Проект "Путешествие в страну неравенств"
план-конспект урока математики (3 класс) по теме

Математика как наука обладает уникальным эффектом.

                   Она по высказыванию М.В. Ломоносова

                   «Ум в порядок приводит.»

       В 3 - ем классе продолжается формирование у учащихся 

                   важнейших  математических понятий, связанных с числами,

                   величинами, отношениями, элементами алгебры и геометрии.

Существенным продвижением учащихся в области

            логико -  математического  развития является включение в курс

                  понятий  о высказываниях и предложениях с переменной. Дети

                  приходят к выводу, что предложение с переменной не является

                  высказыванием. В высказывание оно превращается тогда, когда

                  вместо переменной подставляется какое – нибудь значение.

Данный проект подводит итог работы с неравенствами,  

                 рекомендует способы решения неравенств, применение их в

                 жизненных ситуациях и подготавливает к более сложному

                 материалу «Координатный луч», составление и решение

                 неравенств по координатному лучу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12945751612.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – творческий проект  3 класс.

Предмет:    Математика

МОУ «Икрянинская СОШ» с. Икряное, Астраханская область,

учитель Посаженко Любовь Васильевна

Тема проекта:      «Решение неравенств».

Творческое название:  «Путешествие в страну неравенств».

Аннотация:

Математика как наука обладает уникальным эффектом.

                   Она по высказыванию М.В. Ломоносова

                   «Ум в порядок приводит.»

       В 3 - ем классе продолжается формирование у учащихся  

                   важнейших  математических понятий, связанных с числами,

                   величинами, отношениями, элементами алгебры и геометрии.

Существенным продвижением учащихся в области

            логико -  математического  развития является включение в курс

                  понятий  о высказываниях и предложениях с переменной. Дети

                  приходят к выводу, что предложение с переменной не является

                  высказыванием. В высказывание оно превращается тогда, когда

                  вместо переменной подставляется какое – нибудь значение.

Данный проект подводит итог работы с неравенствами,  

                 рекомендует способы решения неравенств, применение их в

                 жизненных ситуациях и подготавливает к более сложному

                 материалу «Координатный луч», составление и решение

                 неравенств по координатному лучу.

Основополагающий вопрос:

Зачем мы учимся решать неравенства?

Проблемные вопросы учебной темы:

  1. Что такое неравенство, виды неравенств.
  2. Способы решения неравенств.
  3. Решение задач с использованием неравенств.

Темы исследований учащихся.

  1. Когда появились неравенства?
  2. Как решить неравенства?
  3. Где в жизни я могу использовать неравенства?

Дидактические и организационные материалы.

  1. Дидактические материалы.
  2. Тесты.
  3. Задачи, выражения.
  4. Организационные материалы.
  5. Приглашения.
  6. Медали.
  7. Грамота.

Дидактические цели:

      Развивать познавательный интерес к математике.

      Стимулировать творческую активность учащихся в процессе добывания новых знаний.

      Использовать полученные знания в своей повседневной жизни.

      Формировать навыки работы в группах.

      Воспитывать любовь к математике, развивать логику мышления.

      Привлекать родителей к участию в процессе осуществления

проектной деятельности.

Методические задачи:

       Обобщить знания о неравенствах . Закрепить знания решения различными способами.

      Учить кратко излагать свои мысли, доказывать

Материалы и оборудование:

компьютер, тесты, весы.

Формы представления результатов исследования и критерии их оценивания.

  1. Бюллетень.
  2. Папка – раскладушка.
  3. Мини – сочинения.

Этапы работы над проектом.

                             Этап 1.  Разработка проектного задания.

Задачи этапа – определение темы, творческого названия, основополагающего вопроса, проблемных вопросов, тем исследований учащихся, выбор критериев оценки результатов.

  Класс делится на 3 группы, которые получают задания.

Группа 1 «Исследователи» - собрать теоретический материал о неравенствах, доказать, что в природе существуют неравенства.

Оформить бюллетень.

Тема исследования: «Когда появились неравенства?»

Группа 2 «Знатоки» - решить неравенства различными способами, кратко изложить свои мысли, уметь доказать.

Тема исследования:  «Как решить неравенства?»

Группа 3 «Затейники» - подобрать материал на тему: «Где в жизни я могу использовать неравенства?» (мини – сочинения), оформить папку раскладушку «Думай, считай, отгадывай!

Этап 2.  Разработка  проекта.

Задачи этапа – сбор и уточнения информации.

Ученики самостоятельно  работают по группам, распределяют между  собой задания, анализируют собранный материал.

  Учитель наблюдает, помогает.

Этап 3.  Оценка  результатов.

Задачи  этапа – анализ выполненных заданий

Ученики готовятся к представлению материала на уроке – презентации.

Этап 4. Защита проекта.

Задачи этапа – коллективная защита.

Ученики выступают перед одноклассниками, родителями, магистром математических нау

Конспект урока – презентации.

- Ребята, тема сегодняшнего урока «Решение неравенств»  или творческое название «Путешествие в страну Неравенств».

Ученик.            Чтобы математику понять

                            И постичь неведомые таинства,

                            Надо научиться нам решать,

                            Кроме уравнения и неравенства.

Перед нами стоит основополагающий вопрос – Зачем нам надо решать неравенства? На который должны ответить в конце урока

Учитель. У нас на уроке присутствует Магистр математических наук, учащийся 10 класса Фролов Володя, который оценит ваши знания.

Готовясь к этому уроку, мы распределили проблемные вопросы по группам и назвали их:

  1. Исследователи
  2. Знатоки
  3. Затейники

Слово первой группе.

Ученик . Мы отвечали на первый  вопрос «Когда появились неравенства?» и выпустили бюллетень.

                                     О  н е р а в е н с т в а х

                                         

Математика как наука обладает

уникальным эффектом. Она по

высказыванию М.В. Ломоносова,

«Ум в порядок приводит».

В математике первостепенное значение

приобрели и НЕРАВЕНСТВА.

Неравенство – это соотношения между числами или величинами, указывающие, какие из них больше других. Знак «>»  и «<». У неравенств такие же свойства как и у равенств.

Неравенства возникли после того, как в результате работ немецкого математика ГАУССА, французского математика КОМИ и русского математика П.Л.Чебышева, была поднята роль приближенных методов.

В настоящее время всюду, где рассматриваются задачи с приближенными  решениями, появляются неравенства.

Неравенства бывают числовыми, с одной или несколькими переменными. Неравенство может быть верным или неверным. Решая или доказывая неравенства, мы опираемся на основные свойства отношения

«больше – меньше» между                                                                                                                                  числами

Учитель .

-  Ребята хотят доказать, что действительно существуют неравенства. Они провели  исследовательскую работу и покажут её результаты.

Ученик .

Я бы хотел доказать, что неравенства    

                  существуют.

                  Я – Весовщик. Поэтому покажу все на весах.

                  На одну чашку весов я положу пряник, а на

                  вторую – конфету.

                  И что мы видим?

      Чашка с пряником перевешивает чашку с

                   конфетой.

Вес неравный. Значит, пряник тяжелее  

                  конфеты.

                  Мы получили неравенство.

Учитель. Садись. Как справились  с отчетом , магистр подведет итог в конце урока.

Ребята доказали, что неравенства существуют, но с ними надо работать, их надо решать.

  И вот 2 группа ребят «Знатоки» нам сейчас расскажут о способах решения неравенств.

Ученик.  Перед нами стоял проблемный вопрос «Как решить неравенство?». Неравенство можно решить разными способами. Мы предложим вам решение двумя способами.

Учитель.  Магистр прослушал и подведет итог.

Давайте отдохнем от теории.

Физминутка на компьютере (Работа с компьютером)

Разминка – тесты.  Проверим, как справляемся с неравенствами.

Смотрим на экран и выбираем правильный ответ.

                                                                               

  1. Найдите неравенства:

а) а + в = с               в) с > а 

б) а + в > c              г)  а + в = с + а         верно (б, в)

  1. Поставь знак, чтобы получилось верное неравенство.

а) 9 5 < 50            ( +, -, х, :)                 верно (+, -, х)

б) 0 20 <               ( +, -, х, : )                верно (х, :)

  1. Подбери и вставь числа, чтобы получились верные неравенства.

а) 18 + 20 <  * 2           (20, 15, 30)       прав. (20, 30)

б) 5 * 3 > 5 *                ( 4, 2, 5)            прав. (2)

4.Найди верное неравенство.

а) 5 * 3 < 10

б) 64 : 8 > 5 * 7           верно  (в)

в) 48 : 6 < 10    

5.Решить систему

      (есть, нет)        верно: нет, т.к. нет одинаковых чисел при решении неравенства

Работа в тетрадях.

Учитель -  Откройте тетради. Запишите число.

Задания на компьютере.

  1. Решить неравенства  путем подбора.

а) х < 1, (если х = 0)

    а < 0, (не имеет решения)

    у > 0, (если у – любые числа например, 1 > 0, 5 >0)

    x : х < 2 (любое число, кроме нуля, т.к. при  делении число на это число дает 1)

     5 : 5 < 2

         1 < 2

    100 : 100 < 2

              1 < 2

б) у + у < 5  - путем подбора. ( в правой части большее число, чем в левой. В левой будет  меньше 5, это 4,3,2,1,0)

     у = 2, 1

   Проверяю значение суммы

    2 + 2 < 5

    1 + 1 < 5

   Я беру числа 2, 1, 0

   Почему их?

   Потому что у нас сумма одинаковых  слагаемых.

в) R : 7 < 6                       R = 35, 28, 21, 14, 7, 0

                                         35: 7  < 6

                                         5 < 6

    г) Решить неравенство с помощью уравнения.

        5 * х > 10                     5 * x = 10

        x > 10 : 5                      х = 10 : 5

        х > 2                             x = 2

 

  5 * 3 > 10                      5 * 2 = 10

  15 > 10                          10 = 10

Учитель. Третья группа  « Затейники» рассматривали решение задач с помощью неравенства.

Мы отвечали на вопрос «Где в жизни я могу использовать неравенства?»

Ребята где можно использовать неравенства?

Ученик.    

 

   

                      Мы с ребятами играли. Я предложила им решить

следующую задачу.

        - На столе лежало 9 груш. Сколько груш могла я взять,

чтобы осталось 4 груши.

                      Ребята начали рассуждать.

                   - Если ты взяла больше 4 груш, значит ты взяла 4 груши

                      и ещё сколько – то.

                      И они по очереди называли числа.

                   -  Ты могла взять 5, т.к. 5 > 4

                       6 груш ты не могла взять, т.к. 6 + 4 = 10, а груш у нас

                       было 9.

                   -  Да, вы правы.

                      Решением этой задачи будет число 5.

   

Итог:

Магистр – Ребята, где ещё можно в жизни использовать неравенства?

Дети – При сравнении, даже можем узнать насколько больше или меньше.

Магистр – Так зачем же нам надо научиться решать неравенства?

Дети – Если я сравниваю, то применяю неравенства. Неравенства нужны, если мы говорим о приближенных числах.

Учитель – Да, ребята. Неравенства в жизни необходимы  и мы доказали это.

Научились решать неравенства. Посмотрите на это неравенство:

х * 7 + 45 : 9 > 75 – ( 20 : 4)

И такие научимся решать.

Ребята. Магистр математических наук слушал вас и сейчас подведет итог.

Магистр – Дорогие ребята! Вы хорошо справились с заданиями, ответили на главный вопрос : «Зачем нам нужно учиться решать неравенства?»

Все группы справились с заданиями и я хочу наградить вас медалями.

Группа «Затейники»  предлагает занимательные задачи.

Дети – Нам нужны смелые, сильные и умелые ребята! Поэтому

«Думай! Считай! Отгадывай!»

Предлагается папка - раскладушка

Момент рефлексии

(Солнышки)

Учитель – Кто понравился? Какая группа?

Ученики и родители обмениваются мнениями: что получилось? Чей отчет больше понравился? Над чем можно поработать?

Учитель оценивает  активность работы ребят, креативность, качество и объем использования источников, качество отчетов о проделанной работе, потенциал продолжения работы.

                   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Тема "Равенства и неравенства"

Урок по теме "Равенства и неравенства", система Л.В.Занкова...

Уравнения и неравенства c одной переменной в начальном курсе математики

Статья по теме : "Уравнения и неравенства  с одной переменной в начальном курсе математики".   В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральны...

Урок закрепления по математике "Составление равенств и неравенств"

Это урок - закрепления по теме "Составление равенств и неравенств", УМК "Школа России", сопровождается презентацией, используется элементы дифференцированного , игрового обучения....

"Равенства и неравенства"

Материал предназначен для отработки навыка сравнения множества предметов, числовых равенств и неравенств....

Урок математики в первом классе(учебник А. А. Аргинской) по теме: «Преобразование равенств в неравенства и неравенств в равенства».

Представлен урок математики"Преобразование равенств  в неравенства и неравенств в равенства", проведенный в первом классе, в рамках программы развивающего обучения Л. В. Занкова. Обучающиеся расш...

Урок математики в1 классе по теме: «Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств»

Урок математики в1 классе по теме: «Понятие о неравенстве. Знаки >, <. Запись и чтение числовых равенств и неравенств» адресован учителям начальных классов, работающих по УМК «Система Л.В....