Рабочая программа по математике для 3 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по математике (3 класс) на тему
В "Рабочую программу" по математике вошли пояснительная записка и календарно - тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_po_matematike.docx | 21.74 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_po_matematike.docx | 95.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к тематическому планированию
по МАТЕМАТИКе
Преподавание курса математики 3 класса осуществляется в соответствии с
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
- Программой начального общего образования по математике.
- Федеральным базисным учебным планом для начального общего образования (Приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 № 1312).
Математика – один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для полноценного интеллектуального развития, формирования мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок, а также математическая подготовка учащихся к дальнейшему обучению нужна для формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся.
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.)
Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:
– Аргинская, И. И. Математика : учебник для 3 класса : в 2 ч. / И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010;
– Бененсон, Е. П. Математика. 3 класс : рабочая тетрадь № 1, 2, 3 / Е. П. Бененсон, Л. С. Итина. – Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2010.
Ц е л и о б у ч е н и я м а т е м а т и к е:
– развитие умений преобразовывать задачи; знать таблицу умножения и деления; уметь делить с остатком; находить площадь и периметр многоугольника; называть арифметические действия;
– различие математических выражений; работа с текстом; установление связей и зависимостей между величинами: скорость, время, расстояние;
– формирование осознанного и прочного навыка выполнения вычислений;
– овладение умениями решать простые и сложные уравнения; выполнять умножение и деление многозначных чисел; находить решения систем неравенств;
– наличие представлений о поверхности объемных тел и об их развертках; о способе определения площади поверхности призмы.
Общий принцип отбора содержания в системе, заключающийся в создании у школьников широкой картины мира, определяет и подход к программе по математике, которая в силу этого значительно шире и насыщеннее стабильной
Насыщение математического образования происходит тремя различными путями:
за счет расширения и углубления материала, традиционно входящего в начальное математическое образование ;
за счет включения в программу вопросов, обычно затрагивающихся на более поздних этапах обучения;
за счет вопросов и проблем, которые возникают по инициативе самих учеников или учителя (эти вопросы или проблемы не могут быть отражены в программе и для каждого класса индивидуальны).
Необходимо иметь в виду, что содержание программы неоднородно и относится к трем разным уровням, каждый из которых имеет свою специфику и требует различного подхода.
К первому уровню относится материал, подлежащий прочному усвоению в пределах сроков, отведенных на начальное обучение. Материал этого уровня должен быть усвоен каждым учеником на уровне не ниже удовлетворительного.
Ко второму уровню относится материал, по содержанию близко примыкающий к основному, расширяющий и углубляющий его понимание и одновременно закладывающий для овладения важнейшими знаниями по математике на более поздних этапах обучения.
К третьему уровню относится материал, направленный в первую очередь на расширение математического кругозора учеников. Вместе с тем он помогает ученикам глубже и осознаннее воспринимать материал первого уровня и закладывает фундамент успешного изучения математики в последующих звеньях школы.
Настоящий тематический план учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся.
Учебный план МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов» отводит на изучение математики во 3 классе по 4 урока в неделю, что составляет 136 часов (34 недели) в учебный год.
Срок реализации программы - 1год. Она рассчитана на обучающихся 3 «А» класса МОУ «СОШ № 34 с углубленным изучением художественно-эстетических предметов». Уровень подготовки учащихся позволяет изучать предлагаемый курс на базовом уровне.
В данном классе ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, проектно-исследовательское обучение, ИКТ.
Для развития интереса используются электронные образовательные ресурсы.
Данное планирование определяет достаточный объем знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплины.
Требования к обучающимся
к концу третьего года обучения математике
Обучающиеся должны
- владеть общеучебными умениями:
- работать с информацией, представленной в разных видах (текст, схема, таблица, чертеж и т.д.);
- подводить объект под понятия разного уровня обобщения (фигура – многоугольник – четырехугольник – прямоугольник – квадрат);
- выдвигать гипотезу решения проблемы, выбирать способы ее решения;
- уметь строить диалог: понимать и оценивать мнения участников общения;
- уметь контролировать свою деятельность: соотносить цель и результат, находить ошибки в процессе и исправлять их.
По разделу «Изучение чисел»
- иметь представление:
- о разряде целых неотрицательных чисел, его свойствах и геометрической модели этого ряда (числовом луче);
- о дробных числах , их математическом смысле, связи с натуральными числами и о расположении этих чисел на числовом луче;
- знать/ понимать:
- термины: дробь, числитель и знаменатель дроби, их математический смысл;
- уметь:
- читать и записывать любое натурально число в пределах класса тысяч, определять место каждого из них в натуральном ряду;
- устанавливать отношения между любыми изученными натуральными числами и записывать эти отношения с помощью знаков;
- читать и записывать дробные числа , числитель и знаменатель которых не выходит за пределы изученных натуральных чисел;
- представлять любое изученное натуральное число в виде суммы разрядных слагаемых.
По разделу «Изучение действий»
- иметь представление:
- о зависимости изменения результатов действий при изменении одного и двух компонентов;
- знать / понимать:
- свойства арифметических действий;
- таблицы сложения и умножения;
- порядок выполнения действий в сложных выражениях со скобками и без скобок;
- уметь:
- выполнять сложение и вычитание в пределах шестизначных чисел;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число;
- выполнять деление с остатком;
- находить значения сложных выражений, содержащих 2 – 4 действия.
По разделу «Изучение элементов алгебры»
- иметь представление:
- о неравенствах, содержащих переменную, и способах их решения;
- о выражениях с одной переменной и об их значениях при заданных значениях переменной;
- уметь:
- решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразования на основе взаимосвязи между компонентами действий;
- находить значение выражения с переменной при заданном ее значении ( сложность выражений 1-3 действия).
По разделу «Изучение элементов геометрии»
- иметь представление:
- об окружности и круге, их связи и различии этих понятий;
- о радиусе окружности;
- о способах изображения объемных тел на плоскости;
- знать / понимать:
- свойство радиусов одной окружности;
- уметь:
- строить прямоугольник с заданной длиной сторон;
- строить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.
По разделу «Изучение величин»
- иметь представление:
- о площади и ее измерении как операции сравнения с произвольной меркой;
- знать / понимать:
- единицу длины – километр (км) и соотношения 1 км = 1000м, 1м= 1000мм;
- единицы измерения: площади – квадратный миллиметр , квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр; и соотношения – 1км2=100 мм2, 1дм2 = 100 см2, 1м2 = 100 дм2 ;
- правило определения площади прямоугольника;
- единицу измерения времени – век;
- единицу измерения величины углов – градус и его обозначение.
- уметь:
- определять площадь прямоугольника по его длине и ширине;
- выражать длину , массу, площадь измеряемых объектов, используя разные единицы измерения этих величин в пределах изученных отношений между ними;
- выражать время, используя различные единицы его измерения и изученные соотношения между ними.
По разделу «Работа с задачами»
- уметь:
- составлять задачи, обратные данной;
- выполнять краткую запись задачи, используя различные формы: таблицу, чертеж, схему и т.д.
- преобразовывать данную задачу в более простую;
- выбирать действия и их порядок и обосновывать свой выбор при решении составных задач в 2-3 действия.
Предварительный просмотр:
математика
3 класс. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Содержание тем учебного курса | Требования к уровню подготовки | Учебно - методическое обеспечение | Календарные сроки | ||
План | Факт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
1.Площадь и её измерение (18 часов) | |||||||
1 | Понятие о площади | Знакомство с понятием площадь фигуры и сравнение фигур, имеющих площадь | Иметь представление о понятии площадь фигуры. Уметь сравнивать фигуры, имеющие площади | Таблица | |||
2 | Решение задач, связанных с действием умножения | Подвести к пониманию смысла выражения «в несколько раз больше», формировать умение выбора действия умножения с опорой на него. | Уметь работать с натуральным рядом чисел. Уметь решать задачи на увеличение числа в несколько раз. | Презентация | |||
3 | Сравнение площадей различных фигур. | Сравнение площадей фигур визуально и путем наложения. | Продолжать работу по накоплению опыта учащихся в сравнении площадей фигур на глаз, наложением. Смоделировать практическую ситуацию, когда в качестве мерки можно использовать клетку (квадрат) | Макеты фигур | |||
4 | Сравнение площадей различных прямоугольников без измерений; квадрат – мерка для измерения площади | Продолжать работу по накоплению опыта учащихся в сравнении площадей фигур на глаз, наложением; Смоделировать практическую ситуацию, когда в качестве мерки можно использовать клетку (квадрат).Составление таблицы умножения, где первый множитель равен 9. | Уметь преобразовывать таблицу умножения | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 1 | |||
5 | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | Вернуться к классификации натуральных чисел по количеству знаков, используемых в их записи, к разрядному составу натуральных чисел, обозначающих двузначныеи трехзначные числа, акт-ть знания уч-ся по данной теме | Научиться сравнивать площади фигур визуально и наложением | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 1 | |||
6 | Таблица разрядов | Познакомить с таблицей разрядов, учить записывать и читать трехзначные числа с ее помощью | Знать место трехзначных чисел в натуральном ряду чисел. Научиться преобразовывать трехзначные числа | Таблица разрядных слагаемых | |||
7 | Использование произвольных мерок для измерения и сравнения площадей фигур | Измерение площади фигуры разными мерками . | Научиться измерять площадь фигур произвольными мерками. | Палетка | |||
8 | Входная контрольная работа. | Уметь использовать знания на практике. | |||||
9 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | ||||||
10 | Измерение площади прямоугольника произвольными мерками квадратной формы | На этапе использования различных мерок квадратной формы смоделировать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу о необходимости общих мерок для измерения площади | Научиться измерять площадь фигур мерками квадратной формы. | ||||
11 | Единицы измерения длины; соотношение между метром и сантиметром | Актуализировать знания учащихся о единицах измерения длины, соотношениях между ними | Научиться преобразовывать трехзначные числа. | Презентация | |||
12 | Знакомство с единицами измерения площади, их записью | Образование единиц измерения площади: кв. мм. (мм2), кв.см. (см2), кв.дм. (дм2), кв.м. (м2) | Таблица | ||||
13 | Грамм – единица измерения массы. | Знакомство с новой единицей измерения массы – граммом. Пользование данной меркой при решении задач. | Познакомиться с новой единицей измерения – грамм .Расширить знания о единицах массы. | Презентация | |||
14 | Новый вид краткой записи задачи: рисунок – схема. | Преобразование и решение задачи. Знакомство с новым видом краткой записи задачи. | Познакомиться с новым видом краткой записи задачи | Таблица | |||
15 | Определение площади прямоугольника косвенным путем - умножением его длины на ширину | Познакомиться с косвенным путем определения площади прямоугольника. | Уметь работать с формулами. | Таблица | |||
16 | Из истории математики. Измерение площади. Тест №1 | Проверить умения решать задачи в два действия. | . Уметь использовать знания на практике. | ||||
17 | Проверь себя. Самостоятельная работа с последующей проверкой. | Цель: определить уровень сформированности умений и навыков по пройденной теме | Уметь использовать знания на практике. | ||||
18 | Контрольная работа по теме «Площадь и ее измерение» | Уметь использовать знания на практике. | |||||
2.Деление с остатком (10 часов) | |||||||
19 | Работа над ошибками. Расположение в натуральном ряду чисел, делящихся на заданное число без остатка | Натуральный ряд чисел. Смысл действия деления. Название компонентов действия деления. Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). | Знать название компонентов действия деления. Уметь решать текстовые задачи. Уметь находить площадь прямоугольника. | Таблицы | |||
20 | Деление с остатком; запись действия. | Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели). Единицы длины (мм,см,дм,м) | Знать название компонентов действия деления. Уметь решать текстовые задачи. Уметь преобразовывать величины. | Презентация | |||
21 | Единицы измерения массы – центнер и тонна; соотношения 1 ц = 100 кг, 1т = 10 ц | Познакомить с новыми единицами измерения массы, их записью. Ввести соотношение 1 ц= 100 кг, 1т= 10 ц. Учить выполнять преобразования между новыми величинами. | Уметь преобразовывать величины. | Таблица | |||
22 | Определение остатков при делении на одно и то же число; количество возможных остатков | Познакомить с определением остатков при делении, с количеством возможных остатков. | Уметь определять остаток при делении на одно и то же число. | Индивидуальные карточки | |||
23 | Решение задач на кратное сравнение | Вывести способ решения задачи на кратное сравнение, используя действие деления | Уметь решать задачи на кратное сравнение | Опорные схемы | |||
24 | Расположение в натуральном ряду чисел, дающих при делении на данное число одинаковые остатки | Познакомить с расположением в натуральном ряду чисел, дающих при делении на число одинаковые остатки. | Уметь находить числа в натуральном ряду, дающие одинаковые остатки при делении на определенное число | Индивидуальные карточки | |||
25 | Наибольший и наименьший из возможных остатков при делении | Знакомство со способом нахождения наибольшего и наименьшего остатков | Уметь определять наибольший и наименьший остатки при делении | Презентация | |||
26 | Определение делимого по делителю, значению неполного частного и остатку Тест №2 | Уметь использовать знания на практике | Презентация | ||||
27 | Проверь себя Самостоятельная работа с последующей проверкой | Уметь использовать знания на практике | |||||
28 | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | Уметь использовать знания на практике | |||||
29 | Работа над ошибками | Анализ ошибок и работа над ними. | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 1 | ||||
3.Сложение и вычитание трёхзначных чисел (17 часов) | |||||||
30 | Сложение трехзначных чисел без перехода через разряд | Активизировать позиции выполнения сложения: поразрядность выполнения сложения и использование таблицы сложения; подвести учащихся к выводу о том ,что увеличение количества разрядов не требует внесения изменений в алгоритм выполнения операции сложения | Уметь сравнивать различные случаи сложения двузначных и трехзначных чисел. Научиться складывать трехзначные числа без перехода через разряд единиц. Уметь работать по алгоритму. | Презентация | |||
31 | Четные и нечетные числа | Познакомить с понятием чётных и нечетных чисел | Уметь определять чётные и нечётные числа. | ||||
32 | Сложение трехзначных чисел с переходом и без перехода через разрядную единицу | Провести сравнение сложения трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд; учить использовать выведенный алгоритм для вычислений суммы трехзначных чисел, используя запись в столбик | Уметь складывать трехзначные числа | ||||
33 | Соотношения между единицами площади | Ввести соотношения между единицами площади:1 дм2 = 100 см2,1 см2 = 100 мм2,1 м2 = 100 дм2;учить выполнять преобразования между новыми величинами | Уметь преобразовывать единицы измерения площади | Презентация | |||
34 | Вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд (подробная запись и решение в столбик) | Активизировать общие позиции выполнения вычитания: поразрядность выполнения вычитания и использование при этом таблицы сложения; подвести учащихся к выводу, что увеличение количества разрядов не требует внесения изменений в алгоритм выполнения операции вычитания | Научиться складывать трехзначные числа без перехода через разряд единиц Уметь складывать числа с переходом через разряд единиц | Таблица | |||
35 | Нахождение площади прямоугольника; определение площади фигуры сложной конфигурации, которую можно разбить на прямоугольники | Создать условия для открытия учащимися способов нахождения площади фигуры сложной конфигурации путем разбиения на прямоугольники; дополнение до прямоугольника; учить записывать решение задачи сложным выражением. | Научиться находить площадь прямоугольника сложной конфигурации. Уметь записывать решение задач сложным выражением. | Таблица | |||
36 | Вычитание трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд. | Провести сравнение случаев вычитания трехзначных чисел с переходом и без перехода через разряд десятков; вычисление значения разности трехзначных чисел в столбик. | Научиться вычитать трехзначные числа без перехода через разряд единиц. Уметь работать с полной и краткой записью. Уметь работать по алгоритму. | Презентация | |||
37 | Использование таблицы для краткой записи задачи | Ввести новый способ составления краткой записи задачи в виде таблицы; учить восстанавливать текст задачи по записи в таблице | Уметь работать с таблицей. Уметь восстанавливать текст задачи по записи в таблице. | Презентация | |||
38 | Задачи с недостаточными данными Тест№ 3 | Вывести два разных способа преобразования таких задач: а) дополнение условия недостающими данными, б) изменение вопроса так, чтобы для ответа на него было достаточно данных исходного текста | Уметь решать задачи с недостающими данными. Уметь работать с задачей. | Опорные схемы | |||
39 | Окружность и круг; связь между ними; центр окружности; циркуль –инструмент для построения окружностей. | Сравнение и классификация фигур по признакам: замкнутые кривые линии и фигуры, имеющие площадь, фигуры в форме круга и овала; связи между кругом и окружностью (границей круга); построение окружности с помощью циркуля | Научиться классифицировать фигуры по признакам Иметь представление об окружности и кругое. Знать, что называют центром окружности | Презентация | |||
40 | Определение площади фигур сложной конфигурации | Продолжать работу по нахождению площади фигур сложной конфигурации; рассмотрение способов нахождения площади фигуры путем разбиения на прямоугольники и перестраивания фигуры до прямоугольника | Иметь представление о способах, с помощью которых можно определять площадь фигур со сложной конфигурацией | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 1 | |||
41 | Вычитание трехзначных чисел с переходами и без переходов через разряд десятков и разряд единиц | Провести сравнение случаев вычитания трехзначных чисел с переходами и без переходов через разряд десятков и разряд единиц; учить использовать выведенный алгоритм для вычислений разности трехзн.чисел, в столбик. | Уметь использовать выведенный алгоритм решения при вычитании | ||||
42 | Радиус окружности. Тест №4 | Рассмотреть понятие «радиус окружности»; смоделировать проблемную ситуацию,подводящую детей к выведению определения радиуса окружности; учить чертить окружности, проводить в них радиусы, записывать имена радиусов, отличать радиусы от других линий | Познакомиться с понятием «радиус окружности» Научиться чертить окружность, проводить в ней радиусы, отличать радиусы от других линий | Презентация | |||
43 | Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд единиц и десятков. | Сложение трехзначных чисел с переходом через разряд в единиц и десятков; иерархия трудности их выполнения | Научиться вычитать трехзначные числа с переходом через разряд десятков | Таблица | |||
44 | Проверь себя. Самостоятельная работа | Уметь использовать знания на практике | |||||
45 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание трехзначных чисел» | Уметь использовать знания на практике | |||||
46 | Работа над ошибками. | Анализ ошибок и работа над ними. | |||||
4.Сравнение и измерение углов (16 часов) | |||||||
47 | Сравнение углов по величине визуально | Актуализировать умения сравнивать углы по величине визуально; создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к затруднению выполнения операции сравнения углов визуально | Уметь сравнивать углы визуально Уметь работать по алгоритму | Презентация | |||
48 | Сравнение углов при помощи произвольной мерки | Сравнение углов при помощи произвольной мерки | Познакомиться с мерками для измерения углов. Научиться измерять углы при помощи произвольных мерок . | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 1 | |||
49 | Понятие о центральном угле | Ввести понятие «центральный угол» через сравнение углов при работе с окружностью | Иметь представление о понятии – центральный угол | ||||
50 | Основное свойство радиусов одной окружности. Цифры римской нумерации - L, C | Основное свойство радиусов одной окружности. Цифры римской нумерации - L, C | Иметь представление об основном свойстве радиусов одной окружности | ||||
51 | Решение логических задач с помощью таблицы. | Познакомиться с новым способом решения логических задач - с помощью таблицы. | Уметь решать задачи новым способом | Опорные схемы | |||
52 | Единица измерения углов - градус | Рассмотреть общепринятую единицу измерения углов - градус | Уметь читать и записывать новую величину –градус | Презентация | |||
53 | Распределительное свойство умножения относительно сложения | Создать условия для формулирования распределительного свойства умножения относительно сложения; учить записывать новое свойство в общем виде, используя буквы, при- менять его на практике | Познакомиться с новым законом. Научить записывать его в общем, виде, используя буквы Уметь применять данный закон на практике | Таблица | |||
54 | Знакомство с транспортиром; геометрические инструменты | Познакомить с прибором для измерения углов - транспортиром; рассмотреть и сравнить разные виды транспортиров; обратить внимание на шкалу транспортира, учить им пользоваться | Научиться пользоваться шкалой на транспортире Уметь работать с измерительными инструментами | Транспортир | |||
55 | Величина прямого угла; определение величины углов при помощи транспортира | Учить использовать транспортир для определения величины угла; определение величины прямого угла; учить записывать градусную меру угла | Научиться записывать градусную меру угла Иметь представление о нахождении величины прямого угла в градусах | ||||
56 | Задачи с избыточными данными | Активизировать знания учащихся о задачах с избыточными данными; через разрешение проблемной ситуации по преобразованию таких задач до текста с необходимым и достаточным условием | Научиться пользоваться шкалой на транспортире Уметь работать с измерительными инструментами | Презентация | |||
57 | Построение углов заданной величины с помощью транспортира | Провести практическую работу по построению углов с помощью транспортира; сформулировать алгоритмы данной работы, учить пользоваться ими | Уметь строить углы при помощи транспортиров Уметь работать с измерительными инструментами | ||||
58 | Деление суммы на число Тест №5 | На основе сравнения выражений создать условия для формулирования правила деления суммы на число; записать свойство в общем виде | Знать о новом свойстве. Уметь записывать его в общем виде, используя буквы Уметь применять данное свойство на практике | Таблица | |||
59 | Деление суммы на число | ||||||
60 | Проверь себя. Самостоятельная работа | Уметь использовать знания на практике | |||||
Работа над ощибками | |||||||
61 | Контрольная работа за 1 полугодие | Уметь использовать знания на практике | |||||
62 | Работа над ошибками. Математич. диктатнт. | Анализ ошибок и работа над ними. | |||||
63 | Резервное время (2 часа) | ||||||
II полугодие 5. «Внетабличное умножение и деление» (25часов) | |||||||
1 | Поиск способов определения значения произведения, в котором один множитель двузначное число | Активизировать все знания об умножении; создать условия для поиска способов определения значения произведения, в котором один множитель двузначное число; выбрать среди них самый удобный | Уметь применять практически удобный способ умножения двузначного числа на однозначное. | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 2 | |||
2 | Определение значения произведения | Учить определять значения произведения, в котором разрядная единица умножается на однозначное число | Уметь находить значение подобных произведений | ||||
3 | Различные способы умножения десятков и сотен на однозначное число | Познакомиться с различными способами умножения десятков и сотен на однозначное число | Уметь использовать алгоритм | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 2 | |||
4 | Умножение десятков и сотен на однозначное число | Создать проблемную ситуацию, позволяющую «открыть» различные способы умножения десятков и сотен на однозначное число; рассмотреть все предложенные способы, обратить особое внимание на способ, в котором используется таблица умножения | Уметь использовать алгоритм | Презентация | |||
5 | Умножение двузначного числа на однозначное | Завершить составление алгоритма умножения многозначного числа на однозначное с подробной записью; учить пользоваться составленным алгоритмом при вычислениях | Уметь умножать двузначное число на однозначное | ||||
6 | Умножение многозначного числа на однозначное | Уметь умножать многозначное число на однозначное | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 2 | ||||
7 | Неравенства с переменной | Рассмотреть способ решения неравенств путем подбора решений из множества натуральных чисел | Уметь решать неравенства с переменной | Презентация | |||
8 | Деление круглых десятков и сотен на однозначное число с помощью таблицы умножения | Активизировать знания учащихся о делении; создать условия для формулирования правила нахождения значения частного, круглых чисел и однозначного числа; учить находить значения подобных выражений, используя знания таблицы умножения | Уметь делить круглые десятки и сотни на однозначные числа опираясь на знания таблицы умножения и деления | ||||
9 | Знакомство с системами неравенств (материал ознакомительного уровня) | Ввести понятие о системе неравенств, рассмотреть способы решения системы неравенств | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 2 | ||||
10 | Деление многозначного числа на однозначное | Продолжить составление алгоритма деления многозначного числа на однозначное, рассмотреть случаи, когда каждое разрядное слагаемое делится на него без остатка; учить составлять подробную запись выполнения действий | Уметь делить многозначное число на однозначное , составляя подробную запись выполнения действий | ||||
11 | Сокращения записи умножения многозначного числа на однозначное | Рассмотреть разные способы сокращения подробной записи выполнения умножения многозначного числа на однозначное (поразрядный, схематический, в столбик) | Уметь записывать сокращенно умножение многозначного числа на однозначное | Таблица | |||
12 | Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд | Сравнить умножение двузначного числа на однозначное с переходом и без перехода через разряд; учить выполнять вычисления в подобных случаях, используя подробную запись | Уметь умножать двузначное число на однозначное с переходом через разряд | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 2 | |||
13 | Умножение двузначного числа на однозначное с переходом через разряд | Учить выполнять вычисления в подобных случаях, используя запись в столбик | |||||
14 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходами через разряды | Сравнить произведения, в которых умножение многозначного числа на однозначное выполняется с переходами через разряды десятков и единиц и без перехода через разряд | Уметь умножать двузначное число на однозначное с переходом через разряд | Таблица | |||
15 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд; использование стрелки при записи в столбик | Совершенствовать навык использования алгоритма умножения многозначного числа на однозначное с переходом через разряд; использовать стрелку для обозначения перехода через разряд | |||||
16 | Разбиение делимого на удобные слагаемые | Продолжать работу по составлению алгоритма деления многозначного числа на однозначное, создать проблемную ситуацию, позволяющую открыть способ разбиения делимого на удобные слагаемые | Уметь разбивать делимое на удобные слагаемые | Таблица | |||
17 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд | Совершенствовать навык использования алгоритма умножения многозначного числа на однозначное | Уметь умножать многозначное число на однозначное | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 2 | |||
18 | Решение неравенств с переменной на основе использования соответствующих им уравнений | Ввести новый способ решения неравенства с переменной на основе составления и решения соответствующего уравнения; познакомить со способом проверки найденного решения | Иметь представление о системе неравенств Иметь представление о способах решения системы неравенств | ||||
19 | Умножение многозначного числа на однозначное с переходом через разряд | Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное с переходом через два разряда; стрелки для за- писи действия в столбик | Уметь умножать многозначное число на однозначное | ||||
20 | Разбиение делимого на удобные слагаемые | Совершенствовать навык представления делимого в виде суммы удобных слагаемых; рассмотреть случаи, когда удобными являются разрядные слагаемые, и случаи, когда требуются другие слагаемые | Уметь разбивать делимое на удобные слагаемые | Таблица | |||
21 | Запись деления в столбик | Сформулировать подробный алгоритм деления многозначного числа на однозначное; создать условия для осознания способа выполнения алгоритма с помощью записи в столбик; провести сравнение рассуждений и соответствующих записей; учить использовать составленные алгоритмы | Уметь делить различные числа в столбик Уметь использовать составленные алгоритмы Уметь работать по алгоритму | Таблица | |||
22 | Изображение объемного тела на плоскости | Ввести способ изображения невидимых линий на чертеже объемного тела пунктиром; сравнить изученный способ, применяемый в математике и черчении, с художественными способами изображения | Уметь изображать различные предметы на плоскости | Модели объемных фигур | |||
23 | Деление столбиком многозначных чисел на однозначное Тест №6 | Рассмотреть случаи деления, для которых делимое неудобно разбивать на разрядные слагаемые, так как слагаемые не делятся на делитель без остатка; сформулировать соответствующий алгоритм рассуждений; учить выполнять подобные случаи деления в столбик | Уметь работать по алгоритму | ||||
24 | Проверь себя. Самостоятельная работа | Уметь использовать знания на практике | |||||
Работа над ошибками | |||||||
25 | Контрольная работа на тему: «Внетабличное умножение и деление» | Уметь использовать знания на практике | |||||
6.«Числовой (координатный луч)» (12 часов) | |||||||
26 | Работа над ошибками. Знакомство с числовым (координатным) лучом | Смоделировать ситуацию, позволяющую рассмотреть геометрический образ натурального ряда чисел, соотнести располож. точек, соответствующих числам натурального ряда с количеством «шагов» одинаковой длины вдоль луча; зафиксировать понятия «начало луча», «шаг» | Знать, что называют числовым лучом Уметь работать с числовым лучом | Таблица «Числовой луч» | |||
27 | Понятие «числовой луч» | Продолжать рассмотрение геометрического образа натурального ряда чисел; ввести понятие числового луча; рассмотреть и сравнить числовые лучи с различной длиной «шага» | Знать, что называют числовым лучом Уметь работать с числовым лучом | Таблица «Числовой луч» | |||
28 | Способы построения числового луча | Понятие производительности труда | Знать несколько способов построения числового луча Уметь использовать алгоритм построения луча | Таблица «Числовой луч» | |||
29 | Понятие производительности труда | Рассмотреть понятие «производительность труда»; рассмотреть зависимость между производительностью труда, временем и объемом выполненной работы; учить приводить примеры производительности труда, использовать новую величину при решении задач | Знать, что называют производительностью труда | Презентация | |||
30 | Единичный отрезок и его выбор | Ввести понятие единичного отрезка; учить отмечать точки, соответствующие данным натуральным числам; отрабатывать алгоритм построения числового луча | Научиться находить единичный отрезок Иметь представление о том, как восстанавливать единичный отрезок по координатам заданных точек Уметь работать с отрезками | ||||
31 | Место числового множителя в выражении с переменной | Познакомить с новой формой записи произведения числа и буквы; учить упрощать записи уравнений в соответствии с договоренностью и решать их | Знать о новой формуле записи уравнения Учиться изменять записи уравнений в соответствии с договоренностью и решать их | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 2 | |||
32 | Понятие о координате точки и знакомство с термином «координатный луч» | Ввести понятие о координате точки на числовом луче; ввести понятие координатного луча; учить определять координаты точек | Иметь представление о том, как находить, называть и записывать координаты точек | ||||
33 | Понятие «скорость движения» | Ввести понятие о скорости движения; учить приводить примеры выражений, в которых говорится о скорости движения;формулировать вывод о зависимости между скоростью,временем движения и пройденным путем | Уметь приводить примеры выражений, в которых говорится о скорости движения Знать зависимость между скоростью, временем и пройденным путем | Схема-чертеж | |||
34 | Восстановление единичного отрезка по координатам данных на луче точек | Смоделировать проблемную ситуацию, позволяющую сделать вывод о способах восстановления единичного отрезка координатного луча; учить определять координаты точек | Иметь представление о том, как восстанавливать единичный отрезок по координатам заданных точек | ||||
35 | Восстановление единичного отрезка по координатам данных на луче точек Тест №7 | Отрабатывать умения восстанавливать единичный отрезок по координатам заданных точек; запись координаты точки, отмеченной на числовом луче | Иметь представление о том, как восстанавливать единичный отрезок по координатам заданных точек | ||||
36 | Проверь себя. Самостоятельная работа | Уметь использовать знания на практике | |||||
Работа над ошибками | |||||||
37 | Контрольная работа по теме «Числовой (координатный) луч» | Уметь использовать знания на практике | |||||
7. «Дробные числа» (19 час) | |||||||
Работа над ошибками. Знакомство с понятием дробного числа | Смоделировать проблему, позволяющую осознать наличие в практике и жизненном опыте ситуаций, когда записать ответ задачи натуральным числом нельзя, что позволит сделать естественный переход к знакомству с дроб.числами; | Иметь представление о способе решения уравнений | Волина, В. Праздник числа | ||||
Запись дроби; смысл каждого числа в записи дроби | Рассмотреть и сравнить задачи, при решении которых получается натуральное число и дробное число; продолжая знакомство с дробными числами, ввести форму записи дроби; помочь учащимся объяснить смысл каждого натурального числа в записи дроби | Уметь преобразовать простую задачу в составную Знать, чему равна сумма углов треугольников | Волина, В. Праздник числа | ||||
Числитель и знаменатель дроби | Ввести понятия числителя и знаменателя дроби, выявить через практическую работу математический смысл каждого из них; учить записывать дроби с соответствующ. числителями и знаменателями | Знать термины: дробь, числитель и знаменатель дроби Уметь находить решения неравенств на основе решения уравнений | Таблица | ||||
Запись дробей по рисункам | Продолжать практические работы по осознанию понятия дробных чисел; учить записывать дроби, пользуясь рисунком | Уметь анализировать задачи разной степени трудности Уметь использовать знания в практической деятельности для сравнения предметов, решения задач | Таблица | ||||
Представление об изображении предметов в масштабе | Создать условия, подводящие учащихся к выводу о причинах использования уменьшающего или увеличивающего масштаба; расширить представления учащихся о масштабе | Уметь записать дробь в соответствии с чертежом Иметь представление о масштабе | |||||
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями | Подвести учащихся к формулированию вывода о сравнении дробей с одинаковыми знаменателями без наглядной опоры | Уметь записывать дроби с одинаковыми знаменателями | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | ||||
Сложное (двойное) неравенство | Ввести понятие о сложном (двойном) неравенстве; учить читать, записывать и составлять сложные неравенства на основе преобразования нескольких простых | Уметь преобразовывать простые неравенства в двойные Иметь представление о дробных числах | |||||
Задачи на нахождение доли числа | Cоздать условия, позволяющие учащимся вывести правило нахождения доли числа; учить использ.знания при решении задач | Получить представление о нахождении доли числа | CD «Приключения на планете чисел» | ||||
Изображение предметов в масштабе | Учить записывать масштаб как соотношение чисел, понимать смысл записанного масштаба, решать практические задания с использован изображений предметов в масштабе | Уметь определить масштаб по истинным размерам | |||||
Определение части числа | Через сравнение задач на нахождение доли числа и части числа подвести учащихся к формулированию разных способов решения задачи на нахождение части числа | Уметь прочитать и записать дробные числа, числитель и знаменатель | CD «Приключения на планете чисел» | ||||
Расположение точек с дробными координатами на числовом луче | Помочь учащимся решить проблему выбора единичного отрезка, удобного для изображения дробных чисел на координатном луче | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | |||||
Порядок действий в выражениях с несколькими скобками | Вывести правило выполнения действий в выраж-ях с несколькими скобками | Уметь определять порядок действий в выражениях с несколькими скобками | Таблица | ||||
Вывести правило выполнения действий в выражениях с несколькими скобками | Ввести понятие «пройденный путь» в ходе решения задачи на движение и составление обратной ей | Уметь определять порядок действий в выражениях с несколькими скобками | |||||
Задачи на нахождение числа по его доле Тест №8 | Через сравнение задач на нахождение доли числа и числа по его доле подвести уч-ся к формулированию способа решения задачи на нахождение числа по его доле | Уметь решать задачи на нахождение числа по его доле | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | ||||
Твои успехи. Самостоятельная работа | Уметь использовать знания на практике | ||||||
Преобразование и решение сложных уравнений на основе распределитель- ного свойства умножения | Рассмотреть уравнения, требующие упрощения буквенной части, применяя для этого распределит. свойство умножения | ||||||
Понятие«скорость движения» | Ввести понятие о скорости движения; учить приводить примеры выражений,в которых говорится о скорости движения; сформулировать вывод о зависимости между скоростью, временем движения и пройденным путем | ||||||
Проверь себя. Самостоятельная работа | Уметь использовать знания на практике | ||||||
Контрольная работа на тему: «Дробные числа» | Уметь использовать знания на практике | ||||||
8.«Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч» (19 часов) | |||||||
Работа над ошибками. Образование новой единицы счета - тысяча | Создать ситуацию, приводящую к расширению изученного множества натуральных чисел; подвести к получению новой единицы счета - тысяче, как результата объединения десяти предыдущих единиц счета в единое целое (десять сотен - тысяча); рассмотреть запись числа «тысяча», провести анализ, что обозначает каждая цифра в его записи | Получить представление о новой единице счета –тысяче Уметь использовать дополнительные сведения | Таблица | ||||
Счет тысячами, названия и запись получившихся чисел; таблица разрядов | Учить считать новой единицей счета - тысячей - до девяти, учить читать и записывать соответствующие числа; расширить таблицу разрядов и учить записывать в нее четырехзначные числа | Иметь представление о соотношении между разрядами и классами Уметь выполнить краткую запись условия задачи в виде чертежа | CD «Приключения на планете чисел» | ||||
Образование тысячи как следующего числа натурального ряда | Рассмотреть способ образования тысячи как следующего числа натурального ряда и соответствующ. записи; учить пользоваться таблицей разрядов для записи и чтения чисел | Уметь составить задачи, обратные данной Уметь решать прямые и обратные задачи | CD «Приключения на планете чисел» | ||||
Образование тысячи при счете десятками | Рассмотреть способ образования тысячи при счете десятками и соответствующей записи; начать работу по заполнению промежутков между полученными опорными числами | Знать таблицу умножения и уметь ее применять Иметь представление об образовании тысячи при счете десятками Уметь использовать справочную литературу | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | ||||
Соотношение величин 1 м = 1000 мм, 1 км = 1000 м | Активизировать знания о единицах измерения длины и соотношениях между ними; ввести новую единицу измерения длины - километр | Уметь прочитать и записать любое натуральное число в пределах класса тысяч | Презентация | ||||
Соотношение величин 1 кг = 1000 г, 1 т = 1000 кг | Активизировать знания о единицах измерения массы и соотношениях между ними; ввести новую единицу измерения массы -тонна | Уметь переводить простые именованные числа в составные и обратно Уметь анализировать логические задачи Уметь работать с таблицей | Презентация | ||||
Образование новой единицы счета – десятка тысяч | Рассмотреть способ образования новой единицы счета - десятка тысяч; учить считать десятками тысяч, читать и записывать соответствующие числа; сравнить названия чисел, обознач. десятки и десятки тысяч | Иметь представление о соотношении между разрядами и классами Уметь решать уравнения, требующие 2–4 тождественных преобразований | Таблица | ||||
Образование десятка тысяч различными способами | Рассмотреть четыре способа получения десятка тысяч; учить считать десятками тысяч, записывать и определять предыдущие и последующие числа для чисел, обозначающих десятки тысяч | Уметь прочитать и записать любое натуральное число в пределах класса тысяч Уметь с помощью римской нумерации записывать трехзначные числа | Таблица | ||||
Сложение многозначных чисел | Создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу о независимости выполнения операции сложения многозначных чисел от количества знаков; помочь включить новое знание в практическое умение | Уметь складывать многозначные числа Иметь представление о поверхности объемных тел и об их развертках Уметь использовать в работе алгоритм | Презентация | ||||
Образование сотни тысяч при счете разными единицами | Рассмотреть пять способов образования сотни тысяч; провести сравнение названий сотен и сотен тысяч | Уметь прочитать и записать любое натуральное число в пределах класса тысяч Иметь представление о способе определения площади поверхности призмы. Уметь работать с таблицей | Таблица | ||||
Знакомство с римскими цифрами D и M | Активизировать умения записывать числа изученными римскими цифрами; ввести следующие две цифры римской нумерации D и M; учить записывать числа с использованием новых цифр | Иметь представление о различных системах письменной нумерации натуральных чисел Уметь использовать справочную литературу | Таблица | ||||
Вычитание многозначных чисел Тест №9 | Создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу о независимости выполнения операции вычитания многозначных чисел от количества знаков; помочь включить новое знание в практическое умение | Иметь представление о вычитании многозначных чисел Иметь представление о поверхности объемных тел и об их развертке | |||||
Контрольная работа за год | Уметь использовать знания на практике | ||||||
Работа над ошибками. Таблица разрядов первых двух классов | Проведя сравнение и анализ числительных, обозначающих числа, относящиеся к разным классам, подвести учащихся к осознанию понятия «класс»; познакомить с числами класса единиц и класса тысяч; учить записывать числа в таблицу разрядов и классов и читать числа по таблице | Иметь представление о соотношении между разрядами и классами Уметь работать с таблицей | Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | ||||
Умножение многозначного числа на однозначное | Создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу о независимости выполнения операции умножения многозначных чисел на однозначное от количества разрядов многозначного множителя | Уметь выполнять умножение многозначных чисел на основе использования законов и свойств этого действия и таблицы умножения Иметь представление о взаимосвязях между изученными математическими действиями | Презентация | ||||
Деление многозначного числа на однозначное | Создать проблемную ситуацию, подводящую учащихся к выводу о независимости выполнения операции деления многозначных чисел на однозначное от количества разрядов многозначного делимого | Уметь выполнять деление многозначных чисел на основе использования законов и свойств этого действия и таблицы умножения Уметь пользоваться дополнительной литературой | Презентация | ||||
Проверь себя Самостоятельная работа | Уметь использовать знания на практике | ||||||
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» | Уметь использовать знания на практике | ||||||
Работа над ошибками. Таблица разрядов и чисел; запись многозначных чисел | Уметь работать с таблицей | Таблица. Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | |||||
Повторение (8 часов) | |||||||
Повторение Решение выражений со скобками | Таблица. Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | ||||||
Повторение Решение составных задач на кратное сравнение | Таблица. Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | ||||||
ПовторениеДействия с именованными числами | Таблица. Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | ||||||
ПовторениеНахождение площади и периметра прямоугольника | Таблица. Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | ||||||
ПовторениеДеление многозначного числа на однозначное | Таблица. Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 | ||||||
ПовторениеЗадачи на нахожден числа по его доле | Таблица. Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3
| ||||||
ПовторениеПорядок действия в выр-ях без скобок | Таблица. Бененсон, Е. П., Тетрадь № 3 |