Доклад "Постановка, автоматизация и введение в речь звуков Л, Р, Ч,Щ. Школа молодого логопеда. Методическое объединение. Обмен опытом.
консультация по логопедии (1 класс)

Машенцева Елена Геннадьевна

Доклад о способах постановке, месте образования звуков, автоматизации и введения в речь у дошкольников и младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Негосударственное общеобразовательное частное учреждение "Гимназия "Сократ"
143085, Московская область, Одинцовский район, рабочий поселок Заречье,
территория Кунцево-2, дом 5, строение 47 Телефоны:
+7 (495) 534-94-84 Электронная почта: socratic@list.ru Сайт: www.socratic.ru

Школа молодого логопеда

«Постановка, автоматизация и  введение в спонтанную речь

сонорных Р, Л  и шипящих Щ, Ч»

(Выступление по теме и презентация)

Подготовила учитель-логопед

  Машенцева Елена Геннадьевна

27 октября 2025 г.

Ротацизм  —неправильное произношение звука «р», не соответствующее фонетическим нормам русского языка.

Вместо полноценного раскатистого «р», образующегося при вибрации кончика языка, произносится искажённый звук (горловой, двугубный, щёчный и т. д.). Выделяют несколько видов ротацизма, например:

  • Увулярный — вибрация возникает в увуле (маленьком язычке).
  • Велярный — вибрация возникает в области мягкого нёба, что приводит к созданию грубого звука.
  • Боковой — вибрация возникает по бокам языка, звук слышится как «рль».
  • Одноударный — язык находится в правильном положении, но вибрации при произношении звука нет.

Артикуляционный уклад звуков Р, Р’

  • Губы разомкнуты и принимают положение следующего гласного звука.
  • Между верхними и нижними резцами сохраняется расстояние  4—5 мм.
  •  Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха.
  •  Задняя часть языка отодвинута назад и слегка поднимается к мягкому нёбу.
  • Сильная струя воздуха проходит посередине языка.
  • Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос.
  • Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, производя голос.
  • Мягкий звук р' отличается по артикуляции от твердого звука дополнительным подъемом спинки языка к твердому нёбу  (примерно, как при гласном и), кончик языка находится ближе к верхним зубам,  задняя часть спинки языка вместе с корнем продвинута вперед.

Характеристика звуков р и р’ по месту и способу образования, по степени участия голоса.

  • Согласные звуки р и р’ по степени участия голоса относятся к сонорным.
  • По способу образования эти звуки дрожащие (вибранты),
  • По месту образования – язычно-ольвеольные,
  •  р – твердый, p’- мягкий. Резонируют в ротовой полости.

Артикуляционная гимнастика

 является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

     Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Комплекс  артикуляционных  упражнений для звуков Р и РЬ

1. Почистим зубки.

2. Чашечка.

3. Маляр.

4. Вкусное варенье.

5.  Лошадка.

6.  Грибок.

7.  Гармошка.

8. Индюк.

10. Барабанщики.

Работа над направленным выдохом

  • Снежинки
  • Кораблики
  • Футбол.
  • Буль-бульки. Буря в стакане.
  • Волшебные пузырьки.
  • Свеча
  • Фокус
  • Гараж
  • Пропеллер

Способы постановки звука Р

      1 способ.

      Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию.

      Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами  (в перчатках) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и появляется вибрация.

      2 способ.

      Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж»  (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий).

       3 способ.

       Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым указательным пальцем самого ребенка, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, использовать палочку от мороженого.)

      Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать. Но если струна ослаблена, звука не будет. Ребенку можно сказать, что вы сейчас попробуете завести мотор.

       Если самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.

             4 способ.

      Присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка.

        Второй вариант (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большими или указательными пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха.

              После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) – вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев.

          5 способ.

       Постановка от звука [З].

        Ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом переходит в вибрант.

         6 способ.

        В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения – слоги, которые надо произносить быстро и ритмично:

      дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды.

      дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды….

      дыдодыдодыдо…адыдоадыдо…

         7 способ.

       Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

         (или «Индюк»):

         8 способ.

         Постановка [Р] от звука [Ж].

        Ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Можно услышать одноударный [Р].

        9  способ.

              Выполняется в 3 приема:

        1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)

        2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)

        3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос.

        10 способ.

        Постановка [Р] при недостаточной воздушной струе.

         Ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой. Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда.

Автоматизация звука [Р] и [Р’] 

необходима, чтобы ребёнок научился правильно произносить его во всех словах и фразах. Начинать этот процесс нужно только после того, как ребёнок научится чётко произносить «Р» изолированно.

Некоторые упражнения для автоматизации звука «Р»:

  • Автоматизация в слогах. Нужно произносить прямые слоги, где звук «Р» находится в начале: ра, ро, ру, ры. Можно выполнять повторение слогов, пение на разные ноты или чтение слогов с усилением звука «Р».
  • Автоматизация в словах. Важно использовать слова с разной позицией звука «Р»: в начале, в середине и в конце. Например: рак, рама, рана, ракета; рот, рота, роза, робот; Рома, Рая, роса, родина; рынок, рыть, рысь, рыба; рука, рубка, рукава, рубанок.
  • Автоматизация в словосочетаниях. Нужно повторять по несколько раз словосочетания, выделяя автоматизируемый звук: «Новый забор», «Подмести двор», «Пить кефир».
  • Автоматизация в предложениях. Необходимо произносить предложения, выделяя звук «Р»: «Рома работает в гараже шофёром», «Сороки, вороны и воробьи в городских парках».
  • Автоматизация в текстах. Важно работать с текстами, которые насыщены словами с соответствующим звуком.

В презентации представлен речевой материал, используемый мной в работе. Пособия Комаровой Л.А.  и Ткаченко Т.А.

Нарушение звукопроизношения Л и Л’

 Виды ламбдацизма

Твердый [Л] артикуляторно наиболее сложен, поэтому нарушается намного чаще, чем его мягкая пара.

Двугубный (губно-губной). Наиболее распространенный фонетический недостаток. Язык не участвует в артикуляции, звук образуется сближенными губами, в результате чего получается подобие английского [W].

  • Губно-зубной. Нижняя губа сближается с верхними зубами, вследствие чего слышится звук, похожий на [В].
  • Межзубный. Кончик языка просунут между нижними и верхними резцами, однако межзубный [Л] на слух не отличается от правильно артикулируемого.
  • Носовой. Задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом, при этом воздух выходит через носовую полость, отчего звучание напоминает [Н] или сочетание «НГ».
  • Боковой. Произношение сопровождается раздуванием щек (иногда с одной стороны) и дополнительными шумными призвуками. Нередко сочетается с боковым ротацизмом и сигматизмом шипящих.
  • Смягченный. Вместо твердой фонемы произносится ее полусмягченный вариант.

        Кроме перечисленных видов ламбдацизма, сонор [Л] может полностью отсутствовать в речи. Также встречается нижний вариант произношения, при котором кончик языка не поднимается вверх. В последнем случае звук не искажается, поэтому такое нарушение может не подвергаться коррекции.

 К параламбдацизмам относятся замены [Л] на [Ы], [У], [В], [J], [Р].

Характеристика звуков л и л’ по месту и    
          способу образования, по степени участия голоса
Согласные звуки л и л’ по степени участия голоса относятся к сонорным. 
По способу образования эти звуки
смычно-проходные
По месту образования –
переднеязычные

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [л]

  • Губы принимают положение последующего гласного.
  • Расстояние между верхними и нижними резцами 2- 4 мм.
  • Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи.
  • Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

Приемы постановки звуков Л и Л’

1.Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)

    Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев.

2. Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)

     Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Голову запрокинуть назад.

3. Постановка звука [л] по О.В. Правдиной (1973)

    1. Тянуть звук [а] и в это время выдвигать язык между зубами, а затем прикусить его посередине.

    2. При смягчении звука [л] дать возможность почувствовать напряжение в области плечевого пояса и шеи. Для этого нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне.

4.  Постановка звука [л] по А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной (1967)

    1. Ребенку предлагается просунуть кончик языка между зубами, слегка прикусив его. Затем протяжно произнести гласные звуки [у] или [ы]. В результате получается звук, близкий к правильному звучанию звука [л]. Затем к этому звуку присоединятся гласные: л-а, л-ы и т. д.

2. При мягком произношении звука [л] можно использовать следующий прием: поставить большой палец между подбородком и гортанью (в подбородочную ямочку), произвести легкий нажим и произнести звук [л].

3. Соединить пальцы в замок и надавливать ими на подбородок.

4. Если [л] произносится с участием губ, то движение губ следует задерживать пальцами.

5. Постановка звука [л] по А.И. Богомоловой (1979)

      Губы округлить (придать овальную форму). Зубы разомкнуть на расстоянии 1,5 пальцев. Язык установить в положении «чашечки», не меняя положения, ввести его в рот и загнутым кончиком прикоснуться к альвеолам.

6.   Постановка звука [л] по Л.С. Волковой (1989)

       Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание ыа. При этом [ы] произносится кратко с напряжением органов артикуляции. После того как ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит произнести это сочетание, но при зажатом между зубами языке. В этот момент слышится сочетание ла. При выполнении задания следить за тем, чтобы кончик языка оставался между зубами.

Автоматизация звука [Л]  — это процесс закрепления правильного произношения этого звука в слогах, словах, предложениях и связной речи. Цель — научить ребёнка правильно и не задумываясь произносить [Л] в разных ситуациях.

Автоматизация проводится после поэтапной постановки звука [Л], которая включает артикуляционную гимнастику и упражнения для изолированного произношения.

Занятия по автоматизации звука [Л] включают:

  • Автоматизацию в слогах — в прямых (ЛА, ЛЫ, ЛО, ЛУ), обратных (АЛ, ИЛ, ОЛ, УЛ, ЕЛ) и интервокальных слогах (АЛА, АЛО, АЛЫ, АЛУ).
  • Автоматизацию в словах — звук закрепляют в начале, середине и конце слова.
  • Автоматизацию в предложениях — ребёнку необходимо контролировать правильность произношения [Л], а также передавать суть высказывания.
  • Автоматизацию в связной речи — повторение чистоговорок со звуком [Л], заучивание наизусть загадок и стихотворений.

Занятия лучше проводить в игровой форме, чтобы у ребёнка сохранялся интерес к ним.

Упражнения

Некоторые упражнения для автоматизации звука [Л]:

«Песенки» — повторение слоговых песенок вместе с логопедом, слежение за отчётливым произнесением звука [Л] в рядах слогов.

«Эхо» — взрослый называет слова, ребёнок запоминает их и повторяет в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук [Л].

«Четвёртый — лишний» — ребёнок находит в каждом ряду лишнюю картинку и обводит её в кружок, объясняет свой выбор, называет все лишние картинки, чётко произнося звук [Л].

 

Речевой материал

Для автоматизации звука [Л] используют, например:

Слова, в которых звук [Л] находится в начале слова: лак, лаз, лапа, лама, лавина; лом, лоб, лодка, ложка, ловушка; луч, лук, лужа, лунка, луковица; лыжи, лыко, лыжник.

Слова, в которых звук [Л] находится в середине слова: калач, салат, палата, булавка; полы, голы, каналы, волы; болото, калоши, молоток, колобок, колодец.

  • Автоматизация в предложениях. Необходимо произносить предложения, выделяя звук «Л»: «Клава пьет молоко», «Слава пьёт молоко», «Алла ела яблоко», «Володя будет пилотом» (из трёх слов).
  • Автоматизация в текстах. Важно работать с текстами, которые насыщены словами с соответствующим звуком.

В презентации представлен речевой материал, используемый мной в работе. Пособия Комаровой Л.А.  и Ткаченко Т.А.

Шипящие звуки – это звуки при произнесении которых возникает шум в виде шипения. К шипящим относятся звуки - Ш, Ж, Ч, Щ.

 Базовым в группе шипящих является звук Ш, поэтому его постановка первостепенна (он является базой для освоения правильного произношения остальных шипящих звуков).

Нарушения произношения звука [Ч]

Звук [ч] отсутствует в речи ребёнка — сигматизм.

Звук [ч] заменяется — парасигматизм:

- на [ф] – губно-зубной парасигматизм;

- на [т’] – призубный парасигматизм;

- на [щ] – шипящий парасигматизм;

- на [с’] – свистящий парасигматизм.

Звук [ч] искажается:

- межзубный сигматизм;

- боковой сигматизм;

- носовой сигматизм, похоже [х] с гнусавым звучанием

Этапы работы над звуком [Ч}

1.Подготовительный этап

2.Постановка звука

3.Автоматизация  звука

4.Дифференциация звука

5.Введение звука в  самостоятельную речь

Подготовительный этап. Комплекс артикуляционных упражнений:

  1. Наказать непослушный язычок
  2. Лопаточка
  3. Грибочек
  4. Вкусное варенье
  5. Чашечка
  6. Гармошка
  7. Фокус

Постановка звука [Ч]

Постановка Ч возможна  при наличии хорошо артикулируемых звуков Т, ТЬ и звуков Ш, Щ.

  1. В простейших случаях звук Ч ставится на основе подражания.
  2. Если не получается по подражанию, его правильного звучания можно добиться путем слитного произношения звукосочетаний тш (тщ) сначала в медленном, потом в быстром темпе.
  3. Также можно предложить ребёнку многократно произносить звук [ТЬ]: ТЬ-ТЬ-ТЬ... Взрослый в это время нажимает ему на щёки двумя пальцами так, чтобы губы выдвинулись вперёд(язык в это время непроизвольно отодвигается назад, и получается звук Ч).
  4. Звук Ч можно поставить от звука Т: при поднятом вверх кончике языка его

отодвигают дальше вглубь от верхних резцов. Логопед показывает на себе, где находится язык и насколько он отодвигается назад.

  1. Нижнее Ч можно ставить от безупречно произносимого Ц независимо от того, как артикулируется звук Ш. Для этого в момент произнесения звука Ц нужно отодвинуть зондом, шпателем или пальцем опущенный вниз кончик языка немного назад, в результате чего должно получиться Ч.
  2. Ребёнок произносит слог ТИ, АТЬ с усилением выдоха на согласный . Логопед вводит зонд или зондозаменитель под язык и слегка поднимает его.

Автоматизация звука Ч

Автоматизация звука [Ч] в речи — это процесс тренировки произношения этого звука в различных условиях: в изоляции, в слогах, словах и предложениях. Цель — научить ребёнка уверенно произносить звук, интегрировать его в повседневную речь. 

Автоматизация звука [Ч] происходит поэтапно: 

Произношение изолированного звука — ребёнок с логопедом отрабатывает звук изолированно, обращая внимание на правильную артикуляцию.

Произношение слогов, где Ч в конце слога  (закрытый слог) ( ач, оч, уч, ич), затем в начале слога (ча, че, чи, чо, чу) и слов, акцентируя внимание на правильной артикуляции. 

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится

- в конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, пугач, тягач, мяч, сыч;

- в середине: бочка, точка, дочка, печка, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабочка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, кочан, мальчик, пончик, печенье, качели;

- и лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.

  • Короткие фразы: «Чай горячий», «Чудак читает», «Чучело в поле».
  • Простые предложения: «Чайник стоит на столе», «Чудо произошло утром», «Часовня находится на холме».

Для автоматизации звука [Ч] также используют:

  • «Составь словосочетание, предложение» — попросить ребёнка составить предложения, используя слова со звуком [Ч].
  • «Ответь на вопросы по тексту» т.о. ребенок участвует в диалоге с логопедом.
  • «Перескажи услышанный текст» - работа по опорным либо сюжетным картинкам

В презентации представлен речевой материал, используемый мной в работе. Пособия Комаровой Л.А.  и Ткаченко Т.А.

Нарушение произношения звука [Щ]

Звук [щ] отсутствует в речи ребёнка — сигматизм.

Звук [щ] заменяется — парасигматизм:

— на [ф] – губно-зубной парасигматизм;

— на [т’, т] – призубный парасигматизм;

— на [с’] – свистящий парасигматизм.

Звук [щ] искажается:

межзубный сигматизм;

— боковой сигматизм;

— носовой сигматизм.

Постановка звука Щ

Звук Щ часто появляется в речи детей автоматически после постановки звуков Ш, Ж, Ч.

Если звук так и не появился, то используем следующие упражнения:  

1.«Змейка улыбается»  (постановка Щ от Ш)

При длительном произнесении звука Ш растянуть губы в улыбку, язык при этом растягивается и слышится мягкий звук Щ.

   2.«Поезд останавливается» (постановка Щ от  Ч)

Данное упражнение используется, если ребёнок правильно произносит звук Ч. Для этого протягивается завершающий фрикативный элемент  ([Щ]) звука Ч, который в дальнейшем без труда отделяется от взрывного элемента ([ТЬ])

   3.Ребёнок произносит слог СИ, протягивая согласный .

Логопед вводит зонд или зондозаменитель под язык слегка приподнимая его и отодвигая назад.

Автоматизация звука Щ

Автоматизация звука [Щ] в речи — этап логопедической работы, направленный на включение звука в связную речь, доведение его до автоматизма за счёт повторения и закрепления в слогах, словах, предложениях, а затем при чтении стихотворений, текстов, скороговорок.

Последовательность автоматизации:

Изолированное произношение звука.

Автоматизация в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).

Автоматизация в словах (в начале, середине, конце).

Автоматизация в словосочетаниях, предложениях.

Автоматизация в чистоговорках, скороговорках, стихах.

Автоматизация в текстах, рассказах.

Автоматизация в самостоятельной речи.

Автоматизация звука Щ во фразе при помощи картинок

Упражнения

Некоторые упражнения для автоматизации звука [Щ]:

Отработка изолированного звучания — ребёнок чётко произносит звук с использованием правильной артикуляционной позы. Например, можно показывать картинку с изображением дворника, спрашивая: «Как метет дворник?», и ребёнок отвечает: «щ-щ-щ-щ».

Повторение прямых слогов со звуком [Щ]: «ща-що-щу-щи-ще».

Повторение обратных слогов со звуком [Щ]: «ащ-ощ-ущ-ыщ-ищ-ещ-ёщ-ющ-ящ».

 

Игры

Для автоматизации звука [Щ] используют, например:

Игра «В ладоши хлопай» — ребёнок хлопает в ладоши, если слышит звук [Щ]: «щавель, щётка, стул, щегол, щёпка, щебень, кот и стол, сахар, рыба, суп и лещ, чемодан, щипцы и печь».

Игра «Найди звук в картинках» — ребёнок берёт только те картинки, в которых есть звук [Щ]: щётка, ящик, сундук, кошелёк, щука, щенок.

Речевой материал

Для автоматизации звука [Щ] используют, например:

Чистоговорки со звуком [Щ], например: «ща-ща-ща — кто хотел борща», «щу-щу-щу — я тебя ищу», «щи-щи-щи — мама варит щи».

Предложения, в которых звук [Щ] необходимо проговаривать чётко — сначала это делает взрослый, затем ребёнок должен повторить: «Щенок щиплет щётку», «Коля, тащи щуку», «Петя надел плащ».

В презентации представлен речевой материал, используемый мной в работе. Пособия Комаровой Л.А., Ткаченко Т.А., Бухариной К.Е., а так же другие пособия по автоматизации [Ч] и [Щ]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на МО "Организация внеурочной деятельности (обмен опытом)"

Главным моментом в образовании становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщатель...

«Работа методического объединения учителей начальных классов МБОУ «Айшинской СОШ ЗМР РТ» по введению ФГОС в образовательный и воспитательный процесс» (из опыта работы).

Работа методичес кого объединения учителей начальных классов по внедрению ФГОс в начальную школу. (из опыта работы)...

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками" (Урок литературного чтения с применением технологии здоровьесбережения) Мастер – класс по обмену опытом в связи с введением ФГОС ООО.

Мастер – класс   по обмену опытом   в связи с введением ФГОС ООО проводит учитель высшей  категори  МБОУ СОШ №8 Данильченко Л.П. Тема: Системно – деятельностный подход ...

Работа над природной лирикой в начальной школе. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

В школе я преподаю 33 года. За это время сделала для себя вывод:для многих моих коллег работа с природной лирикой на уроках чтения вызывает большие трудности. Детям зачастую не нравятся те страницы в ...

Доклад на методическом объединении педагогов-психологов и учителей-логопедов. Тема: "Внедрение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ в практику общеобразовательных школ".

Доклад раскрывает основное содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и особенности его реализации в общеобразовательных школах, описывает нормативную базу и ключевые особенности и механизмы реализации...

Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения

laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...