логопедическая программа индивидуальных логопедических занятий с обучающимся по АООП вариант 8.3
методическая разработка по логопедии

Смирнова Людмила Васильевна

Разработана логопедическая рабочая программа для обучающегося по АООП вариан 8.3. 

У ребёнка присутствовала речь, с грубым нарушеним звукопроизношения, с несформированной коммуникацией. В речи присутствовала эхолалия. Обучающийся знал все буквы, было сформировано слогослияние. Читал слова, предложения, небольшие тексты, но не понимал прочитанного, не соотносил прочитанное с картинками. Писал печатными буквами. Присутствовало полевое поведение. За год обучения прошла хорошая коррекция эмоционально - волевой сферы, звукопроизношения. Автоматизации звуков нет, смешение парных звонких - глухих согласных,твёрдых - мягких согласных. К обучению мотивирован, работоспобный. Стал обращаться с просьбами. Но в совместную деятельность с детьми не включается. Активно участвует во внеурочной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon программа логопедической работы321.7 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская  школа-интернат»

 

5

 Программа

индивидуальной логопедической работы

по курсу «Коррекция звукопроизношения»

обучающегося 2 класса

Срок реализации 1 год

Разработчик Смирнова Л.В.

учитель - логопед высшей категории

Зеленогорск, 2025

I. Пояснительная записка

Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, РАС, вариант ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ 8.3., на основании рекомендаций ТПМПК, результатов индивидуальной речевой диагностики обучающегося.

По заключению ТПМПК - РАС, вариант ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ 8.3.

Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи.

Обучающийся зачислен на индивидуальное логопедическое сопровождение в связи с недоразвитием экспрессивной и импрессивной речи, недоразвитием вербальных и невербальных коммуникативных умений, речевых средств, для формирования вербальных коммуникаций. Отмечается недоразвитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, сенсорной сферы, двигательной сферы.

Цель программы: формирование звукопроизношения, речевых умений с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Задачи программы:

  1. Развивать артикуляционную моторику, зрительную  и слухо – произносительную дифференцировки;
  2. Коррегировать звукопроизношение: автоматизировать звуки;
  3. Формировать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов, навык слогослияния, навык чтения;
  4. Расширять и актуализировать словарь, формировать фразовую речь;
  5. Формировать коммуникативные умения учащегося с использованием речевых средств и  средств невербальной коммуникации.

II. Содержание программы

Курс коррекционных логопедических  занятий направлен на коррекцию всех видов речи.

Коррекционная работа ведётся по 2 направлениям, разделы программы тесно связаны между собой:

  1. импрессивная речь – понимание слова, фразы, соотнесение слова с образом (картинкой, написанного слова); обращённой речи;
  2.  экспрессивная речь – коррекция звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза;

- формирование способности анализировать слоговой состав слова;

- обогащение пассивного и активного словаря, формирование словоизменения, построение фразы, как ответа на вопрос, формирование диалогической речи;

  1.  формирование и развитие письменной речи: письма и чтения;
  2.  формирование сенсорной сферы, двигательной сферы.

Основным методом работы с учащимся являются упражнения. На каждом занятии проводится работа над слушанием, говорением, письмом, чтением.

       Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, использование интерактивного оборудования «Умное зеркало», наглядного дидактического и раздаточного материала. Тематика занятий представлена следующими темами:

  1. Автоматизация  шипящих звуков в слогах, словах, чистоговорках;
  2. Автоматизация  шипящих звуков в словах,  предложении, фразе.

В рамках занятий ведётся работа над словом, формированием и обогащением словаря,  над построением предложения (с опорой на написанные слова), фразовой речью, работа по формированию правильного выразительного чтения.

      Формы текущего контроля, промежуточная аттестация:

- практические задания (ПЗ) по проверке правильного звукопроизношения, способности к чтению, «глобальному» чтению, узнаванию букв, слогов,  слов, соотнесению картинки со словом, построения простого предложения, как ответа на вопрос;

- диагностика (Д) на конец учебного года: контрольные срезы в виде практических заданий (ПЗ), наблюдений (Н) по состоянию звукопроизношения, слогового состава слова, фонематического восприятия,  анализа и синтеза, словоизменения, способности к построению фразы в устной речи (как ответа на вопрос) с опорой на написанные слова;

- динамика коррекции коммуникативных навыков с использованием вербальных и невербальных умений.

Ш. Учебно – тематический план

№ п/п

Наименование раздела

и тем учебного предмета

Всего  часов

В том числе на:

Формы

текущей

аттестации

экскурсии

творческие

работы

практические работы

контрольные

 работы

Автоматизация звука [Ш] слогах, словах, чистоговорках.

5

5

ПЗ, Н, Д

Автоматизация звука [Ш] в словах, предложении, фразе.

5

5

ПЗ, Н.Д

Всего часов

10

10

IV. Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Задачи занятия

Содержание: методы, приёмы коррекционно – педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы)

Развивающая предметно – пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный демонстрационный материал)

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах.

Задачи:

  1. Учить

правильно произносить звук

[ Ш ] в слогах, словах. 2.Развивать  способность  к обобщению, расширять лексический запас;

3.Развивать слуховое

и зрительное восприятие, зрительно –моторную координацию, артикуляционную моторику, звукобуквенный анализ, навык чтения;

4.Воспитывать любовь

к домашним животным, способствовать развитию правильной речи.

-Слуховое восприятие.

Игра – отгадай, кто эти  звуки издаёт?

Лягушка, кошка, машина, лошадь.

-Игра «Поймай звук, покажи букву». Картинки со звуком Ш. Кубик с буквой Ш.

-Составление рассказа о звуке. Направляющая помощь при составлении описательного рассказа о звуке.

-Собери букву из элементов.

-Игра «Эхо» - повторение слоговых рядов.

.Чтение слоговой таблицы с буквой Ш.

- Физпауза. Игра «Топни,хлопни, когда услышишь звук Ш в словах».

Повторение слов по картинкам.

-Упражнение. Составление звуковых схем слов.

-Упражнение «Определи место звука в слове».

 - Составь слова из слогов. Какого слога не хватает?– прочитай (кошка, мышка, камыш.

 -Игра «Мамы и детёныши». Домашние животные.

-  Демонстрация упражнений на «Умном зеркале»:

упражнения артикуляционной зарядки, упражнения на дыхание,  развитие голоса, звукоподражания, зрительно-пространственной ориентировки, составление буквы из элементов, соотнесение схемы слов с картинкой,

-Плакат «Составь рассказ о звуке», моделирование описательного рассказа.

 -Карточка с буквой Ш, её элементы, кубики Зайцева с буквами, с буквой Ш,

.складовые картинки.

 -Модели звуков «Звуковые человечки».

-Слоговые таблицы.

-Картинки по теме «Животные». Пиктограммы.

 -Лексика по теме «Животные»

-Игра «Вставь букву» на оборудовании «Умное зеркало».

-Игра на «Умном зеркале» Какого слога не хватает?»

Дидактическая игра – лото - «Мамы и детёныши» на «Умном зеркале»

2.

Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах.

Задачи:

1.Формировать

правильное произношение звука [Ш ] в слогах, словах. 2.Развивать  способность  к обобщению, расширять лексический запас;

3.Развивать слуховое

и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию, артикуляционную моторику, звукобуквенный анализ, навык чтения;

  1. Воспитывать

любовь к домашним животным, способствовать развитию правильной речи.

-Упражнение на повышение мотивации к правильной речи. Совместное с учителем проговаривание стихотворения.

«Давайте разговаривать и будем выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

 - упражнения артикуляционной зарядки, упражнения на дыхание, звукоподражания.

-Игра «Определи, какая картинка лишняя».(мешок, мышка, лошадь, кошка).

-Упражнение «Определи какой звук живёт во все словах, покажи букву».

-упражнение «Найди букву среди зашумлённых букв».

- Чтение слоговых рядов.

- Упражнение «Повтори правильно» - повторение слогов и слов-

Шо-шо-шо –хорошо

Ши-ши-ши – малыши

Ша – ша –а –лапша

Шель – шель – шель – вермишель

Аш-аш-аш-шалаш

Ыш-ыш-ыш-малыш

- Собери слова из кубиков Зайцева по складовым картинкам, из букв на интерактивном оборудовании.

-Закрепление звука в предложениях.

-Игра «У кого кто?»

Демонстрация упражнений на «Умном зеркале».

- Плакат «Составь рассказ о звуке», моделирование описательного рассказа

- Кубики Зайцева, буквы, слоговые таблицы, картинки по теме.

- Интерактивное оборудование «Умное зеркало» - игра «У кого кто»- называние взрослого животного и детёныша»,

-игра «Где они» распределение картинок, владение компьютерной мышкой.

3.

Автоматизация звука [Ш] в словах, чистоговорках.

Задачи:

1.Формировать

правильное произношение звука в  словах, чистоговорках, при чтении.

2.Развивать  способность  к обобщению, расширять лексический запас.

3.Развивать слуховое

и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию, артикуляционную моторику, звукобуквенный анализ, навык «глобального» чтения.

  1. Воспитывать

любовь к родным людям.

-Рассказ о звуке.

- чтение прямых и обратных слогов на слоговых таблицах.  

–Повторение чистоговорок (сопряжено и отражённо):

Ёшь – ёшь – ёшь –ты нам песенку споёшь

Ыш – ыш- ыш далеко шумит камыш

Ишу – ишу – ишу – принимайте в игру Мишу

Шу – шу – шу -дам конфету малышу

Аша-аша-аша – на столе стоит чаша

- Картинки по темам: семья, одежда,

Картинки – шарф, шуба, шапка, шкаф, школа, ремешок, калоши,  мыши, мешок, шашка, шишка, каша..

-Скороговорки.

-Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

-Тише, мыши, тише, мыши,

Кот сидит и еле дышит.

- Тише, мыши, не шумите,

Нашу Машу не будите.

Оборудование «Умное зеркало»: упражнения артикуляционной зарядки, упражнения на дыхание,  развитие голоса, звукоподражания, зрительно-пространственной ориентировке, пальчиковойзарядки,

-Плакат «Составь рассказ о звуке», моделирование описательного рассказа

- Кубики Зайцева, складовые картинки.

- Чтение слоговых рядов по методике «Поющие слоги» с гласными «масками», с прямыми и обратными слогами.

-Пиктограммы – дедушка, бабушка, тетушка, братишка, малышка – это семья.  Одежда – шуба, шапка, шарф, шинель, капюшон.

Пиктограммы – слова –действия. Игра «Кто что делает?»

-Игра «Один – много» - словоизменение.

Домашнее задание: читать чистоговорки, выучить 3 чистоговорки.

4.

Автоматизация звука [Ш] в  словах, чистоговорках.

Задачи:

1.Закреплять

правильное произношение звука в  словах, чистоговорках

 2.Развивать  способность  к обобщению, расширять лексический запас.

3.Развивать слуховое

и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию, артикуляционную моторику, звукобуквенный анализ, навык «глобального» чтения.

  1. Воспитывать

желание, мотивацию к говорению.

- упражнения артикуляционной зарядки, упражнения на дыхание, -пальчиковая зарядка, звукоподражание.

-Рассказ о звуке. Кубики Зайцева, слоговые таблицы.  Составь рассказ о звуке, используя звуковых человечков.

- Слоговой синтез слов:  мы-ши, на-ши, ва – ши, камы – ши, мы – ши, пи – ши, у – ши.

- Упражнение.Чтение, отхлопывание по слогам слов. Картинки: душ, камыш, шапка, кувшин, кошка, мышка, шкаф, машина, штаны, лягушка, кукушка, мишка, шишка, шубка, подушка, катушка, бабушка, дедушка, пышка, кашка, карандаш, пушка..

- Повторение слоговых рядов, чтение по методике «Поющие слоги» со стечением согласных.

Шта-што – шту- шты

Што – шту- шта – што

Ушт – ышт – ашт – ошт

Шкы – шку – шка- шко

Ышт – ашк- ошк –ушк

-Чистоговорки

Шишки у мишки

У мишки шишки,

У плюшевого мишки шишки.

- Игра «Один – много», «Нет чего, кого?»

Оборудование «Умное зеркало»:

- Кубики Зайцева, складовые картинки.

- Чтение слогов по методике «Поющие слоги» с гласными «масками», с прямыми и обратными слогами.

- Игра на компьютерном оборудовании «Умное зеркало» -

упражнения «Один – много», «Нет чего, кого?».

- Домашнее задание на развитие пространственного восприятия, словаря: «Где кто живёт», «Кому что нужно».

5.

Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях.

Задачи:

1.Учить правильно произносить звук [Ш ] в  словах, предложениях, учить преобразовывать слова.

2.Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности, развивать звуко – слоговые представления, расширять лексический запас.

3.Развивать слуховое

и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию.

4.Формировать коммуникативные умения:  задать вопрос, составить ответ

-Чтение таблиц слогов и слов.

- Упражнение «Составь слова из слогов, прочитай слово», используя кубики Зайцева.

-Игра «Большой – маленький», ( Скажи ласково) с опорой на написанное слово, чтение слов.

- кошка – кошечка, крошка – крошечка,

крышка – крышечка,  шапка – шапочка, кувшин – кувшинчик, шкаф - шкафчик, машина - машинка, штаны - штанишки, лягушка - лягушечка, кукушка - кукушечка, мишка - мишенька, шишка - шишечка, шуба - шубочка, подушка - подушечка, катушка - катушечка, бабушка - бабушечка, дедушка - дедуленька, пышка - пышечка, кашка – кашечка,  карандаш - карандашик, пушка – пушечка.

-Обучение составление предложений   по сюжетным картинкам с  опорой на написанные слова вопроса и ответа «Найди соответствия».

-Составление предложений по картинке и графической схеме предложения.

 -Направляющая помощь при составлении предложений как ответа на написанные вопросы.

Составление предложений: У кошки котёнок. У лошади жеребёнок.

Кошка пьёт молоко. Лошадь ест сено. Лошадь ест пшеницу. Кошка на крыше. Лошадь за шиповником. Свинья у мешка.

Оборудование «Умное зеркало»: упражнения артикуляционной зарядки, упражнения на дыхание,  развитие голоса, звукоподражания, зрительно-пространственной ориентировке, пальчиковой зарядки,

-Игры на «Умном зеркале:

«У кого кто?» «Что едят?»  

«Где спрятались животные?».

Пиктограммы «Животные», слова- предметы, действия.

-Напечатанные слова для составления  вопроса и ответа. Составление предложений, используя графическую схему»:

Для визуализации использование игры «Кто где?», «Кто что делает?» на интерактивном оборудовании

«Умное зеркало».

6.

Автоматизация звука [Ш]  в словах, предложениях.

Задачи:

1.Закреплять правильное произношение звука [Ш ] в  словах, предложениях, учить преобразовывать слова.

2.Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности, расширять лексический запас.

3.Развивать слуховое

и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию,

4.Формировать коммуникативные умения:  задать вопрос, составить ответ.

- Чистоговорка. Какой звук часто повторяется?

Шесть мышат в камышах шуршат.

- Характеристика звука, составь схему.

- Упражнение «Закончи слово слогом ША, ШИ, Начни слово со слога ША, ШИ, ШУ, ШО.

- ША – ры, ША – кал, Ша – лун, Ши-на, ШИ – ло, Шу – ьа, Шу – ра, Шо – рох, ШО – пот. ка –Ша, кры –Ша, гру –ША, ча –ША, афи – ША.

- Отгадать загадки, чтение и восприятие на слух с опорой на картинки - отгадки. Слово – отгадку собрать из букв.

Сижу верхом, не ведаю на ком. (шапка)

Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш).

-Картинки по теме «Одежда».

-Чтение предложений.

Это  Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка под шкафом. Кот за шкафом.

- Упражнение. Карточки с написанными вопросами к предложениям. Найди ответ на вопросы среди предложений.

-Оборудование «Умное зеркало».

- Карточки с написанными словами – какой звук – гласный, согласный, звонкий, глухой, шипящий, свистящий, твёрдый, мягкий.

-Буквы из кассы букв.

- Картинки по загадкам.

-Пиктограммы-  Картинки по теме «Одежда».

- Составление сюжетной картинки по теме «Одежда». Расположение предметов, в соответствии с предложениями, на доске.

Выделение предлогов словом.

 -Домашнее задание. Игра «Один – много», «Нет чего, кого?»

Наклеить картинки, нарисовать предметы, подписать слова.

7.

Автоматизация звука [Ш]  в словах, предложениях.

Задачи:

1. Закреплять правильное произношение звука [Ш ]  в  словах, предложениях, учить преобразовывать слова.

2.Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности, расширять лексический запас.

3.Развивать слуховое

и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию,

4.Формировать коммуникативные умения:  задать вопрос, составить ответ.

- Упражнение. Повтори цепочки слов, определи какой звук повторяется во всех словах.

Мышка – мишка – мушка- мошка – кошка- кашка

Пашка – пышка – пушка- душка- Дашка – Даша

- Упражнение. Собери схему о характеристике звука.

- Игра «Один – много» с мячом.

- Упражнение. Чтение предложений учителем. На слух выкладывание картинок – предметов в соответствии с предложениями на доске – моделирование предложений.

Вот Даша. У Даши кошка Машка.. Кошка под шкафом. Мышка за шкафом. Кошка бегает за мышкой.

- Упражнение. Составь предложения из слов, написанных на карточках, выдели предлоги.

-Оборудование «Умное зеркало».

- Схема - модель звука. Карточки с написанными словами – какой звук – гласный, согласный, звонкий, глухой, шипящий, свистящий, твёрдый, мягкий.

-Звучащий мяч.

- Картинки по теме предложений. -Пиктограммы – выкладывание и составление предложений  пиктограммами на основе картинок.

Составление сюжетной картинки по теме «Кошка и мышка». Расположение предметов, в соответствии с предложениями, на доске.

Выделение предлогов словом.

8.

Автоматизация звука [Ш]  во фразе.

Задачи:

1.Закреплть правильное произношение звука [Ш ] в  словах, предложениях, учить преобразовывать слова, учить составлять предложения по схеме, с заданными словами, с опорой на вопросы.

2.Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности, расширять лексический запас.

3.Развивать слуховое

и зрительное восприятие, звукобуквенный анализ, навык «глобального» чтения.

4.Формировать коммуникативные умения:  формировать диалогическую речь, в виде вопросно – ответной форме.

- Упражнение. Повтори цепочки слов, определи какой звук выделяла голосом. Мышка – мишка – мушка- мошка – кошка- кашка

Пашка – пышка – пушка- душка- Дашка – Даша

- Упражнение. Собери схему о характеристике  звука.

- Игра с мячом «Большой – маленький». -Чтение таблиц слогов и слов.

-Упражнение на звукобуквенный синтез слов. «Собери слово из букв».

- Упражнение. Чтение предложений учеником. На слух моделирование предложений.

Вот Даша. У Даши кошка Машка. Кошка под шкафом. Мышка за шкафом. Кошка бегает за мышкой.

- Упражнение. Составь предложения из слов, написанных на карточках, выдели предлоги.

Практическое задание. Работа над предложениями: прочитать, найти на карточках вопрос, ответ, составить рассказ.

-Оборудование «Умное зеркало».

- Схема - модель звука. Карточки с написанными словами – какой звук – гласный, согласный, звонкий, глухой, шипящий, свистящий, твёрдый, мягкий.

-Звучащий мяч.

- Картинки по теме предложений. Составление сюжетной картинки по теме «Кошка и мышка». Расположение предметов, в соответствии с предложениями, на доске.

Выделение предлогов словом.

- Составление фразы как ответа на поставленный вопрос с использованием пиктограмм.

9.

Автоматизация звука [Ш]  во фразе.

Задачи:

1.Закреплть правильное произношение звука [Ш ] в   предложениях, фразе, учить составлять предложения по схеме, с заданными словами, с опорой на вопросы.

2. Развивать звуко – слоговые представления, расширять лексический запас.

3.Развивать слуховое

и зрительное восприятие, ,.

4.Формировать коммуникативные умения: диалогическую речь.

-Чтение таблиц слогов по методике «Поющие слоги».

-Чтение таблиц слов: шляпа, лягушка, гнёздышко, мышка, Маша, каша, пушка, лягушки, ландыш, перышки, малышка, лукошко, картошка, кадушка, катушка, петушок, гребешок, шашки, шишки.

- Упражнение. Определи, какой звук и буква часто повторялись в словах? Составь схему звука.

- Упражнение. Деление написанных слов на слоги, используя мяч.

- Чтение текста  «Шляпа» с пропущенными словами. В помощь написанные слова.

-Упражнение. Чтение вопросов к каждому предложению. Поиски ответов в тексте.

-Домашнее задание. В тетрадь переписать вопросы, составить ответы на вопросы, используя текст.

- Оборудование «Умное зеркало».

-Схема - модель звука.

- Звучащий мяч.

- Карточки с написанными слогами.

- Чтение текста с пропущенными словами «Шляпа».

-Карточки с написанными вопросами. Найди в тексте предложение, ответь на вопросы.

Учимся читать. Картинки вместо слов. Продолжение | Чтение, Учимся ...

10.

Автоматизация звука [Ш]  во фразе.

Задачи:

1.Закреплть правильное произношение звука [Ш ] в предложениях, учить составлять предложения с заданными словами, с опорой на вопросы.

2.Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности.

3.Развивать слуховое

и зрительное восприятие, навык чтения.

4.Формировать коммуникативные умения:  диалогическую речь.

- Упражнение. Чтение таблиц слогов по методике «Поющие слоги».

- Игра «Большой – маленький».

-  Упражнение. Чтение слов, предложений, текста «Вместе веселее».

-. В помощь написанные слова.

-Упражнение. Чтение вопросов к каждому предложению. Поиски ответов в тексте.

-Домашнее задание. В тетрадь переписать вопросы, составить ответы на вопросы, используя текст.

- Оборудование «Умное зеркало»: -Схема - модель звука.

- Звучащий мяч.

- Текст с пропущенными словами.

- Карточки с написанными вопросами, подбери ответ из текста.

Чтение историй с картинками

V. Планируемые (возможные) результаты реализации программы

В соответствии с требованиями Стандарта оценке подлежат личностные и предметные результаты.

Личностные результаты  включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающегося.

 К ним относятся:

- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

- сформированность  устойчивого познавательного интереса к речи, как средству общения;

- сформированность стремления к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные результаты включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.

Предметными результатами  освоения программы  предполагается сформированность к концу года обучения следующих умений:

- сформировать правильное звукопроизношение звука [Ш ] в предложениях, во фразе, под контролем в собственной речи;

  возможная способность дифференцировать согласные и гласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие;

- понимать и выполнять  звукобуквенный анализ слова;

-  узнавать  и называть слова – действия,  слова - предметы;

- уметь изменять и образовывать слова в играх  «Один – много», «Большой – маленький», «Нет чего (кого)?»,  «Кому что нужно»;

- составлять фразу как ответ на вопрос;

- формировать  чтение  текстов, технической и смысловой стороны чтения;

- формировать способность к копированию речи, действия, деятельности.

VII. Условия реализации программы.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства:

  1. Интерактивное оборудование «Умное зеркало», игры по диагностики и  развитию речи.
  2. Компьютер, принтер, диктофон.
  3. Разработанные элементы занятий в электронном виде.

Учебно - дидактические материалы:

  1. Сенсорные коврики, наборы предметов.
  2. Пособия для различения неречевых звуков
  3. Кубики Зайцева, «складовые» картинки по методике Зайцева.
  4. Наборы пиктограмм, коммуникативные альбомы по лексическим темам.
  5. Предметные картинки на звуки, тексты для автоматизации поставленных звуков.
  6. Звуковые модели,  «Звуковые человечки», «Логопедическое лото».
  7. Магнитная азбука, касса букв, картинный материал.
  8. Развитие мелкой моторики, речевого дыхания на интерактивном оборудовании «Умное зеркало».
  9. Развитие эмоций – картинки с изображением эмоций, игра «Составь по образцу».
  10. Игрушки для предметной деятельности, проведения игровых моментов на занятиях.
  11. Набор картинного материала для работы над лексическим запасом.
  12. Дидактический материал: изображения (картинки, фото), карточки с заданиями, таблицы, моделирование процесса обучения: использование картинного плана,  графические модели.

        

        VIII. Оценка результативности прохождения программы.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.\

Достижение личностных результатов выражается в овладении доступными видами деятельности на занятиях, во внеурочной деятельности; сформированностью представлений, сформированностью устойчивого познавательного интереса к речи, как средству общения;

-сформированностью стремления к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи, 

коммуникаций, адаптации, возможности социального взаимодействия в классе, школе, вне школы.

Критерии           овладения

те

ри

и

ов

ла

де

ни

я

участие в деятельности      

сформированность представлений

установление

коммуникативного общения

адаптация в школе,

вне школы

отношение

к собственной

речи, к деятельности

отказа от деятельности нет

использование по прямой подсказке

установление зрительного контакта с собеседником

подчиняется режиму, адекватное поведение

сформирован

познавательный

интерес, речь инициирует при собственной

необходимости

действие выполняется ребёнком: с частичной помощью взрослого

использование с косвенной подсказкой (изображение, написанное слово)

реагирует на собственное имя

слышит  педагога, понимает и выполняет

инструкции

контроль за

собственной

 речью

 снижен

действие выполняется ребёнком по последовательной инструкции (изображения или вербально)

приветствует собеседника

жестом

словом, копирует учителя. выражает благодарность: словом «Спасибо»

привлекается к учебной и внеурочной деятельности в классе

с одноклассниками

не общается, в играх

участвует с привлечением

педагога,

игру не организует

действие выполняется ребёнком: по подражанию или по образцу

выражает свои желания жестом, словом. выражает согласие, несогласие жестом,  словом «нет, да»

привлекается к внеурочной деятельности в школе, в зависимости от  своего физического состояния

действие выполняется ребёнком:

самостоятельно с ошибками

выражает  просьбы о помощи жестом, с использованием картинки, пиктограммы, словом

участвует во внеурочных мероприятиях вне школы

включается в занятие, усидчив

прощается с собеседником жестом, (помахать рукой)словом

ориентируется в пространстве класса, школы

Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимся знания и умения по программе,  готовность к их применению.

Импрессивная речь

Экспрессивная речь

понимает слова, обозначающие предмет:

(по лексическим темам) – действия.

-усвоил обобщающие понятия с  использованием картинки, пиктограммы, написанного слова

на достаточном уровне сформировано артикуляционная моторика,  

диафрагмальное дыхание,  голос,

координации дыхания и голоса

звуки все поставлены, (изолированно), в потоке речи смешение звуков, имеющих акустико – артикуляционное сходство.

автоматизирован звук Ш  на уровне слогов, слов, фраз

понимает предложения, соотносит их с изображением:

- выражает свои желания словом «Дай, Возьми, На, Помоги, Принеси.

узнаёт  и называет слова – предметы,

слова – действия на уровне обиходной речи  

дифференциация согласных и гласных, звонких – глухих с направляющей помощью

дальнейшая автоматизация звуков на уровне слогов, слов, фраз, текста.

- понимает слова, обозначающие признак предмета: с  использование картинки, пиктограммы, символов, написанного слова

в речи не использует.        

понимает взаимосвязь слов в предложении: с  использование написанного слова,

картинки, пиктограммы.

 на достаточном уровне сформировано фонематическое восприятие, анализ,  синтез затруднён

сформирована слоговая структур слова без стечения согласных, воспроизводит ритм  слова

умеет изменять и образовывать слова в играх  «Один – много», «Большой – маленький», «Нет чего (кого)?»,  «Кому что нужно»;

обогащается словарь, расширяется понятийный словарь, способность к

словоизменению в играх

читает слова,   тексты, формируется техническая и смысловая стороны чтения на визуальной основе

понимает обращённую

речь на уровне интеллекта и программы

на достаточном уровне сформировано зрительное,

слуховое восприятие, развивать

двигательное,

тактильное восприятие

на достаточном уровне сформирована

 общая и мелкая моторика

составляет фразу как ответ на вопрос с опорой на написанный вопрос,

развита способность к копированию речи

знает все буквы, пишет письменными буквами достаточно самостоятельно слова, предложения, но иногда требуется направляющая помощь (заменяет строчную букву на печатную)

Базовые регулятивные действия.

принимать цели и произвольно включаться в деятельность

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев.

Базовые   познавательные действия.

- делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале;

- пользуется знаками, символами с направляющей помощью педагога;

- работает с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание);

- понимает элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ), предъявленные на бумажных носителях).

Базовые    коммуникативные действия.

- вступает в контакт (учитель – ученик), сам его не инициирует;

- обращается за помощью и принимает помощь;

- слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничает со взрослыми в разных социальных ситуациях;

- индифферентно относится к детям,  не сопереживает.

-дальнейшее

формирование

контроль  собственной речи

Базовые личностные действия.

- осознаёт себя, как ученика,

-сформирована мотивация к подражанию в речи, в деятельности, мотивация к обучению;

- ориентируется в пространстве класса, школы

-привлекается к внеурочной деятельности в школе, участвует во внеурочных мероприятиях вне школы

-с одноклассниками

не общается, в играх

участвует с привлечением

педагога,

игру не организует

- сформированы базовые основы учебной деятельности на уровне возраста и интеллекта, использует их с направляющей помощью взрослого и самостоятельно

-пользуется средствами вербальной и невербальной коммуникации с направляющей помощью взрослого

Рабочую программу усвоил на достаточном уровне, на основании результатов речевой диагностики,  диагностики базовых учебных действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ, имеющего ЗПР, как часть АОП (вариант 7.2) (ученик 1 класса доп.) пояснительная записка

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, п...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)

Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития....

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)

Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с сенсомоторной алалией.

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием)

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … со стёртой формой дизартрии.

В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...