Главные вкладки

    Рабочая программа по математике 4 класс УМК школа 2100
    календарно-тематическое планирование по математике (4 класс) на тему

    Ващенко Татьяна Михайловна

    Рабочая программа  по математике в 4 классе составлена на основе авторской программы "УМК школа 2100" из расчета 4 часа в неделю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matem._4_kl..docx35.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ СОШ № 53 г. Хабаровск

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    _____________/___________/

    ФИО

    Протокол № ___ от «__»

    ____________20___г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УВР

    __________/______________     /

    ФИО

     «__»____________20___г.

    «Утверждаю»

     Директор МОУ СОШ №53

    _____________/____________/

    ФИО

    Приказ     № ___   от «__»______________20___г.

    Рабочая  программа

    по математике

    4 класс

    УМК «Школа 2100»

    Учитель начальных классов

    Ващенко Татьяна Михайловна

    2011- 2012 учебный год

    I. Пояснительная записка

    Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

    Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:

    1. создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
    2. сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
    3. обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
    4. сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
    5. сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
    6. сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
    7. выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.

    Цели обучения в предлагаемом курсе математики в 1–4 классах, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета: уметь

    1. использовать математические представления для описания окружающего мира (предметов, процессов, явлений) в количественном и пространственном отношении;
    2. производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях;
    3. читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики;
    4. формировать основы рационального мышления, математической речи и аргументации;
    5. работать в соответствии с заданными алгоритмами;
    6. узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
    7. вести поиск информации (фактов, закономерностей, оснований для упорядочивания), преобразовать её в удобные для изучения и применения формы.

    II. Описание места учебного предмета в учебном плане

    Курс математики изучается  по четыре часа в неделю (140 часов)

    III. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Ценностные ориентиры изучения предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи, где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим содержанием параллельных предметных курсов Образовательной системы «Школа 2100»), так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.

    Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

    Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

    Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

    Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

    Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

    Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.                                         

    V.Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений.

    1-й уровень (необходимый)

    Учащиеся должны уметь:

    1. использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1000000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
    2. объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
    3. использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
    4. использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
    5. рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
    6. объяснять соотношение между разрядами;
    7. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
    8. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
    9. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
    10. использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
    11. использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
    12. выполнять устные вычисления (в пределах 1000000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
    13. выполнять умножение и деление с 1000;
    14. решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
    15. решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
    16. решать задачи в 2–3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
    17. осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
    18. прочитать записанное с помощью букв простейшее выражение (сумму, разность, произведение, частное), когда один из компонентов действия остаётся постоянным и когда оба компонента являются переменными;
    19. осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
    20. использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x − a = b; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
    21. уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонент.
    22. вычислять объём параллелепипеда (куба);
    23. вычислять площадь и периметр фигур, составленных из прямоугольников;
    24. выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
    25. строить окружность по заданному радиусу;
    26. выделять из множества геометрических фигур плоские и объёмные фигуры;
    27. распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус), параллелепипед (куб) и его элементы (вершины, ребра, грани), пирамиду, шар, конус, цилиндр;
    28. находить среднее арифметическое двух чисел.

    2-й уровень (программный)

    Учащиеся должны уметь:

    1. использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о названии и последовательности чисел в пределах 1000000000.
    2. Учащиеся должны иметь представление о том, как читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000000;

    Учащиеся должны уметь:

    1. выполнять прикидку результатов арифметических действий при решении практических и предметных задач;
    2. осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 6 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
    3. находить часть от числа, число по его части, узнавать, какую часть одно число составляет от другого;
    4. иметь представление о решении задач на части;
    5. понимать и объяснять решение задач, связанных с движением двух объектов: вдогонку и с отставанием;
    6. читать и строить вспомогательные модели к составным задачам;
    7. распознавать плоские геометрические фигуры при изменении их положения на плоскости;
    8. распознавать объёмные тела – параллелепипед (куб), пирамида, конус, цилиндр – при изменении их положения в пространстве;
    9. находить объём фигур, составленных из кубов и параллелепипедов;
    10. использовать заданные уравнения при решении текстовых задач;
    11. решать уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: а ∙ х ± b = с; (х ± b) : с = d; a ± x ± b = с и др.;
    12. читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм;
    13. решать простейшие задачи на принцип Дирихле;
    14. находить вероятности простейших случайных событий;
    15. находить среднее арифметическое нескольких чисел.

    VI. Содержание учебного предмета

    Числа и операции над ними.

    Дробные числа.

    Дроби. Сравнение дробей. Нахождение части числа. Нахождение числа по его части.

    Какую часть одно число составляет от другого.

    Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

    Числа от 1 до 1000000.

    Числа от 1 до 1000000. Чтение и запись чисел. Класс единиц и класс тысяч. I, II, III разряды в классе единиц и в классе тысяч. Представление числа в виде суммы его разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

    Числа от 1 до 1000000000.

    Устная и письменная нумерация многозначных чисел.

    Числовой луч. Движение по числовому лучу. Расположение на числовом луче точек с заданными координатами, определение координат заданных точек.

    Точные и приближенные значения величин. Округление чисел, использование округления в практической деятельности.

    Сложение и вычитание чисел.

    Операции сложения и вычитания над числами в пределах от 1 до 1 000 000. Приёмы рациональных вычислений.

    Умножение и деление чисел.

    Умножение и деление чисел на 10, 100, 1000.

    Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулями. Устное умножение и деление чисел на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.

    Письменное умножение и деление на однозначное число.

    Умножение и деление на двузначное и трёхзначное число.

    Величины и их измерение.

    Оценка площади. Приближённое вычисление площадей. Площади составных фигур. Новые единицы площади: мм², км², гектар, ар (сотка). Площадь прямоугольного треугольника.

    Работа, производительность труда, время работы.

    Функциональные зависимости между группами величин: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность труда, время работы, работа. Формулы, выражающие эти зависимости.

    Текстовые задачи.

    Одновременное движение по числовому лучу. Встречное движение и движение в противоположном направлении. Движение вдогонку. Движение с отставанием. Задачи с альтернативным условием.

    Элементы геометрии.

    Изменение положения объемных фигур в пространстве.

    Объёмные фигуры, составленные из кубов и параллелепипедов.

    Прямоугольная система координат на плоскости. Соответствие между точками на плоскости и упорядоченными парами чисел.

    Элементы алгебры.

    Вычисление значений числовых выражений, содержащих до шести действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий. Использование уравнений при решении текстовых задач.

    Элементы стохастики.

    Сбор и обработка статистической информации о явлениях окружающей действительности. Опросы общественного мнения как сбор и обработка статистической информации.

    Понятие о вероятности случайного события.

    Стохастические игры. Справедливые и несправедливые игры.

    Понятие среднего арифметического нескольких чисел. Задачи на нахождение среднего арифметического.

    Круговые диаграммы. Чтение информации, содержащейся в круговой диаграмме.

    Занимательные и нестандартные задачи.

    Принцип Дирихле.

    Математические игры.

    Итоговое повторение.

    VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

    Раздел «Тематическое планирование» представлен базовым вариантом, который

    даётся по курсу «Математика» и обеспечен учебником «Математика» для 4 класса (авторы Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П.), дидактическими материалами для 1–4 классов (авторы Козлова С.А., Гераськин В.Н., Рубин А.Г. и др.), сборниками самостоятельных и контрольных работ (авторы Козлова С.А., Рубин А.Г.), методическими рекомендациями (авторы Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В.), сборниками наглядных пособий (автор Козлова С.А.).

     Структура тематического планирования представлена в табличной форме.

    VIII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

    Календ. срок

    Содержание занятия

    Количество часов

    План

    Факт

    1-3.

    Повторение пройденного. Числа от 1 до 1000. Арифметические действия над числами

    3ч.

    4 .

    Дроби. Нахождение части от числа

    1 ч.

    5.

    Входная контрольная работа

    1 ч.

    6.

    Работа над ошибками

    1 ч.

    7.

    Нахождение части от числа

    1 ч.

    8.

    Нахождение числа по его части

    1 ч.

    9.

    Нахождение части от числа. Нахождение числа по его части

    1 ч.

    10-12.

    Сравнение дробей

    3ч.

    13.

    Самостоятельная работа по теме: «Дроби»

    1 ч.

    14.

    Работа над ошибками. Решение задач

    1 ч.

    15-16.

    Сложение дробей с одинаковыми знаменателями

    2 ч.

    17.

    Вычитание  дробей с одинаковыми знаменателями

    1 ч.

    18.

    Решение задач. Арифметический диктант

    1ч.

    19.

    Деление меньшего числа на большее

    1 ч.

    20.

    Какую часть одно число составляет от другого

    1 ч.

    21.

    Решение задач

    2 ч.1

    22.

    Контрольная работа по теме «Дробные числа»

    1 ч.

    23.

    Работа над ошибками

    1 ч.

    24.

    Проект №1. модель машины времени

    1 ч.

    25.

    Не только математика. Путешествие 1

    1 ч.

    26.

    Повторение пройденного. Турнир 2

    1 ч.

    27-28.

    Многозначные числа. Разряды и классы

    2ч.

    29.

    Чтение и запись многозначных чисел

    1 ч.

    30.

    Сравнение чисел. Арифметический диктант

    1 ч.

    31.

    Контрольная работа

    1 ч.

    32.

    Работа над ошибками.

    1 ч.

    33.

    Представление натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых.

    1 ч.

    34.

    Умножение и деление числа на 1000, 10000, 100000

    1 ч.

    35-36.

    Чтение и запись многозначных чисел

    2 ч.

    37.

    Миллион. Класс миллионов. Миллиард

    1 ч.

    38-39.

    Чтение и запись многозначных чисел

    2 ч.

    40.

    Проект №2. странички из энциклопедии

    1 ч.

    41.

    Не только математика. Путешествие 2

    1 ч.

    42.

    Повторение пройденного. Турнир 3. Тест

    1 ч.

    43.

    Единицы длины. Арифметический диктант

    1 ч.

    44.

    Единицы массы. Грамм. Тонна

    1 ч.

    45.

    Единицы измерения величин. Самостоятельная работа

    1 ч.

    46.

    Единицы площади. Тест

    1ч.

    47.

    Площадь прямоугольного треугольника. Любителям математики

    1ч.

    48.

    Приближенные вычисления площадей. Палетка

    1 ч.

    49.

    Единицы объема. Арифметический диктант

    1ч.

    50.

    Решение задач

    1 ч.

    51.

    Точные и приближенные значения величин

    1 ч.

    52.

    Контрольная работа по теме «Величины»

    1 ч.

    53.

    Работа над ошибками. Решение задач

    1 ч.

    54-57.

    Сложение и вычитание многозначных чисел. Прикидка суммы и разности

    4ч.

    58.

    Контрольная работа

    1 ч.

    59.

    Работа над ошибками.

    1 ч.

    60-61.

    Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности

    2 ч.

    62-63.

    Решение задач

    2ч.

    64.

    Умножение чисел. Группировка множителей

    1 ч.

    65-66.

    Арифметические действия над числами

    2 ч.

    67-68.

    Умножение многозначных чисел на однозначное

    2 ч.

    69.

    Умножение чисел. Тест

    1ч.

    70.

    Проект №3. Инсценировка: Российская ярмарка VIII века  

    1 ч.

    71-72.

    Решение задач

    2ч.

    73.

    Закрепление пройденного. Турнир 4

    1 ч.

    74.

    Контрольная работа

    1 ч.

    75.

    Работа над ошибками

    1 ч.

    76.

    Деление круглых чисел

    1 ч.

    77-78.

    Арифметические действия над числами

    2 ч.

    79.

    Деление числа на произведение

    1 ч.

    80.

    Деление круглых многозначных чисел на круглые числа

    1 ч.

    81-82.

    Арифметические действия над числами

    2 ч.

    83.

    Самостоятельная работа

    1 ч.

    84.

    Работа над ошибками. Деление с остатком

    1ч.

    85-87.

    Уравнения. Арифметические действия над числами

    3ч.

    88-94.

    Письменное деление многозначных чисел на однозначное

    95-97.

    Письменное деление многозначных чисел на круглые

    3 ч.

    98

    Контрольная работа

    1 ч.

    99

    Работа над ошибками. Тест

    1 ч.

    100-101.

    Решение задач

    2ч.

    102-104.

    Умножение на двузначное число. Любителям математики

    3ч.

    105-106.

    Решение задач

    2ч.

    107-108.

    Умножение многозначных чисел на трехзначное число

    2 ч.

    109-110.

    Умножение многозначных чисел на трехзначное число. Арифметический диктант

    2 ч.

    111-114.

    Решение задач

    4ч.

    115.

    Контрольная работа

    1 ч.

    116.

    Работа над ошибками

    1 ч.

    117.

    Проект №5. Играй и выигрывай

    1 ч.

    118-119.

    Решение задач

    2 ч.

    120.

    Повторение пройденного. Самостоятельная работа

    1 ч.

    121-123.

    Письменное деление многозначных чисел на двузначное

    3 ч.

    124-127.

    Арифметические действия над числами. Проверочная работа

    128.

    Среднее арифметическое

    1 ч.

    129-131.

    Письменное деление многозначных чисел на трехзначное число

    3ч.

    132.

    Арифметические действия над числами

    1ч.

    133.

    Контрольная работа за год

    1 ч.

    134.

    Работа над ошибками. Арифметические действия над числами

    1 ч.

    135.

    Круговая диаграмма. Арифметические действия над числами

    1 ч.

    136.

    Числовой луч. Координаты точки на числовом луче

    1 ч.

    137.

    Адрес в таблице. Пара чисел.  Координаты точек на плоскости

    1 ч.

    138.

    Арифметические действия над числами

    1 ч.

    139-140

    Итоговое повторение

    IX. Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

    Тема (раздел)

    Контроль

    1.

    Повторение.(5 ч.)

    К.р.-1

    2.

    Дробные числа (25 ч.)

    К.р.-1

    С.р. -1

    3.

    Многозначные числа. (16 ч.)

    К.р.-1

    4.

    Величины. (26 ч.)

    К.р.-1

    С.р. -1

    5.

    Арифметические действия над числами  (83 ч.)

    К.р.-4

    С.р. -2

    Тест -1

    6.

    Повторение 4 класс (15 ч.)

    X. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

    1. натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
    2. Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Математика».
    3. Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. и др. .Математика Учебник для 4-го класса в 3-х ч. (ч. 1–2 – по 80 с., ил.; ч. 3 – 96 с., ил.).
    4.  Козлова С.А., Рубин А.Г. Тесты и контрольные работы по курсу «Математика» и по курсу «Математика и информатика» , 4 класс. – Изд. 3$е, испр. – М. : Баласс ; Школьный дом, 2011. – 64 с. : ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
    5. Козлова С. А., А.Г.Рубин «Моя математика». 4-й класс: Методические рекомендации для учителя.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа 2100"

    Рабочая программа по математике за 4 класс "Школа 2100" Автор учебника Л.Г.Петерсон...

    Рабочая программа по математике. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.

    Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Математика» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П. Тонких и др., 2010, рекомендованной Министерством образо...

    Рабочая программа по логике 4 класс УМК «Школа 2100»

    Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала. Широкие возможности в...

    Рабочая программа по риторике 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская)

    Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникати...

    Рабочая программа по математике 4 класс УМК «Школа 2100» (автор: Л.Г. Петерсон)

    Предметные знания и умения, приобретённые при изучении математики в начальной школе, первоначальное овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом об...

    Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа 2100"

    Рабочая программа и КТП по математике 4 класс...