Урок математики по теме "Доли.Обыкновенные дроби"
план-конспект урока по математике на тему

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Долли.Обыкновенные дроби". Урок построен в соответствии с ФГОС и отражает межпредметные и мерапредметные связи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doli_i_obyknovennye_drobi_otkrytyy_urok_-_kopiya.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

по теме «Доли. Обыкновенные дроби»

Учитель: Логвиненко Ирина Владимировна

МБОУ «СОШ № 12»

г. Новомосковск Тульской области

2015 г.

Технологическая карта урока

      Предмет: математика   Класс: 5

      Базовый учебник: Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин и др. – 31-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013

      Тема урока: Доли. Обыкновенные дроби.

      Цель урока: формирование представлений о долях, обыкновенных дробях и понятиях, связанных с ними.

      Задачи урока:

      - образовательные (формирование познавательных УУД):

знать определения: доля, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель; использовать в речи термины: доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби; грамматически верно читать записи дробей и выражений, содержащих обыкновенные дроби; использовать данные понятия при решении несложных задач;  

      - воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

      умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность;

      - развивающие (формирование регулятивных УУД):

      умение обрабатывать информацию и ранжировать её по указанным основаниям; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

      Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

      Необходимое оборудование: компьютер, проектор, учебники по математике, раздаточный материал, электронная презентация, выполненная в программе Power Point.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учеников

1

Мотивация учебной деятельности

- Ребята, это Виктор Драгунский. Надеюсь вам знакомо это имя? Кто он? ( Писатель)

- Какие произведения Драгунского вы читали? («Он живо и светится», «Денискины рассказы» и др.)

- Предлагаю прочитать отрывок из книги «Денискины рассказы». СЛАЙД

 Внимание на текст:

Я сказал:

   - Вот,  папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну? Мишка сейчас же  надулся и  стал  думать.  Папа  не  надулся,  но  тоже задумался. Они думали долго. Я тогда сказал:

   - Сдаешься, Мишка?

   Мишка сказал:

   - Сдаюсь!

   Я сказал:

   - Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. - И

стал хохотать……

- Как вы думаете может быть другое решение у этой задачи? (Надо каждое яблоко разделить на три части и раздать всем троим по две таких части)

Отвечают на вопросы учителя

Читают отрывок (один ученик читает вслух).

2

Актуализация знаний. Формулирование темы и задач урока

- Как в математике называется одна часть от целого? (Доля)

- Уточним значение слова «доля» в словаре. К какому словарю обратимся? (К толковому словарю)

- Сколько значений слова доля мы определили? (Два значения)

- Как называются слова имеющие не одно значение? (Многозначные)

- С каким из этих значений мы будем работать на уроке математики? (с первым)

- Если мы возьмём не одну долю, а несколько частей, как будет называться такое число? (Дробь)

- Какова же будет тема нашего урока? (Доли. Дроби)

- Да, тема нашего урока: «Доли. Обыкновенные дроби».

- Предлагаю обратиться к учебнику. Откройте учебник на стр. 138-139-той.

Исследуйте теоретический материал, ставя пометки на полях: V -  уже знал, +  новое, ─ думал иначе, ? -  не понял, есть вопросы.

- Кто желает высказаться о проделанной работе?

- Используя свои высказывания сформулируйте задачи урока.

- Какие умения понадобятся для выполнения поставленных задач? (Умение думать, анализировать, запоминать, делать выводы, сотрудничать, слушать друг друга, отвечать на вопросы и т.д.)

- Кроме того, будем учиться быть деловыми партнёрами, логически рассуждать и обосновывать свои мысли.

- Давайте посмотрим, совпали ли предложенные вами задачи с теми, что запланированы на урок.

СЛАЙД (Да, совпали)

Отвечают на вопросы учителя

Ученик читает вслух значение слова «доля» в толковом словаре. вставить из словаря

Отвечают на вопросы учителя

Работают с учебником самостоятельно.

Высказывают своё мнение.

Формулируют задачи урока:

  • делить целое на части;
  • уметь давать определение, что такое доля, дробь;
  • узнать, какая дробь называется обыкновенной;
  • знать, что показывает знаменатель и числитель дроби;
  • читать и записывать обыкновенные дроби и т.д.

Отвечают на вопрос.

Сравнивают поставленные задачи с записью на доке вставить со слайда

3

Открытие новых знаний

- Как вы думаете, пригодятся ли знания темы сегодняшнего урока в жизни? Приведите примеры. (торт, часы, апельсин, год, футбол, музыка и т.д.)

- Хорошо. СЛАЙД

- На сколько частей разделили торт? (на 8 частей)

- Как назовём одну часть торта? (⅛)

- Запишем в тетради и у доски.

- Как назовём одну часть хлеба? Запишем. (1/16)

- Самостоятельно обозначьте одну часть арбуза. (1/6)

- Приведите свои примеры долей и продолжите запись двумя-тремя примерами.

СЛАЙД

- Самая известная из долей – это, конечно ПОЛОВИНА. Как вы понимаете это? (Разделить целое на две части и взять одну такую часть)

- Как будет называться такая часть? (½)

- Слова с частью «пол» можно услышать часто. Приведите примеры. ( полчаса, полкило, полтинник и т.д.)

- А если разделить целое на три равные части, как будет называться такая часть? (⅓)

- Кто знает другое название? «ТРЕТЬ»

- Приведите примеры. (треть пути, треть задания и т.п.)

- Посмотрите на модель часов. Какое время показано?    (12ч 15мин) Как сказать по-другому? (15 минут первого, ЧЕТВЕРТЬ первого)

- Какое сейчас время показано (учитель переводит стрелки часов) на модели часов? (12ч 45мин, без ЧЕТВЕРТИ час)

- Почему так говорят: «ЧЕТВЕРТЬ», «без ЧЕТВЕРТИ»?(целое разделили на четыре части и взяли одну часть)

СЛАЙД

- Мы упражнялись записывать доли. Сейчас ниже запишем число, которое показывает, сколько осталось торта, если взяли ⅓ часть. Объясните. (Осталось ⅔ торта, так как торт разделили на три части и взяли ⅓ часть)

- Сколько осталось яблока? (¾) Объясните. Запишем.

- Как назовём числа, записанные на второй строке? (Дроби)

- Это обыкновенные дроби. Что показывает число под чертой? (На сколько равных частей разделили целое)

- Что показывает число над чертой? (Сколько таких равных частей взяли) СЛАЙД 8

- Прочитайте важную информацию на с.141-ой учебника. СЛАЙД 9

 

Отвечают на вопросы учителя и выполняют задания. Приводят примеры из жизненного опыта.

Работают в тетрадях.

Работают с информацией в учебнике.

4

Первичное осмысление и закрепление знаний

СЛАЙД 10

- Запишите дроби:

четыре тысяча вторых (4/1002),

четыре тысячи вторых (4000/2).

- Проверьте друг у друга.

Теперь сверьте с образцом. СЛАЙД 10.1 и 10.2

- У кого нет ошибок, поставьте на полях знак (+).

- А сейчас поработаем в парах. Положите перед собой КАРТОЧКУ №1. Предложите задание. (Заполнить пропуски)

- Используя уже имеющиеся у вас знания и статью учебника (с.138-139), ответьте на предложенные вопросы. Кто выполнит здание встаёт.

- Сверьте ответы с эталоном. У кого есть ошибки, исправьте. СЛАЙД 11

- Поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. Какие вопросы остались.

- Переходим к следующему заданию. У каждого на столе лежит фигура из цветной бумаги.

- Как называется эта фигура? (Квадрат)

- Предложите задание с этой геометрической фигурой. (Найти её площадь, периметр, разделить на части и т.д.)

- Поделите квадрат на четыре равные части путём сгибания. СЛАЙД 12

- С помощью ножниц отрежьте ¼ часть. Покажите классу.

- Какая фигура составляет ¼ квадрата? (Квадрат меньшего размера, треугольник, прямоугольник.)

- Какой вывод сделаем? (¼ квадрата можно найти разными способами)

Работают в тетрадях, выполняют задания на карточках самостоятельно, в парах. Сверяют выполненное задание с эталоном, осуществляют самоконтроль.

Выполняют практическое задание с геометрическим материалом.

5

Самостоятельное применение полученных знаний

- Сейчас нам предстоит работа в группах. СЛАЙД 13

- Группы получают следующее задание:

  1. Объясните, как связать данное изображение с темой урока. (Приложение)
  2. Изобразите, как, по-вашему, может выглядеть «образ» дроби.

Делятся на три группы, выполняют задание в группах.

Представляют выполненное задание у доски.

6

Итог урока

- Какие задачи мы ставили в начале урока? СЛАЙД 14

- Решили мы поставленные задачи?

- Домашнее задание я вам предлагаю по выбору. (Приложение) СЛАЙД 15

Подводят итог урока. Отвечают на вопросы учителя.

Получают домашнее задание.

7

Рефлексия

- Какие задания вызвали у вас особый интерес на уроке?

- Каково ваше отношение к уроку?

- Оцените свою активность на уроке на шкале  «спидометра». Кто оценил себя от 0 до 5 баллов, от 5 до 10 баллов? Кто желает высказаться? СЛАЙД 15

Проводят самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме "Сложение дробей".

Урок очень удачно был проведён на семинаре учителей математики....

Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями".

Конспект урока математики в 3 классе. "Дроби. Действия с дробями". Программа РО Л.В.Занкова...

Презентация к уроку математики по теме "Сравнение дробей",

Данная презентация предназначена для учащихся 4 класса. Она знакомит учащихся со сравнением дробей с одинаковыми числителями и содинковыми знаменателями. Урок построен в режиме деятельностного метода ...

технологическая карта урока математики "Терминология. Предметный смысл дроби" 4 класс

Тема. Терминология. Предметный смысл  дробиЦель. Познакомить учащихся с предметным смыслом дроби (доли), где a, b – натуральные числа, с терминами (дробь, числитель, знаменатель, доля).Формируемы...

План-конспект урока математики 4 класс Тема: «Дробь и её компоненты».

План-конспект урока  математики 4 класс Тема: «Дробь и её компоненты».Цели: • формирование знаний, умений, навыков действий с дробями; повторение ед. измерения. • ...

Конспект урока математики "Сложение и вычитание дробей" (" УМК перспектива", 4 класс)

Цели деятельности учителя:Повторение и отработка навыков сложения и вычитания дробей с одинаковым знаменателем, сравнения дробей, решения текстовых задач.Планируемые результатыПредметные:Уметь  с...

Конспект урока математики "Правильные и неправильные дроби" УМК "Перспектива" 4 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕТема: Правильные и неправильные дробиЦели деятельности учителя: расширение знаний о математических определениях; формирование представления о  правильных и неправильны...