Статья "Развитие критического мышления в игровых ситуациях"
статья (3 класс)
В статье автор делится опытом проведения уроков в технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kriticheskogo_myshleniya_v_igrovyh_situatsiyah.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие критического мышления в игровых ситуациях
Школа должна готовить ребёнка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и чётко ответить на вопрос: каким ему видится ребёнок — человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятию самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.
Я за ученика думающего, творческого, целеустремлённого. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас сложен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать трудное решение, умея отстаивать собственное мнение.
На мой взгляд, ученик думающий — это прежде всего ученик читающий, любящий родное слово, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы. Бурное развитие компьютерной техники, заботы родителей, направленные только на достижение материального благополучия, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становится всё меньше. Наметился спад читательского интереса. В связи с этим проблема формирования навыка осознанного чтения вышла на первый план в работе учителей начальной ступени школьного образования.
Овладение чтением для ребёнка 6-9 лет — процесс длительный и нелёгкий, отнимающий много душевных сил и времени. И до тех пор, пока ребёнок не научится читать быстро, а главное осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия.
Традиционные требования к технике чтения учащихся таковы, что проверяется, сколько слов ученик читает в минуту, то есть беглость чтения, и лишь затем — осмысленность. Я же во главе всего ставлю осмысленное, вдумчивое чтение, чтение — размышление, так как только такое чтение развивает мышление более высокого уровня. Сформировать у учащихся навык осмысленного чтения помогает мне технология критического мышления.
Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, способность высказывать собственное мнение по определённому вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли. Сформированное критическое мышление — это результат хорошо спланированных уроков, имеющих свои правила и свою структуру.
Структура урока в технологии критического мышления: побуждение; поиск ответов (из опыта собственных занятий); рефлексия(этап размышления, закрепления)
Мои уроки, построенные по технологии критического мышления, доказывают, что учащиеся младших классов способны достаточно глубоко мыслить, выражать свою точку зрения, ставить проблему и находить пути их решения. В моей практике накопилось множество приёмов, которые я использую на разных этапах урока в технологии критического мышления.
На этапе ПОБУЖДЕНИЕ идёт формирование личностного интереса к получению новой информации. Учащийся вовлечён в воспоминание того, что он знает, это побуждает ученика проанализировать собственные знания и определить цель исследования изучаемой темы. Задача учителя на этом этапе — обобщить знания учащихся по данной теме, помочь каждому ученику определить «своё личное знание» и основные цели.
Для этого я использую таблицу «Знаю — хочу знать — узнал». Например, при работе над рассказом Н. Носова «Мишкина каша» ставлю вопросы учащимся:
Что вы знаете об этом писателе?
Что вы считаете нужным узнать?
Ответы вписываются в первые две колонки таблицы.
Поработав в парах, ученики заполняют третью колонку таблицы. Идёт обсуждение: совпало ли первоначальное представление с последующим.
Знаю
Автор рассказов «Живая шляпа», «Фантазёры», «Огурцы», «Заплатка»...
Его герои попадают в смешные, иногда нелепые ситуации.
Хочу знать
Биографию
Прочитать новый рассказ Н. Носова «Мишкина каша»
Узнал
Н. Носов — автор рассказа «Мишкина каша»
Рассказ Н. Носова о дружбе, друзьях,совместных делах и развлечениях, о любимых.
Данный приём позволяет учащимся определить цель изучения и основную мысль рассказа. Дети говорят о том, что автор предлагает взглянуть на себя со стороны, чтобы не оказаться в смешной ситуации.
Использование приёма ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ тоже можно применить для определения темы урока и дальнейшей цели изучения произведения.
Например, при изучении рассказа А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» провожу беседу по иллюстрации. Дети отвечают на вопрос «Без чего не может обойтись ни один человек?», «Как появились фамилии?». Эта беседа наводит ребят на самостоятельное определение темы урока и названия произведения, над которым мы будем работать. С помощью прогнозирования делаем предположения о внешности героев, об их манерах поведения, думаем, кому может соответствовать крылатое выражение «Лошадиная фамилия», рассматриваем иллюстрации в хрестоматии. Затем сопоставляем с прочитанным, объясняем значение выражения, вынесенного в заглавие.
Знакомство с пьесой — сказкой «Синяя птица» начинаю, пользуясь приёмом «Ассоциации». Он даёт возможность определить тему урока, развить воображение, интуицию. Ребята высказывают предположение о содержании пьесы. Обсуждаем название пьесы, называем ассоциации, которые вызывает это словосочетание.
Ребята говорят: «Радость, мечта, счастье, надежда, полёт, неизвестность».
Затем задаю вопрос: «Почему именно так называется эта пьеса?», «Что может произойти в пьесе с таким названием?».
Прошу сформулировать свои догадки.
Благодаря приёму ассоциации дети могут высказывать свои предположения о содержании пьесы. Они говорят о том, что синей птицы не существует на самом деле, поэтому в пьесе идёт речь о мечте, надежде, поисках счастья.
Главными задачами второго этапа ПОИСК ОТВЕТОВ является активное получение информации, соотнесение нового с уже известным. Задача учителя на этом этапе — установление последовательной связи между известными и вновь полученными знаниями для создания нового понимания.
Одним из моих любимых приёмов на этом этапе урока является «Чтение с пометами», этот приём помогает снять проблему неосмысленного чтения текста.
Сама идея чтения с пометами не нова. Эффективность применения приёма в моей практике повышается за счёт использования во время чтения нескольких условных обозначений. Наблюдаю за читающими детьми, получившими задание ставить в тексте несколько специальных значков, причём не просто подчеркнуть важную информацию, а выделить то, что является новым и интересным. Вижу, что прежде, чем поставить тот или иной значок, ребёнок задумывается, просматривает текст, решает, какой значок поставить.
Этот приём я применяю при знакомстве с рассказами А. П. Чехова о животных. Даю задание прочитать текст и, пользуясь специальными значками, произвести разметку в пустых квадратах, которые стоят после некоторых предложений текста. Вот предложения, возле которых стоят пустые квадраты:
Если невнимательно отнесёмся к животным, легко очутиться в смешном положении, как бы говорил писатель в одном из своих произведений.
В рассказах А. П. Чехова есть жалость к животным и тоска.
«Две сказки из собачьей жизни» - так назвал свои два рассказа А. П. Чехов.
Каштанке повезло, потому что Чехов помог ей выразить свои чувства, но Чехов помог и нам — он показал, что собаки ласковы, любят, когда рядом друг, сто они могут скучать, радоваться и всё понимать.
В квадраты нужно вставить следующие значки:
«-» - это я знал;
«+» - это новое для меня;
«!» - этим я удивлён;
«*» - это было интересно;
Ещё один приём, помогающий вовлечь учащихся в активную работу - «Чтение с остановками».
Этот приём, на первый взгляд, очень похож на комментированное чтение. Однако следует отметить, что эти два приёма преследуют разные цели. С помощью комментированного чтения проясняются непонятные моменты текста. Чтение с остановками способствует развитию навыков вдумчивого чтения, даёт возможность предположить развитие дальнейших событий, проявить фантазию. Используя этот приём, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста.
Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположенного, а что — нет, и объясняют свои ответы.
Использование этого приёма открывает возможности для целостного видения произведения, позволяет понять характер главного героя, посочувствовать ему, погружает во внутренний мир человека.
Например, после чтения первой части рассказа Л. Н. Толстова «Косточка», которая заканчивается предложением «Он всё ходил мимо слив», задаю вопрос: «Как вы думаете, Ваня взял сливу или нет?»
Слышу различные мнения.
Кто-то рассуждает, что он подождал, пока все уйдут, и взял сливу; другие — что он честный мальчик и не мог так поступить, потому что мама, наверное, посчитала сливы. Ребята воображают, представляют себя на месте Вани: «Я бы так не сделал, не стал бы огорчать своих родителей, чтобы они думали обо мне, как о маленьком воришке». Наблюдая за своими учениками в процессе обсуждения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать рассказ до конца, понять, почему он так поступил: съел сливу.
Я выслушиваю мнения ребят и соглашаюсь с ними. Интересно, что во время обсуждения начинают говорить даже те дети, которые обычно предпочитают отмалчиваться. Ребята учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения. На мой взгляд, такой приём работы и является основным признаком осмысленного и вдумчивого чтения, стимулирующим к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.
Логическим завершением такого чтения с остановками на этапе рефлексия является короткая письменная работа (в терминологии технологии - «эссе»). Именно на этом этапе учащиеся выражают свои мысли через информацию, которую получили, создают текст, в котором по-своему излагают тему. Как правило, используют этот приём в третьем и четвёртом классах, так как у этих учащихся больше словарный запас.
Выразить своё эмоциональное отношение к героям произведений на заключительном этапе (рефлексия) своё понимание художественного образа можно ещё с помощью приёма написания стихотворения по алгоритму: СИНКВЕЙНА.
Алгоритм составления синквейна:
Кто? Что? Существительное
Какой? 2 прилагательных
Что делает? 3 глагола
Что автор думает? Фраза из 4 слов о данном персонаже.
Кто? Что? Существительное(новое имя героя)
Синквейн способствует развитию поэтических способностей, творческого воображения. Составлять синквейн можно в группах, а затем индивидуально. Этот приём так нравится моим ученикам, что они самостоятельно составляют синквейны на своих одноклассников, друзей т. д.
Считаю продуктивным проводить уроки в технологии критического мышления, разработанные на основе межпредметной интеграции. Связывая знания по нескольким предметам в одно целое, учащиеся критически мыслят.
- Литературное чтение — изобразительное искусство. Например, работая над сказкой Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», после анализа сказки использую приём «Нарисуйте счастье», даю задание нарисовать совесть, добро, зло...
Чтобы нарисовать представленный образ, дети несколько раз перечитывали эпизоды, содержащие описание Щелкунчика, Мышиного Короля, а затем создавали словесный образ,делали умозаключения: Щелкунчик — сердце, Мышиный Король — два острых зуба.
- Связь литературного чтения и истории осуществляю при чтении сказки П. Ершова «Конёк — Горбунок». Находим в сказке устаревшие слова и выражения с помощью чтения с пометами, работаем над лексическим значением архаизмов.
- Читая стихотворение Н. Ламм «Зелёный репейник», высказываем свои предположения о дальнейшем путешествии репейника, сочиняем сказку. Делаем научный доклад на тему «Растение репейник», обращаясь к предмету «Окружающий мир», ведь предположить, как путешествует это растение, можно только тогда, когда знаешь его особенности.
- «Математика и литература» - сама тема урока по обучению грамоте уже предполагает связь этих двух предметов. Чтение текстов, содержащих условия задач, требует их решения. Используем приём «Допиши предложение». Чтобы дописать предложение, нужно решить задачу и обосновать ответ.
Иногда целый урок посвящён какому-то одному виду искусства, например театру. На уроке обучения грамоте готовимся к выразительному чтению через инсценирование русских народных сказок «Три медведя», «Кот и лиса» и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработка и проведение уроков в технологии развития критического мышления даёт мне возможность добиваться стабильно высоких результатов обучения. Труд учителя, работающего в данной технологии, достаточно сложен, но интересен.
Использование технологии развития критического мышления позволяет достичь следующих результатов:
- изменить отношение детей к уроку чтения(после изучения произведения какого-либо автора ученики идут в библиотеку ипродолжают самостоятельно знакомится с творчеством писателя);
- повысить познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать своё исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения);
- развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера;
- изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);
- мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (они учатся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру);
- создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе «учитель — ученик — класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.
Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....
Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий
«Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»(А.С.Пушкин)Методическая разработка : Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» Цель:обобщить и систематизиров...
Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей "Внеклассное чтение во 2 классе" Н.Н. Светловская "Ме
Тема: «Урок игрового характера на основе личностно-ориентированной системы с использованием приемов технологии критического мышления» (сказки К. Чуковского) Литература: Н.Н. Светловская, О.В. Дже...
Игра-путешествие «По страницам любимых сказок» (игровое занятие в группе продлённого дня с использованием элементов технологии «Критическое мышление» и компьютерных технологий).
Заинтересовать учащихся в группе продленного дня к знаниям по теме «Сказки», вызвать у детей положительные эмоции, привить интерес к сказкам. Научить их анализировать и интерпритировать....
Методическая разработка игрового занятия в ГПД с использованием элементов критического мышления и компьютерных технологий на тему: "Игра-путешествие "По страницам любимых сказок"".
Методическая разработка игрового занятия в ГПД (3 класс) с использованием элементов критического мышления и компьютерных технологий на тему: "Игра-путешествие "По страницам любимых сказок&qu...