Урок математики по теме" Правильные и неправильные дроби"
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Урок с использрванием проблемно - диалогической технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_4_klass2.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики

 Тема: «Правильные и неправильные дроби». 4 класс.

Цели урока:

1.  Образовательная. Дать детям  представление о  правильных и неправильных дробях.  Сформулировать определения правильных и неправильных дробей. Учить складывать и вычитать неправильные дроби.

2. Развивающая. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к математике, коммуникативные способности.

5. Воспитывающая. Воспитывать интерес к русской литературе.

 

  1. Самоопределение к деятельности.

Дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке математике.

       Математику не зря зовут царицею друзья.

       К нам сегодня пришли гости

       улыбнитесь им сейчас.

        Я желаю вам удачи.

       За работу, в добрый час.

  1. Актуализация знаний  создание проблемной ситуации.  (5 – 6 мин) 

Отгадайте, о  каком  поэте идёт речь:

То были чудные мгновения,

Когда стихи его читал.

« У лукоморья дуб зелёный я с упоеньем повторял…»

Да, верно это о стихах А.С. Пушкина.

Сегодня на уроке математики нас ждёт путешествие в мир удивительных пушкинских  сказок.

О какой сказке  говориться в этом стихотворении:

 

« С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно из бочки выбивал,

И злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал»

( Речь идёт о «Сказке о царе Салтане».)

Мы сейчас туда отправимся.

Решите задачи, запишите  только ответ.

       1 человек выполняет с обратной стороны.

а) У Белки  80 орехов,  она сгрызла 5\20. Сколько орехов она сгрызла?

б) На свадьбе  у царя Салтана было 800 гостей. 3 % - дети. Сколько детей присутствовало на свадьбе?

в)   Гвидон был за морем 60 минут. Из них 15. минут ушло на полёт. Какая часть времени ушла на полёт?

      Проверка  с доски.  

       20, 24, 15\60, 28  

      Какое число лишнее? (5\6  - дробь, а остальные натуральные числа)

      Что такое дроби?

       Что показывает  знаменатель дроби, а числитель? ( дробь убирается)

Для чего служат натуральные числа? (для счета предметов)

      Что интересного в полученном ряду? Установите закономерность и продолжите на                                                                                     три числа.

         20, 24, 28, 32, 36,40

           Молодцы, ребята.

Ребята  сегодня на дверях гимназии я прочитала объявление:

 Предлагаю свои услуги:

Работаю за 7.

Могу:

  - запрягать лошадь

 - закупать на рынке продукты

 - нянчить детей

  -печь пироги.

Как вы думаете.  Кто дал это объявление? (Балда) Из какой сказки?

Балда испек пироги  к празднику, но не  удержался и часть съел. Осталось лишь 7\4

Заштрихуйте оставшуюся часть.

.

Проблемная ситуация.

  По одному представителю от каждой группы попрошу выйти и прикрепить ответ на доску.  

-Ребята, посмотрите, ответы получились разные.

Почему задание вызвало затруднение?

(Нам раньше не приходилось выполнять такое задание, мы не сталкивались с такими дробями.)

В чём особенность такой дроби? (числитель больше знаменателя)

До этого мы работали с дробями,  которые называются правильные.

Как  вы думаете, будет называться дроби подобные этой (неправильные)

 Сформулируйте тему урока

 «Правильные и неправильные дроби» (открывается тема)

Какова будет цель нашего урока?

Слова – опоры помогут вам сформулировать цель.

Познакомиться с понятиями

Определить отличия

Цель: -  познакомиться с понятиями правильная и неправильная дробь;

             - определить  отличие правильной  дроби от неправильной.

Все  открытые нами знания мы занесём в таблицу

 Правильные дроби

        Неправильные дроби.

3.Открытие детьми нового знания (10 -11 мин)

  Давайте   проверим, есть ли верно выполненное задание?

Надо было заштриховать 7\4

Что показывает знаменатель дроби? (На сколько частей надо разделить целое)

Что показывает числитель? ( сколько частей надо взять)

Значит надо разделить целое на 4 частей и взять 7. ( Делю на 4 части)

 У нас 4 доли, а надо  7 . Где взять ещё 3 ? ( взять второй круг)

 Вот я взяла ещё 3 доли от второго круга ( беру шестые доли  «ловушка» )

Вы согласны со мной?

 Что  неверно? ( надо взять четвертые доли.)

На сколько частей надо второй круг разделить?

( на 4)

Сколько взять от второго круга? ( 3  четвёртые доли

Итак,  вот что у вас должно было получиться.

Какая группа выполнила задание верно?

Сравните числитель и знаменатель дроби 7\4  ( Числитель больше знаменателя)

Дробь 7\4 неправильная,  значит у неправильной дроби… Продолжите...

Если дети не могут продолжить то вопрос.

  Что больше у неправильной дроби числитель или знаменатель?

Из кругов  и полосок на доске составим модель неправильной дроби. Числитель и знаменатель будут из кружков а дробная черта из полоски. Какой круг у нашей дроби должен быть больше, который обозначает числитель или знаменатель?

Заносим данные в таблицу.

Правильные дроби

        Неправильные дроби.

             

           

 Сравните неправильную дробь 7\4 с 1 ? Она больше или меньше 1

Почему? Докажите. (т к. это 1 целое и ещё часть)

 Заносим в таблицу неправильная  дробь больше 1.

Правильные дроби

        Неправильные дроби.

             

           

             > 1

Какая дробь называется неправильной?

Вывод:

 Неправильной называется дробь, у которой числитель больше знаменателя  и дробь больше 1.

А сейчас угадайте имя героя зашифрованное в ребусе

 Ели ( рисунок) Сей

Из какой сказки этот герой? (« Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях») Картинка.

Елисей в поисках невесты  проскакал  до привала 3\5 , а  после привала ещё 2\5  пути.  Отметим на числовом луче путь Елисея.

_0______________1___

  На сколько частей разделим целое?

Какое значение соответствует 1 делению?  1\5

Второму делению 2\5, третьему 3\5.  отметим путь до привала дугой.

 После привала он проскакал ещё 2\5.  Отметьте точку  куда  прибыл Елисей.

Какая дробь соответствует 1?  ( 5\5) Здесь он нашёл свою невесту. (картинка)

 Дробь 5\5 это правильная или неправильная дробь? ( Кто считает,  что правильная, поднимите руки).

А кто считает, что неправильная?

 Будем рассуждать.

Что выражают дроби? (части единиц)

А эта дробь выражает часть? (нет)

 А что она выражает? Она выражает целое число

 Значит она какая правильная или неправильная? Сделайте вывод.( значит она неправильная)

Что можно сказать о числителе и знаменателе этой неправильной дроби? ( ч = з)

Значит  могут быть  неправильные дроби у которых…  продолжите ( ч = з)

 Эта дробь больше или меньше 1 ( она =1)

Составим опорный конспект

Правильные дроби

        Неправильные дроби.

            >   1                 = 1

                               

 

Расскажите, что  узнали о неправильных дробях.

Вывод:  у неправильной дроби числитель больше или равен знаменателю, а дробь больше или равна 1.

 Покажите на числовом луче где расположены неправильные дроби? ( правее 1 ) табличка

  Составим опорный конспект для правильной дроби.

 У правильной дроби, что будет больше числитель или знаменатель?  Подумайте, и составьте модель в группах. Возьмите лист и круги.

 Работа в  группах. Проверка. Молодцы

.( Разбор если у кого- то не получилось.)

 С правильными дробями мы работали с вами до сегодняшнего дня. Что же больше у правильной дроби? Это видно и по лучу. Назовите правильные дроби на луче

  Расскажите о правильной дроби.

 Вывод: у правильной дроби числитель больше знаменателя и дробь больше 1.

-Правильные дроби

        Неправильные дроби.

                 

            < 1

            >   1                 = 1

                               

 

Какому математическому действию соответствует дробная черта? (делению)

  Распространяется ли это правило  на неправильные дроби? ( да, распространяется)

Попробуйте это доказать по лучу . (5 / 5  =1)  5:5 =1

 Вывод: Итак,  как  следует рассматривать  черту в неправильных дробях? ( как знак деления.)

Что вы узнали о правильных и неправильных  дробях?

 (У  правильной дроби числитель меньше знаменателя   и дробь меньше 1.  У неправильной дроби числитель больше или равен 1. Сама дробь больше или равна 1)

  Правильные ли мы сделали выводы?

 Откройте стр. 14 . Давайте прочитаем правило в учебнике.

Правильные выводы мы сделали? ( да) я поздравляю вас с успешными открытиями. Пришла пора немного отдохнуть

Физминутка.   Поиграем в игру «Отгадай героя»

 1 человек и доски будет мимикой и жестами показывать героя любой Пушкинской сказки, а остальные должны отгадать. А затем  надо будет показать  этого же героя  самим.

5. Первичное закрепление во внешней речи (4 -5 мин)

а). Стр 13  з. 2

С комментированием

6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (4 -5 мин)

Разделите дроби на две группы.

2/7,  5\9,  3\7, 4\7,  9\9, 7/9,7\7, 9\7, 11/7,12\9

 По какому признаку разделили? ( правильные и неправильные дроби.)

 А  можно ли разделить по другому признаку?

Дроби со знаменателем 7 и дроби со знаменателем 9.

Проверьте себя.

Правильные дроби

2\7, 5\9,  3\7, 4\7, 7\9

неправильные дроби

9\9, 7\7, 9\7, 11\7, 12\9

или  2\7, 3\7, 4\7,7\7, 9\7,11\7

       5\9,9\9, 7\9, 12\9.

 Кто  из вас верно выполнил задание?

 Сейчас мы  посмотрим, как вы новые знания можете применять  при выполнении других математических заданий.

Включение в систему знаний и повторение. (4 -5 мин)

Дифференциация по уровню творчества

1 группа.

 Старик со старухой открыли завод по производству корыт. Количество изготовляемых корыт записано дробью. Каким натуральным числам равны дроби? Запиши натуральные числа.

пн.       вт       ср.      чт      пт.

16        24        30      40      60

 8          6          5        5         6

2 группа

Старик со старухой открыли завод по производству корыт. Количество изготовляемых корыт записано дробью. Каким натуральным числам равны дроби? Найди закономерность и допиши  дроби.

пн.       вт       ср.      чт      пт.

16\8     24\6   30\ 5   40\       \6

 Старик поймал на рыбалке а  рыб 10/10 старуха пожарила. Сколько рыб осталось?

Проверка

в).  Что означает число10 \10-  целое а разделили на 10 частей и пожарили 10. Что же осталось?  Ничего,0.

8. Рефлексия деятельности (2-3 мин)

  Ребята, посмотрите на цепочку из слогов.

Сейчас вы расставите  между слогами и буквами знаки + и  - ,  отвечая на вопросы теста. Если вы согласны с утверждением, то ставите между слогами +, если не согласны то –

  1. Правильная дробь  не может быть больше 1.( +)
  2. 7\7  - это правильная дробь.(-)

3.  Неправильная дробь  больше или равна 1.( +)

4. 5\8 – это неправильная дробь( -)

5.Неправильная дробь всегда больше правильной.( +)

 МО +  ЛОК – К + ДЕР – Р  + Ц

Творческое домашнее задание: придумать и решить задачу  с дробями  на сказочный сюжет. Оформить на альбомном листе, проиллюстрировать.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме: "Доли и дроби"

Презентация подготовлена  для 4 класса.Содержит много наглядного красочного материала....

урок математики в 4 классе "Сложение дробей".

Конспект урока по математике для 4 класса. Работая по группам,  совершают "открытие" нового материала. Используется региональный компонент....

Урок математики тема "Правильные и неправильные дроби"

Презентация по математике 4 класс УМК "Школа 2100" и конспект урока...

Урок математики по теме "Доли.Обыкновенные дроби"

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Долли.Обыкновенные дроби". Урок построен в соответствии с ФГОС и отражает межпредметные и мерапредметные связи....

план -конспект урока математики по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)

План конспект урока по математике в 4 классе по теме "Доли и дроби" (1-ый урок изучения темы)...

Презентация к уроку математики в 4 классе. " Нахождение дроби от числа"

Презентация к уроку  математики в 4 классе. " Нахождение дроби от числа"...


 

Комментарии

Внедрение деятельностного метода через проблемно - диалогическую технологию.