вам среди слов приветствия и прощания новые, которые вы раньше не слышали?
Какие из них вы чаще всего говорите людям?
Одинаковые ли слова нужны нам, чтобы приветствовать Карабаса – Барабаса и Буратино?
«Два зеркала» (с 6 лет)
Действующие лица: Королева и невидимый король – для девочек, Король и Невидимая королева – для мальчиков, два зеркала – дети.
Содержание: двое детей изображают зеркала, одно говорящее, второе молчащее. Королева стоит перед зеркалом, не поворачиваясь, позади нее - Невидимый король. Королева угадывает, кто находится за ней, помогают ей зеркала. Говорящее
– движениями подсказывает, не называя ребенка, но описывая его черты. Молчащее - подсказывает пантомимическими движениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых ситуаций на уроке русского языка
Данный материал предназначен для уроков русского языка, где учитель использует игровые ситуации, способствующие развитию логического мышления....
Статья "Развитие критического мышления в игровых ситуациях"
В статье автор делится опытом проведения уроков в технологии развития критического мышления....

Игры и игровые ситуации на уроках окружающего мира.
Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изуча...

Сказочно-игровые ситуации на уроках французского языка во 2 классе.
Игровая деятельность в начальной школе.учитывает психолого-педагогическую природу ребёнка, отвечает его потребностям и интересам. При изучении французского языка даёт возможность повысить ...

Использование игровых ситуаций и оценочной деятельности на уроках как факторы, влияющие на мотивацию младших школьников
Как организовать учебную деятельность школьников, чтобы она стала для них не просто обязанностью, а радостью познания мира? Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной а...
Использование игровых ситуаций на уроках английского языка
В статье приводятся примеры использования игровых ситуаций на уроках английского языка....

« Использование игровых ситуаций на уроках, как фактор, влияющий на мотивацию учащихся в начальной школе »
Использование игр в обучении младших школьников...
