логопедическая программа индивидуальных логопедических занятий с обучающимся по АООП вариант 8.3
методическая разработка по логопедии
Разработана логопедическая рабочая программа для обучающегося по АООП вариан 8.3.
У ребёнка присутствовала речь, с грубым нарушеним звукопроизношения, с несформированной коммуникацией. В речи присутствовала эхолалия. Обучающийся знал все буквы, было сформировано слогослияние. Читал слова, предложения, небольшие тексты, но не понимал прочитанного, не соотносил прочитанное с картинками. Писал печатными буквами. Присутствовало полевое поведение. За год обучения прошла хорошая коррекция эмоционально - волевой сферы, звукопроизношения. Автоматизации звуков нет, смешение парных звонких - глухих согласных,твёрдых - мягких согласных. К обучению мотивирован, работоспобный. Стал обращаться с просьбами. Но в совместную деятельность с детьми не включается. Активно участвует во внеурочной деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 321.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская школа-интернат»
5
Программа
индивидуальной логопедической работы
по курсу «Коррекция звукопроизношения»
обучающегося 2 класса
Срок реализации 1 год
Разработчик Смирнова Л.В.
учитель - логопед высшей категории
Зеленогорск, 2025
I. Пояснительная записка
Рабочая программа индивидуального логопедического сопровождения разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями, РАС, вариант ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ 8.3., на основании рекомендаций ТПМПК, результатов индивидуальной речевой диагностики обучающегося.
По заключению ТПМПК - РАС, вариант ФГОС НОО обучающегося с ОВЗ 8.3.
Логопедическое заключение: Системное недоразвитие речи.
Обучающийся зачислен на индивидуальное логопедическое сопровождение в связи с недоразвитием экспрессивной и импрессивной речи, недоразвитием вербальных и невербальных коммуникативных умений, речевых средств, для формирования вербальных коммуникаций. Отмечается недоразвитие артикуляционной моторики, звукопроизношения, сенсорной сферы, двигательной сферы.
Цель программы: формирование звукопроизношения, речевых умений с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи программы:
- Развивать артикуляционную моторику, зрительную и слухо – произносительную дифференцировки;
- Коррегировать звукопроизношение: автоматизировать звуки;
- Формировать фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, звукобуквенный и слоговой анализ и синтез слов, навык слогослияния, навык чтения;
- Расширять и актуализировать словарь, формировать фразовую речь;
- Формировать коммуникативные умения учащегося с использованием речевых средств и средств невербальной коммуникации.
II. Содержание программы
Курс коррекционных логопедических занятий направлен на коррекцию всех видов речи.
Коррекционная работа ведётся по 2 направлениям, разделы программы тесно связаны между собой:
- импрессивная речь – понимание слова, фразы, соотнесение слова с образом (картинкой, написанного слова); обращённой речи;
- экспрессивная речь – коррекция звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, звукобуквенного анализа и синтеза;
- формирование способности анализировать слоговой состав слова;
- обогащение пассивного и активного словаря, формирование словоизменения, построение фразы, как ответа на вопрос, формирование диалогической речи;
- формирование и развитие письменной речи: письма и чтения;
- формирование сенсорной сферы, двигательной сферы.
Основным методом работы с учащимся являются упражнения. На каждом занятии проводится работа над слушанием, говорением, письмом, чтением.
Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, использование интерактивного оборудования «Умное зеркало», наглядного дидактического и раздаточного материала. Тематика занятий представлена следующими темами:
- Автоматизация шипящих звуков в слогах, словах, чистоговорках;
- Автоматизация шипящих звуков в словах, предложении, фразе.
В рамках занятий ведётся работа над словом, формированием и обогащением словаря, над построением предложения (с опорой на написанные слова), фразовой речью, работа по формированию правильного выразительного чтения.
Формы текущего контроля, промежуточная аттестация:
- практические задания (ПЗ) по проверке правильного звукопроизношения, способности к чтению, «глобальному» чтению, узнаванию букв, слогов, слов, соотнесению картинки со словом, построения простого предложения, как ответа на вопрос;
- диагностика (Д) на конец учебного года: контрольные срезы в виде практических заданий (ПЗ), наблюдений (Н) по состоянию звукопроизношения, слогового состава слова, фонематического восприятия, анализа и синтеза, словоизменения, способности к построению фразы в устной речи (как ответа на вопрос) с опорой на написанные слова;
- динамика коррекции коммуникативных навыков с использованием вербальных и невербальных умений.
Ш. Учебно – тематический план
№ п/п | Наименование раздела и тем учебного предмета | Всего часов | В том числе на: | Формы текущей аттестации | |||
экскурсии | творческие работы | практические работы | контрольные работы | ||||
Автоматизация звука [Ш] слогах, словах, чистоговорках. | 5 | 5 | ПЗ, Н, Д | ||||
Автоматизация звука [Ш] в словах, предложении, фразе. | 5 | 5 | ПЗ, Н.Д | ||||
Всего часов | 10 | 10 | |||||
IV. Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Задачи занятия | Содержание: методы, приёмы коррекционно – педагогического воздействия (упражнения, игры, практические работы) | Развивающая предметно – пространственная среда (средства, оборудование, раздаточный демонстрационный материал) |
Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах. | Задачи:
правильно произносить звук [ Ш ] в слогах, словах. 2.Развивать способность к обобщению, расширять лексический запас; 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительно –моторную координацию, артикуляционную моторику, звукобуквенный анализ, навык чтения; 4.Воспитывать любовь к домашним животным, способствовать развитию правильной речи. | -Слуховое восприятие. Игра – отгадай, кто эти звуки издаёт? Лягушка, кошка, машина, лошадь. -Игра «Поймай звук, покажи букву». Картинки со звуком Ш. Кубик с буквой Ш. -Составление рассказа о звуке. Направляющая помощь при составлении описательного рассказа о звуке. -Собери букву из элементов. -Игра «Эхо» - повторение слоговых рядов. .Чтение слоговой таблицы с буквой Ш. - Физпауза. Игра «Топни,хлопни, когда услышишь звук Ш в словах». Повторение слов по картинкам. -Упражнение. Составление звуковых схем слов. -Упражнение «Определи место звука в слове». - Составь слова из слогов. Какого слога не хватает?– прочитай (кошка, мышка, камыш. -Игра «Мамы и детёныши». Домашние животные. | - Демонстрация упражнений на «Умном зеркале»: упражнения артикуляционной зарядки, упражнения на дыхание, развитие голоса, звукоподражания, зрительно-пространственной ориентировки, составление буквы из элементов, соотнесение схемы слов с картинкой, -Плакат «Составь рассказ о звуке», моделирование описательного рассказа. -Карточка с буквой Ш, её элементы, кубики Зайцева с буквами, с буквой Ш, .складовые картинки. -Модели звуков «Звуковые человечки». -Слоговые таблицы. -Картинки по теме «Животные». Пиктограммы. -Лексика по теме «Животные» -Игра «Вставь букву» на оборудовании «Умное зеркало». -Игра на «Умном зеркале» Какого слога не хватает?» Дидактическая игра – лото - «Мамы и детёныши» на «Умном зеркале» | |
2. | Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах. | Задачи: 1.Формировать правильное произношение звука [Ш ] в слогах, словах. 2.Развивать способность к обобщению, расширять лексический запас; 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию, артикуляционную моторику, звукобуквенный анализ, навык чтения;
любовь к домашним животным, способствовать развитию правильной речи. | -Упражнение на повышение мотивации к правильной речи. Совместное с учителем проговаривание стихотворения. «Давайте разговаривать и будем выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. - упражнения артикуляционной зарядки, упражнения на дыхание, звукоподражания. -Игра «Определи, какая картинка лишняя».(мешок, мышка, лошадь, кошка). -Упражнение «Определи какой звук живёт во все словах, покажи букву». -упражнение «Найди букву среди зашумлённых букв». - Чтение слоговых рядов. - Упражнение «Повтори правильно» - повторение слогов и слов- Шо-шо-шо –хорошо Ши-ши-ши – малыши Ша – ша –а –лапша Шель – шель – шель – вермишель Аш-аш-аш-шалаш Ыш-ыш-ыш-малыш - Собери слова из кубиков Зайцева по складовым картинкам, из букв на интерактивном оборудовании. -Закрепление звука в предложениях. -Игра «У кого кто?» | Демонстрация упражнений на «Умном зеркале». - Плакат «Составь рассказ о звуке», моделирование описательного рассказа - Кубики Зайцева, буквы, слоговые таблицы, картинки по теме. - Интерактивное оборудование «Умное зеркало» - игра «У кого кто»- называние взрослого животного и детёныша», -игра «Где они» распределение картинок, владение компьютерной мышкой. |
3. | Автоматизация звука [Ш] в словах, чистоговорках. | Задачи: 1.Формировать правильное произношение звука в словах, чистоговорках, при чтении. 2.Развивать способность к обобщению, расширять лексический запас. 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию, артикуляционную моторику, звукобуквенный анализ, навык «глобального» чтения.
любовь к родным людям. | -Рассказ о звуке. - чтение прямых и обратных слогов на слоговых таблицах. –Повторение чистоговорок (сопряжено и отражённо): Ёшь – ёшь – ёшь –ты нам песенку споёшь Ыш – ыш- ыш далеко шумит камыш Ишу – ишу – ишу – принимайте в игру Мишу Шу – шу – шу -дам конфету малышу Аша-аша-аша – на столе стоит чаша - Картинки по темам: семья, одежда, Картинки – шарф, шуба, шапка, шкаф, школа, ремешок, калоши, мыши, мешок, шашка, шишка, каша.. -Скороговорки. -Шапка да шубка – вот и весь Мишутка. -Тише, мыши, тише, мыши, Кот сидит и еле дышит. - Тише, мыши, не шумите, Нашу Машу не будите. | Оборудование «Умное зеркало»: упражнения артикуляционной зарядки, упражнения на дыхание, развитие голоса, звукоподражания, зрительно-пространственной ориентировке, пальчиковойзарядки, -Плакат «Составь рассказ о звуке», моделирование описательного рассказа - Кубики Зайцева, складовые картинки. - Чтение слоговых рядов по методике «Поющие слоги» с гласными «масками», с прямыми и обратными слогами. -Пиктограммы – дедушка, бабушка, тетушка, братишка, малышка – это семья. Одежда – шуба, шапка, шарф, шинель, капюшон. Пиктограммы – слова –действия. Игра «Кто что делает?» -Игра «Один – много» - словоизменение. Домашнее задание: читать чистоговорки, выучить 3 чистоговорки. |
4. | Автоматизация звука [Ш] в словах, чистоговорках. | Задачи: 1.Закреплять правильное произношение звука в словах, чистоговорках 2.Развивать способность к обобщению, расширять лексический запас. 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию, артикуляционную моторику, звукобуквенный анализ, навык «глобального» чтения.
желание, мотивацию к говорению. | - упражнения артикуляционной зарядки, упражнения на дыхание, -пальчиковая зарядка, звукоподражание. -Рассказ о звуке. Кубики Зайцева, слоговые таблицы. Составь рассказ о звуке, используя звуковых человечков. - Слоговой синтез слов: мы-ши, на-ши, ва – ши, камы – ши, мы – ши, пи – ши, у – ши. - Упражнение.Чтение, отхлопывание по слогам слов. Картинки: душ, камыш, шапка, кувшин, кошка, мышка, шкаф, машина, штаны, лягушка, кукушка, мишка, шишка, шубка, подушка, катушка, бабушка, дедушка, пышка, кашка, карандаш, пушка.. - Повторение слоговых рядов, чтение по методике «Поющие слоги» со стечением согласных. Шта-што – шту- шты Што – шту- шта – што Ушт – ышт – ашт – ошт Шкы – шку – шка- шко Ышт – ашк- ошк –ушк -Чистоговорки Шишки у мишки У мишки шишки, У плюшевого мишки шишки. - Игра «Один – много», «Нет чего, кого?» | Оборудование «Умное зеркало»: - Кубики Зайцева, складовые картинки. - Чтение слогов по методике «Поющие слоги» с гласными «масками», с прямыми и обратными слогами. - Игра на компьютерном оборудовании «Умное зеркало» - упражнения «Один – много», «Нет чего, кого?». - Домашнее задание на развитие пространственного восприятия, словаря: «Где кто живёт», «Кому что нужно». |
5. | Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях. | Задачи: 1.Учить правильно произносить звук [Ш ] в словах, предложениях, учить преобразовывать слова. 2.Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности, развивать звуко – слоговые представления, расширять лексический запас. 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию. 4.Формировать коммуникативные умения: задать вопрос, составить ответ | -Чтение таблиц слогов и слов. - Упражнение «Составь слова из слогов, прочитай слово», используя кубики Зайцева. -Игра «Большой – маленький», ( Скажи ласково) с опорой на написанное слово, чтение слов. - кошка – кошечка, крошка – крошечка, крышка – крышечка, шапка – шапочка, кувшин – кувшинчик, шкаф - шкафчик, машина - машинка, штаны - штанишки, лягушка - лягушечка, кукушка - кукушечка, мишка - мишенька, шишка - шишечка, шуба - шубочка, подушка - подушечка, катушка - катушечка, бабушка - бабушечка, дедушка - дедуленька, пышка - пышечка, кашка – кашечка, карандаш - карандашик, пушка – пушечка. -Обучение составление предложений по сюжетным картинкам с опорой на написанные слова вопроса и ответа «Найди соответствия». -Составление предложений по картинке и графической схеме предложения. -Направляющая помощь при составлении предложений как ответа на написанные вопросы. Составление предложений: У кошки котёнок. У лошади жеребёнок. Кошка пьёт молоко. Лошадь ест сено. Лошадь ест пшеницу. Кошка на крыше. Лошадь за шиповником. Свинья у мешка. | Оборудование «Умное зеркало»: упражнения артикуляционной зарядки, упражнения на дыхание, развитие голоса, звукоподражания, зрительно-пространственной ориентировке, пальчиковой зарядки, -Игры на «Умном зеркале: «У кого кто?» «Что едят?» «Где спрятались животные?». Пиктограммы «Животные», слова- предметы, действия. -Напечатанные слова для составления вопроса и ответа. Составление предложений, используя графическую схему»: Для визуализации использование игры «Кто где?», «Кто что делает?» на интерактивном оборудовании «Умное зеркало». |
6. | Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях. | Задачи: 1.Закреплять правильное произношение звука [Ш ] в словах, предложениях, учить преобразовывать слова. 2.Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности, расширять лексический запас. 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию, 4.Формировать коммуникативные умения: задать вопрос, составить ответ. | - Чистоговорка. Какой звук часто повторяется? Шесть мышат в камышах шуршат. - Характеристика звука, составь схему. - Упражнение «Закончи слово слогом ША, ШИ, Начни слово со слога ША, ШИ, ШУ, ШО. - ША – ры, ША – кал, Ша – лун, Ши-на, ШИ – ло, Шу – ьа, Шу – ра, Шо – рох, ШО – пот. ка –Ша, кры –Ша, гру –ША, ча –ША, афи – ША. - Отгадать загадки, чтение и восприятие на слух с опорой на картинки - отгадки. Слово – отгадку собрать из букв. Сижу верхом, не ведаю на ком. (шапка) Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш). -Картинки по теме «Одежда». -Чтение предложений. Это Даша. У Даши шуба. Шуба в шкафу. Шапка на шкафу. Кошка под шкафом. Кот за шкафом. - Упражнение. Карточки с написанными вопросами к предложениям. Найди ответ на вопросы среди предложений. | -Оборудование «Умное зеркало». - Карточки с написанными словами – какой звук – гласный, согласный, звонкий, глухой, шипящий, свистящий, твёрдый, мягкий. -Буквы из кассы букв. - Картинки по загадкам. -Пиктограммы- Картинки по теме «Одежда». - Составление сюжетной картинки по теме «Одежда». Расположение предметов, в соответствии с предложениями, на доске. Выделение предлогов словом. -Домашнее задание. Игра «Один – много», «Нет чего, кого?» Наклеить картинки, нарисовать предметы, подписать слова. |
7. | Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях. | Задачи: 1. Закреплять правильное произношение звука [Ш ] в словах, предложениях, учить преобразовывать слова. 2.Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности, расширять лексический запас. 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительно моторную координацию, 4.Формировать коммуникативные умения: задать вопрос, составить ответ. | - Упражнение. Повтори цепочки слов, определи какой звук повторяется во всех словах. Мышка – мишка – мушка- мошка – кошка- кашка Пашка – пышка – пушка- душка- Дашка – Даша - Упражнение. Собери схему о характеристике звука. - Игра «Один – много» с мячом. - Упражнение. Чтение предложений учителем. На слух выкладывание картинок – предметов в соответствии с предложениями на доске – моделирование предложений. Вот Даша. У Даши кошка Машка.. Кошка под шкафом. Мышка за шкафом. Кошка бегает за мышкой. - Упражнение. Составь предложения из слов, написанных на карточках, выдели предлоги. | -Оборудование «Умное зеркало». - Схема - модель звука. Карточки с написанными словами – какой звук – гласный, согласный, звонкий, глухой, шипящий, свистящий, твёрдый, мягкий. -Звучащий мяч. - Картинки по теме предложений. -Пиктограммы – выкладывание и составление предложений пиктограммами на основе картинок. Составление сюжетной картинки по теме «Кошка и мышка». Расположение предметов, в соответствии с предложениями, на доске. Выделение предлогов словом. |
8. | Автоматизация звука [Ш] во фразе. | Задачи: 1.Закреплть правильное произношение звука [Ш ] в словах, предложениях, учить преобразовывать слова, учить составлять предложения по схеме, с заданными словами, с опорой на вопросы. 2.Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности, расширять лексический запас. 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие, звукобуквенный анализ, навык «глобального» чтения. 4.Формировать коммуникативные умения: формировать диалогическую речь, в виде вопросно – ответной форме. | - Упражнение. Повтори цепочки слов, определи какой звук выделяла голосом. Мышка – мишка – мушка- мошка – кошка- кашка Пашка – пышка – пушка- душка- Дашка – Даша - Упражнение. Собери схему о характеристике звука. - Игра с мячом «Большой – маленький». -Чтение таблиц слогов и слов. -Упражнение на звукобуквенный синтез слов. «Собери слово из букв». - Упражнение. Чтение предложений учеником. На слух моделирование предложений. Вот Даша. У Даши кошка Машка. Кошка под шкафом. Мышка за шкафом. Кошка бегает за мышкой. - Упражнение. Составь предложения из слов, написанных на карточках, выдели предлоги. Практическое задание. Работа над предложениями: прочитать, найти на карточках вопрос, ответ, составить рассказ. | -Оборудование «Умное зеркало». - Схема - модель звука. Карточки с написанными словами – какой звук – гласный, согласный, звонкий, глухой, шипящий, свистящий, твёрдый, мягкий. -Звучащий мяч. - Картинки по теме предложений. Составление сюжетной картинки по теме «Кошка и мышка». Расположение предметов, в соответствии с предложениями, на доске. Выделение предлогов словом. - Составление фразы как ответа на поставленный вопрос с использованием пиктограмм. |
9. | Автоматизация звука [Ш] во фразе. | Задачи: 1.Закреплть правильное произношение звука [Ш ] в предложениях, фразе, учить составлять предложения по схеме, с заданными словами, с опорой на вопросы. 2. Развивать звуко – слоговые представления, расширять лексический запас. 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие, ,. 4.Формировать коммуникативные умения: диалогическую речь. | -Чтение таблиц слогов по методике «Поющие слоги». -Чтение таблиц слов: шляпа, лягушка, гнёздышко, мышка, Маша, каша, пушка, лягушки, ландыш, перышки, малышка, лукошко, картошка, кадушка, катушка, петушок, гребешок, шашки, шишки. - Упражнение. Определи, какой звук и буква часто повторялись в словах? Составь схему звука. - Упражнение. Деление написанных слов на слоги, используя мяч. - Чтение текста «Шляпа» с пропущенными словами. В помощь написанные слова. -Упражнение. Чтение вопросов к каждому предложению. Поиски ответов в тексте. -Домашнее задание. В тетрадь переписать вопросы, составить ответы на вопросы, используя текст. | - Оборудование «Умное зеркало». -Схема - модель звука. - Звучащий мяч. - Карточки с написанными слогами. - Чтение текста с пропущенными словами «Шляпа». -Карточки с написанными вопросами. Найди в тексте предложение, ответь на вопросы. |
10. | Автоматизация звука [Ш] во фразе. | Задачи: 1.Закреплть правильное произношение звука [Ш ] в предложениях, учить составлять предложения с заданными словами, с опорой на вопросы. 2.Совершенствовать навыки аналитико – синтетической деятельности. 3.Развивать слуховое и зрительное восприятие, навык чтения. 4.Формировать коммуникативные умения: диалогическую речь. | - Упражнение. Чтение таблиц слогов по методике «Поющие слоги». - Игра «Большой – маленький». - Упражнение. Чтение слов, предложений, текста «Вместе веселее». -. В помощь написанные слова. -Упражнение. Чтение вопросов к каждому предложению. Поиски ответов в тексте. -Домашнее задание. В тетрадь переписать вопросы, составить ответы на вопросы, используя текст. | - Оборудование «Умное зеркало»: -Схема - модель звука. - Звучащий мяч. - Текст с пропущенными словами. - Карточки с написанными вопросами, подбери ответ из текста. |
V. Планируемые (возможные) результаты реализации программы
В соответствии с требованиями Стандарта оценке подлежат личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества, жизненные компетенции и ценностные установки обучающегося.
К ним относятся:
- формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;
- сформированность устойчивого познавательного интереса к речи, как средству общения;
- сформированность стремления к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
Предметные результаты включают освоенные обучающимся знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность к их применению.
Предметными результатами освоения программы предполагается сформированность к концу года обучения следующих умений:
- сформировать правильное звукопроизношение звука [Ш ] в предложениях, во фразе, под контролем в собственной речи;
возможная способность дифференцировать согласные и гласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие;
- понимать и выполнять звукобуквенный анализ слова;
- узнавать и называть слова – действия, слова - предметы;
- уметь изменять и образовывать слова в играх «Один – много», «Большой – маленький», «Нет чего (кого)?», «Кому что нужно»;
- составлять фразу как ответ на вопрос;
- формировать чтение текстов, технической и смысловой стороны чтения;
- формировать способность к копированию речи, действия, деятельности.
VII. Условия реализации программы.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Технические средства:
- Интерактивное оборудование «Умное зеркало», игры по диагностики и развитию речи.
- Компьютер, принтер, диктофон.
- Разработанные элементы занятий в электронном виде.
Учебно - дидактические материалы:
- Сенсорные коврики, наборы предметов.
- Пособия для различения неречевых звуков
- Кубики Зайцева, «складовые» картинки по методике Зайцева.
- Наборы пиктограмм, коммуникативные альбомы по лексическим темам.
- Предметные картинки на звуки, тексты для автоматизации поставленных звуков.
- Звуковые модели, «Звуковые человечки», «Логопедическое лото».
- Магнитная азбука, касса букв, картинный материал.
- Развитие мелкой моторики, речевого дыхания на интерактивном оборудовании «Умное зеркало».
- Развитие эмоций – картинки с изображением эмоций, игра «Составь по образцу».
- Игрушки для предметной деятельности, проведения игровых моментов на занятиях.
- Набор картинного материала для работы над лексическим запасом.
- Дидактический материал: изображения (картинки, фото), карточки с заданиями, таблицы, моделирование процесса обучения: использование картинного плана, графические модели.
VIII. Оценка результативности прохождения программы.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса.\
Достижение личностных результатов выражается в овладении доступными видами деятельности на занятиях, во внеурочной деятельности; сформированностью представлений, сформированностью устойчивого познавательного интереса к речи, как средству общения;
-сформированностью стремления к правильному употреблению звуков, слов в собственной речи,
коммуникаций, адаптации, возможности социального взаимодействия в классе, школе, вне школы.
Критерии овладения те ри и ов ла де ни я | участие в деятельности | сформированность представлений | установление коммуникативного общения | адаптация в школе, вне школы | отношение к собственной речи, к деятельности |
отказа от деятельности нет | использование по прямой подсказке | установление зрительного контакта с собеседником | подчиняется режиму, адекватное поведение | сформирован познавательный интерес, речь инициирует при собственной необходимости | |
действие выполняется ребёнком: с частичной помощью взрослого | использование с косвенной подсказкой (изображение, написанное слово) | реагирует на собственное имя | слышит педагога, понимает и выполняет инструкции | контроль за собственной речью снижен | |
действие выполняется ребёнком по последовательной инструкции (изображения или вербально) | приветствует собеседника жестом словом, копирует учителя. выражает благодарность: словом «Спасибо» | привлекается к учебной и внеурочной деятельности в классе | с одноклассниками не общается, в играх участвует с привлечением педагога, игру не организует | ||
действие выполняется ребёнком: по подражанию или по образцу | выражает свои желания жестом, словом. выражает согласие, несогласие жестом, словом «нет, да» | привлекается к внеурочной деятельности в школе, в зависимости от своего физического состояния | |||
действие выполняется ребёнком: самостоятельно с ошибками | выражает просьбы о помощи жестом, с использованием картинки, пиктограммы, словом | участвует во внеурочных мероприятиях вне школы | |||
включается в занятие, усидчив | прощается с собеседником жестом, (помахать рукой)словом | ориентируется в пространстве класса, школы |
Предметные результаты освоения АООП включают освоенные обучающимся знания и умения по программе, готовность к их применению.
Импрессивная речь | Экспрессивная речь | ||||
понимает слова, обозначающие предмет: (по лексическим темам) – действия. | -усвоил обобщающие понятия с использованием картинки, пиктограммы, написанного слова | на достаточном уровне сформировано артикуляционная моторика, диафрагмальное дыхание, голос, координации дыхания и голоса | звуки все поставлены, (изолированно), в потоке речи смешение звуков, имеющих акустико – артикуляционное сходство. | автоматизирован звук Ш на уровне слогов, слов, фраз | |
понимает предложения, соотносит их с изображением: | - выражает свои желания словом «Дай, Возьми, На, Помоги, Принеси. | узнаёт и называет слова – предметы, слова – действия на уровне обиходной речи | дифференциация согласных и гласных, звонких – глухих с направляющей помощью | дальнейшая автоматизация звуков на уровне слогов, слов, фраз, текста. | |
- понимает слова, обозначающие признак предмета: с использование картинки, пиктограммы, символов, написанного слова в речи не использует. | понимает взаимосвязь слов в предложении: с использование написанного слова, картинки, пиктограммы. | на достаточном уровне сформировано фонематическое восприятие, анализ, синтез затруднён сформирована слоговая структур слова без стечения согласных, воспроизводит ритм слова | умеет изменять и образовывать слова в играх «Один – много», «Большой – маленький», «Нет чего (кого)?», «Кому что нужно»; обогащается словарь, расширяется понятийный словарь, способность к словоизменению в играх | читает слова, тексты, формируется техническая и смысловая стороны чтения на визуальной основе | |
понимает обращённую речь на уровне интеллекта и программы | на достаточном уровне сформировано зрительное, слуховое восприятие, развивать двигательное, тактильное восприятие | на достаточном уровне сформирована общая и мелкая моторика | составляет фразу как ответ на вопрос с опорой на написанный вопрос, развита способность к копированию речи | знает все буквы, пишет письменными буквами достаточно самостоятельно слова, предложения, но иногда требуется направляющая помощь (заменяет строчную букву на печатную) | |
Базовые регулятивные действия. принимать цели и произвольно включаться в деятельность активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев. | Базовые познавательные действия. - делает простейшие обобщения, сравнивает, классифицирует на наглядном материале; - пользуется знаками, символами с направляющей помощью педагога; - работает с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание); - понимает элементарное схематическое изображение (пиктограмма, символ), предъявленные на бумажных носителях). | Базовые коммуникативные действия. - вступает в контакт (учитель – ученик), сам его не инициирует; - обращается за помощью и принимает помощь; - слушает и понимает инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничает со взрослыми в разных социальных ситуациях; - индифферентно относится к детям, не сопереживает. -дальнейшее формирование контроль собственной речи | Базовые личностные действия. - осознаёт себя, как ученика, -сформирована мотивация к подражанию в речи, в деятельности, мотивация к обучению; - ориентируется в пространстве класса, школы -привлекается к внеурочной деятельности в школе, участвует во внеурочных мероприятиях вне школы -с одноклассниками не общается, в играх участвует с привлечением педагога, игру не организует | ||
- сформированы базовые основы учебной деятельности на уровне возраста и интеллекта, использует их с направляющей помощью взрослого и самостоятельно -пользуется средствами вербальной и невербальной коммуникации с направляющей помощью взрослого Рабочую программу усвоил на достаточном уровне, на основании результатов речевой диагностики, диагностики базовых учебных действия. | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ОВЗ, имеющего ЗПР, как часть АОП (вариант 7.2) (ученик 1 класса доп.) пояснительная записка
Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, п...

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические занятия" для обучающихся по АООП НОО для детей с ЗПР (1 дополнительный класс)
Составлена на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2.) и требований АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития....

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)
Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...

Рабочая программа учебного предмета «Музыкально-ритмические занятия» для обучающихся по АООП для обучающихся с РАС (вариант 8.2) по индивидуальному учебному плану для 1 класса
Рабочая программа учебного прдмета "Музыкально-ритмические занятия" для обучающихся по АООП с РАС (вариант 8.2)...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с сенсомоторной алалией.
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … с нарушением темпо-ритмической организации речи (заиканием)
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...

Программа индивидуального логопедического сопровождения обучающегося 2 класса … со стёртой формой дизартрии.
В Программу индивидуального сопровождения обучающегося с тяжёлыми нарушениями речи учителем-логопедом внесены: логопедическое заключение ребёнка, результаты освоения программы (личностные, метапредмет...


