Прямоугольник. Квадрат
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Бобылева Марина Витальевна

Урок "открытия" нового знания. Урок построен в технологии развития критического мышления. По учебнику «Математика» 2 класс Л.Г.Петерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m2102.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бобылёва Марина Витальевна

МОУ «СОШ №51» г. Саратов

Математика

2 класс

Прямоугольник. Квадрат.

Урок открытия нового материала.

Урок в ТРКМ

Тема: Прямоугольник. Квадрат.

Цели:

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о прямоугольнике и квадрате, уточнить понятия «прямоугольник» и «квадрат», выявить основные свойства прямоугольника, учить распознавать их на основе существенных свойств,

продолжить работу по формированию навыков изображения прямоугольников  и вычисления периметра этих фигур.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к математике.

Оборудование:

интерактивная доска, компьютер, проектор,

авторская презентация,

учебник «Математика» 2 класс Л.Г.Петерсон,

карточки для устного счёта (геометрические фигуры), на которых записано математическое выражение,

набор разрезных геометрических фигур,

альтернативный тест- таблица для приёма «Верные и неверные утверждения»

сигнальные карточки «настроение» в виде личика - смайлика

1. Орг. момент.

Учитель:

- Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте»  мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку  - «настроение» в виде личика).

2. Фаза вызова.  Актуализация знаний.

Учитель:

- Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие по увлекательной стране «Геометрии». А поможет нам наша знакомая. А кто,  вы  узнаете,  выполнив задание.  ( слайд1)

а) Появляется задание ( числа записаны внутри геометрических фигур)

10      ….       20       25     ….        ….       40      ….          50      ….       60

- Предложите задание, что здесь можно сделать?

( Дети предлагают определить закономерность и вставить пропущенные числа)

- Какую закономерность вы наблюдаете в записи чисел? (счёт через 5)

Восстановите ряд.

Ученики называют пропущенные числа.

На доске появляется запись, числа внутри геометрических фигур) ( сл 2)

10        15        20         25      30         35         40        45       50       55       60

Если ответ правильный под  числами появляются буквы (сл.3)

15           30             35          45          55

т               о              ч            к            а

- В какой стране живёт точка?

Дети:

-Это математика (геометрия)

Учитель

-Как вы думаете, какую тему урока предлагает нам точка?

Дети

 - Я думаю, что мы будем говорить о геометрических фигурах. ( т.к. все числа записаны в геометрических фигурах)

б) Работа в паре.  Игра «Собери картинку» (по рядам)

(На каждой парте лежит геометрическая фигура, на  которой записано математическое  предложение.  Одно задание на двоих)

-Что будем делать? Кто догадался?

Дети:

- Составлять выражение, записывать его и вычислять значение.

1 ряд                                   2 ряд                                 3 ряд

50-7+22=                            54+13-9=                           60-6+13=

70-8+36=                            80-24+6=                           38+12-9=

76-23+42=                          17+33-25=                         84-34-18=

95-32-5=                             98-18-15=                         6+64-8=

53+7-28=                            13+6+31=                         33-23+78=

Ответы:

65, 98, 95,58,32                  58, 62, 25, 65, 50               67, 41, 32, 62, 88

На доске изображены 3 квадрата, разделённых на фигуру, внутри которых написаны числа - ответы, которые получились у детей)

Учитель

Соберите картинку.

Дети выходят к доске и прикрепляют  фигуру с ответом на своё место.

- Назовите фигуры, с помощью которых получилась картинка.

Дети.(называют все фигуры)

- Это треугольники и четырёхугольники.

Учитель.

- Молодцы.

На партах лежит  набор фигур. Он соответствует тому набору, что выделен детьми на доске.

Предложите своё задание.

Дети.

- Разделить на треугольники и четырёхугольники. (выполняют на партах в парах)

Учитель.

- Предложите задание для четырёхугольников.

Дети.

-  Я думаю, что их можно разделить на группы.

- Я предлагаю разделить на прямоугольники и непрямоугольники.

(2 ребёнка работают у доски)

                                                     

Самопроверка.

Учитель.

 - Проверьте себя.

- Что заметили?

Дети.

- Я заметила, что в одной группе оказались прямоугольники и квадраты.

Учитель.

- Почему?

Дети.

- Потому что у всех фигур прямые углы.

Учитель.

- Сформулируйте тему урока.

Дети.

- Мы будем говорить о прямоугольниках и квадратах.

3. Стадия осмысления. Открытие новых знаний.

а) Приём  «Верные  и  неверные высказывания»

Учитель.

- У вас на партах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске.

1

2

3

4

5

6

Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что…»

Вы обсуждаете в паре. Если верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

1. Верите ли вы,  что в прямоугольнике все углы прямые.

2.  Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом.

3. Верите ли вы,  что в прямоугольнике противоположные стороны равны.

4. Верите ли вы,  что квадрат является прямоугольником.

5. Верите ли вы,  что в квадрате все углы прямые.

6. Верите ли вы,  что у квадрата все стороны равны.

Дети заполняют таблицу.

Учитель.

- На все ли вопросы мы ответили верно, мы узнаем после того, как внимательно изучим новую тему урока.

б) Офтальмологическая  физминутка  для глаз.

в) Выведение определений прямоугольника и квадрата.

Учитель.

- Дайте общее название этим фигурам. (фигуры на доске)

Д ети.

- Я думаю, что это прямоугольники, т.к. у них все углы прямые.

Учитель.

- Что такое прямоугольник?

Дети.

- Прямоугольник - это фигура, у которой все углы прямые.

Учитель.

- Откройте учебник стр.50 и убедитесь, в точности ваших суждений.

Дети (читают)

- Четырёхугольник, у которого все углы прямые называется прямоугольником.

Учитель.

-Наша гостья - точка решила проверить вашу наблюдательность.

Проанализируйте вновь прямоугольники.

Какую особенность вы заметили?

Дети.

- У некоторых прямоугольников все стороны равны.(можно измерить с помощью линейки)

Учитель.

- Кто знает,  как называются такие фигуры?

Дети.

-Квадрат.

Учитель.

- Что такое квадрат, вы узнаете самостоятельно, если прочтёте учебник стр.50.

Учитель.

- Что нового вы узнали о квадрате?

Дети.

- Я узнал, что квадрат - это особенный прямоугольник.

- А я, что у квадрата все стороны равны.

Во время вывода детьми правила, на доске появляются постепенно понятия (сл  4 )- выстраивается схема                                  

                                        четырёхугольник

г) Выведение существенных признаков прямоугольника и квадрата.

Учитель.

- Что общего у этих фигур?

Дети.

- Это прямоугольники. (появляется сл.5)      

                                         четырёхугольник

                                       прямоугольник

Учитель.

- В чём различие у этих фигур?

Дети.

- Я думаю, что у квадрата все стороны равны.

- А у прямоугольника разные.

Учитель.

- Нам поможет разобраться учебник стр.№50 (читают)

- Что нового вы узнали?

Дети.

- Я узнал, что у прямоугольника противоположные стороны равны. Большую сторону называют длиной прямоугольника.

- А я узнала, что  меньшую сторону называют  - шириной.

На доске выстраивается схема ( сл 6)        

                                         четырёхугольник

                                         прямоугольники

                                                                                       квадрат

                длина

               ширина                                                            стороны равны

 

д) Самостоятельна я работа  с самопроверкой.

Учитель.

- Предлагаю выполнить задание №5 и проверить свои знания.

Задание №5(а)

Начертите прямоугольник, длина которого 6 см, а ширина на 2 см. меньше.

Найдите его периметр.

Выполняют самостоятельно, один ученик на доске.

Проверка.

Решение.

1). 6-2=4(см)-ширина прямоугольника

2). 6+6+4+4=20(см)- периметр.

Учитель.

- Попробуйте начертить прямоугольник, изменив длину и ширину, с тем же периметром.

(варианты решений 7см и 3см, 8см и 2см, 9см и 1см, квадрат 5см)

Взаимопроверка.

 (дети называют свои варианты)

Учитель.

- Какими знаниями вы пользовались?

Дети.

- Я вспомнила, как найти периметр.

- А я вспомнил, что у квадрата все стороны равны.

е)  Физ. минутка.

ж) Повторение изученного.  Возврат к вопросам.

Учитель.

- А теперь давайте вернёмся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли вы в своих предположениях.

- Я снова  читаю вопросы. В 3-й строке вы ставите нужный знак.

 ( выполняют)

1. Верите ли вы,  что в прямоугольнике все углы прямые.

2.  Верите ли вы, что любой прямоугольник является квадратом.

3. Верите ли вы,  что в прямоугольнике противоположные стороны равны.

4. Верите ли вы,  что квадрат является прямоугольником.

5. Верите ли вы,  что в квадрате все углы прямые.

6. Верите ли вы,  что у квадрата все стороны равны.

Учитель.

- По каким вопросам ваше мнение совпало?

- Объясните почему?

- По каким вопросам изменилось?

- Почему?

4. Рефлексия.

- Какая тема была сегодняшнего урока?

-Что нового вы узнали?  (дети называют то, что новым явилось для них)

- Что вам понравилось?

- С какими трудностями вы столкнулись?

- А как вы думаете, мы уже всё узнали про прямоугольники?

- Конечно же,  нет. В дальнейшем на уроках математики и геометрии мы узнаем много нового об этих интересных фигурах. Но это будет позже.

- А пока наш урок заканчивается, нашей гостье - точке и мне  очень понравилось, как  вы сегодня работали на уроке.

Выставление оценок.

Учитель.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте»  мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку  - «настроение» в виде личика).

- Огромное спасибо вам за сотрудничество.

5. Домашнее задание (инвариант)

 №5(б) стр.51

№3 стр.51

правила стр.50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Прямоугольник, квадрат"

презентация для введения нового материала...

Открытый урок по математике "Прямоугольник. Квадрат".

Открытый урок по математике "Прямоугольник. Квадрат" для 2 класса. Урок содержит конспект, презентацию, практический материал....

Конспект урока "Диагонали прямоугольника, квадрата"

Конспект урока "Диагонали прямоугольника, квадрата" (М. И. Моро)...

Методическая разработка урока математики "Прямоугольник(Квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Урок "прямоугольник(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольнока. Урок сравнение квадрата и прямоугольника....

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...

разработка открытого урока математики 1 класс Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

Разработка урока математики по теме Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...

презентация к уроку математики Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат

презентация содержит информацию к уроку Геометрические фигуры: прямоугольник. Прямоугольник. Квадрат...