Урок математики в 1 классе по программе Перспективная начальная школа.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Лопатина Лариса Валерьевна

"Число и цифра 5 " - конспект урока (презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematiki_v_1_klasse_l.v..docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Лопатина Лариса Валерьевна, УМК «Перспективная начальная школа»

Урок математики по теме: "Число и цифра 5"

УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс

Цели урока: • познакомить с образованием числа 5 и цифрой 5;
                    • формировать умение сравнивать числа 1, 2, 3, 4, 5;
                    • научить соотносить числа 1, 2, 3, 4, 5 с соответствующим множеством предметов; 
                    • научить писать цифру 5.

Личностные УУД.

  1. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

  1. В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  2. Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  3.  Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

  1. строить логическое рассуждение, включающее уста новление причинно-следственных связей;
  2. проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

  1. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  2. формулировать собственное мнение и позицию;
  3. договариваться и приходить к общему решению в со вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Оборудование: компьютер, интерактивная доска,  проектор.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.

Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». Приемы: добрые пожелания, девиз, загадка и т.д. У детей должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок.

- Руки? Дети: “На месте!”

- Ноги? Дети: “На месте!”

- Локти? Дети: “У края!”

- Спина? Дети: “Прямая!”

А сейчас я хочу, узнать с каким настроением вы начинаете урок.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Всё внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Включаются в учебную деятельность.

 Отвечают на вопросы учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Подготовка мышления детей; повторение изученного материала, необходимого для « открытия» нового знания;  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика. Осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение в деятельности.

Повторение изученного материала.

1. «Разминка». Учитель бросает ученикам мяч, называя задание, ученики отвечают, возвращая мяч.

- Посчитайте до 10, обратно.(вместе)

- Посчитай от 3до 9, от 5 до10,

- Назови соседей числа 2, 7,  

 - Какое число стоит между числами 2 и 5, 7 и 9,

-Назови предыдущее числа 3, последующее числа 4,

- Назови число, следующее за числом 2, 4.

-Назови число, предшествующее числу 3,4.

2. Игра « Молчанка».

- Я буду показывать указкой на числовые карточки, а вы – поднимать нужные цифры. (Числовые карточки:  домашние животные)

3. Возникновение проблемной ситуации.

-Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра… (пять)

-Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

Какова цель нашего урока?

А помогут нам в этом наши помощники Маша и Миша.

- Миша поинтересовался у Маши – «Сколько пальцев на руке?

- Ребята, давайте, поможем Маше?

На моей руке 5 пальцев,

5 хватальцев, 5держальцев

Чтобы брать и отдавать,

А еще чтоб сосчитать – 12345.

- Рассмотрите звездочки. Выберите ту звездочку, у которой, столько лучей, сколько пальцев у вас на руке.

- Сколько черных цыплят в ряду?

*Положите  столько же желтых.

-А что нужно сделать, чтобы их стало 5? --Сколько стало?

* Число 5 будем обозначать цифрой 5.

* Каких цыплят стало больше?

Сравни: 4и5, 5и4.

*Поставим число 5 в ряд натуральных чисел.

-За каким числом оно будет следовать?

Дети отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный материал.

Включились в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы.

3.Постановка учебной проблемы.

Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания; учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

(- Не знаю, что происходит. Но

могу узнать.

- Мне это интересно!) Обсуждение затруднений

(-Почему возникли затруднения?

Чего мы еще не знаем?)

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

- Что мы узнали о числе 5?

-Чего мы еще не знаем о числе 5?

(Написание цифры,  состав числа 5.)

-Кто из вас раньше видел цифру 5? Где?
(Пять – это самая лучшая оценка в школе, пять пальцев на одной руке, пять лучей у звезды…)

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Как получить число пять?

Как писать цифру пять?

Дети высказывают свое мнение.

Диалог.

4. «Открытие» нового знания. Построение проекта выхода из затруднения. Реализация  проекта.

Обсуждение проекта решения проблемы,  ее решение.  Процессом руководит учитель. Методы: подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

- Ребята, отсчитайте 5 палочек и возьмите в 2 руки.

-Кто как взял?

На слайде заполняем состав числа 5: 4 и 1, 1и 4, 3 и 2, 2 и 3.

ФИЗМИНУТКА

 А теперь мы отдохнем.

Физминутку проведем.

    1 – 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать

  1. подняться, потянуться
  2. согнуться, разогнуться
  3. в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4 – руки шире

5 -  руками помахать

6 -  за парту тихо сесть

7 – 8 лень отбросим

-На что похожа цифра?

№ 3 стр.50 (слайд)

Дети высказывают свое мнение.

При помощи раздаточного

материала: палочек или

геометрических фигур.

Практическая работа.

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании.

- Сейчас наступает важный момент нашего урока. Мы начинаем учиться писать цифру 5.

- Выберите, где цифра 5 прописана с неточностью.(слайд)


СЛАЙД НАПИСАНИЯ ЦИФРЫ 5

начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

-Давайте в воздухе пропишем цифру 5.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.

-Но вначале давайте вспомним правила посадки при письме.

Я тетрадочку открою

И как надо положу,

Я от вас, друзья, не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

- В тетради найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 5

-Напишите одну строку цифры 5.
Ученики в тетрадях прописывают

цифру 5.


-  Как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! У вас обязательно получится!

Дети записывают в тетради.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается), и у него возникло желание закрепить удачный результат.

На этом этапе каждый работает самостоятельно.

- Число 5 не осталось в долгу и приготовило для вас сюрприз, посмотрите отрывок из мультфильма «Козленок, который считал до 10». Смотрите внимательно и запоминайте, потом будете отвечать на вопросы. 

Фрагмент м/ф.

- Чье отражение  увидел козленок в воде первым?

- Кого увидел вторым, третьим, четвертым, пятым?

- Какие это животные? Почему так думаете?

- Сколько всего животных сосчитал козленок?

- Запишите в тетради с помощью цифр 4,3,5,2,1 числа по порядку от самого маленького до самого большого.(слайд)

Дети самостоятельно выполняют задания. Сравнивают с эталонам. Оценивают работу:

+ справился;

? сомневался;

- не справился.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учащиеся выполняют задания, в которых тренируется использование изученного материала. Таким образом, происходит формирование навыка применения изученных способов действий и подготовка к введению в будущем следующих тем.

- Предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с заданиями. Задания разных уровней: красная - сложнее, зеленая-легче. Вы должны подумать и самостоятельно определить, какое задание вы будете выполнять. Прислушивайтесь к мнению соседа. (Ученики, быстро справившиеся с заданием, могут выполнить другой вариант.)

Карточка 1.  

1) 2 * 4            5 * 1           5 * 2

5 * 3             5 * 5            3 * 3

Карточка  2.

5*1               5*4                 5*3

4*2               3*3               5*1

ИГРА «Найди свое место»

Карточки с цифрами 1-5 раздать детям. По сигналу они встают на свои.

Порядковый счет. Кто стоит первым, вторым…, пятым?

Дети объясняют, как нашли свое место.

Дети выполняют задание.

Оценивают работу:

+ справился;

? сомневался;

- не справился.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Над какой темой работали на уроке?

- Что вы узнали о числе 5?

- Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил?

- Оцените вою работу на уроке.

- Покажи, куда ты сумел сегодня подняться, добывая знания.

- Оцените работу класса.

- Какое у вас настроение?

- Изменилось ли оно?

- Отметьте свое настроение в конце урока     «Завершается урок.

   Он пошел ребятам впрок?

   Постарались все понять?

   Учились тайны открывать?

   Ответы полные давали?

   На уроке не зевали?

Все сумели? Все смогли?

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!

   Спасибо всем за урок».

Дети отвечают на вопросы.

Оценивают работу свою и класса в целом.

Объясняют свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и развернутое календарно-тематическое планирование по математике 2 класс, по программе "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа и КТП по математике для 2 класса по программе "Перспективная начальная школа" составлено  в соответствии с положением школы....

Тематическое планирование уроков математики 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Разработанное тематическое планирование уроков математике по программе "Перспективная начальная школа" для 1 класса А.Л. Чекин. В планировании указаны УУД...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

Презентация по математике ,1 класс по программе "Перспективная начальная школа" по теме "Один лишний"

Цель: развитие наглядно-образного мышления, рече-мыслительной активности, умения устанавливать логические связи, совершенствование способности к переключению, расширение словарного запаса ...

Карточки с заданиями к контрольные работы по математике 4 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Карточки с заданиями к контрольные работы по математике 4 класс по программе "Перспективная начальная школа"...

Приложения к урокам математики 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"

Приложения к урокам математики 1 класс по программе "Перспективная начальная школа"...