Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике 4 класс УМК "Школа России"
календарно-тематическое планирование (математика, 4 класс) по теме

В данном учебном материале представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету "Математика" 4 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabprogrmatem4kl10_11uch_god.docx77.11 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГЕЛИОС» г. ДАЛЬНЕГОРСК

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУСОШ «Гелиос»

_____________И.В. Воронина

«___»_______________2010 г.

РАССМОТРЕНО

на методическом объединении учителей  начальных классов

протокол №____

от «___»______________2010 г.

Руководитель МО

___________Л.В. Павловская

                                                                                                                   

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________Ю.Н. Москаленко

«___»___________________2010 г.

                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МАТЕМАТИКЕ

4 КЛАСС

2010 – 2011 учебный год

Разработчик: Кислова Снежана Сергеевна,

учитель начальных классов

2010 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г.  N 260-ФЗ), федерального компонента государственного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 05.03.2004 г. № 1089), Базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. №  1312 и примерной образовательной программы  для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ авторы: М.И.Моро, Ю.М.Колягин, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.В. Степанова, С.И. Волкова.

Вид реализуемой рабочей программы:  основная общеобразовательная.

Цели предмета:

- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных  умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи предмета: создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету.

Межпредметные связи: 

  1. содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с русским языком,
  2. окружающим миром,
  3. технологией (труд).

Принципы отбора учебного материала:

  1. учет возрастных особенностей;
  2. органическое сочетание обучения и воспитания;
  3. усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей;
  4. практическая направленность преподавания.

Используемые технологии, методы и формы работы: личностно-ориентированное обучение и игровая технология.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный;

Формы обучения: индивидуально – групповая, индивидуальная, групповая.

Используемые технологии соответствуют психологическим особенностям учащихся.        

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения математики ученик должен:

знать/понимать:

- последовательность чисел в пределах 100000;

- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

- таблицу умножения и деления однозначных чисел;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;

- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- пользоваться изученной математической терминологией;

- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

- выполнять деление с остатком в пределах ста;

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

- выполнять вычисления с нулем;

- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);

- проверять правильность выполненных вычислений;

- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

- определения времени по часам (в часах и минутах);

- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

- оценки размеров предметов «на глаз»;

- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

Сетка часов

136 часов из расчета 3 часа в неделю

№ п/п

Раздел (тема)

Количество часов

1

Числа от 1 до 1000 (продолжение)

12

2

Нумерация

9

3

Величины

15

4

Сложение и вычитание

9

5

Умножение и деление

75

6

Систематизация и обобщение всего изученного

16

ИТОГО

136 ч

Содержание учебного предмета.

Числа от 1 до 1000 (продолжение) (12 ч)

Четыре арифметических действия. Порядок их выполне ния в выражениях, содержащих 2 - 4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

- связь между компонентами и результатом каждого действия;

- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умноже ния, распределительное свойство умножения относительно сложения);

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Обучающиеся должны уметь:

- записывать и вычислять значения числовых выраже ний, содержащих 3 - 4 действия (со скобками и без них);

- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, а - 3, 8 × a,  b : 2, a + b,

a - b, с × d, к : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с боль шими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

Нумерация (9 ч)

Новая счетная единица - тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс мил лионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы раз рядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- как образуется каждая следующая счетная единица(сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне ит.д., сколько разрядов содержится в каждом клас се), названия и  последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Величины (15 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними. Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадрат ный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соот ношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

- единицы названных величин, общепринятые их обозначе ния, соотношения между единицами каждой из этих величин;

- связи между такими величинами, как цена, количест во, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

- находить длину отрезка, ломаной, периметр много угольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

- узнавать время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де ление значений величин на однозначное число);

- применять к решению текстовых задач знание изучен ных  связей между величинами.

Сложение и вычитание (9 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложе ние и вычитание с числом 0; переместительное и сочетатель ное свойства сложения и их использование для рационали зации вычислений; взаимосвязь между компонентами и ре зультатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

х + 312 = 654 + 79,  729 - х = 217 + 163,  х - 137 = 500 -140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное - в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать: 

- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

- переместительное и сочетатель ное свойства сложения и их использование

 - способы проверки сложения и вычитания.

       - вычисление значений  числовых выражений в 2 - 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке выполнения дей ствий.

Обучающиеся должны уметь:

- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- пользоваться изученной математической терминологией;

- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

- выполнять вычисления с нулем;

- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);

- проверять правильность выполненных вычислений;

- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

Умножение и деление (75 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация зна ний):

Задачи, решаемые умножением и делением; случаи ум ножения с числами 1 и 0;  деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относи тельно сложения; рационализация вычислений на основе пе рестановки множителей, умножения суммы на число и чис ла на сумму, деления суммы на число, умножения и деле ния числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; спосо бы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 × х = 429 + 120, х - 18 = 270- 50, 360 : х – 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умноже ние и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и дву значное, числа в пределах миллиона.

Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

В течение всего года проводится:

- вычисление  значений   числовых   выражений  в   2 - 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех    изученных    правил    о    порядке    выполнения    дей ствий;

- решение задач в одно действие, раскрывающих:

а)        смысл арифметических действий;

б)        нахождение неизвестных компонентов действий;

в)        отношения больше, меньше, равно;

г)        взаимосвязь между величинами;

- решение задач в 2 - 4 действия;

- решение задач на распознавание геометрических фи гур в составе более сложных;

- разбиение фигуры на задан ные части;

- составление заданной фигуры из 2 - 3 её частей;

- построение изученных фигур с помощью линейки и цир куля.

Знание, умения и навыки по теме.

Обучающиеся должны знать:

- последовательность чисел в пределах 100000;

- таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;

- таблицу умножения и деления однозначных чисел;

- правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000;

- представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;

- пользоваться изученной математической терминологией;

- выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;

- выполнять деление с остатком в пределах ста;

- выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);

- выполнять вычисления с нулем;

- вычислять значение числового выражения, содержащего 2 - 3 действия (со скобками и без них);

- проверять правильность выполненных вычислений;

- решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);

- чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;

- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);

- вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);

- сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в различных единицах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);

- сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;

- определения времени по часам (в часах и минутах);

- решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);

- оценки размеров предметов «на глаз»;

- самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

Систематизация и обобщение всего изученного (16 ч)

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе

Нумерация

Обучающиеся должны знать:

- названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- как образуется каждая следующая счетная единица(сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне ит.д., сколько разрядов содержится в каждом клас се), названия и  последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

- читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

- представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

Понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Обучающиеся должны знать:

- названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

- связь между компонентами и результатом каждого действия;

- основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умноже ния, распределительное свойство умножения относительно сложения);

- правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

- таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Обучающиеся должны уметь:

- записывать и вычислять значения числовых выраже ний, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);

- находить числовые значения буквенных выражений вида а + 3, а - 3, 8 × a,  b : 2, a + b,

a - b, с × d, к : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

- выполнять устные вычисления в пределах 100 и с боль шими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

-        выполнять письменные вычисления (сложение и вычита ние многозначных чисел, умножение и деление многозначных чи сел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

- решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х =750, 2000 - х =1450, х × 12 = 2400,

х : 5 = 420, 600 : х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и результатами действий;

      - решать задачи в 1—3 действия.

Величины

Иметь представление о таких величинах, как длина, пло щадь, масса, время, и способах их измерений.

Обучающиеся должны знать:

- единицы названных величин, общепринятые их обозначе ния, соотношения между единицами каждой из этих величин;

- связи между такими величинами, как цена, количест во, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

- находить длину отрезка, ломаной, периметр много угольника, в том числе прямоугольника (квадрата);

- находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

- узнавать время по часам;

- выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де ление значений величин на однозначное число);

- применять к решению текстовых задач знание изучен ных  связей между величинами.

Геометрические фигуры

Иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, много угольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, ок ружность (центр, радиус).

Обучающиеся должны знать:

                -виды углов - прямой, острый, тупой;

        -виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносто ронний;

        -        определение прямоугольника (квадрата);

        -свойство противоположных сторон прямоугольника

 Обучающиеся должны уметь:

        -строить заданный отрезок;

-строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Календарно-тематическое планирование.

п.п.

№ по теме

Дата

Тема

Цель

Формы контроля

Терминология, понятия

Числа от 1 до 1000.

Сложение, вычитание, умножение, деление    (12часов)

1

1

Вводный инструктаж.

Нумерация. Счет предметов.

Разряды.

Повторение образования трехзначных чисел и их разрядный состав.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Класс.

Разряд.

2

2

Числовые выражения.  Порядок выполнения действий в выражениях.

Повторение основных арифметических действий, порядка действий, установление связей между компонентами и результатами этих действий.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Числовое выражение.

3

3

Сложение и вычитание вида

а – 0 = а,

0 + b = b,

 с – о = с,

 d – d = 0.

Повторение названий чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Слагаемые.

Сумма.

4

4

Сложение нескольких слагаемых.  

Ознакомление с разными способами нахождения суммы нескольких слагаемых, повторение письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Двузначное число.

Трехзначное число.

5

5

Вычитание вида

903-574

Ознакомление с письменными приемами вычитания трехзначных чисел.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Уменьшаемо, вычитаемое, разность.

6

6

Умножение вида

216 х 4.

Ознакомление с письменными приемами умножения трехзначного числа на однозначное.

Тематический

Проверочная работа

Алгоритм письменного умножения.

7

7

Умножение вида

с х 0 = 0,

0  х  b = 0,

1 х k = k,

d х 1 = d.

Ознакомление с письменными приемами умножения числа на 0 и на 1.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Алгоритм письменного умножения.

8

8

Деление вида 876 : 3.

Ознакомление с письменными приемами деления трехзначного числа на однозначное.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Алгоритм письменного деления.

9

9

Деление вида 825 : 3.

Ознакомление с приемами решения текстовых задач и задач геометрического характера

Текущий

Проверочная работа

Делимое, делитель, частное.

10

10

Деление. Диагонали прямоугольника, их свойства.

Ознакомление с приемами распознавания и изображения геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, многоугольники

Фронтальный опрос

Устный опрос

Диагональ.

Геометрическая фигура.

11

11

Диагонали квадрата и их свойства.

Закрепление по теме: «Числа от 1 до 1000»

Ознакомление со свойствами диагоналей прямоугольника, квадрата.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Свойства диагонали.

12

12

Контрольная работа № 1 по теме: «Сложение, вычитание, умножение, деление» (входная).

Контрольная работа

Числа, которые больше 1000  (108ч)

Нумерация  (9ч)

13

1

Работа над ошибками. Новые счетные единицы. Класс единиц и класс тысяч.

Ознакомление с новым понятием «класс числа»

Фронтальный опрос

Устный опрос

Класс числа.

14

2

Чтение многозначных чисел. Запись многозначных чисел

Ознакомление с приемами чтения многозначных чисел и их записью.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Разряд числа.

15

3

Разрядные слагаемые. Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Ознакомление с приемами записи многозначных чисел в виде суммы разных слагаемых.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Разрядное слагаемое.

16

4

Увеличение (уменьшение) числа

 в 10, 100, 1000 раз.

Развитие умения устанавливать связь между компонентами и результатами действий.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Компоненты и результаты действий.

17

5

Выделение в числе общего количества единиц любого разряда

Развитие умения сравнивать многозначные числа с опорой на порядок следования чисел при счете.

Текущий

Проверочная работа

Разряды многозначных чисел.

18

6

Класс миллионов. Класс миллиардов. Закрепление по теме: «Нумерация»

Ознакомление с образованием, записью чисел из единиц III и IV классов.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Класс миллионов.

Класс миллиардов.

19

7

Луч. Числовой луч.

Формирование представления о понятиях «Луч», «Числовой луч».

Фронтальный опрос

Устный опрос

Луч.

Числовой луч.

20

8

Угол. Виды углов. Построение прямого угла.

Ознакомление с новыми понятиями: угол, вершина, сторона угла, тупой угол, острый угол, прямой угол.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Угол.

Вершина угла.

Тупой угол.

Острый угол.

Прямой угол.

21

9

Контрольная работа № 2 по теме «Нумерация». 

 Контрольная работа.

Величины - 15

22

1

Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины. Работа над ошибками.

Ознакомление с новой единицей измерения длины - километр, ее использование на практике.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Километр

23

2

Закрепление по теме: «Величины»

Формирование умения заменять мелкие единицы длины крупными, а крупные –мелкими, работать с числовым лучом.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Числовой луч.

24

3

Единицы площади. Квадратный километр. Квадратный миллиметр.

Ознакомление с новыми единицами измерения площади – квадратный километр, квадратный миллиметр.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Квадратный километр.

Квадратный миллиметр.

25

4

Ар (сотка). Гектар.

Ознакомление с новыми единицами измерения площади – аром и гектаром.

Текущий

Проверочная работа

Ар.

Гектар.

26

5

Таблица единиц площади.

Закрепление знаний учащихся об отношениях между изученными единицами измерения площади.

Фронтальный опрос

Устный опрос

Площадь геометрической фигуры.

27

6

Измерение площади фигур с помощью палетки.

Ознакомление с новым способом нахождения площади фигуры различной формы с помощью палетки

Фронтальный

Устный опрос

Палетка.

28

7

Нахождение нескольких долей целого.

Нахождение целого по его части.

Ознакомление учащихся с решением задач на нахождение нескольких долей целого.

Фронтальный

Устный опрос

Доли целого.

29

8

Нахождение нескольких долей целого.

Нахождение целого по его части.

Совершенствование  вычислительных навыков, умение находить целое по его части.

Фронтальный

Устный опрос

Доли целого.

30

9

Единицы массы.

Тонна. Центнер

Ознакомление учащихся с единицами массы тонной и центнером.

Фронтальный

Устный опрос

Тонна.

Центнер.

31

10

Таблица единиц массы.

Систематизация знаний учащихся о единицах массы, упражнение в замене крупных единиц- мелкими, а мелких крупными.

Тематический

Проверочная работа

Грамм.

Килограмм.

32

11

Контрольная работа №3 (за 1четверть).

Контрольная работа

33

12

Единицы времени.  Работа над ошибками.

Уточнение и систематизация знаний учащихся об известных единицах времени: сутки, неделя, месяц, год.

Фронтальный

Устный опрос

Секунда.

Минута.

Час.

Сутки.

Неделя.

Месяц.

Год.

34

13

24-часовое исчисление времени суток.  Решение задач (нахождение начала, продолжительности и конца события)

Обучение учащихся умению ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, решать задачи на время.

Фронтальный

Устный опрос

Исчисление времени.

35

14

Единицы времени – секунда, век.

Ознакомление с новыми единицам времени- секундой, веком.

Фронтальный

Устный опрос

Единица времени.

36

15

Таблица единиц времени. Закрепление изученного.

Обобщение и проверка знаний и умений по теме «Единицы времени», составление таблицы единиц времени.

Фронтальный

Устный опрос

Единица времени.

Сложение и вычитание (9ч)

37

1

Письменные приёмы сложения и вычитания.

Ознакомление учащихся с письменным приёмом сложения, обучение использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений.

Фронтальный

Устный опрос

Натуральное число.

38

2

Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов

(вида 30007-648)

Ознакомление с приёмом письменного вычитания, когда отсутствуют значимые цифры в разрядах уменьшаемого.

Фронтальный

Устный опрос

Алгоритм вычитания чисел.

39

3

Решение уравнений вида: х +15 = 68 : 2

Обучение нахождению неизвестного слагаемого в усложнённых уравнениях.

Фронтальный

Устный опрос

Связь между величинами.

40

4

Решение уравнений вида х – 34 = 48: 3;

 75 –х = 9 х 7;

Ознакомление учащихся с решением уравнений на основе связи уменьшаемого с вычитаемым и разностью, выраженной в виде выражения.

Фронтальный

Устный опрос

Связь уменьшаемого с вычитаемым.

41

5

Решение задач на нахождение массы.

Формирование умения решать задачи.

Тематический

Проверочная работа

Масса.

42

6

Сложение и вычитание значений величин.

Ознакомление учащихся с письменными приёмами сожжения и вычитания.

Фронтальный

Устный опрос

Преобразование величин.

43

7

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

Ознакомление учащихся с решением задач нового вида.

Фронтальный

Устный опрос

Выражение единицы в косвенной форме.

44

8

Контрольная работа № 4  по теме  «Сложение и вычитание».

Проверка знаний и умений учащихся по теме «величины. сложение и вычитание многозначных чисел».

Тематический

Контрольная работа

45

9

 Работа над ошибками.

Закрепление по теме: «Сложение и вычитание»

Систематизация знаний по теме «Сложение и вычитание».

Фронтальный

Устный опрос

Умножение и деление  (75ч)

46

1

Умножение и его свойства. Умножение на 1 и 0.

Обобщение имеющихся у детей знаний о действии умножения.

Фронтальный

Устный опрос

Свойства умножения.

47

2

Письменные приемы умножения вида

5432 х 3.

Ознакомление учащихся с приёмом письменного умножения многозначного числа на однозначное, включая умножение именованных чисел.

Фронтальный

Устный опрос

Именованное число.

48

3

Письменные приемы умножения вида

4037 х 4.

Ознакомление с приёмом письменного умножения, когда в записи первого множителя есть нули.

Фронтальный

Устный опрос

Натуральное число.

49

4

Умножение чисел, оканчивающихся нулями.

Ознакомление  приёмом умножения многозначного числа, оканчивающегося нулями, на однозначное число.

Фронтальный

Устный опрос

Преобразование величин.

50

5

Решение уравнений вида

Х х 8 = 26 +70;

15 х Х= 98-23

Ознакомление учащихся с решением уравнений на основе знаний связи  между множителями и произведением.

Фронтальный

Устный опрос

Связь между множителем и произведением.

51

6

Деление (повторение изученного). Деление многозначного числа на однозначное.

Повторение и обобщение знаний о действии деления.

Фронтальный

Устный опрос

Однозначное число.

Многозначное число.

52

7

Деление многозначного числа на однозначное  

Обучение учащихся делению многозначных чисел на однозначные числа письменным способом.

Фронтальный

Устный опрос

Однозначное число.

Многозначное число.

53

8

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме.

Развитие умения решать задачи в косвенной форме на увеличение (уменьшение) в несколько раз.

Фронтальный

Устный опрос

Выражение числа в косвенной форме.

54

9

Контрольная работа № 5 за 1 полугодие.

Проверка умений решать примеры и задачи.

Итоговый

Контрольная работа

55

10

Работа над ошибками.  Решение уравнений вида Х:6=18 -5; 48 : Х = 92:6

Обучение учащихся решать уравнения, где неизвестны делимое или делитель, а частное представлено в виде выражения.

Фронтальный

Устный опрос

Делимое.

Делитель.

Частное.

56

11

Задачи на пропорциональное деление.

Формирование умения решать задачи на пропорциональное деление.

Фронтальный

Устный опрос

Пропорциональное деление.

57

12

Деление многозначных чисел (в записи частного нули).

Обучение учащихся делить многозначные числа на однозначные, когда в записи частного есть нули в середине и в конце.

Фронтальный

Устный опрос

Частное с нулями.

58

13

Деление многозначных чисел (в записи частного нули).

Закрепление и совершенствование умения учащихся письменно делить многозначные числа на однозначные.

Фронтальный

Устный опрос

Преобразование величин.

59

14

Деление многозначных чисел (в записи частного нули).

Формирование навыка деления многозначных чисел, используя подробную и более краткую запись.

Фронтальный

Устный опрос

Подробная запись деления.

60

15

Решение задач. Закрепление по теме «Умножение и деление».

Формирование умения решать задачи.

Фронтальный

Устный опрос

Краткую запись деления.

61

16

Среднее арифметическое.

Ознакомление с понятием «средний», его определением, развитие вычислительных навыков.

Фронтальный

Устный опрос

Среднее арифметическое.

62

17

Среднее арифметическое.

Продолжение работы над понятием «среднее значение».

Фронтальный

Устный опрос

Схема вычисления.

Таблица вычисления.

63

18

Понятие скорости. Единицы скорости.

Ознакомление с новой величиной «скорость», с новым видом задач на движение.

Фронтальный

Устный опрос

Единица скорости.

Пройденный путь.

64

19

Связи между скоростью, временем и расстоянием.

Закрепление умения решать задачи на движение.

Фронтальный

Устный опрос

Скорость движения.

Время движения.

65

20

Связи между скоростью, временем и расстоянием.

Закрепление навыка решения задач на движение, находить время, если известны расстояние и скорость.

Фронтальный

Устный опрос

Скорость движения.

Время движения.

66

21

Связи между скоростью, временем и расстоянием.

Продолжение работы над задачами на движение.

Фронтальный

Устный опрос

Скорость движения.

Время движения.

67

22

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Закрепление умений решать задачи на движение.

Фронтальный

Устный опрос

Скорость движения.

Время движения.

68

23

Контрольная работа № 6 по теме:  «Решение задач на движение».

Проверка умений решать задачи на движение, решение примеров изученных видов.

Тематический

Контрольная работа

69

24

Решение задач. Работа над ошибками.

Закрепление умения решать задачи на движение.

Фронтальный

Устный опрос

Натуральное число.

70

25

Виды треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный)

Ознакомление с видами треугольников.

Фронтальный

Устный опрос

Треугольник.

71

26

Виды треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный)

Закрепление знаний разных видов треугольников.

Фронтальный

Устный опрос

Точка.

Прямая.

Отрезок.

72

27

Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

Ознакомление с построением прямоугольного треугольника на нелинованной бумаге.

Фронтальный

Устный опрос

Прямоугольный треугольник.

73

28

Умножение числа на произведение.

Формирование представлений об умножении числа на произведение.

Фронтальный

Устный опрос

Умножение.

Произведение.

74

29

Письменное умножение в случаях вида 243 х 20, 532 х 300.

Ознакомление с письменными приёмами умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Фронтальный

Устный опрос

Умножение.

Произведение.

75

30

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Продолжение работы над письменным приёмом умножения, вычислительными навыками.

Фронтальный

Устный опрос

Умножение.

Произведение.

76

31

Умножение вида 7600 х 40.

Ознакомление с письменными приёмами умножения двух многозначных чисел, оканчивающееся нулями.

Фронтальный

Устный опрос

Умножение.

Произведение.

77

32

Решение задач на встречное движение.

Закрепление умения решать задачи на встречное движение, обратные задачи, работать над вычислительными навыками.

Фронтальный

Устный опрос

Встречное движение.

78

33

Перестановка и группировка множителей.

Ознакомление с перестановкой и группировкой множителей.

Фронтальный

Устный опрос

Группировка множителей.

79

34

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Закрепление умения решать задачи, умножать на числа, оканчивающиеся нулями.

Фронтальный

Устный опрос

Множитель.

80

35

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Закрепление умения решать задачи, умножать на числа, оканчивающиеся нулями.

Фронтальный

Устный опрос

Частное.

81

36

Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление»

Проверка умений решать примеры и задачи изученных видов.

Тематический

Контрольная работа

82

37

Деление числа на произведение.

 Работа над ошибками.

Закрепление умений решать примеры и задачи.

Фронтальный

Устный опрос

Деление числа.

83

38

Устные приёмы деления в случаях вида 600: 20, 5600 : 800.

Закрепление устных приёмов деления, используя свойства деления числа на произведение.

Фронтальный

Устный опрос

Движение.

84

39

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

Ознакомление с делением с остатком на 10, 100, 1000.

Фронтальный

Устный опрос

Остаток.

85

40

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Ознакомление с новым видом задач.

Фронтальный

Устный опрос

Противоположное движение.

86

41

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Ознакомление с письменным приёмом деления на числа, оканчивающиеся нулями.

Фронтальный

Устный опрос

Алгоритм деления.

87

42

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

Закрепление письменных приёмов деления на числа, оканчивающиеся нулями.

Фронтальный

Устный опрос

Алгоритм деления.

88

43

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Формирование умения  составлять обратные задачи на движение в противоположные направления.

Фронтальный

Устный опрос

Обратная задача.

89

44

Решение задач на движение в противоположных направлениях.

Закрепление навыка решения задач.

Фронтальный

Устный опрос

Алгоритм.

90

45

Контрольная работа № 8 по теме: «Скорость, время, расстояние».

Проверка умения решать задачи изученного вида, решение примеров.

Тематический

Контрольная работа

91

46

Умножение числа на сумму. Работа над ошибками

Ознакомление с различными способами умножения числа на сумму.

Фронтальный

Устный опрос

Перестановка множителей.

92

47

Устные приёмы умножения в случаях вида 12 х 15, 40 х 32.

Формирование умения раскладывать множитель на удобные слагаемые, сравнение распределительного и сочетательного свойства умножения.

Фронтальный

Устный опрос

Удобное слагаемое.

93

48

Письменное умножение на двузначное число.

Ознакомление с письменным приёмом умножения на двузначное число.

Фронтальный

Устный опрос

Алгоритм умножения.

94

49

Письменное умножение на двузначное число.

Закрепление навыка письменного умножения на двузначное число.

Фронтальный

Устный опрос

Двузначное число.

95

50

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям.

Формирование умения решать задачи, вычислительные навыки.

Фронтальный

Устный опрос

Неизвестная величина.

96

51

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Развитие умения решать задачи.

Фронтальный

Устный опрос

Алгоритм умножения и деления.

97

52

Контрольная работа № 9 за 3 четверть.

Проверка умений решать задачи и примеры изученных видов.

Итоговый

Контрольная работа

98

53

Закрепление по теме «Умножение и деление». Работа над ошибками.

Закрепление навыка решения задач, вычислительных навыков.

Фронтальный

Устный опрос

Натуральное число.

99

54

Умножение на трёхзначное число.

Ознакомление с письменным приёмом умножения на трёхзначное число, развитие логического мышления.

Фронтальный

Устный опрос

Трехзначное число.

100

55

Умножение на трёхзначное число.

Закрепление навыка умножения на трёхзначное число с числом нуль в некоторых разрядах.

Фронтальный

Устный опрос

Множитель.

101

56

Письменное деление вида 492 : 82

Ознакомление с письменным приёмом деления на двузначное число.

Фронтальный

Устный опрос

Двузначное число.

102

57

Деление с остатком на двузначное число.

Ознакомление с письменным приёмом деления с остатком на двузначное число.

Фронтальный

Устный опрос

Остаток.

103

58

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Закрепление вычислительных навыков.

Фронтальный

Устный опрос

Результат деления.

104

59

Деление на двузначное число.

Закрепление навыка деления на двузначное число.

Фронтальный

Устный опрос

Алгоритм деления.

105

60

Деление на двузначное число.

Закрепление тех случаев деления, когда пробная цифра не подходит.

Фронтальный

Устный опрос

Пробная цифра.

106

61

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Формирование вычислительных навыков.

Фронтальный

Устный опрос

Алгоритм деления.

107

62

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Формирование вычислительных навыков.

Фронтальный

Устный опрос

Алгоритм деления.

108

63

Деление на двузначное число (при двузначном частном)

Отработка навыка деления на двузначное число.

Фронтальный

Устный опрос

Двузначное частное.

109

64

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Закрепление умения деления и умножения на двузначное число, решать задачи, развитие логического мышления.

Фронтальный

Устный опрос

Алгоритм деления и умножения.

110

65

Деление на трехзначное число.

Ознакомление с письменными приемами деления на трехзначное число.

Фронтальный

Устный опрос

Делимое.

 Делитель.

Частное.

111

66

Деление на трехзначное число

Закрепления умения делить на трехзначное число.

Фронтальный

Устный опрос

Делимое.

 Делитель.

Частное.

112

67

Проверка умножения делением

Формирование навыков проверки умножения делением.

Фронтальный

Устный опрос

Множитель.

Произведение.

113

68

Контрольная работа №10 по теме: «Умножение и деление».

Проверка умений решать задачи и примеры изученных видов.

Тематический

Контрольная работа

114

69

Деление на трёхзначное число. Работа над ошибками.

Закрепление умения делить на трехзначное число.

Фронтальный

Устный опрос

Делимое.

 Делитель.

Частное.

115

70

Деление на трёхзначное число.

Закрепление умения делить на трехзначное число, когда в частном нули.

Фронтальный

Устный опрос

Делимое.

 Делитель.

Частное.

116

71

Деление с остатком.

Ознакомление с письменными приемами деления с остатком.

Фронтальный

Устный опрос

Делимое.

 Делитель.

Частное

Остаток.

117

72

Решение задач. Проверка умножения делением.

Ознакомление с правилами решения задач и способами проверки правильности вычислений.

Фронтальный

Устный опрос

Множитель, произведение.

118

73

Проверка умножения делением.

Формирование навыков решения задач и проверки правильности вычислений.

Фронтальный

Устный опрос

Множитель, произведение.

119

74

Проверка умножения делением.

Закрепление навыков решения задач и проверки правильности вычислений.

Текущий

Самостоятельная работа

Множитель, произведение.

120

75

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Закрепление навыков решения задач и проверки правильности вычислений.

Фронтальный

Устный опрос

Делимое.

 Делитель.

Частное

Остаток.

121

1

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Закрепление навыков решения задач и проверки правильности вычислений.

Фронтальный

Устный опрос

Натуральное число.

122

2

Закрепление по теме «Умножение и деление»

Закрепление навыков решения задач и проверки правильности вычислений.

Фронтальный

Устный опрос

Делимое.

 Делитель.

Частное

Остаток.

123

3

Контрольная работа № 11 (итоговая за год)

Проверка умений решать задачи и примеры изученных видов.

Итоговый

Контрольная работа

124

4

Закрепление по теме «Умножение и деление». Работа над ошибками.

Закрепление навыков решения текстовых задач и проверки правильности вычислений.

Фронтальный

Устный опрос

Делимое.

 Делитель.

Частное

Остаток.

125

5

 Повторение по теме «Нумерация»

Закрепление знаний классов и разрядов чисел, зависимости между величинами.

Фронтальный

Устный опрос

Класс числа.

126

6

Повторение по теме «Уравнение»

Закрепление знаний классов и разрядов чисел, зависимости между величинами, умения решать уравнения.

Фронтальный

Устный опрос

Разряд числа.

127

7

Повторение по теме «Арифметические действия»

Закрепление знаний арифметических действий, формирование вычислительных навыков.

Фронтальный

Устный опрос

Сумма.

128

8

Итоговое повторение по теме «Сложение и вычитание».

Закрепление знаний свойств сложения и вычитания, формирование вычислительных навыков.

Фронтальный

Устный опрос

Разность.

129

9

Итоговое повторение «Умножение и деление».

Закрепление знаний свойств умножения и деления, формирование вычислительных навыков.

Фронтальный

Устный опрос

Произведение.

Частное.

130

10

Контрольная работа №12 по теме: «Решение задач и примеров».

Проверка умений решать задачи и примеры изученных видов.

Тематический

Контрольная работа

131

11

Итоговое повторение по теме «Правила о порядке выполнения действий». Работа над ошибками.

Закрепление знаний правил порядка выполнения арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления.

Фронтальный

Устный опрос

Сумма.

Разность.

132 - 136

12-16

Итоговое повторение по теме «Величины».

Закрепление знаний единицы длины, массы, времени, вместимости, площади, зависимости между величинами. Установление зависимостей между величинами, характеризующими процессы движения.

Фронтальный

Устный опрос

Длина.

Масса.

Время.

Площадь.

Скорость движения.

Пройденный путь.

Обеспеченность  материально-техническими и информационно-техническими ресурсами:

Проектор, таблицы.

УМК и методические пособия:

М.И.Моро. Математика 4 класс «Просвещение» 2009 г.

 Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др. 4 класс автор

 О.И. Дмитриева, «ВАКО», 2006 г.

Организация    текущего    и    промежуточного    контроля    знаний:

контрольные работы, проверочные работы, тесты.

Дата

Контрольная работа

Примечание

Тема.

1

Сложение, вычитание, умножение, деление» (входная.)

2

Нумерация.

3

Величины (за 1 четверть).

4

Сложение и вычитание.

5

Умножение и деление. Решение уравнений (за 1 полугодие).

6

Решение задач на движение.

7

Умножение и деление.

8

Скорость, время, расстояние.

9

Умножение и деление (за 3 четверть).

10

Умножение и деление.

11

Итоговая за год

12

Решение задач и примеров.

Список учебной литературы

Для учителя

Для учащихся

Математика. Учебник для 4 класса авторы: М.И.Моро и др. 2008год.

Математика. Учебник для 4 класса авторы: М.И.Моро и др. «Просвещение», 2008 год

Узорова М.И. , Нефедова Е.А. 2500 задач по математике. 1998г.

Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро и др. 4 класс автор О.И. Дмитриева, «ВАКО», 2006 год.