Рабочая программа по математике 4 класс УМК школа 2100
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

Ващенко Татьяна Михайловна

Рабочая программа  по математике в 4 классе составлена на основе авторской программы "УМК школа 2100" из расчета 4 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem._4_kl..docx35.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 53 г. Хабаровск

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/___________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________20___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

__________/______________     /

ФИО

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

 Директор МОУ СОШ №53

_____________/____________/

ФИО

Приказ     № ___   от «__»______________20___г.

Рабочая  программа

по математике

4 класс

УМК «Школа 2100»

Учитель начальных классов

Ващенко Татьяна Михайловна

2011- 2012 учебный год

I. Пояснительная записка

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

  1. создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
  2. сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
  3. обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
  4. сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
  5. сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
  6. сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
  7. выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь

  1. использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
  2. производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
  3. читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
  4. формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
  5. работать в соответствии с заданными алгоритмами;
  6. узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
  7. вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

II. Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс математики изучается  по четыре часа в неделю (140 часов)

III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.                                         

V.Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

1-й уровень (необходимый)

Учащиеся должны уметь:

  1. использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  2. объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  3. использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
  4. использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
  5. рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
  6. объяснять соотношение между разрядами;
  7. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
  8. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  9. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
  10. использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
  11. использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  12. выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
  13. выполнять умножение и деление с 1000;
  14. решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  15. решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  16. решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  17. осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  18. прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
  19. осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  20. использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x − a = b; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
  21. уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
  22. вычислять объём параллелепипеда (куба);
  23. вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
  24. выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  25. строить окружность по заданному радиусу;
  26. выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
  27. распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
  28. находить среднее арифметическое двух чисел.

2-й уровень (программный)

Учащиеся должны уметь:

  1. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1000000000.
  2. Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000000;

Учащиеся должны уметь:

  1. выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
  2. осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  3. находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
  4. иметь представление о решении задач на части;
  5. понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
  6. читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
  7. распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
  8. распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
  9. находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
  10. использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
  11. решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
  12. читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
  13. решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
  14. находить вероятности простейших случайных событий;
  15. находить среднее арифметическое нескольких чисел.

VI. Содержание учебного предмета

Числа и операции над ними.

Дробные числа.

Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

Какую часть одно число составляет от другого.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Числа от 1 до 1000000.

Числа от 1 до 1000000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Числа от 1 до 1000000000.

Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

Сложение и вычитание чисел.

Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.

Умножение и деление чисел.

Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.

Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

Письменное умножение и деление на однозначное число.

Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

Величины и их измерение.

Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

Работа, производительность труда, время работы.

Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

Текстовые задачи.

Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

Элементы геометрии.

Изменение положения объемных фигур в пространстве.

Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

Элементы алгебры.

Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

Элементы стохастики.

Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

Понятие о вероятности случайного события.

Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

Занимательные и нестандартные задачи.

Принцип Дирихле.

Математические игры.

Итоговое повторение.

VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Раздел «Тематическое планирование» представлен базовым вариантом, который

даётся по курсу «Математика» и обеспечен учебником «Математика» для 4 класса (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.), дидактическими материалами для 1–4 классов (авторы Козлова С.А., Гераськин В.Н., Рубин А.Г. и др.), сборниками самостоятельных и контрольных работ (авторы Козлова С.А., Рубин А.Г.), методическими рекомендациями (авторы Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В.), сборниками наглядных пособий (автор Козлова С.А.).

 Структура тематического планирования представлена в табличной форме.

VIII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

Календ. срок

Содержание занятия

Количество часов

План

Факт

1-3.

Повторение пройденного. Числа от 1 до 1000. Арифметические действия над числами

3ч.

4 .

Дроби. Нахождение части от числа

1 ч.

5.

Входная контрольная работа

1 ч.

6.

Работа над ошибками

1 ч.

7.

Нахождение части от числа

1 ч.

8.

Нахождение числа по его части

1 ч.

9.

Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части

1 ч.

10-12.

Сравнение дробей

3ч.

13.

Самостоятельная работа по теме: «Дроби»

1 ч.

14.

Работа над ошибками. Решение задач

1 ч.

15-16.

Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

2 ч.

17.

Вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями

1 ч.

18.

Решение задач. Арифметический диктант

1ч.

19.

Деление меньшего числа на большее

1 ч.

20.

Какую часть одно число составляет от другого

1 ч.

21.

Решение задач

2 ч.1

22.

Контрольная работа по теме «Дробные числа»

1 ч.

23.

Работа над ошибками

1 ч.

24.

Проект №1. модель машины времени

1 ч.

25.

Не только математика. Путешествие 1

1 ч.

26.

Повторение пройденного. Турнир 2

1 ч.

27-28.

Многозначные числа. Разряды и классы

2ч.

29.

Чтение и запись многозначных чисел

1 ч.

30.

Сравнение чисел. Арифметический диктант

1 ч.

31.

Контрольная работа

1 ч.

32.

Работа над ошибками.

1 ч.

33.

Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.

1 ч.

34.

Умножение и деление числа на 1000, 10000, 100000

1 ч.

35-36.

Чтение и запись многозначных чисел

2 ч.

37.

Миллион. Класс миллионов. Миллиард

1 ч.

38-39.

Чтение и запись многозначных чисел

2 ч.

40.

Проект №2. странички из энциклопедии

1 ч.

41.

Не только математика. Путешествие 2

1 ч.

42.

Повторение пройденного. Турнир 3. Тест

1 ч.

43.

Единицы длины. Арифметический диктант

1 ч.

44.

Единицы массы. Грамм. Тонна

1 ч.

45.

Единицы измерения величин. Самостоятельная работа

1 ч.

46.

Единицы площади. Тест

1ч.

47.

Площадь прямоугольного треугольника. Любителям математики

1ч.

48.

Приближенные вычисления площадей. Палетка

1 ч.

49.

Единицы объема. Арифметический диктант

1ч.

50.

Решение задач

1 ч.

51.

Точные и приближенные значения величин

1 ч.

52.

Контрольная работа по теме «Величины»

1 ч.

53.

Работа над ошибками. Решение задач

1 ч.

54-57.

Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности

4ч.

58.

Контрольная работа

1 ч.

59.

Работа над ошибками.

1 ч.

60-61.

Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности

2 ч.

62-63.

Решение задач

2ч.

64.

Умножение чисел. Группировка множителей

1 ч.

65-66.

Арифметические действия над числами

2 ч.

67-68.

Умножение многозначных чисел на однозначное

2 ч.

69.

Умножение чисел. Тест

1ч.

70.

Проект №3. Инсценировка: Российская ярмарка VIII века  

1 ч.

71-72.

Решение задач

2ч.

73.

Закрепление пройденного. Турнир 4

1 ч.

74.

Контрольная работа

1 ч.

75.

Работа над ошибками

1 ч.

76.

Деление круглых чисел

1 ч.

77-78.

Арифметические действия над числами

2 ч.

79.

Деление числа на произведение

1 ч.

80.

Деление круглых многозначных чисел на круглые числа

1 ч.

81-82.

Арифметические действия над числами

2 ч.

83.

Самостоятельная работа

1 ч.

84.

Работа над ошибками. Деление с остатком

1ч.

85-87.

Уравнения. Арифметические действия над числами

3ч.

88-94.

Письменное деление многозначных чисел на однозначное

95-97.

Письменное деление многозначных чисел на круглые

3 ч.

98

Контрольная работа

1 ч.

99

Работа над ошибками. Тест

1 ч.

100-101.

Решение задач

2ч.

102-104.

Умножение на двузначное число. Любителям математики

3ч.

105-106.

Решение задач

2ч.

107-108.

Умножение многозначных чисел на трехзначное число

2 ч.

109-110.

Умножение многозначных чисел на трехзначное число. Арифметический диктант

2 ч.

111-114.

Решение задач

4ч.

115.

Контрольная работа

1 ч.

116.

Работа над ошибками

1 ч.

117.

Проект №5. Играй и выигрывай

1 ч.

118-119.

Решение задач

2 ч.

120.

Повторение пройденного. Самостоятельная работа

1 ч.

121-123.

Письменное деление многозначных чисел на двузначное

3 ч.

124-127.

Арифметические действия над числами. Проверочная работа

128.

Среднее арифметическое

1 ч.

129-131.

Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число

3ч.

132.

Арифметические действия над числами

1ч.

133.

Контрольная работа за год

1 ч.

134.

Работа над ошибками. Арифметические действия над числами

1 ч.

135.

Круговая диаграмма. Арифметические действия над числами

1 ч.

136.

Числовой луч. Координаты точки на числовом луче

1 ч.

137.

Адрес в таблице. Пара чисел.  Координаты точек на плоскости

1 ч.

138.

Арифметические действия над числами

1 ч.

139-140

Итоговое повторение

IX. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Тема (раздел)

Контроль

1.

Повторение.(5 ч.)

К.р.-1

2.

Дробные числа (25 ч.)

К.р.-1

С.р. -1

3.

Многозначные числа. (16 ч.)

К.р.-1

4.

Величины. (26 ч.)

К.р.-1

С.р. -1

5.

Арифметические действия над числами  (83 ч.)

К.р.-4

С.р. -2

Тест -1

6.

Повторение 4 класс (15 ч.)

X. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
  2. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».
  3. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. .Математика Учебник для 4-го класса в 3-х ч. (ч. 1–2 – по 80 с., ил.; ч. 3 – 96 с., ил.).
  4.  Козлова С.А., Рубин А.Г. Тесты и контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика» , 4 класс. – Изд. 3$е, испр. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2011. – 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
  5. Козлова С. А., А.Г.Рубин «Моя математика». 4-й класс: Методические рекомендации для учителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике по ОС"Школа 2100" 4 класс

рабочая программа на 2 полугодие по учебнику Козловой, Демидовой....

Рабочие программы для 3 класса ОС "Школа-2100"

В этой папке рабочие программы по всем предметам ОС "Школа-2100"...

Календарно-тематическое планирование и рабочие программы для 2 класса УМК "Школа 2100"

В данной папке собраны календарно - тематические планирования для 2 класс УМК Школа 2100.  Данный материал собран и переработан  согласно требованиям ФГОС....

Рабочие программы для 2 класса (ОС "Школа 2100")

Рабочие программы по всем предметам для 2 класса по ОС "Школа 2100" (с приложениями)....

рабочая программа по математике по УМК "Школа 2100" для 4 класса

Рабочая программа по математике для 4 класса по учебнику Козловой, Демидовой....

Рабочая программа по математике (4 кл.) (Школа-2100)

Рабочая программа по математике (4 кл.) (Школа-2100)...