Рекомендации для родителей
консультация по логопедии
Станьте для ребенка интересным собеседником. Искренне общайтесь, играйте, удивляйтесь, исследуйте мир вместе. Речь — это не просто навык, это средство общения и познания. Ваша любовь, терпение и внимание — лучшая основа для ее развития
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 110.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Общие принципы для всех возрастов:
1. Говорите с ребенком, а не просто в его присутствии. Комментируйте свои действия, называйте предметы, чувства.
2. Следите за собственной речью. Говорите четко, в нормальном темпе, не коверкая слова ("сюсюканье" мешает формированию правильных звуков).
3. Создавайте ситуации "речевого голода." Не предугадывайте все желания ребенка. Пусть он попытается выразить просьбу словом, жестом, звуком.
4. Развивайте мелкую моторику. Центры мозга, отвечающие за речь и движения пальцев, находятся рядом. Пальчиковые игры, лепка, перебирание крупы, шнуровка — все это стимулирует речь.
5. Читайте каждый день. Книги — это лучший источник новых слов, грамматических конструкций и основа для диалога.
6. Ограничивайте время у экранов (телевизор, планшет, телефон). Пассивный просмотр подавляет собственную речевую активность. Заменяйте его живым общением.
---
Подробные рекомендации по возрастам:
1. Ранний возраст (1-3 года)
Цель: Сформировать пассивный и активный словарь, начать строить первые фразы.
· Комментируйте: "Сейчас мама нальет сок в чашку. Вот красная чашка. Сок вкусный, сладкий".
· Упрощайте, но не искажайте: Можно говорить короткими фразами ("Котик спит"), но называть предметы правильно (не "би-би", а "машина"; не "ляля", а "кукла").
· Используйте звукоподражания и лепетные слова только на начальном этапе (1-1,5 года), но постепенно заменяйте их полными словами.
· Задавайте простые выборы: "Ты будешь яблоко или банан?", "Наденем красные колготки или синие?".
· Пойте простые песенки, играйте в потешки и пальчиковые игры ("Ладушки", "Сорока-ворона").
· Дуйте! Пускайте мыльные пузыри, сдувайте ватку со стола, задувайте свечку (это тренирует артикуляционный аппарат и дыхание).
· Обязательно развивайте жевание. Давайте твердую пищу (яблоки, морковь, сушки) — это укрепляет мышцы языка, щек, губ.
· Не заставляйте говорить, если ребенок не хочет. Создавайте положительную атмосферу вокруг речи.
2. Младший дошкольный возраст (3-5 лет)
Цель: Активно расширять словарный запас, формировать грамматический строй речи (правильные окончания, предлоги), работать над звукопроизношением.
· Расширяйте предложения. Отвечайте на вопросы ребенка развернуто. Свои вопросы также усложняйте: "Что ты думаешь?", "Почему это произошло?".
· Обогащайте речь прилагательными, наречиями. Не просто "машина едет", а "большая синяя машина быстро едет по мокрой дороге".
· Играйте в словесные игры:
· "Скажи наоборот" (широкий — узкий, день — ночь).
· "Один-много" (стол — столы, ухо — уши).
· "Назови ласково" (кошка — кошечка, дом — домик).
· "Что для чего?" (ложка — чтобы есть, карандаш — чтобы рисовать).
· Учите предлоги в игре: "Спрячь машинку ПОД стол", "Положи кубик НА стул", "Достань из-за спинки дивана".
· Занимайтесь артикуляционной гимнастикой в игровой форме ("Индюки" — болтать языком, "Часики" — водить языком вправо-влево, "Блинчик" — расслабленный язык на нижней губе). Делайте ее перед зеркалом.
· Обращайте внимание на звуки в словах. Играйте в игру "На какой звук начинается слово?" (не с буквой, а со звуком: "а-а-арбуз", "м-м-машина").
· Читайте стихи и сказки с повторением ("Колобок", "Теремок"), учите короткие стишки.
· Если звуки не появляются ([к], [г], [х], [ы], [л], [с], [з]) или ребенок смягчает/искажает их — это повод обратиться к логопеду.
3. Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
Цель: Подготовить речь к школе: автоматизировать все звуки, развить фонематический слух, связную речь, грамматику.
· Автоматизация поставленных логопедом звуков. Если логопед поставил звук, необходимо ежедневно выполнять его задания по закреплению звука в речи. Без этого домашнего труда результат будет очень медленным.
· Учите ребенка составлять рассказы:
· По картинке (Что нарисовано? Кто это? Что делает? Что будет потом?).
· По серии картинок (разложить по порядку и составить рассказ).
· Из личного опыта ("Как мы ходили в зоопарк").
· Играйте в игры на звуковой анализ (это основа грамотного письма):
· Определить первый/последний звук в слове.
· Посчитать, сколько звуков в коротком слове ("дом" — 3 звука).
· Придумать слово на заданный звук.
· Развивайте высшие психические функции через речь: память (учите стихи), внимание (игры "Найди отличия"), мышление (загадки, логические задачки).
· Учите пересказывать прочитанные сказки и рассказы близко к тексту.
· Работайте над предлогами, над правильным употреблением сложных слов (одна вишня — много вишен, один карандаш — пять карандашей).
· Если к 5-5,5 годам не исправлены свистящие, шипящие звуки, а тем более звук [р] — консультация логопеда обязательна.
Тревожные признаки (повод для внеплановой консультации у логопеда или невролога):
· В любом возрасте: Ребенок перестал говорить или его речь резко деградировала.
· К 1,5 годам: Не понимает простых просьб, не пытается повторять слова, нет указательного жеста.
· К 2,5 годам: Нет фразовой речи (хотя бы из 2-3 слов: "дай пить"), говорит на "своем" языке.
· К 3 годам: Речь совершенно непонятна окружающим, очень бедный словарь, текут слюни, рот постоянно приоткрыт.
· После 4-5 лет: Стойкое искажение или пропуск многих звуков, аграмматизмы ("много конфетов", "синий платье"), которые не исчезают, "каша во рту".
· В любом возрасте: Заикание, запинки в речи, тем более если они сопровождаются мышечным напряжением (судорогами).
Что НЕЛЬЗЯ делать:
1. Требовать правильного произношения звуков, которые по возрасту ребенку еще "не положены" (например, [р] в 3 года).
2. Настойчиво поправлять и заставлять повторять слово правильно, если у ребенка не получается. Это вызывает речевой негативизм.
3. Сравнивать ребенка с другими детьми. Темпы речевого развития очень индивидуальны.
4. Загружать малыша ранним изучением букв и слогов, если речь сама по себе отстает. Сначала нужно навести порядок в устной речи, потом учиться читать.
5. Игнорировать рекомендации специалистов, если они даны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендация для родителей первоклассника "Памятка для родителей"
Памятка разработана для родителей учащихся 1 класса с целью помочь своему ребёнку адаптироваться к условиям обучения в школе....

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациями Как родители могут помочь ребенку учиться
Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациямиКак родители могут помочь ребенку учиться...

Работа с родителями «Работа над речью слабослышащего ребенка в домашних условиях» (рекомендации для родителей)
познакомить родителей с правилами общения со слабослышащими детьми;дать советы, рекомендации по проведению работы над речью слабослышащего ребенка дома;донести до родителей важность и необходимость да...
Рекомендации для родителей "Дети и родители: секреты общения"
Рекомендации для родителей "Дети и родители: секреты общения" будут полезны родителям, которые заитересованы в темлых, позитивных отношениях между ними и их детьми. Одним из самых ценных аспекто...

Рекомендации для родителей Советы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста
Рекомендации для родителейСоветы родителям в воспитании детей младшего школьного возраста...

Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)
Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)...

Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)
Совместная деятельность школы и родителей по обучения и воспитанию (памятки-советы и рекомендации для родителей)...


