Урок математики «Двузначные круглые числа», (психологический компонент урока,характеристика универсальных учебных действий)
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Анализ урока. Психологический компонент урока. Характеристика универсальных учебных действий детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_analiz_i_soderzhanie_uroka.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Психологический анализ урока.

Тема: «Двузначные круглые числа».

Задачи:

Предметные:

- формировать вычислительные навыки: сложение и вычитание круглых десятков;

- вести подготовительную работу к решению задач: учить составлять различные  рассказы математического содержания;

Метапредметные:

- формировать универсальные учебные действия: познавательные (логические), регулятивные, личностные, коммуникативные.

Психологический компонент урока

Содержание урока

Характеристика универсальных учебных действий детей

Орг. этап способствует положительному эмоциональному настрою учащихся на плодотворную работу. Способствует снятию психоэмоциональ ного напряжения, установлению коммуникативного контакта.

Мотивационный.

Активизируются следующие мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение. Подход к подаче материала основанный  на гуманной педагогике, способствует осознанию и развитию нравственности и веры в свои возможности. Данный этап мотивирует учащихся на расширение границ своих знаний по предлагаемой теме. Осуществляется осознание цели и задачи.

Операционный

Освоение способа действий. Ребята анализируют, классифицируют, сравнивают, аргументируют. моделируют, оценивают результат своей деятельности. Применяется дифференцированный подход. Развиваютя коммуникативные навыки, самоконтроль. На данном этапе преобладают специфические познавательные мотивы, эмоциональные мотивы, социальные мотивы.  Чётко прослеживается многоуровневость взаимодействия: «ученик – учитель», «ученик – ученик», «ученик – группа».

Рефлексивно-оценочный

Выбранный способ контроля является целесообразным, соответствует индивидуальным, возрастным особенностям детей, особенностям класса, строящего своё обучение и воспитание на гуманно-нравственной основе. Дети понимают критериальную базу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока. Чётко прослеживается системность и цикличность организации действия оценки.

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Звучит волшебно слово-заклинание,

Позвал нас всех заливистый звонок.

Ребята, успокоились! Внимание:

Мы начинаем математики урок!

Всё на месте, всё у нас готово,

Мы поймём друг друга с полуслова.

Приветливо друг другу улыбнитесь

И потихоньку на места садитесь.

  1. Постановка учебной задачи, знакомство с планом урока.

- Над какой темой мы работаем?

(двузначные числа, круглые десятки)

- Что мы знаем о двузначных числах?

(Умеем читать и записывать, знаем разрядный состав, складываем, вычитаем круглые десятки, умеем к двузначным числам прибавлять и отнимать единицу)

- Все хорошо умеют это делать? (нет)

- Какую задачу поставим на урок?

(Продолжим  выполнять задания  по данной теме, группировать,

находить лишнее, моделировать числа)

- Каким видом работы вы хотите заняться на уроке? Составим план:

- думай, смекай, отгадывай,

- самостоятельная работа в парах,

- работа в группах.

Сегодня мы будем спасателями. Отправляемся к Снежной Королеве и поможем Каю, преодолевая все математические препятствия,  иначе его сердце превратится в кусочек льда.

- Как вы думаете, мы сможем помочь Герде спасти Кая?

(Да.  Мы любим математические трудности – мы знатоки математики.)

- А поможет нам разрушить злые чары Снежной Королевы наше сердечко. Если сердце доброе, любящее и отважное, то оно обладает невероятной силой. Я уверенна, что у каждого из вас именно такое сердце.

Положите правую ладонь себе на грудь, закройте глазки и послушайте, как  бьётся ваше горячее доброе сердце. Мысленно попросим его дать силы для преодоления всех преград.

3.Актуализация знаний

Открываем глазки. Мы у Снежной Королевы, она приказала Герде смоделировать и записать заколдованные числа.

а) моделирование и запись чисел

- Отгадайте о каком числе идёт речь, постройте его модель и запишите образ.

1.Сколько богатырей охраняло остров Буян? (33)

2.Ск. братьев- месяцев увидела падчерица у зимнего костра? (12)

3. Ск. братьев было у Элизы? (11)

4. Ск. гномов у Белоснежки? (7)

5.Самое маленькое двузначное число? (10)

На доска: 33, 12, 11, 7,10.

- Как вы думаете, какое задание могла дать Снежная Королева с этими числами?  (построить в порядке увеличения, уменьшения, определить количество единиц и десятков, составить равенства…)

- Найдите «лишнее»   число. Почему?

- остальные числа разделите на группы по определённым признакам:

1. Чёт – нечет  10,12 – 11,33

2.Кркгл десятки – некруглые:  10 -11,12,33

3.Одинаковое количество единиц и десятков: 11,33 – 12,10

4.Произносятся сначала единицы, а потом десятки:11,12 -10,33

- Но это не самое трудное.

У стен замка – заколдованные звери. И мы, конечно, не можем остаться равнодушными к такому злодеянию. Расколдуем их! Герда должна раздать им числа:

Белочке не должны попасть числа, в которых есть единицы двух разрядов. (10)

У лисички нет чисел в записи, которых встречается цифра 1. (33)

Число у волчонка, больше числа зайчонка. Кто какое число должен получить?

- Молодцы!

4. Самостоятельная работа.

Двигаемся дальше. Вход в замок завален ледяными глыбами.

На глыбах двузначные числа изображены с помощью схем. Расположите глыбы в порядке возрастания изображённых на них чисел.

38,40,51,84,96.

- Назовите все двузначные числа больше 40, но меньше 96, меньше 40, но больше 15.

- Поможем Герде составить математические равенства, используя круглые двузначные числа, в результате, которых должно получиться 40. (работа в парах)

- Проверка.

- А Герда сделала так: 10+30=40, 70-30=40, 60-10>40, 20+20=40

- Покажите на светофорчиках все согласны?

5.Физкультминутка. 

И вот мы с вами в ледяном царстве дворца, где в белом вихре кружатся снежинки. Я предлагаю вам,  вместе с ними закружится в снежном вихре танца.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили –

Крыши снегом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

6. Подготовка к работе в группах с задачами.

- Добрались мы до последнего зала, здесь у Королевы  ледяной сад. Как холодно! Вот бедные птички, они совсем заледенели. Скорее разморозим их. Задание группам: 1,2 – составить математический рассказ и сделать к нему графическую модель; 3,4 – к графической модели составляют математический рассказ.

- Проверка.

- птички отогрелись от тепла наших сердец и теперь свободны!

7. Итог.

Мы помогли Каю – наши знания, умения, старания, тепло сердец растопили льдинки в сердце Кая, он ожил. Кай благодарен вам, ребята, теперь он вместе с Гердой может вернуться домой. Чтобы путь их был удачным, вы должны дома выполнить задание №6 на странице учебника 67. Вот  и нам пора возвращаться. А на прощание скажите:

- Чему мы учились на уроке?

- Что было легко? Трудно?

- На ступеньке знаний отметьте, на какой уровень вы поднялись благодаря этому уроку.

Личностные (самоопределение)

Регулятивные действия:

Целеполагание, постановка

учебной задачи;

определение и осознание того, что уже известно и что нужно усвоить;

планирование – составление плана и последовательности действий;

Личностные (интерес к учебному материалу, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные - прогнозирование

Наблюдение за наглядным материалом, числами, моделирование.

Познавательные- общеучебные

Формирование логичес ких универсальных действий:

- анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классифи кации объектов,

-построение логической цепи рассуждений,

- логические сериации;

- коррекция – знаково-символические действия: перекодировка получен ной информации;

- коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения

Регулятивные действия: контроль в форме сличения способа действия и его результа- та с заданным эталоном;

Коммуникативные – формулирование и аргументирование собственной позиции, принятие позиции партнёра, сотрудничество)

Познавательные – моделирование.

Познавательные- общеучебные, логические

Коммуникативные-плантрование речевых высказываний

Регулятивные – саморегуляция

Психологический анализ урока. Анализ и проектирование деятельности субъектов ОП

  1. Роль педагога в планировании и проведении урока?

В планировании и проведении урока учитель играет  ведущую роль. Он включает детей в конструктивную деятельность, побуждает их к открытию новых знаний, учит ребят ставить цели  и искать пути их достижения, ставит перед детьми учебную задачу и совместно с ними решает её.

  1. Роль психолога в планировании и проведении урока?

Психолог направляет  содержание урока в рамки гуманно-личностного, нравственного обучения и воспитания. Формирует эмоционально-коммуникативный компонент урока. Развивает у ребят умения адекватно реагировать на трудность, не бояться ошибок. Развивает навыки самоконтроля, адекватную самооценку, эмпатию, партнёрство и сотрудничество. Отслеживает ход деятельности, диагностирует эмоционально-волевую сферу, с целью составления индивидуального маршрута коррекции и развития особенностей ребёнка.

  1. Характеристика уровня развития УУД у детей данного класса

В целом учащиеся класса имеют адекватную, нормативную  самооценку своих сил, возможностей, знаний, умений и навыков. Преобладают широкие познавательные мотивы, мотивы достижения и социального признания. Высокий уровень сформированности нравственных качеств. Ребята умеют ставить перед собой цели, знают пути их достижения. Принимают и удерживают учебную задачу, могут прогнозировать результат деятельности. Осуществляют контроль над своей деятельностью и поведением. Развиты навыки саморегуляции.

  1. В каком направлении возможно построение работы педагога для развития универсальных учебных действий у детей?

Коммуникативные навыки развиты в соответствии  возраста детей. Ребята с радостью сотрудничают, как с учителем, так и друг с другом. Умеют слушать и слышать. С уважением относятся как взрослым, так и к сверстникам. Способны конструктивно разрешать конфликты.

Психологический анализ и содержание урока

математики.

2 «А» класс

ОЭП г. Павлово МОУ СОШ № 6.

Учитель: Лушина Е.М.

2011г.

Виды УУД

1.Личностные

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся

Применительно к УД:

  1. Самоопределение (Я-концепция, включающая адекватную позитивную самооценку, самопринятие);
  2. Смыслообразование (познавательные интересы и учебные мотивы, мотивы достижения и социального признания, понимание границ собственного знания и незнания)
  3. Нравственно-этическая ориентация (знание основных моральных норм, ориентация на их выполнение, оценка своих поступков, оценивание содержания обучения исходя из личностных и социальных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

2.Регулятивные.

  1. Целеполагание
  2. Планирование
  3. Прогнозирование
  4. Контроль
  5. Коррекция
  6. Оценка
  7. Саморегуляция.

3.Познавательные.

  1. Общеучебные (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации и структурирование знаний, создание и построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса и результатов; смысловое чтение; знаково-символические - создание и преобразование модели).
  2. Логические (анализ, синтез, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование).
  3. Постановка и решение проблем (формулировка проблемы, создание способов решения проблемы).

4.Коммуникативные.

  1. Планирование учебного сотрудничества с взрослым и сверстниками
  2. Умение слушать и слышать
  3. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  4. Разрешение конфликтов
  5. Лидерство и согласование действий с партнером
  6. Планирование речевых высказываний
  7. Владение монологической и диалогической формами речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад на тему « Реализация универсальных учебных действий младших школьников. Механизм формирования и проверки универсальных учебных действий»

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ДЕТЕЙ 7 - 8 ЛЕТ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд целей и задач, непосредственно не связанных с предыдущим опытом ребенка, но требующих от него мобилизации интеллектуальных и физических сил. О...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

Работа в группе на уроках математики при изучении диаграмм как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

В курсе математики тема «Диаграммы» стала одной из актуальной тем современности. Именно здесь начинается формирование умения работать с информацией, представленной в форме диаграммы, котор...

Выпускная квалификационная работа. Тема «Формирование самоконтроля в обучении младших школьников как компонента регулятивных универсальных учебных действий»

Современный человек находится в огромном беспредельном  информационном пространстве, поэтому в  настоящее время одним из важнейших процессов в образовательной деятельности является формирова...