Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда
статья по логопедии
Статья об использовании игровых технологий в работе учителя-логопеда
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда
Зубкова Ольга Анатольевна
учитель-логопед
ГБОУ СОШ № 450 Курортного района
Санкт-Петербурга
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.
В последнее время количество детей в школе с речевыми нарушениями, с нарушениями навыков чтения и письма неуклонно растет. У них отмечаются недостаточная сформированность высших психических функций, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций. Снижена познавательная активность в целом. Поэтому на логопедических занятиях актуальным является использование игровых технологий. В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребенка, в том числе для воспитания и развития его эмоциональных качеств.
Для каждого возрастного периода детей характерна определенная ведущая деятельность, имеющая свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста, но интерес к игре остается и у детей младшего школьного возраста.
В коррекционной работе используются различные игровые технологии. Особое внимание уделяется дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания.
Главное назначение дидактической игры - развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей форме.
Дидактические игры создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Ребенка в игре привлекает не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия.
Дидактическая игра имеет определенную структуру и включает в себя обучающую и игровую задачи, игровое действие, игровые правила.
Обучающая (дидактическая) задача позволяет добиваться в игре конкретных результатов, ориентированных на развитие тех или иных качеств детей (формирование сенсорных способностей, развитие воображения, слухового восприятия и т.д.), на закрепление знаний, умений, навыков и представлений (например, умения выделять признаки предметов, навыка игры на музыкальном инструменте, представления о составе числа и т. д.).
Обучающая задача доводится до детей в виде игровой задачи, имеющей характер практических заданий (рассмотреть картинку и найти несоответствия, отыскать среди группы предметов предмет овальной формы и т.д.). Игровое действие позволяет детям реализовать поставленную перед ними задачу и является способом поведения, деятельности в игре (например, подбирают картинки, ищут различные предметы, загадывают загадки).
Игровое действие направлено на выполнение игрового правила, которое, в свою очередь, ограничивает своими рамками проявление активности детей в игре, указывает, как должны выполняться игровые действия (подбирать картинки, правильно называя изображенные на них предметы; искать предметы, сортируя их по величине; загадывать загадки только о тех предметах, которые находятся в комнате, и т.д.).
Дидактическая задача, игровое действие и игровые правила тесно взаимосвязаны. Дидактические игры могут содержать сразу несколько обучающих задач (например, в словесной игре: развивать слуховое восприятие детей, активизировать речь, учить согласовывать слово и действие). Игровое действие представляет большой интерес для детей.
Основные виды дидактических игр, используемых в работе учителя-логопеда:
- Игры с предметами;
- Настольно-печатные игры;
- Словесные игры;
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используются:
- Игрушки;
- Реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения искусства и др.);
- Объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья и др.);
Игры с предметами дают возможность решать различные образовательные задачи:
- Расширять и уточнять знания детей;
- Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификацию)
- Совершенствовать речь;
- Развивать все психические процессы.
Настольно-печатные игры также получили большое распространение и являются играми с правилами. Эти игры обычно носят соревновательный характер. В них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача - неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и формируют его.
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, оформлению, обучающими задачами. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, пазлы, лабиринт, разрезные картинки, кубики, игры-ходилки и др.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.
В работе учителя-логопеда широко используются дидактические игры по каждому направлению работы для решения узкой коррекционной задачи. Большое внимание уделено разделу «Звукопроизношение», т. к при проведении работы по автоматизации, дифференциации звука и введения его в речь работа должна быть разнообразной и не наскучить ребенку. Игровая мотивация стимулирует к заинтересованности в положительном результате.
Использование дидактических игр позволяет развивать и корректировать следующие направления:
- Артикуляционную моторику;
- Дыхание;
- Звукопроизношение;
- Фонематический слух и восприятие;
- Просодические компоненты речи;
- Мелкую моторику пальцев рук;
- Слуховое и зрительное восприятие;
- Лексические и грамматические средства языка;
- Связную речь;
- Коммуникативные навыки;
- Словесно-логическое мышление.
Использование игровых технологий в работе учителя-логопеда позволяет повысить уровень развития речи у детей, закрепить навыки речевого общения, речевой коммуникации, сформировать навыки построения связных монологических высказываний; развить навыки контроля и самоконтроля за построением связных высказываний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных технологий в практике работы учителя-логопеда
Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболе...

Статья на тему: "Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда"
Коррекционая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова....
Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда.
Использование игровых технологий на логопедических занятиях дает большой воспитательный и коррекционно - развивающий эффект, успешно дополняя стандартные формы работы. Достоинства использования ...

Здорвьесберегающие технологии в практике работы учителя-логопеда.
В статье отображены здоровьесберегающие технологии в современной работе с детьми, такие как артикуляционная, дыхательная гимнастики, логоритмическая ритмика....

Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»
Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы....

Игровые технологии в практике работы воспитателя ГПД.Организация игровой деятельности в группе продлённого дня.
В современных условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД) Добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, иниц...

Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной организации
Данная работа затрагивает проблему поиска и апробации инновационных методов работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в общеобразовательных орган...
