Проектная деятельность
статья по математике (4 класс) по теме

Cуиндикова Асия Жаудетовна

Воспитание у младших школьников интереса к математике, развитие их математических способностей невоз­можно без использования в учебном процессе задач занимательного и не­стандартного характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_matematika.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология

как инструмент развития творческих способностей

и формирования личностных качеств ученика.

Перед учителем стоит задача научить школьника ориентироваться в обилие информации, поступающей к ним отовсюду. Детей необходимо  научить не только правильно усваивать информацию и структурировать её, но и научить целенаправленному поиску информации. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одним из таких методов – является метод проектов. Проектная деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью. К творческой деятельности учащихся надо готовить. Творчеству надо учиться с самого  раннего возраста и этому можно научиться. Таким образом, необходимость формирования у школьников навыков проектной деятельности объективно обусловлена современным этапом развития общества.

Воспитание у младших школьников интереса к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач занимательного и нестандартного характера. Их решение позволяет развивать у учащихся такие приемы мыслительной деятельности, как анализ, синтез, аналогия, обобщение, гибкость и вариативность мышления, приучает детей к критическому осмыслению полученных результатов. Поскольку в большинстве случаев решение занимательных и нестандартных задач находится далеко не сразу, а только после ряда попыток, то это вырабатывает настойчивость в достижении цели, т.е. способствует формированию чрезвычайно важных волевых качеств личности. И, наконец, может быть, самое главное: решение такой задачи дает ребенку мощный эмоциональный заряд, связанный как с достижением результата, так и с осознанием красоты и необычности хода решения.

Творческий потенциал личности формируется во всех контактах ребенка со средой. Знание только тогда становится достоянием ученика, когда оно является результатом его собственного мышления, понимания или рефлексии.

Предпочтительнее, чтобы ученик сам изобрел способ действия, осуществив «открытие», чем повторил то, что ему предложено в качестве образца. При этом развивается воображение, фантазия, нарабатывается опыт успешной творческой деятельности, дети овладевают приемами, способами и подходами, позволяющими такую деятельность осуществлять. Учитель целенаправленно прививает своим ученикам идеологию желательности и ценности творческой деятельности, нестандартных решений и подходов, неожиданных идей, самостоятельного поиска и исследования, переноса «прошлого» опыта и знания в новую, незнакомую ситуацию.

Сл2Важными компонентами творческого мышления являются эмоционально-чувственные переживания, познавательная активность.

Для развития творческого мышления в учебном процессе необходимо создать поле для творчества, своеобразные ситуации, которые позволили бы развивать творческие способности. Детское творчество - это результат потребности ребенка открыть свой внутренний мир, и к нему надо отнестись с уважением.

Учитель должен стараться, чтобы ребенок как можно чаще сталкивался именно с творческими заданиями типа: сформулировать грамматическое правило, математическую закономерность, исследовать объект (его свойства, вид, признаки, связи, происхождение). Учителю необходимо постоянно поощрять оригинальные решения, находки, высказывания, создавать ситуации для их проявлений.

Творческое мышление – сложный многогранный процесс, но общество испытывает потребность в людях,    обладающих    нестандартным мышлением.

Сл3 Большой знаток детской души Антуан де Сент-Экзюпери дал прекрасный совет учителям (воспитателям), которые  актуален и сейчас: «Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать. Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого».

Развитие творческого потенциала младших школьников означает такую организацию их деятельности, которая направлена на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения.

Современная организация учебной деятельности младших школьников предполагает смену репродуктивного типа мышления  - «объекта» - на преобразующий творческий тип мышления – «субъекта», когда ученик стремится самостоятельно увидеть проблему, вникнуть в ее суть и, установив причинно-следственные связи с ранее изученным материалом, предложить собственный, отличный от других вариант решения учебной задачи.  

Исследовательская деятельность должна начинаться с первых дней пребывания ребенка в школе, для чего необходимо создать такие условия, при которых он самостоятельно заново открывает для себя известное в науке.

Сл4Учебно-исследовательская деятельность младших школьников должна отвечать ряду объективных педагогических требований:

а)  учитывать возрастные особенности мышления ребенка;

б) строиться на базовом образовательном стандарте и служить основой для углубления знаний и получения новых;

в) способствовать формированию научного мышления, которое отличается системностью,   гибкостью,   креативностью;

г) содействовать формированию научного мировоззрения;

д) стимулировать познавательную активность и развитие творческого потенциала учащихся.

Большим подспорьем в работе учителя по организации творческой учебно-исследовательской деятельности младших школьников на уроке  математики могут стать нестандартные задания – исследования числовых закономерностей:  «Числовые ряды»,  «Исследование произведений», « Исследование частных" и др.

Дети, работая с числовыми закономерностями, открывают для себя немало интересных связей, зависимостей, переживают ситуацию успеха, активно сопереживают одноклассникам в поиске нестандартного решения. Помимо этого у ребят формируются навыки анализа полученной информации, оппонирования своим товарищам.

Заметим, что подобные задания могут быть использованы учителем на любом этапе урока, но наиболее удобны они на этапе устного счета, когда от каждого ребенка требуется проявить самостоятельность суждений, смекалку, скорость вычислительных навыков. Более того, подобные задания становятся личностно значимыми, позволяют каждому ученику почувствовать себя ученым-первооткрывателем.

В качестве примера приведу несколько задач – исследований, которые, по моему мнению, позволят учителю оптимизировать этап устного счета, сместив акцент с репродуктивного фронтального опроса в сторону креативной, самостоятельной, исследовательской деятельности младших школьников.    

Сл5 Исследование числа

Дано число 546078

  1. Что вы заметили интересного? ( Число шестизначное, четное, в его записи есть цифры 0,4,5,6,7,8.)
  2. Число разделите на два числа (I класса и II класса), определите сумму цифр чисел 546 и 078. ( Она одинакова и равна 15.)
  3. Выполните действия.

546+78=624                                  546x78=42588

546-78=468                                    546:78=7

4)  Что можно сказать об ответах? ( В записи чисел 624 и 468 есть одинаковые цифры 4 и 6.)

5)   Из цифр, используемых в записи чисел 468 и 624, выделите неповторяющиеся цифры 8 и 2, составьте из них двузначные числа 28 и 82, выполните умножение на 7 ( значение частного).

28x7=196                                 82x7=574

Что заметили интересного? ( У чисел 196 и 574 одинаковая сумма цифр – 16.)

6)   Найдите значение суммы и разности чисел 574 и 196.

            574+196=770                          574-196=378

7)    Определите сумму цифр чисел 770 и 378.   (14 и 18 )

        Выполните деление числа 770 и 378 на сумму  их цифр.

            770:14=55                                  378:18=21

8)    Числа 546 и 78 разделите или умножьте на число 21 ( 78 на 21 без      остатка не делится.)

    546x21=11466                       546:21=26        78x21=1638

       Что заметили интересного? (В записи чисел есть одинаковая цифра 6).

9)    Выполните действия с числами 1638 и 26.

              1638:26=63                           1638x26=42588

    Что заметили интересного? ( В значении произведения получено число 42588 – это число было получено в п.3 при умножении 546x78.)

10)   Сравните.    

             546x78=42588                         1638x26=42588

         Что заметили интересного? ( Значения произведений одинаковые.) Почему? ( Первый множитель возрастает в 3 раза, а второй уменьшается в 3 раза, следовательно, значение произведения остается без изменения: 1638:546=3,  78:26=3.)

             Исследование суммы

Даны выражения:

42+6                     35+6                        27+3

46+20                   36+20                      23+70

  1.  Что можно сказать об этих выражениях?
  2. Найдите значения сумм этих выражений.
  3. Проверьте, будет ли верным сложение чисел по сумме цифр.

42+6=48                 35+6=41(5 )                 27+3=30(3 )

6+6=12        8+6=14                         9+3=12

46+20=66                36+50=86                     23+70=93

10+2=12                   9+5=14                         5+7=12

  1.  Чем отличаются эти выражения?
  2.  Запишите все двузначные числа из выражений.
  3. На какие две группы можно разделить эти числа?
  4. Можно ли выделить еще одну группу чисел?
  5. Составьте из этих чисел равенства.

20+50=70                           70-20=50

50+20=70                           70-50=20

  1.   Составьте неравенства.

50-20<70                      20+70>50                      70+50>20

  1. Расположите четные числа в порядке возрастания, определите закономерность.               36        42     46     48

        6          4        2

11)   Можно ли продолжить этот числовой ряд по обнаруженной зако   номерности?

12)   Что можно сказать об этих числах?

13) Найдите пары чисел, которые при сложении не требуют перехода через десяток, и проверьте сложение по сумме цифр этих чисел.

      36+42=78                   42+46=88                 42+6=48

      9+6=15                         6+10=16                   6+6=12

14)   Найдите пары чисел, при сложении которых в результате получатся круглые числа.

            42+18=60             42+48=90                42+26=70

15)   Найдите пары чисел, при сложении которых необходимо выполнить сложение с переходом через десяток.  

Из личного опыта отмечу, что дети довольно быстро отказываются от руководства учителя и берут управление в свои руки. Самостоятельно фантазируя, школьники предлагают выполнить следующий этап исследования, что позволяет учителю перейти от малоэффективной фронтальной работы к индивидуальной творческой учебно-исследовательской деятельности, которая способствует выработке следующих знаний и умений:  

-  самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления, закономерности;

- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления,  закономерности;

- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;

- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;

- рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;  

- применять научные методы исследования (теоретический анализ и синтез, экспериментальное, математическое моделирование и т.д.);

- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный;

- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.

В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, из которой вытекают и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. В соответствии с этим у ученика имеются возможности расширения и совершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения навыками учебной деятельности, практических умений, поиска, обработки, сохранения и передачи информации, формирования умений работать с книгой как источником познания. Всё вышеперечисленное относится к ряду показателей интеллектуальной и информационной культуры.

Рефлексия деятельности - важный этап в учебном проектировании, который нацелен на развитие у ребенка навыков самоанализа. Во время презентации мы узнаём, что было сделано детьми во время самостоятельной проектной работы. Для педагогов очень ценен скрытый результат проектной деятельности, и поэтому презентация не должна ограничиваться демонстрацией конечного продукта работы. Учащиеся, конечно же, представляют изготовленный чертеж, эскиз, альбом на тему проекта, школьную газету с подбором статей на определенную тему, макет, спектакль или концерт. Продукт работы над проектом помогает наглядно продемонстрировать, каков был замысел решения поставленной проблемы. Но самое главное то, что на презентации школьники учатся анализировать свои идеи, пытаются связать итоги коллективного обсуждения с намеченным планом и осуществленным ходом работы, а в конечном итоге - с полученным результатом, отмечают удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать «в команде».

Ученик постепенно начинает понимать, что учебный проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, причем результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Ребенок получает эмоциональное подкрепление, которое служит стимулом для его дальнейших действий, открывает горизонты творчества. Таким образом, следует отметить и еще один значимый воспитательный аспект работы ученика над проектом - это воспитание эмоционально-эстетической культуры. Через проекты, связанные с искусством, ребенок познает различные стороны окружающей действительности, учится лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, понимать значимость происходящих событий, находить в окружающей жизни ее прекрасные стороны, а это, в свою очередь, рождает стремление создать что-то свое, новое, творить и преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, так как только личная заинтересованность ученика в получении результата может поддерживать его самостоятельность и целеустремленность, упорство и настойчивость, помогать преодолевать возникающие по ходу дела трудности и проблемы. Все это способствует воспитанию культуры труда и здоровья младшего школьника.

 Современная школа должна стать центром социокультурного развития учащихся, поставив своей целью воспитание человека Культуры.

Построение единого образовательного пространства, освоение новых педагогических технологий - это те задачи, которые, по нашему мнению, позволят создать условия для оптимального развития каждого ребенка.

Особый интерес педагогов нашей школы вызывает технология проектно-исследовательской деятельности, и тому есть веские причины. Каждый учитель в первую очередь отмечает, что работа над проектами обогащает ребенка новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, выйти на уровень обобщений, развивает творческий потенциал. В классах заметно повышается статус детей, склонных к творчеству, фантазированию, «романтиков», мечтателей. Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Исследовательская работа «Мой кот Барсик  в диаграммах и цифрах» .

Цель, которую я ставила перед собой – обучение основам проектно-исследовательской деятельности ученицы 4 класса на примере исследования некоторых параметров жизнедеятельности домашнего питомца – кота. Работа проводилась в рамках учебного предмета математика. В работе рассматриваются эксперименты и вычисления по многим вопросам математики 4 класса: цена и стоимость, средняя величина, скорость движения. В процессе экспериментов вырабатывалось умение пользоваться такими измерительными приборами как рулетка, секундомер, мензурка. В результате экспериментов были собраны данные по всем параметрам исследования: определены скорость движения кота в различных ситуациях, определено суточное  и рассчитано годовое количество съедаемого корма, определен суточный объем выпиваемой котом воды, измерены длина и высота прыжка кота.

Поскольку тема проекта была интересна ученице, работа шла без особых трудностей. Единственная сложность, с которой столкнулась юная исследовательница – кот Барсик не всегда был готов к экспериментам.

     Исходя из своего опыта, могу сказать, что проектирование – очень хороший инструмент для формирования функционально-грамотной личности, развития творческих способностей ребенка, совершенствования таких качеств, как самостоятельность, оригинальность мышления, независимость. Кроме того, через проектную технологию происходит формирование и развитие личностных качеств – умение работать сообща, способность быть полноправным членом коллектива, быть  терпимым к своим товарищам, выстраивать деловые отношения. И еще один аргумент в пользу проектов: многие проекты, разрабатываемые учениками, заинтересовали и родителей, которые тоже включились в работу, а это оказало благотворное влияние на укрепление семейных отношений. И еще один немаловажный момент: в ходе работы над проектами происходит общение, обыкновенное человеческое общение, которое, как говорят некоторые исследователи, современным школьникам довольно трудно выстроить. Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался. Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

развитию творческих способностей и активности учащихся;

формированию проектного мировоззрения и мышления, обеспечению единства опредмечивания и распредмечивания знаний;

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Приведу пример возможного проекта по математике с применением информационных технологий. В этом проекте также используются знания и из других предметов школьной программы. Учитель предлагает трехдневный поход в первые дни летних каникул. Но ученики должны решить не только, куда они пойдут, но и составить маршрут, продумать, как будут добираться до места, где разобьют основной лагерь, чтобы на небольшом расстоянии от него были интересные места. Решить, какие продукты им понадобятся и сколько денег нужно для этого. Класс делится на три группы, участвующие в конкурсе на лучший проект похода. Эти группы в свою очередь делятся еще на три подгруппы.

1 группа – «Маршрут». Группа должна продумать маршрут. С помощью карт рассчитывается расстояние, которое должны будут проехать участники, и путь, который они пройдут пешком. В этом задании ученики должны будут отработать не только основные арифметические операции, но и навыки работы с картой, а также научиться переводу единиц измерения из одного масштаба в другой. Их задание – проложить маршрут, который был бы интересен всему классу, был бы экономичным, то есть не требовал бы больших расходов на проезд и был посильным для всех участников.

2 группа – «Лагерь». Эта группа должна выяснить, сколько человек пойдет в поход, сколько из них мальчиков, девочек, взрослых (женщин, мужчин). Исходя из этого, им нужно рассчитать, сколько и каких палаток понадобится, кто будет их нести: взрослые, мальчики парами и т.д. Какая посуда понадобится для приготовления пищи, определить инструменты и вещи, без которых нельзя идти в поход.

3 группа – «Продукты». Скорее всего, в этой группе будут девочки. Необходимо рассчитать, какие продукты и в каком количестве понадобятся на три дня, рассчитать, сколько денег на это потребуется. Распределить продукты по весу между всеми участниками похода так, чтобы все несли посильную ношу.

На подготовку учащимся дается неделя. Они могут посоветоваться с родителями, даже сходить в туристические фирмы, чтобы узнать, что те предлагают. Все проекты должны быть оформлены в виде презентации. Основные требования презентации: освещение всех пунктов проекта, наглядность, оформление. На это дается дополнительное время.

После этого происходит защита проектов, лучший может быть реализован при согласии учеников и их родителей. Возможно, что в поход пойдут по маршруту, выбранному одной группой, а лагерь будет разбиваться по проекту другой, или обеспечение похода будет признано лучшим в третьей группе, то есть итог будет совместный, но в любом случае выбор остается за детьми. Они сами должны решить, стоит ли использовать целиком проект победителей или можно добавить какие-то элементы, разработанные другими участниками.

Из сказанного видно, что знания усваиваются и закрепляются не потому, что так сказал учитель, а потому, что этого требует жизненная необходимость. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно. Это только один пример того, как может быть использована проектная деятельность в начальной школе.

Особенно ценны воспитательные возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности небольшого коллектива появляется совместный продукт. Работая в референтной группе, школьник осваивает и присваивает социальные нормы, выстраивая свою личностную позицию. Работа над учебным проектом - это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребенок учится определять границы своей свободы, самостоятельности и ответственности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании

Эта статья включает в себя историю проектной деятельности, организацию проектной деятельности на практике. В приложении можно найти проект по информатике....

Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.

Выступление на семинаре с опорой на презентацию....

Методические рекомендации по подведению итогов проектной деятельности и представлению итогов проектной деятельности ученическому и педагогическому сообществу

Метод проектов  создает условия для стимулирования интеллектуальной, поисковой и коммуникативной активности,  осознанной,  значимой деятельности учащихся и, как следствие,  у ребен...

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Выступление на ГМО по теме: "О проектной деятельности учащихся в рамках проектной деятельности по предмету Окружающий мир"

Цель проектной деятельности может быть достигнута: - через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различн...