Рабочая программа по математике для 3 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Анисимова Ирина Васильевна

В "Рабочую программу" по математике вошли пояснительная записка и календарно - тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка
к тематическому планированию
по МАТЕМАТИКе

Преподавание курса математики 3  класса осуществляется в соответствии с

  1. Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
  2. Программой начального общего образования по математике.
  3. Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).

         Математика – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для полноценного интеллектуального развития, формирования мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, а также математическая подготовка учащихся к дальнейшему обучению нужна для  формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся.

Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.)

Тематический план ориентирован         на         использование учебного комплекта:

Аргинская, И. И. Математика : учебник для 3 класса : в 2 ч. / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010;

Бененсон, Е. П. Математика. 3 класс : рабочая тетрадь № 1, 2, 3 / Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.

Ц е л и   о б у ч е н и я   м а т е м а т и к е:

– развитие умений преобразовывать задачи; знать таблицу умножения и деления; уметь делить с остатком; находить площадь и периметр многоугольника; называть арифметические действия;

– различие математических выражений; работа с текстом; установление связей и зависимостей между величинами: скорость, время, расстояние;

– формирование осознанного и прочного навыка выполнения вычислений;

– овладение умениями решать простые и сложные уравнения; выполнять умножение и деление многозначных чисел; находить решения систем неравенств;

– наличие представлений о поверхности объемных тел и об их развертках; о способе определения площади поверхности призмы. 

       

         Общий принцип отбора содержания в системе, заключающийся в создании у школьников широкой картины мира, определяет и подход к программе по математике, которая в силу этого значительно шире и насыщеннее стабильной

          Насыщение математического образования происходит тремя различными путями:

за счет расширения и углубления материала, традиционно входящего в начальное математическое образование ;

за счет включения в программу вопросов, обычно затрагивающихся на более поздних этапах обучения;

за счет вопросов и проблем, которые возникают по инициативе самих учеников или учителя (эти вопросы или проблемы не могут быть отражены в программе и для каждого класса индивидуальны).

Необходимо иметь в виду, что содержание программы неоднородно и относится  к трем разным уровням, каждый из которых имеет свою специфику и требует различного подхода.

К первому уровню относится материал, подлежащий прочному усвоению в пределах сроков, отведенных на начальное обучение. Материал этого уровня должен быть усвоен каждым учеником на уровне не ниже удовлетворительного.  

       Ко  второму уровню относится материал, по содержанию близко примыкающий к основному, расширяющий и углубляющий его понимание и одновременно закладывающий для овладения важнейшими знаниями по математике на более поздних этапах обучения.

К третьему уровню относится материал, направленный в первую очередь на расширение математического кругозора учеников. Вместе с тем он помогает ученикам глубже и осознаннее воспринимать материал первого уровня и закладывает фундамент успешного изучения математики в последующих звеньях школы.

     

Настоящий тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.

     Учебный план МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» отводит на изучение математики во 3 классе по 4 урока в неделю, что составляет 136 часов (34 недели) в учебный год.

      Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся 3 «А» класса МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов». Уровень подготовки учащихся  позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.

        В данном классе ведущими  методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный  и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.

       Для развития интереса используются электронные образовательные  ресурсы.

        Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплины.

Требования к обучающимся

к концу третьего года обучения математике

Обучающиеся должны

  1. владеть общеучебными умениями:

- работать с информацией, представленной в разных видах (текст, схема, таблица, чертеж и т.д.);

- подводить объект  под понятия  разного уровня обобщения (фигура – многоугольник – четырехугольник – прямоугольник – квадрат);

- выдвигать гипотезу решения проблемы, выбирать способы ее решения;

- уметь строить диалог: понимать и оценивать мнения участников общения;

- уметь контролировать свою деятельность: соотносить цель и результат, находить ошибки в процессе и исправлять их.

По разделу «Изучение чисел»

  1. иметь представление:

- о разряде целых неотрицательных чисел, его свойствах и геометрической модели этого ряда (числовом луче);

- о дробных числах , их математическом смысле, связи с натуральными числами и о расположении этих чисел на числовом луче;

  1. знать/ понимать:

- термины: дробь, числитель и знаменатель дроби, их математический смысл;

     

  1. уметь:

- читать и записывать любое натурально число в пределах класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;

- устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;

- читать и записывать дробные числа , числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;

- представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых.

По  разделу «Изучение действий»

  1. иметь представление:

- о зависимости изменения результатов действий при изменении  одного и двух компонентов;

       

  1. знать / понимать:

- свойства арифметических действий;

- таблицы сложения и умножения;

- порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок;

  1. уметь:

-  выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;

- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;

- выполнять деление с остатком;

- находить значения сложных выражений, содержащих 2 – 4 действия.

По разделу «Изучение элементов алгебры»

  1. иметь представление:

- о неравенствах, содержащих переменную, и способах их решения;

- о выражениях с одной переменной и об их значениях при заданных значениях переменной;

  1. уметь:

- решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;

- находить значение выражения с переменной при заданном ее значении            ( сложность выражений 1-3 действия).

По разделу «Изучение элементов геометрии»

  1. иметь представление:

 - об окружности и круге, их связи и различии этих понятий;

- о радиусе окружности;

- о способах изображения объемных тел на плоскости;

  1. знать / понимать:

- свойство радиусов  одной окружности;

       

  1. уметь:

- строить прямоугольник с заданной длиной сторон;

- строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.

По разделу «Изучение величин»

 

  1. иметь представление:

- о площади и ее измерении как операции сравнения с произвольной меркой;

  1. знать / понимать:

- единицу длины – километр (км) и соотношения 1 км = 1000м, 1м= 1000мм;

- единицы измерения: площади – квадратный миллиметр , квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр; и соотношения – 1км2=100 мм2, 1дм2 =  100 см2, 1м2 = 100 дм2 ;

- правило определения площади прямоугольника;

- единицу измерения времени – век;

- единицу измерения величины углов – градус и его обозначение.

  1. уметь:

- определять площадь прямоугольника по его длине и ширине;

- выражать длину , массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;

- выражать время, используя различные единицы его измерения и изученные соотношения между ними.

   По разделу «Работа с задачами»

  1. уметь:

- составлять задачи, обратные данной;

- выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.

- преобразовывать данную задачу в более простую;

- выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия.



Предварительный просмотр:

математика

3 класс. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Содержание тем учебного курса

Требования к уровню подготовки

Учебно - методическое

обеспечение

Календарные сроки

План

Факт

1

2

3

4

5

6

1.Площадь и её измерение (18 часов)

1

Понятие о площади

Знакомство с понятием площадь фигуры и сравнение фигур, имеющих площадь

Иметь представление о понятии площадь фигуры.

Уметь сравнивать фигуры, имеющие площади

Таблица

2

Решение задач, связанных с действием умножения

Подвести к пониманию смысла выражения «в несколько раз больше», формировать умение выбора действия умножения с опорой на него.

Уметь работать с натуральным рядом чисел.

Уметь решать задачи на увеличение числа в несколько раз.

Презентация

3

Сравнение площадей различных фигур.

Сравнение площадей фигур визуально и путем наложения.

Продолжать работу по накоплению опыта учащихся в сравнении площадей фигур на глаз, наложением. Смоделировать практическую ситуацию, когда в качестве мерки можно использовать клетку (квадрат)

Макеты фигур

4

Сравнение площадей различных прямоугольников без измерений; квадрат – мерка для измерения площади

Продолжать работу по накоплению опыта учащихся в сравнении площадей фигур на глаз, наложением; Смоделировать практическую ситуацию, когда в качестве мерки можно использовать клетку (квадрат).Составление таблицы умножения, где первый множитель равен 9.

Уметь преобразовывать таблицу умножения

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 1

5

Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых

Вернуться к классификации натуральных чисел по количеству знаков, используемых в их записи, к разрядному составу натуральных чисел, обозначающих двузначныеи трехзначные числа, акт-ть знания уч-ся по данной теме

Научиться сравнивать площади фигур визуально и наложением

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 1

6

Таблица разрядов

Познакомить с таблицей разрядов, учить записывать и читать трехзначные числа с ее помощью

Знать место трехзначных чисел в натуральном ряду чисел.

Научиться преобразовывать трехзначные числа

Таблица разрядных слагаемых

7

Использование произвольных мерок для измерения и сравнения площадей фигур

Измерение площади фигуры разными мерками .

Научиться измерять площадь фигур произвольными мерками.

Палетка

8

 Входная контрольная работа. 

Уметь использовать знания на практике.

9

Анализ контрольной работы и работа над ошибками

10

Измерение площади прямоугольника произвольными мерками квадратной формы

На этапе использования различных мерок квадратной формы смоделировать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу о необходимости общих мерок для измерения площади

Научиться измерять площадь фигур  мерками квадратной формы.

11

Единицы измерения длины; соотношение между метром и сантиметром

Актуализировать знания учащихся о единицах измерения длины, соотношениях  между ними

Научиться преобразовывать трехзначные числа.

Презентация

12

Знакомство с единицами измерения площади, их записью

Образование единиц измерения площади:

кв. мм. (мм2),

кв.см. (см2),

кв.дм. (дм2),

кв.м. (м2)

Таблица

13

Грамм – единица измерения массы.

Знакомство с новой единицей измерения массы – граммом. Пользование данной меркой при  решении задач.

Познакомиться с новой единицей измерения – грамм .Расширить знания о единицах массы.

Презентация

14

Новый вид краткой записи задачи: рисунок – схема.

Преобразование и решение задачи. Знакомство с новым видом краткой записи задачи.

Познакомиться с новым видом краткой записи задачи

Таблица

15

Определение площади прямоугольника косвенным путем - умножением его длины на ширину

Познакомиться с косвенным путем определения площади прямоугольника.

Уметь работать с формулами.

Таблица

16

Из истории математики. Измерение площади.

Тест №1

Проверить умения решать задачи в два действия.

.

Уметь использовать знания на практике.

17

Проверь себя. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Цель: определить уровень сформированности умений и навыков по пройденной теме

Уметь использовать знания на практике.

18

Контрольная работа по теме «Площадь и ее измерение»

Уметь использовать знания на практике.

                                                                                                                          2.Деление с остатком (10 часов)

19

Работа над ошибками. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на заданное число без остатка

Натуральный ряд чисел. Смысл действия деления. Название компонентов действия деления. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели).

Знать название компонентов действия деления. Уметь решать текстовые задачи. Уметь находить площадь прямоугольника.

Таблицы

20

 Деление с остатком; запись действия.

 Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины (мм,см,дм,м)

Знать название компонентов действия деления. Уметь решать текстовые задачи.

Уметь преобразовывать величины.

Презентация

21

Единицы измерения массы – центнер и тонна; соотношения 1 ц = 100 кг, 1т = 10 ц

Познакомить с новыми единицами измерения массы, их записью. Ввести соотношение 1 ц= 100 кг, 1т= 10 ц. Учить выполнять преобразования между новыми величинами.

Уметь преобразовывать величины.

Таблица

22

Определение остатков при делении на одно и то же число; количество возможных остатков

Познакомить с определением остатков при делении, с количеством возможных остатков.

Уметь определять остаток при делении на одно и то же число.

Индивидуальные карточки

23

Решение задач на кратное сравнение

Вывести способ решения задачи на кратное сравнение, используя действие деления

Уметь решать задачи на кратное сравнение

Опорные схемы

24

Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки

Познакомить с расположением в натуральном ряду чисел, дающих при делении на число одинаковые остатки.

Уметь  находить  числа в натуральном ряду, дающие одинаковые остатки при делении на определенное число

Индивидуальные карточки

25

Наибольший и наименьший из возможных остатков при делении

Знакомство со способом нахождения наибольшего и наименьшего остатков

Уметь определять наибольший и наименьший остатки при делении

Презентация

26

Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку  Тест №2

Уметь использовать знания на практике

Презентация

27

Проверь себя Самостоятельная работа с последующей проверкой

Уметь использовать знания на практике

28

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»

Уметь использовать знания на практике

29

Работа над ошибками

Анализ ошибок и работа над ними.

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 1

                                                                                                       3.Сложение и вычитание трёхзначных чисел (17 часов)

30

Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд

Активизировать позиции выполнения сложения: поразрядность  выполнения сложения и использование таблицы сложения; подвести учащихся к выводу о том ,что увеличение количества разрядов не требует внесения изменений в алгоритм выполнения операции сложения

Уметь сравнивать различные случаи сложения двузначных и трехзначных чисел.

Научиться складывать трехзначные числа без перехода через разряд единиц.

Уметь работать по алгоритму.

Презентация

31

Четные и нечетные числа

Познакомить с понятием чётных

и нечетных чисел

Уметь определять чётные и нечётные числа.

32

Сложение трехзначных чисел с переходом и без перехода через разрядную единицу

Провести сравнение сложения трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд;  учить использовать выведенный алгоритм для вычислений суммы трехзначных чисел, используя запись в столбик

Уметь складывать трехзначные числа

33

Соотношения между единицами площади

Ввести соотношения между единицами площади:1 дм2 = 100 см2,1 см2 = 100 мм2,1 м2 = 100 дм2;учить выполнять преобразования между новыми величинами

Уметь преобразовывать единицы измерения площади

Презентация

34

Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд (подробная запись и решение в столбик)

Активизировать общие позиции выполнения вычитания: поразрядность выполнения вычитания и использование при этом таблицы сложения; подвести учащихся к выводу, что увеличение количества разрядов не требует внесения изменений в алгоритм выполнения операции вычитания

Научиться складывать трехзначные числа без перехода через разряд единиц

Уметь складывать числа

с переходом через разряд единиц

Таблица

35

Нахождение площади прямоугольника; определение площади фигуры сложной конфигурации, которую можно разбить на прямоугольники

Создать условия для открытия учащимися способов нахождения площади фигуры сложной конфигурации путем разбиения на прямоугольники; дополнение до прямоугольника; учить записывать решение задачи сложным выражением.

Научиться находить площадь прямоугольника сложной конфигурации.

Уметь записывать решение задач сложным выражением.

Таблица

36

Вычитание трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд.

Провести сравнение случаев вычитания трехзначных чисел с переходом и без перехода через          разряд десятков; вычисление значения разности трехзначных

чисел в столбик.

Научиться вычитать трехзначные числа

без перехода через разряд единиц.

Уметь работать с полной и краткой записью.

Уметь работать по алгоритму.

Презентация

37

Использование таблицы для краткой записи задачи

Ввести новый способ составления краткой записи задачи в виде таблицы; учить восстанавливать текст задачи по записи в таблице

Уметь работать с таблицей.

Уметь восстанавливать текст задачи по записи в таблице.

Презентация

38

Задачи с недостаточными данными

Тест№ 3

Вывести два разных способа преобразования таких задач: а) дополнение условия недостающими данными, б) изменение вопроса так, чтобы для ответа на него было достаточно данных исходного текста

Уметь решать задачи с недостающими данными.

Уметь работать с задачей.

Опорные схемы

39

Окружность и круг; связь между ними; центр окружности; циркуль –инструмент для построения окружностей.

Сравнение и классификация фигур

по признакам: замкнутые кривые

линии и фигуры, имеющие площадь,

фигуры в форме круга и овала;

связи между кругом и окружностью

(границей круга); построение окружности с помощью циркуля

Научиться классифицировать фигуры по признакам

Иметь представление об окружности и кругое.

Знать, что называют центром окружности

Презентация

40

Определение площади фигур

сложной конфигурации

Продолжать работу по нахождению

площади фигур сложной конфигурации; рассмотрение способов нахождения площади

фигуры путем разбиения

на прямоугольники и перестраивания

фигуры до прямоугольника

Иметь представление

о способах, с помощью которых можно определять площадь фигур

со сложной конфигурацией

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 1

41

Вычитание трехзначных чисел с переходами и без переходов через разряд десятков и разряд единиц

Провести сравнение случаев вычитания трехзначных чисел

с переходами и без переходов через

разряд десятков и разряд единиц;

учить использовать выведенный алгоритм для вычислений разности трехзн.чисел, в столбик.

Уметь использовать выведенный алгоритм решения при вычитании

42

Радиус окружности.

Тест №4

Рассмотреть понятие «радиус окружности»; смоделировать

проблемную ситуацию,подводящую детей к выведению определения

радиуса окружности; учить чертить

окружности, проводить в них радиусы, записывать имена

радиусов, отличать радиусы от других линий

Познакомиться с понятием «радиус окружности»

Научиться чертить окружность, проводить в ней радиусы, отличать радиусы от других линий

Презентация

43

Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд единиц и десятков.

Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд в единиц

и десятков; иерархия трудности

их выполнения

Научиться вычитать трехзначные числа

с переходом через разряд десятков

Таблица

44

Проверь себя.

Самостоятельная работа

Уметь использовать знания на практике

45

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел»

Уметь использовать знания на практике

46

Работа над ошибками.

Анализ ошибок и работа над ними.

                                                                                                       4.Сравнение и измерение углов (16 часов)

47

Сравнение углов по величине

визуально

Актуализировать умения сравнивать углы по величине визуально;

создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к затруднению выполнения операции

сравнения углов визуально

Уметь сравнивать углы визуально

Уметь работать по алгоритму

Презентация

48

Сравнение углов при помощи

произвольной мерки

Сравнение углов при помощи

произвольной мерки

Познакомиться с мерками для измерения углов.

Научиться измерять углы при помощи произвольных мерок .

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 1

49

Понятие о центральном угле

Ввести понятие «центральный угол»

через сравнение углов при работе

с окружностью

Иметь представление

о понятии – центральный угол

50

Основное свойство радиусов одной окружности. Цифры римской нумерации - L, C

Основное свойство радиусов одной окружности. Цифры римской нумерации - L, C

Иметь представление об основном свойстве радиусов одной окружности

51

Решение логических задач с помощью  таблицы.

Познакомиться с новым способом решения логических задач - с помощью таблицы.

Уметь решать задачи новым способом

Опорные схемы

52

Единица измерения углов - градус

Рассмотреть общепринятую

единицу измерения углов - градус

Уметь читать и записывать новую величину –градус

Презентация

53

Распределительное свойство умножения относительно сложения

Создать условия для формулирования

распределительного свойства умножения относительно сложения;

учить записывать новое свойство в общем виде, используя буквы, при-

менять его на практике

Познакомиться с новым законом. Научить записывать его в общем, виде, используя буквы

Уметь применять данный закон на практике

Таблица

54

Знакомство с транспортиром;

геометрические инструменты

Познакомить с прибором для измерения углов - транспортиром;

рассмотреть и сравнить разные виды

транспортиров; обратить внимание

на шкалу транспортира, учить им  пользоваться

Научиться пользоваться шкалой на транспортире

Уметь работать

с измерительными инструментами

Транспортир

55

Величина прямого угла; определение величины углов при помощи транспортира

Учить использовать транспортир

для определения величины угла;

определение величины прямого угла;

учить записывать градусную меру угла

Научиться записывать градусную меру угла

Иметь представление о нахождении величины прямого угла в градусах

56

Задачи с избыточными данными

Активизировать знания учащихся о задачах с избыточными данными;

через разрешение проблемной ситуации по преобразованию

таких задач до текста с необходимым

и достаточным условием

Научиться пользоваться шкалой на транспортире

Уметь работать

с измерительными инструментами

Презентация

57

Построение углов заданной величины с помощью транспортира

Провести практическую работу по построению углов с помощью

транспортира; сформулировать

алгоритмы данной работы, учить

пользоваться ими

Уметь строить углы при помощи транспортиров

Уметь работать с измерительными инструментами

58

Деление суммы на число

Тест №5

На основе сравнения выражений создать условия для формулирования

правила деления суммы на число;

записать свойство в общем виде

Знать о новом свойстве. Уметь записывать его в общем виде, используя буквы

Уметь применять данное свойство на практике

Таблица

59

Деление суммы на число

60

Проверь себя.

 Самостоятельная работа

Уметь использовать знания на практике

Работа над ощибками

61

Контрольная работа за 1 полугодие

Уметь использовать знания на практике

62

Работа над ошибками. Математич. диктатнт.

Анализ ошибок и работа над ними.

63

Резервное время (2 часа)

        II  полугодие        5. «Внетабличное умножение и деление» (25часов)

1

Поиск способов определения значения произведения, в котором один множитель двузначное число

Активизировать все знания об умножении; создать условия

для поиска способов определения значения произведения, в котором один множитель двузначное число;

выбрать среди них самый удобный

Уметь применять практически удобный способ умножения двузначного числа на однозначное.

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 2

2

Определение значения произведения

Учить определять значения произведения,

в котором разрядная единица умножается

на однозначное число

Уметь находить значение подобных произведений

3

Различные способы умножения десятков и сотен на однозначное число

Познакомиться с различными способами умножения десятков и сотен

на однозначное число

Уметь использовать алгоритм

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 2

4

Умножение десятков и сотен на однозначное число

Создать проблемную ситуацию, позволяющую «открыть» различные

способы умножения десятков и сотен

на однозначное число; рассмотреть все предложенные способы, обратить особое внимание на способ, в котором используется таблица умножения

Уметь использовать алгоритм

Презентация

5

Умножение двузначного числа

на однозначное

Завершить составление алгоритма умножения многозначного числа

на однозначное с подробной записью;

учить пользоваться составленным

алгоритмом при вычислениях

Уметь умножать двузначное число на однозначное

6

Умножение многозначного числа

на однозначное

Уметь умножать многозначное число на однозначное

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 2

7

Неравенства с переменной

Рассмотреть способ решения неравенств путем подбора решений

из множества натуральных чисел

Уметь решать неравенства с переменной

Презентация

8

Деление круглых десятков и сотен на однозначное число с помощью таблицы умножения

Активизировать знания учащихся о делении; создать условия для формулирования правила нахождения

значения частного, круглых чисел

и однозначного числа; учить находить значения подобных

выражений, используя знания таблицы умножения

Уметь делить круглые десятки и сотни на однозначные числа опираясь на знания таблицы умножения и деления

9

Знакомство с системами неравенств

(материал ознакомительного уровня)

Ввести понятие о системе неравенств,

рассмотреть способы решения системы неравенств

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 2

10

Деление многозначного числа

на однозначное

Продолжить составление алгоритма

деления многозначного числа на однозначное, рассмотреть случаи,

когда каждое разрядное слагаемое

делится на него без остатка;

учить составлять подробную запись

выполнения действий

Уметь делить многозначное число на однозначное , составляя подробную запись выполнения действий

11

Сокращения записи умножения

многозначного числа на однозначное

Рассмотреть разные способы сокращения подробной записи

выполнения умножения

многозначного числа на однозначное

(поразрядный, схематический, в столбик)

Уметь записывать сокращенно умножение многозначного числа на однозначное

Таблица

12

Умножение двузначного числа

на однозначное с переходом через разряд

Сравнить умножение двузначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд;

учить выполнять вычисления в подобных случаях, используя

подробную запись

Уметь умножать двузначное число на однозначное с переходом через разряд

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 2

13

Умножение двузначного числа

на однозначное с переходом через разряд

Учить выполнять вычисления в подобных случаях, используя

запись в столбик

14

Умножение многозначного числа

на однозначное с переходами через разряды

Сравнить произведения, в которых умножение многозначного числа

на однозначное выполняется с переходами через разряды десятков

и единиц и без перехода через разряд

Уметь умножать двузначное число на однозначное с переходом через разряд

Таблица

15

Умножение многозначного числа

на однозначное с переходом

через разряд; использование стрелки при записи в столбик

Совершенствовать навык использования алгоритма умножения

многозначного числа на однозначное с переходом через разряд;

использовать стрелку для обозначения перехода через разряд

16

Разбиение делимого на удобные

слагаемые

Продолжать работу по составлению

алгоритма деления многозначного числа на однозначное, создать проблемную ситуацию, позволяющую открыть способ разбиения делимого на удобные слагаемые

Уметь разбивать делимое на удобные слагаемые

Таблица

17

Умножение многозначного числа

на однозначное с переходом через

разряд

Совершенствовать навык использования алгоритма умножения

многозначного числа на однозначное

Уметь умножать многозначное число на однозначное

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 2

18

Решение неравенств с переменной на основе использования

соответствующих им уравнений

Ввести новый способ решения неравенства с переменной на основе

составления и решения соответствующего уравнения;

познакомить со способом проверки

найденного решения

Иметь представление о системе неравенств

Иметь представление о способах решения системы неравенств

19

Умножение многозначного числа

на однозначное с переходом

через разряд

Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное с переходом через два разряда; стрелки для за-

писи действия в столбик

Уметь умножать многозначное число на однозначное

20

Разбиение делимого на удобные

слагаемые

Совершенствовать навык представления делимого в виде суммы удобных слагаемых;

рассмотреть случаи, когда удобными являются разрядные слагаемые,

и случаи, когда требуются другие слагаемые

Уметь разбивать делимое на удобные слагаемые

Таблица

21

Запись деления в столбик

Сформулировать  подробный алгоритм деления многозначного

числа на однозначное; создать условия для осознания способа

выполнения алгоритма с помощью записи в столбик; провести сравнение

рассуждений и соответствующих записей; учить использовать составленные алгоритмы

Уметь делить различные числа в столбик

Уметь использовать составленные алгоритмы

Уметь работать по алгоритму

Таблица

22

Изображение объемного тела на плоскости

Ввести способ изображения невидимых линий на чертеже объемного тела пунктиром;

сравнить изученный способ, применяемый в математике и черчении, с художественными

способами изображения

Уметь изображать различные предметы на плоскости

Модели объемных фигур

23

Деление столбиком многозначных

чисел на однозначное

Тест №6

Рассмотреть случаи деления, для которых делимое неудобно разбивать на разрядные слагаемые, так как

слагаемые не делятся на делитель без остатка; сформулировать

соответствующий алгоритм рассуждений; учить выполнять

подобные случаи деления в столбик

Уметь работать по алгоритму

24

Проверь себя.

Самостоятельная работа

Уметь использовать знания на практике

Работа над ошибками

25

Контрольная работа на тему: «Внетабличное умножение и деление»

Уметь использовать знания на практике

                                                                                    6.«Числовой (координатный луч)» (12 часов)

26

Работа над ошибками. Знакомство с числовым (координатным) лучом

Смоделировать ситуацию, позволяющую рассмотреть

геометрический образ

натурального ряда чисел, соотнести

располож. точек, соответствующих

числам натурального ряда с количеством «шагов» одинаковой

длины вдоль луча; зафиксировать понятия «начало луча», «шаг»

Знать, что называют числовым лучом

Уметь работать с числовым лучом

Таблица «Числовой луч»

27

Понятие «числовой луч»

Продолжать рассмотрение

геометрического образа натурального ряда чисел; ввести понятие

числового луча; рассмотреть и сравнить числовые лучи с различной длиной «шага»

Знать, что называют числовым лучом

Уметь работать с числовым лучом

Таблица «Числовой луч»

28

Способы построения числового луча

Понятие производительности труда

Знать несколько способов построения числового луча

Уметь использовать алгоритм построения луча

Таблица «Числовой луч»

29

Понятие производительности труда

Рассмотреть понятие «производительность труда»;

рассмотреть зависимость между

производительностью труда, временем и объемом выполненной

работы; учить приводить примеры производительности труда, использовать новую величину

при решении задач

Знать, что называют производительностью труда

Презентация

30

Единичный отрезок и его выбор

Ввести понятие единичного отрезка;

учить отмечать точки,

соответствующие данным натуральным числам; отрабатывать

алгоритм построения числового луча

Научиться находить единичный отрезок

Иметь представление о том, как восстанавливать единичный отрезок по координатам заданных точек

Уметь работать с отрезками

31

Место числового множителя

в выражении с переменной

Познакомить с новой формой записи

произведения числа и буквы;

учить упрощать записи уравнений

в соответствии с договоренностью

и решать их

Знать о новой формуле записи уравнения

Учиться изменять записи уравнений в соответствии с договоренностью и решать их

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 2

32

Понятие о координате точки

и знакомство с термином

«координатный луч»

Ввести понятие о координате точки

на числовом луче; ввести понятие

координатного луча; учить определять

координаты точек

Иметь представление о том, как находить, называть и записывать координаты точек

33

Понятие «скорость движения»

Ввести понятие о скорости движения;

учить приводить примеры выражений, в которых говорится

о скорости движения;формулировать вывод о зависимости между

скоростью,временем движения

и пройденным путем

Уметь приводить примеры выражений, в которых говорится о скорости движения

Знать зависимость между скоростью, временем и пройденным путем

Схема-чертеж

34

Восстановление  единичного

отрезка по координатам данных на луче точек

Смоделировать проблемную ситуацию, позволяющую сделать

вывод о способах восстановления

единичного отрезка координатного луча; учить определять координаты точек

Иметь представление о том, как восстанавливать единичный отрезок

по координатам заданных точек

35

Восстановление единичного

отрезка по координатам данных на луче точек Тест №7

Отрабатывать умения восстанавливать единичный отрезок

по координатам заданных точек;

запись координаты точки, отмеченной на числовом луче

Иметь представление о том, как восстанавливать единичный отрезок

по координатам заданных точек

36

  Проверь себя.

Самостоятельная работа

Уметь использовать знания на практике

Работа над ошибками

37

Контрольная работа по теме «Числовой (координатный) луч»

Уметь использовать знания на практике

                                                                                               7. «Дробные числа» (19 час)

Работа над ошибками. Знакомство с понятием дробного числа

Смоделировать проблему,

позволяющую осознать наличие в практике и жизненном опыте

ситуаций, когда записать ответ задачи

натуральным числом нельзя, что позволит сделать естественный

переход к знакомству с дроб.числами;

Иметь представление

о способе решения уравнений

Волина, В.

Праздник числа

Запись дроби; смысл каждого числа в записи дроби

Рассмотреть и сравнить задачи, при решении которых получается

натуральное число и дробное число;

продолжая знакомство с дробными числами, ввести форму записи

дроби; помочь учащимся объяснить смысл каждого натурального числа в записи дроби

Уметь преобразовать

простую задачу в составную

Знать, чему равна сумма углов треугольников

Волина, В.

Праздник числа

Числитель и знаменатель дроби

Ввести понятия числителя и знаменателя дроби, выявить через

практическую работу математический смысл каждого из них; учить записывать дроби с соответствующ. числителями и знаменателями

Знать термины: дробь, числитель и знаменатель дроби

Уметь находить решения

неравенств на основе

решения уравнений

Таблица

Запись дробей по рисункам

Продолжать практические работы

по осознанию понятия дробных чисел; учить записывать дроби,

пользуясь рисунком

Уметь анализировать задачи разной степени

трудности

Уметь использовать знания в практической

деятельности для сравнения предметов, решения задач

Таблица

Представление об изображении

предметов в масштабе

Создать условия, подводящие учащихся к выводу о причинах

использования уменьшающего

или увеличивающего масштаба;

расширить представления

учащихся о масштабе

Уметь записать дробь в соответствии с чертежом

Иметь представление о масштабе

Сравнение дробей с одинаковыми

знаменателями

Подвести учащихся к формулированию вывода о сравнении

дробей с одинаковыми знаменателями без наглядной опоры

Уметь записывать дроби с одинаковыми знаменателями

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Сложное (двойное) неравенство

Ввести понятие о сложном (двойном)

неравенстве; учить читать, записывать и составлять сложные неравенства на

основе преобразования нескольких простых

Уметь преобразовывать  простые неравенства

в двойные Иметь представление

о дробных числах

Задачи на нахождение доли числа

Cоздать условия, позволяющие учащимся вывести правило нахождения доли числа; учить использ.знания при решении задач

Получить представление о нахождении доли числа

CD «Приключения

на планете чисел»

Изображение предметов в масштабе

Учить записывать масштаб как соотношение чисел, понимать смысл

записанного масштаба, решать практические задания с использован изображений предметов в масштабе

Уметь определить масштаб по истинным размерам

Определение части числа

Через сравнение задач на нахождение доли числа и части числа подвести учащихся к формулированию

разных способов решения задачи

на нахождение части числа

Уметь прочитать и записать дробные числа, числитель и знаменатель

CD «Приключения

на планете чисел»

Расположение точек с дробными

координатами на числовом луче

Помочь учащимся решить проблему

выбора единичного отрезка, удобного

для изображения дробных чисел

на координатном луче

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Порядок действий в выражениях с несколькими скобками

Вывести правило выполнения действий в выраж-ях с несколькими

скобками

Уметь определять порядок действий в выражениях с несколькими скобками

Таблица

Вывести правило выполнения действий в выражениях с несколькими

скобками

Ввести понятие «пройденный путь»

в ходе решения задачи на движение

и составление обратной ей

Уметь определять порядок действий в выражениях с несколькими скобками

Задачи на нахождение числа по его доле

Тест №8

Через сравнение задач на нахождение доли числа и числа по его доле подвести уч-ся к формулированию способа решения задачи на нахождение числа по его доле

Уметь решать задачи на нахождение числа по его доле

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Твои успехи.

Самостоятельная работа

Уметь использовать знания на практике

Преобразование и решение сложных

уравнений на основе распределитель-

ного свойства умножения

Рассмотреть уравнения, требующие упрощения буквенной части,

применяя для этого распределит. свойство умножения

Понятие«скорость движения»

Ввести понятие о скорости движения;

учить приводить примеры выражений,в которых говорится

о скорости движения; сформулировать вывод о зависимости между

скоростью, временем движения и пройденным путем

Проверь себя.

Самостоятельная работа

Уметь использовать знания на практике

Контрольная работа на тему: «Дробные числа»

Уметь использовать знания на практике

                                                                8.«Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч» (19 часов)

Работа над ошибками. Образование новой единицы счета - тысяча

Создать ситуацию, приводящую к расширению изученного множества

натуральных чисел; подвести к получению новой единицы счета -

тысяче, как результата объединения десяти предыдущих единиц счета в единое целое (десять сотен - тысяча);

рассмотреть запись числа «тысяча», провести анализ, что обозначает

каждая цифра в его записи

Получить представление

о новой единице счета –тысяче

Уметь использовать дополнительные сведения

Таблица

Счет тысячами, названия и запись

получившихся чисел; таблица разрядов

Учить считать новой единицей счета - тысячей - до девяти, учить читать и записывать соответствующие числа;

расширить таблицу разрядов и учить

записывать в нее четырехзначные числа

Иметь представление

о соотношении между разрядами и классами

Уметь выполнить краткую запись условия задачи в виде чертежа

CD «Приключения

на планете чисел»

Образование тысячи как следующего

числа натурального ряда

Рассмотреть способ образования тысячи как следующего числа

натурального ряда и соответствующ. записи; учить пользоваться таблицей разрядов для записи и чтения чисел

Уметь составить задачи, обратные данной

Уметь решать прямые

и обратные задачи

CD «Приключения

на планете чисел»

Образование тысячи при счете

десятками

Рассмотреть способ образования тысячи при счете десятками

и соответствующей записи; начать работу по заполнению промежутков между полученными опорными

числами

Знать таблицу умножения и уметь ее применять

Иметь представление

об образовании тысячи при счете десятками

Уметь использовать справочную литературу

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Соотношение величин 1 м = 1000 мм,

1 км = 1000 м

Активизировать знания о единицах измерения длины и соотношениях

между ними; ввести новую единицу

измерения длины - километр

Уметь прочитать и записать любое натуральное число в пределах класса тысяч

Презентация

Соотношение величин 1 кг = 1000 г,

1 т = 1000 кг

Активизировать знания о единицах измерения массы и соотношениях

между ними; ввести новую единицу

измерения массы -тонна

Уметь переводить простые именованные числа в составные и обратно

Уметь анализировать логические задачи

Уметь работать

с таблицей

Презентация

Образование новой единицы счета – десятка тысяч

Рассмотреть способ образования новой единицы счета - десятка тысяч;

учить считать десятками тысяч, читать и записывать соответствующие числа;

сравнить названия чисел, обознач.

десятки и десятки тысяч

Иметь представление

о соотношении между разрядами и классами

Уметь решать уравнения, требующие 2–4 тождественных преобразований

Таблица

Образование десятка тысяч различными способами

Рассмотреть четыре способа получения десятка тысяч; учить считать десятками тысяч, записывать

и определять предыдущие

и последующие числа для чисел,

обозначающих десятки тысяч

Уметь прочитать и записать любое натуральное число в пределах класса тысяч

Уметь с помощью римской нумерации записывать трехзначные числа

Таблица

Сложение многозначных чисел

Создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу

о независимости выполнения операции сложения многозначных

чисел от количества знаков;

помочь включить новое знание в практическое умение

Уметь складывать многозначные числа

Иметь представление

о поверхности объемных тел и об их развертках

Уметь использовать в работе алгоритм

Презентация

Образование сотни тысяч при счете разными единицами

Рассмотреть пять способов образования сотни тысяч;

провести сравнение названий сотен и сотен тысяч

Уметь прочитать и записать любое натуральное число в пределах класса тысяч

Иметь представление

о способе определения площади поверхности призмы. Уметь работать с таблицей

Таблица

Знакомство с римскими цифрами

D и M

Активизировать умения записывать числа изученными римскими

цифрами; ввести следующие

две цифры римской нумерации D и M; учить записывать числа с использованием новых цифр

Иметь представление

о различных системах письменной нумерации натуральных чисел

Уметь использовать справочную литературу

Таблица

Вычитание многозначных чисел

Тест №9

Создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу

о независимости выполнения операции  вычитания многозначных чисел от количества знаков;

помочь включить новое знание в практическое умение

Иметь представление о вычитании многозначных чисел

Иметь представление

о поверхности объемных тел и об их развертке

Контрольная работа за год

Уметь использовать знания на практике

Работа над ошибками. Таблица разрядов первых двух классов

Проведя сравнение и анализ числительных, обозначающих числа,

относящиеся к разным классам, подвести учащихся к осознанию

понятия «класс»; познакомить с числами класса единиц и класса

тысяч; учить записывать числа в таблицу разрядов и классов и читать

числа по таблице

Иметь представление

о соотношении между разрядами и классами

Уметь работать с таблицей

Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Умножение многозначного числа на однозначное

Создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу

о независимости выполнения операции умножения многозначных чисел на однозначное от количества разрядов многозначного множителя

Уметь выполнять умножение многозначных чисел на основе использования законов и свойств этого действия и таблицы умножения

Иметь представление

о взаимосвязях между изученными математическими действиями

Презентация

Деление многозначного числа

на однозначное

Создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу

о независимости выполнения операции деления многозначных

чисел на однозначное от количества разрядов многозначного делимого

Уметь выполнять деление многозначных чисел на основе использования законов и свойств этого действия и таблицы умножения

Уметь пользоваться дополнительной литературой

Презентация

Проверь себя

 Самостоятельная работа

Уметь использовать знания на практике

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел»

Уметь использовать знания на практике

Работа над ошибками. Таблица разрядов и чисел; запись

многозначных чисел

Уметь работать с таблицей

Таблица. Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Повторение (8 часов)

Повторение

Решение выражений со скобками

Таблица. Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Повторение 

Решение составных задач на кратное сравнение

Таблица. Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Повторение

Действия с именованными числами

Таблица. Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Повторение

Нахождение площади и периметра прямоугольника

Таблица. Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Повторение

Деление многозначного числа на однозначное

Таблица. Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

Повторение

Задачи на нахожден числа по его доле

Таблица. Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3

 

Повторение

Порядок действия в выр-ях без скобок

Таблица. Бененсон, Е. П.,
Итина, Л. С.

Тетрадь № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике, 2 класс по системе Л.В. Занкова

Пояснительная записка Рабочая программа по математике составлена на основе авторской программы «Математика. Аргинская И.И., С.Н. Кормишина». («Программы начального образования. Система Л. В. Занкова....

Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в неделю. Тематичес...

Рабочая программа по математике 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данная рабочая программа   составлена на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. Программа  предусматривает обучение в объёме 136 часов, по 4 часа в не...

Рабочая программа по математике для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по математике 3 класс по системе Занкова

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и примерной программы системы Л.В.Занкова, для преподавания в четырехлетней нача...

Рабочая программа по математике 2 класс. Развивающая система Занкова. ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...

Рабочая программа по математике 3 класс. Развивающая система Занкова ФГОС

Рабочая программа по математике разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ния, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания ...