Урок математики во 2 классе "Решение задач"
план-конспект урока математики (3 класс) по теме

Стаханова Валентина Викторовна

Цель урока: закрепление умения решать простые и составные задачи, отработка алгоритма анализа задач и знакомство  с новым способом решения нестандартных задач методом отрицания

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon matematika.zip1001.65 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Тема. Решение задач.

                       Стаханова Валентина Викторовна, учитель начальных классов

Задачи:

а) обучающие:

закрепление умения решать простые и составные задачи, отработка алгоритма анализа задач и знакомство  с новым способом решения нестандартных задач методом отрицания

б) воспитательные:

формирование коммуникативной компетенции через групповую работу

в) развивающие:

активизация познавательной деятельности, развитие логического мышления через сравнение, сопоставление, анализ

                                    Ход урока.

1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валентина Викторовна. Сегодня урок математики проведу у вас я. Я поздоровалась с вами, мне бы хотелось, чтобы вы поздоровались друг с другом и с нашими гостями. Для этого проведём игру «Передай привет». У нас 4 группы, каждая группа образует круг, протяните ладошки друг другу. Начиная с                                   ,мы будем передавать привет хлопком друг другу по цепочке. Привет должен вернуться к тому, кто начал. И он сообщает «Привет получил». А теперь давайте улыбнёмся друг другу и скажем «Здравствуйте».

2. Введение в урок.

- Ребята, у меня в руках волшебная шкатулка и с ней связана одна очень интересная история. И сейчас я вам её расскажу.

- Давным-давно в одной Магической школе добрым волшебником был создан магический предмет, который помогал познать истину и ответить на вопрос «Кто самый важный на уроке?» Этот магический предмет хранится в нашей шкатулке, которая открывается с помощью ключа. Но ключ похищен злым колдуном. Сам он открыть эту шкатулку, и чтобы ключ не достался другим, разбил его на части и развеял во времени: 1 часть попала в прошлое, 2 – в настоящее, а 3 затерялась в будущем. Прошло много времени с тех пор, но ответ на этот вопрос так и не найден.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в путешествие во времени и отыскать  части ключа, с помощью которого мы сможем открыть волшебную шкатулку и узнать « кто же самый главный на нашем уроке?»

3. Разминка.

- Путешествие будет сложным, поэтому нам надо подготовиться. Предлагаю игру «Подумай и ответь». Если вы ответите правильно, то загорится звезда.

  • Сколько ушей у пяти мышей?                10

  • Несла женщина в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось?

        ни одного

  • Мама разрезала батон на 3 части. Сколько разрезов она сделала?    2

  • Груша тяжелее яблока, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее груша или персик?                                              груша

  • Горело пять свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось?

                                                                        2, остальные догорели

        

  • Аня сказала своему брату: «Я  старше тебя на 3 года. На сколько лет я буду старше тебя через пять лет?»          3

4. Сообщение темы и цели урока.

- Составьте слово.                                                Задача

- Какова же  тема нашего урока?                       Решение задач

- Сегодня на уроке мы повторим решение разных видов задач и обязательно познакомимся с решением задачи нового вида.

5. Работа в группах. Решение задач.

- Для того, чтобы справиться с испытаниями мы разделились на группы. В группах важно соблюдать правила:

  • Вместе обсуждайте, помогайте друг другу.
  • Если группа готова ответить, используйте сигнал.

- Итак, мы с вами готовы к перемещению во времени, сядьте поудобнее, отправляемся в путь.

- Вот мы с вами и в прошлом, где пройдёт наше первое испытание.

- У каждой группы на столе  лежит карточка  с задачей. Вам надо выполнить следующее задание: измените текст задач так, чтобы выражение 25-13 было решением каждой.

1) В одном городе купцы закупили 13 персидских и китайских ковров, персидских было 25. Сколько китайских ковров закупили  купцы?

2) Для изготовления царской короны потребовалось 25 рубинов, а изумрудов на 13 больше. Сколько изумрудов потребовалось для царской короны?

3) Илья Муромец освободил 25деревень от врагов, а Алёша Попович 13 деревень. Сколько всего деревень освободили богатыри?

4) Гончар вылепил из глины 25 кувшинов. Несколько кувшинов разбились. Сколько кувшинов осталось?

Проверка:

(На экране появляется задача, дети объясняют, что они изменили, на экране происходит изменение.)

1) В одном городе купцы закупили 25 персидских и китайских ковров, персидских было 13. Сколько китайских ковров закупили  купцы?

2) Для изготовления царской короны потребовалось 25 рубинов, а изумрудов на 13 меньше. Сколько изумрудов потребовалось для царской короны?

3) Илья Муромец освободил 25деревень от врагов, а Алёша Попович 13 деревень. На сколько больше деревень освободил Илья Муромец, чем Алёша Попович?

4) Гончар вылепил из глины 25 кувшинов. 13 кувшинов разбились. Сколько кувшинов осталось?

- Молодцы!

Получили часть ключа.

6.  2 испытание – настоящее.

- Приготовились к перемещению во времени.

- Вот мы оказались в настоящем времени, где ждёт нас следующее испытание.

- Нам надо заглянуть в магазин, именно здесь находится вторая часть ключа.

Задание.

- У каждой группы на столе лежит условие задачи:

В магазине «Мир техника» было 42 компьютера. Утром продали 8 компьютеров, а в обед ещё 4.

- и вопросы…

  • На сколько больше компьютеров продали утром, чем в обед?
  • Сколько компакт-дисков осталось в магазине?
  • Сколько компьютеров осталось в магазине?
  • Сколько всего компьютеров продали?

- Подумайте! На какой вопрос вы сможете ответить, используя все данные задачи?

- Обратите внимание, что около каждого вопроса пустая клетка, если вопрос подходит, ставите в ней +, если нет, ставите - .

- Выполните задание в группах.

Проверка:

- Какой вопрос выбрала 1 группа? 2 группа? 3 группа? 4 группа?

- Сверьте с экраном.

Анализ:

- Что известно в задаче?

- Что надо найти?

- Перед вами 3 варианта краткой записи, выберите нужную.

- Какой номер выбрала 1 группа?....

Было - 42 к.        Было – 8к. и 4 к.       Было -  ? к.

Продали - 8 к. и 4 к.         Продали – 42 к.        Продали – 8 к. и 4 к.

Осталось - ? к.                   Осталось - ? к.         Осталось – 42 к.

- Какая это задача: простая или составная? Почему?

- Почему мы не можем ответить на главный вопрос задачи?

- Можем ли мы узнать, сколько компьютеров продали? Как?

- Теперь мы сможем  ответить на  вопрос задачи? Как?

- Запишите решение задачи выражением к себе в тетрадь.

- Какое выражение вы получили?

- Найдите другой способ решения этой задачи. Обсудите в группах.

- Какое выражение получили? Запишите.

7. Физминутка.

8. - Задание мы выполнили, но части ключа не нашли. Давайте заглянем в другой отдел

- В этом отделе продают открытки. У вас 80 рублей. Вам надо купить 3 открытки и оставить 10 рублей на обратную дорогу.

- Обсудите в группе, какие открытки вы можете купить?

Проверка:

- 1 группа. Какие открытки вы купили? Почему эти?....

35+25+10=70

35+15+20=70

45+ 15+10=70

Получили вторую часть.

9. Задача на упорядочивание множеств. 3 испытание – будущее.

- Приготовились к перемещению во времени.

- Вот мы оказались в будущем, где ждёт нас следующее испытание.

- Нас встречают  инопланетные существа. Они предлагают отгадать, на какой планете они живут? Для этого мы должны                решить задачу.

Инопланетяне сообщили жителям Земли, что в системе их звезды есть три планеты А, Б, В. Они живут на второй планете. Далее передача ухудшилась из-за помех, но приняты были ещё два сообщения, которые, как установили учёные, неверны: А – не третья от звезды планета, Б – вторая планета. Как называется планета, на которой живут инопланетяне?

( Решение. Построим отрицания к данным высказываниям. Если бы сообщения были верными, то они звучали бы так: А – третья от звезды планета, Б – не вторая планета. Получается, что Б – первая планета, а планета В – вторая. Значит, инопланетяне, приславшие сообщения, живут на планете В.)

Получили 3 часть.

10. Подведение итогов. Рефлексия.

- Мы прошли все испытания и собрали части ключа. Соберите ключ.

- Теперь мы можем заглянуть в шкатулку и узнать, кто был на уроке сегодня самым важным.

(Звучит музыка, шкатулка открывается (на дне лежит зеркало), дети заглядывают в неё)

- Кого же вы увидели?

- Вы удивлены?

- Кто же самый главный сегодня на уроке?

-Конечно, вы! Без вас наш урок не состоялся.

- Спасибо, ребята, за урок. Мне было очень приятно с вами работать.



 

Комментарии

Голуб Елена Борисовна

Замечательная презентация, УМНИЦА!!!