Деление и умножение двузначного числа на однозначное
план-конспект урока математики (3 класс) по теме

Конспект урока математики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_3_klass.docx68.33 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема: Деление и умножение двузначного числа на однозначное.

Цели:

 Обучающие: совершенствовать вычислительные навыки внетабличного деления и умножения, закреплять умения решать задачи изученных видов, правила выполнения действий в выражениях.

           Воспитательные: воспитывать любовь к родному краю, умение работать в паре, навыки культурного общения, дружеское отношение друг к другу.

Развивающие: развивать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Оборудование: карта Ростовской области с изображением остановочных пунктов; вместо тетрадей «судовые журналы»

Звукозапись.

Ход урока

  1. Организация класса.

Учитель в форме капитана.

-Команда, равняйсь, смирно!

Здравствуйте товарищи!

Вольно! Садитесь.

-Дорогие  друзья! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по родному краю, история которого богата славными событиями, делами.

-Как называется область, в которой мы живем?

- Протяженность Ростовской области, с севера на юг 475км. Если идти пешком, то понадобится почти 19 суток (двигаясь ежесуточно по 6 часов), если на автомашине - всего 8 часов (при средней скорости – 60 км/час)

-Ну а мы совершим наше путешествие на парусном судне «Бригантина».

-Назовите главный город нашей области? Так вот, конечный пункт нашего путешествия- Ростовский порт, порт города Ростова- на- Дону. И чтобы не сбиться с курса и попасть в Ростовский порт, мы должны быть предельно внимательными, экипаж должен работать слаженно и выполнять все в срок. Работать так, чтобы у всех присутствующих и у нас с вами появилась радость на душе от нашей работы.

- Откройте свои судовые журналы и запишите дату нашего путешествия.

Устный счет.

-Но прежде, чем отправиться в путь, вы должны заслужить право называться юнгами, т.е. младшими матросами.

-Разгадайте правило, по которому составлен пример и заполните пустые окошки

-Какое правило помогло выполнить задание?

(Умножение и деление двузначного числа на однозначное).

-Как умножить двузначное на однозначное число? (Представить в виде суммы разрядных слагаемых и умножив каждое слагаемое на число, сложить полученные результаты).

-Как разделить двузначное число на однозначное? (Делимое представляем в виде суммы удобных или разрядных слагаемых).

-А в каких случаях делимое мы представляем в виде суммы удобных, а в каких в виде суммы разрядных слагаемых?

(главное условие, чтобы каждое слагаемое делилось на данное число).

-А теперь сформируйте тему, над которой мы работали в течение нескольких уроков.

(Деление и умножение двузначного на однозначное)

И сегодня мы будем совершенствовать вычислительные навыки по этой теме, а также продолжим работу над задачей.

-Ну что ж, вы справились с заданием! Поздравляю вас с присвоением вам звания – юного матроса.

-Слушай мою команду!

Поднять якоря!

II Работа над материалом

-Итак, мы начинаем свое путешествие по родному краю из города Белая Калитва (учитель ставит флажок) единственного города в Ростовской области, стоящего на трех реках. На каких? (Северский Донец, родная наша река, самый крупный приток Дона, берет свое начало далеко за пределами Ростовской области. Длина его по нашей области составляет 280км; реки Калитва и Лихая являются притоками С.Донца, а всего притоков у С.Донца – 8.)

Город Белая Калитва известен еще и тем, что здесь, как утверждают историки, состоялась битва дружины князя Игоря с половцами в 1185 году. На Караул горе возведен памятник – 17-ти тонная каменная глыба в честь героической русской рати с надписью «Воинам Игоревой рати – храбрым русичам».

Откройте свои судовые журналы. Запишите дату нашего путешествия.

Математический диктант.

Ребята, на связи г. Б.Калитва. Надо принять с родного берега радиограмму, расшифровать, записав в свои судовые журналы только ответы.

(Ученик работает у переносной доски)

  1. Для строительства многоэтажного дома на стройку привезли 45 машин белого кирпича, а красного в 3 раза меньше. Сколько машин красного кирпича привезли? (15)
  2. За 3 часа на Белокалитвинском Металлургическом заводе выпускают 60 наборов посуды. Сколько наборов посуды выпустят за 1 час?  (20)
  3. Рабочие завода Калитвасельмаш получили заказ, который должны выполнить за 3 недели и 4 дня. За сколько дней должны выполнить заказ рабочие? (25)
  4. В городских спортсоревнованиях из нашей школы участвовало 70 человек, а в предметных олимпиадах в 2 раза меньше. Сколько ребят участвовало в городских предметных олимпиадах?  (35)
  5. На элеватор привезли 48т пшеницы, а риса в 6 раз меньше. На сколько тонн меньше привезли риса, чем пшеницы? (40)

Взаимопроверка.

15   20   25   35   40.

- Посмотрите на этот числовой ряд. Что вы можете о нем сказать? ( натуральные двузначные в порядке возрастания)

-На какие 2 группы можно разбить? ( четные – нечетные, круглые десятки, числа имеющие десятки и единицы)

-Установите закономерность, по которой составлен этот числовой ряд и дополните его.

-А как можно получить число 30? Произведением каких 2-х чисел оно является? (15х2;   6х5;   10х3;   30х1).

-Родной берег желает нам счастливого плавания!

Работа над составной задачей.

Г. Белая Калитва остался далеко за бортом. А мы продолжаем наше путешествие.

Портами 5 морей называют города Ростов на Дону, Волгодонск, Азов, Константиновск.

Но есть еще один порт, выход к этим морям.

Это Усть-Донецкий порт, расположенный у слияния Северского Донца с Доном.

И сейчас мы сделаем остановку в этом порту. (учитель ставит флажок на карту.

Задача.

В порту за день загрузили 4 баржи с углем, а со щебнем в 3 раза больше. Сколько барж с углем загрузят за 2 дня, если будут загружать по столько же?

На доске. Уголь – 4б

                   Щебень -?б, в 3 раза >           в б

                   За 2 дня – х б

I уровень.

Составить по данному условию всевозможные выражения, подчеркнув среди них то, которое является решением задачи. (1 ученик работает на переносной доске)

(4х3)х2+4х2 – 1 способ

(4х3+4)х2     - 2 способ

4х3   4х3х2  

4х3+4   4х3х2-4х2  

4х2   4х3-4

II уровень –работа с учителем.

-Перескажите друг другу условие.

-Назовите главный вопрос задачи?

-Строим цепочку рассуждений:

-Какой буквой обозначаем?

-Что нужно знать, чтобы узнать сколько барж загрузили за 3 дня? (Сколько загрузят за 1 день)

–Какой буквой мы это обозначим?

-За один день – в, а за 2 дня? Вх2.

-А что такое в?  (это баржи с углем и со щебнем).

-А как найти баржи со щебнем?

Записать задачи в тетрадь (только решение)

А какие выражения можно составить по этой задаче?

Физминутка.

-А сейчас вышли на палубу нашего парусника, дышим свежим речным воздухом, отдыхаем.

По речке спускается

Вниз пароход

Веселых туристов

Он в гости везет.

Направо, налево

Туристы глядят

И в гости попасть

Поскорее хотят.

-Ребята, в Ростовской области есть замечательный город – Новочеркасск. Это город большой химии, родина отечественного электровозостроения, город студентов.

История г. Новочеркасска неразрывно связана с историей казачества. И сейчас мы отправляемся в музей Донского казачества, который находится в Новочеркасске. (флажок на карту). Кто из вас был в музее? (выставочные стенды- стеклянные витрины, экспонаты- документы, фотографии, предметы домашнего быта и т.д.)

Задача.

На 5 выставочных стендах 75 фотографий, поровну на каждом стенде. Сколько фото на 3-х таких стендах?

1 уровень. Решить задачу, записать 2 способа решения этой задачи.

1сп. – 75:5Х3=45(фото)

2сп.- 75:5=15 (ф)              3сп. 75:5=15(ф)

            5-3=2 (ф)                            5+3=8(ф)

         2х15=30(ф)                    8х15=120(ф)

       75-30=45(ф)                   120-75=45(ф)

2 уровень. (Работает с учителем.) выберите схему, соответствующую условию задачи.

         

           75ф    

по х ф                              по х ф

                                                             

  по х ф

                                     

  в

-Обозначим на схеме все известные и неизвестные величины.

-Что известно в задаче? (5стендов – 75 фото).

-Что еще на 1 чертеже необходимо обозначить? (сколько фото на 1 стенде -1 ст – х ф.)

-Что мы можем обозначить на 2 чертеже? (по х ф)

             -Почему? (т.к. поровну на каждом стенде).

                 в- кол-во  фото на 3-х стендах.

-Устанавливаем зависимость между величинами.

 в<75

-Почему? (75ф на 5 стендах, а на 3-х стендах меньше).

Строим цепочку рассуждений:

- Что нужно узнать в задаче?

– Какой буквой обозначим? – Чтобы найти сколько фото на 3-х стендах, что мы должны знать? (сколько на одном)

– Какой буквой обозначим? х. 75:5

 Если на одном стенде х фото, то на 3-х? (х х 3)

 – Как найти х?

Решение задачи цепочкой (самостоятельно)

  1. 75:5=15(ф) – на 1 стенде
  2. 15х3=45(ф) – на 3-х стендах.
  3. Проверим: в<75

                                45<75

- А какой способ легче, целесообразней? (

- Ребята, а может мы зря потратили время? А в жизни вам пригодится умение разными способами решать задачи? Находить различные пути и способы решения проблем, которые возникают в жизни. И если вы сможете найти самый лучший способ- успех обеспечен.

Итак, осталась последняя остановка, порт города Ростов на Дону- порт 5 морей или как его еще называют – речные ворота Донбасса. Это крупнейший перевалочный пункт на юге России. Он связан водно-транспортными линиями с 16 государствами. Речной порт принимает баржи, грузовые и пассажирские теплоходы и чтобы не сбиться с курса и не сесть на мель, лучшие штурманы будут прокладывать курс кораблю (курс- путь корабля по воде)

А кто станет лучшим, мы узнаем когда выполним следующее задание.

Расставь порядок действий на каждой схеме

       +       :      +       х       -

      :        +      х        -(       -       )    

Выберите числовые выражения, которые соответствуют этим схемам и вычисли их значение.

13+6х8+12х2-35=50                96

18+72х6+15х3-50=25              20

5х12+18х2-100х0=96               9

84:7+21х3-(100-45)=20           25

5х(4+3)+19х0-26=9                  50      

Проверь сам себя. (ответы на доске, решив пример ребенок поднимает карточку, сверив предварительно ответ с доской, учитель проверяет, а дети решают дальше)

- Кто успел решить 2,3 примера- Молодцы! Штурманы замечательные, надежные.

Решение задачи с обобщенными данными.

 Итог урока

Вот мы и добрались до г. Ростова –на- Дону.

-Вам понравился урок?

Что нового для себя открыли на уроке? Чему  научились? А завтра мы пройдемся по улицам Ростова, побываем в ТЮЗе, в цирке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Внетабличное умножение двузначного числа на однозначное"

Разработка урока по математике.Учебник Л.Г.Петерсон, 2 класс (конспект урока с презентацией)...

Урок по математике "Умножение двузначного числа на однозначное" 3 класс

Урок - закрепление (конспект + презентация, а также анализ урока в двух вариантах). Цели: закрепить умения применять правило умножения двузначного числа на однозначное на практике. ...

Урок математики в 3 классе по теме:"Умножение двузначного числа на однозначное"

Конспект урока математики в 3 классе по теме:"Умножение двузначного числа на однозначное"....

Урок математики в 3 классе "Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление" с презентацией.

Урок в 3 классе "Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление" с презентацией....

Урок математики в 3 классе по теме "Деление и умножение двузначных чисел на однозначное"

Урок направлен на закрепление знаний и умений делить и умножать двузначные числа на однозначное число. На урок приходят герои книги А.Милна "Винни Пух и все-все-все", которые дают различные задания де...

Карточки по математике 3 класс "Умножение двузначного числа на однозначное число"

для самостоятельной работы на уроках математики в 3 классе "Школа России"...