Урок-сказка. Математика. 1 класс."Уравнение. Проверка уравнения"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

 Данный методический материал содержит подробный конспект урок и красочную презентацию к уроку математике в 1 классе по теме "Уравнение. Проверка решения уравнения" по учебнику "Моя математика" Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких. Урок направлен на достижение следующих целей:

1.  Сформировать умение выполнять проверку решения уравнения.

 2. Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения.

 3.  Закрепить умение решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме; закрепить вычислительные навыки в пределах 10.

   4. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Konspekt_uroka.doc56.5 КБ
Файл Prezentaciya_uroka_matematiki.rar2.57 МБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИКА.

УРОК – СКАЗКА

1-ый класс. III-я четверть.

Тема:  Уравнение. Проверка решения уравнения.

Цели:   1. Сформировать умение выполнять проверку решения уравнения.

                    2. Закрепить умение решать и оформлять решение уравнения.

                    3.           Закрепить умение решать простые задачи, сформулированные в прямой и косвенной форме; закрепить вычислительные навыки в пределах 10.

                   4. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

Оборудование:  учебник «Моя математика»(1 кл., авт. – Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), тетрадь, раздаточные карточки, презентация к уроку  с использованием ИКТ.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- На уроке наши глаза…(внимательно смотрят).

- Наши уши…(внимательно слушают).

- Наши руки…(не мешают, а помогают).

- Наша голова…(хорошо думает).

После этого дети садятся.

  1. Психологический настрой.

- Покажите карандаш, цвет которого соответствует вашему настроению.

Я очень рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Вы, конечно, слышали, что наступивший 2008 год объявлен президентом нашей республики – Годом добрых дел. Конечно, добрые поступки мы должны совершать всегда, не только один год, но в этом году особенно.

 - Какие добрые дела, поступки можете сделать вы?

 - Как называется республика, в которой мы живём?

 - А кто её президент?

-Поэтому для тех, кому грустно, давайте сделаем доброе дело: улыбнёмся друг другу, нашим гостям и подарим хорошее настроение. Думаю, что сегодняшний день принесёт всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи.

 - Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Весёлым, интересным, чтобы узнать что-то новое). Итак, начнём.

III. Актуализация опорных знаний.

 - В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили – были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная.

Однажды случилась беда, Василиса исчезла. Иван – Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

 - Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.

1. Весёлые задачи.

- Составьте из разрезных цифр решение задачи.

1. Скоро 10 лет Серёже,

Диме нет ещё шести.

Дима всё никак не может

До Серёжи дорасти.

А на сколько лет моложе,

Мальчик Дима, чем Серёжа? (4)

2. Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро, детки,

Сколько птиц сидит на ветке? (7)

3. На коньках катались дети,

Всех их вместе было десять.

Девять мальчиков из них.

А девчонок? Сколько их? (1)

Настрой.

- Руки? (на месте)

- Ноги? (на месте)

- Локти? (у края)

- Спина? (прямая)

- Запишите эти числа в порядке возрастания:

1  4  7

- Найдите закономерность и продолжите ряд ещё на одно число.

-Запишите число, предшествующее ему. Как получит предшествующее число? Назовите предшествующее число для чисел 10, 5, 16.

- Запишите число, последующее для 7. Как получить последующее число? Назовите последующее число для чисел 3, 17, 8.

- Какое число стоит между числами 7 и 9, 12 и 14, 0 и 2?

- Какое число стоит справа от 8, слева от 19?

- Назовите соседей числа 11?

- Что происходит с числами при перемещении по числовому ряду направо, налево?

- В нашем ряду, который мы записали:

1   4   7   10   9   8

Найдите «лишнее» число. Почему? Зачеркните.

- А теперь прочитайте ряд, который у вас получился. Если всё правильно, то мы узнаем, кто похитил Василису Прекрасную.

К  о  щ  е  й

2. Покорение гор. Признаки предметов, составление равенств.

- Отправился Иван-Царевич в путь. На его пути встречались горы, перевалы. Но с нашей помощью он надеется их легко покорить.

- На какие части можно разбить эти препятствия? (по цвету, по форме, по размеру) (Слайд с фигурами)

- Разбейте на части по форме и составьте 4 равенства и запишите. Как обозначить части?

 (6 и 3) Целое? (9)                                           6+3=9

3+6=9

9-3=6

9-6=3

- Расскажите все, что знаете о числе 9? Как можно получит число 9?

  1. Ситуация успеха.

1.- Перебрался Иван – Царевич через горы, а куда дальше идти, по какой дороге не знает. Стоит  Иван - Царевич на распутье трёх дорог. На придорожном камне надпись: «Неправильно пойдёшь сам пропадёшь и коня потеряешь. Верная дорога та, где ответ не самый большой и не самый маленький».

IV. Подготовка к изучению нового материала.

- Пошёл Иван – Царевич дальше. Но его поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем. Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея Горыныча.

А для этого мы должны разобраться с его головоломками.

 -Давайте разберёмся, что надо сделать в каждом выражении:

а-4    а+4                     10-k     10-а               +3=8

      -5=4                          k+5      k+3          а-8     а-7

- На какие группы можно разбить эти выражения? (Равенства и неравенства.)

- А как будут называться равенства, если вместо пустых квадратиков поставить буквы «x» или «y»? (уравнения).

 -Что значит решить уравнение?(Решить уравнение – это значит найти неизвестное число.)

V. Открытие нового знания.

- Приготовил Змей Горыныч вот такое задание:  

- Отметьте в уравнениях и на схемах целое и части. Как заполнить схему к каждому уравнению?

Обратимся к нашим учебникам – волшебным книгам, в которых может быть найдём заклинание: как победить  Змея Горыныча.

         

         

         

   

х-8=2                                     3+у=9                                8-х=5

- Давайте решим эти уравнения.

- А вы уверенны, что мы решили правильно? Вдруг решения найдены не верно. Ведь мы могли ошибиться в вычислениях и тогда Иван-Царевич никогда не встретится с Василисой Прекрасной.

- Как вы думаете, что нам делать, чтобы избежать ошибок? (Надо сделать проверку.)

Давайте позовём на помощь знакомого нам мальчика Петю. Посмотрите, как он это делал. Он взял число, которое пол учил  при решении уравнения и подставил его вместо буквы.

- Что он делает потом?(Находит значение выражения, которое у него получилось?

Почему в проверке записано такое равенство: 2=2?

-Что означают числа в этом равенстве?(Здесь сравнивают числа, которые стояли в уравнениях после знака равенства и значение выражения, которое получили, когда вместо «х» подставили его значение.)

- Что нового узнали?

- Полезно это знание для нас?

VI.Первичное закрепление.

- Давайте сделаем проверку и к другим уравнениям.

3+у=9

у=9-3

у=6

3+6=9 (делаю проверку: подставляю вместо «у» в уравнение найденное число)

9=9     (значит, решили правильно. Ответ:6)

VIII. Повторение пройденного материала.

- Все задания Змея Горыныча мы с вами выполнили и победили его. И путь в царство Кощея свободен. Осталось через речку перебраться.

-В виде какой геометрической фигуры можно изобразить речку? (Кривая линия)

-Как называется самая маленькая геометрическая фигура? (Точка)

-Отметьте у себя в тетради красным карандашом точку. Нарисуйте зелёным карандашом замкнутую кривую линию, так чтобы точка была внутри неё. А синим цветом проведите через эту точку прямую линию. Как сделать из прямой отрезок? Вот и получился у нас мостик.

- Поможем Ивану-Царевичу пройти по мосту.

VII.Физкультминутка.

                                                  Топнем правою ногой,

                                                  Топнем левою ногой,

                                                  Снова – правою ногой,

                                                  Снова – левою ногой,

                                                  После – правою ногой,

                                                  После – левою ногой.

Перешли мы мост с тобой!

VIII. Тренировочные задания.

1.- Перешёл Иван через мост. Да не тут-то было. На другом берегу поджидает его Баба-Яга со своими ловушками: « А ну, милок, реши мои задачки».

   а) Купили 8 тарелок. За обедом 2 тарелки съели. Сколько тарелок осталось? (нереальное условие)

   б) На дереве сидели 7 ворон. 4 вороны улетели. (нет вопроса)

   в) Леший нашёл рыжики и подберёзовики. Сколько всего грибов он нашёл?

(неполное условие)

- Давайте дополним  последнюю задачу и решим её.

                    ?

     

         3                5

- Что нужно найти? Как это сделать?

3+5=8 (г.)- всего.

Ответ: 8 грибов.

 2. И вот, наконец-то, на огромной высокой горе он увидел замок Кощея. А ключ от замка в центре лабиринта.

- Как Ивану-Царевичу пройти через двое ворот, чтобы набрать числа в кружках? (Слайд с лабиринтами)                      

Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: «Раз ты смог до меня добраться, выполни мои задания, и Василиса твоя! Если не выполнишь: мой меч – твоя голова с плеч! Вот тебе первое задание. Разгадай секрет моих чёрных волшебных ящиков.»(Слайд с чёрными ящиками)

 - Ну, Иван, забирай Василису, - сказал Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне. Где она? (Слайд с башнями)

- Помогите Ивану-Царевичу забраться наверх за Василисой. Для этого на карточках в каждой строчке обведите числа при сложении, которых получится 10.

10   3  1  5   0

4  6  7  5  8

2  1  9  0  3

7  3  5  2  4

4  9  3  1  5

8  5  2  6  8

- Помогайте друг другу.

IX. Подведение итогов.

- Молодцы, ребята! Сколько добрых дел мы с вами сделали, спасая Василису и помогая Ивану – Царевичу. Стали они жить долго и счастливо. А мы с вами сделаем ещё одно доброе дело: поблагодарим друг друга за работу.

XI. Творческое задание.

- У вас на партах лежат листочки. Решите примеры и соедините точки по порядку, в порядке возрастания. Какая фигура у вас получилась? До какого предмета её можно дорисовать? Представьте себя в роли художников, дизайнеров, архитекторов и достройте дом для Ивана – Царевича и Василисы Прекрасной с садом, цветами озером, чтобы им было там уютно жить. Это задание вы выполните дома.



Подписи к слайдам:


4

7

1

4

7

1

10

1
К

4

о







6+3=9

3+6=9

9-3=6

9-6=3




9-3










5+4




8+2

=9




а-4 а+4




-5=4 k+5 k+3




3+ =8 а-8 а-7

«

9

5

10-k 10-а

»

«

у

х

х-8=2

х

2

8

х=8+2

х=10

3+у=9

9

у

3

у=9-3

у=6

8-х=5

8

х

5

х=8-5

х=3

х-8=2

х=8+2

х=10

10-8=2

2=2

3+у=9

у=9-3

у=6

3+6=9

9=9

8-х=5

х=8-5

х=3

8-3=5

5=5

Купили 8 тарелок. За обедом 2 тарелки съели. Сколько тарелок осталось?




На древе сидели 7 ворон. 4 вороны улетели.

Леший нашёл рыжики и подберёзовики. Сколько всего грибов он нашёл?

5+5

9-8

0+2

7-3

4+5

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-сказка по математике, 1 класс.

Урок-закрепление в форме сказки для 1 класса (2 четверть)....

Урок - сказка по математике - 2 класс

Урок-сказка. Счет предметов....

Математика. 1 класс. Урок 71. Уравнение. Проверка решения уравнения - Презентация

ссылка на источник: http://avtatuzova.ru/news/matematika_1_klass_urok_71_uravnenie_proverka_reshenija_uravnenija/2013-01-21-164  Урок 71. Уравнение. Проверка решения уравнения В пр...

Урок – сказка по математике 2 класс Тема урока: «Закрепление приёмов устных вычислений в пределах 100»

Урок построен на основе сказки К.Чуковского «Муха Цокотуха». В конспект включены упражнения для закрепления устных приёмов сложения и вычитания в пределах 100, нахождения значений буквенного выражения...

Урок-сказка по математике в 1 классе. Тема урока: «Повторение пройденного материала. Сказка К.И. Чуковского «Тараканище»».

Урок - сказка по математике в 1 классе. Тема урока: "Повторение пройденного материала. Сказка К.  И. Чуковского "Тараканище"".Цели урока: повторить и систематизировать материал, изученный на пред...

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Уравнение. Решение уравнения методом подбора"

Конспект урока математики во 2 классе по теме "Уравнение. Решение уравнения методом подбора" с презентацией....

Урок сказка по математике. Конспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»

Урок сказка по математике, 2 классКонспект урока-сказки по математике во 2 классе на тему «Сложение и вычитание двузначных чисел»Цели:1. Закрепить навыки сложения и вычитания двузначных чи...