Урок математики 2 класс
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Юмангулова Роза Рифовна

Урок математики в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki.2_klass.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики
2 класс

Тип урока: изучение нового материала

Система обучения: развивающая (по Л. В. Занкова).

Тема: ''Первое представление о способах вычитания однозначного числа из двузначного ( с переходом через разряды).

Цель: знакомство с рациональным способом действия при вычитании однозначного числа из двузначного (с переходом через разряд).

Задачи: 

1) подвести учащихся к осознанию причины, приводящей к переходу через разряд при вычитании чисел;  формировать вычислительный навык.

2) развивать логические умения: наблюдать, сравнивать, обобщать, развивать математическую речь.

3) воспитывать дух сотрудничества, уважение мнения другого, любовь к мыслительному процессу.

Оборудование: мультимедийный проектор,индивидуальные конверты для учащихся; с синей символикой, задания для самостоятельной работы с краской - для самопрповерки самооценки.

Ход урока:

 I Организационный момент: - Ребята, готовы вы к уроку?

включение детей в деятельность - Да!

- На вас надеюсь я, друзья!

- Мы хороший, дружный класс,

Все получится у нас!

Посмотрите на схематические обозначение этапов урока

и скажите, чем мы будем сегодня заниматься на уроке

математики? (на экране появляются условные знаки).

Ответы учащихся:

- Думать при решении задач, решать задачу

повышенной сложности.

- Будем изучать новую тему, где может возникнуть

проблема, которую нам придется исследовать.

- Будем работать самостоятельно.

- В конце урока будем оценивать себя.

II. Диагностика знаний и умений в ходе решений задач, где необходимо применить знания

ранее изученной темы: "Вычитание однозначного числа из круглого и двузначного",

"Вычитание двузначного из двузначного без перехода через разряд". Запланирована

задача, решение которой вызвает затруднение.

Начнем с решения задач: 2 помощника у доски.

1) Электоромонтеру выделили для работы 30м алюминевой проволки, а медной на 8м меньше.

Сколько медной проволки он получил?

2) У монтера было 45м провода. Когда он несколько метров истратил, у него осталось всего лишь 5м. Сколько метров он истратил?
3) Электромонтеру выдали 2 вида проволки: алюминевой 24м, медной 13м. Дополните текст до залачи своим вопросом, а решение запишите.

4) У монтера было 3 куска проволки, причем второй кусок на 3 м длиннее первого, а третий на 2м длиннее второго. На сколько метров третий кусок длиннее первого?
5) Монтеру выдали 57м провода,9м он истратил. Сколько метров провода осталось?

- Самопроверка и анализ решений задач. При решении последней задачи 57-9, учащиеся выдают несколько разных вариантов ответа, которые учителя выводят на доску

III. Постановка учебной задачи:
Уч-ль: - Почему задание было одно, а ответы в последней задаче у нашей дружной команды получились разные?

Уч-ся: - Мы не умеем из 7 единиц вычесть 9.

Уч-ль: - Вот в чем причина, из=за которой выражение 57 - 9 вызвало у вас проблему

(Ученики самостоятельно указывают место и причину затруднения).

(появляется на экране)

IV. Тема нашего урока: "Вычитание однозначного числа из двузначного"

Уч-ль: - Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Уч-ся: - Мы должны познакомиться с такими разностями.

- Мы должны научиться решать такие выражения.

- Мы должны применять их.

Уч-ль: - Что значит научиться решать?

Уч-ся: - Значит найти способ наиболее рациональный, удобный.

Физ.минутка.

- Как живешь?
- Вот так!

- Как идешь?

- Вот так!

- А бежишь?

- Вот так!

- Ночью спишь?

- Вот так!

- А шалишь?

- Вот так!

Энергизатор

- Здравствуй, друг!

- Как дела?

- Где ты был?
- Я скучал!

- Ты пришел - хорошо!

V. Построение проекта выхода из затруднения:

Уч-ль: - Какой способ, хорошо знакомый вам, поможет найти значение разности 57 - 9?

Уч-ся: - Можно применить отрезок натурального ряда чисел

47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 = > 57 - 9 = 48

- Можно разложить уменьшаемые на удобные слагаемые, из  первого слагаемого

вычесть вычитаемое и прибавить второе слагаемое или из второго слагаемого

вычесть вычитаемое и прибавить первое.

57 - 9 = (17 - 9) + 40 = 48                              57 - 9 = (40 - 9) + 17 = 48

40    17                                                            40     17

Задание для стимулирования уч-ся на поиск удобного, т.е оптимального для

быстрого получения результата способа вычислений.

- Можно ли утверждать, что значения этих пар будут одинаковы? Почему?

(появляется на экране).

57 - 7 -2                           53 - 3 - 4                          56 - 6 - 2

57 - 9                                53 -7                                 56 - 8

Уч-ль: - Что вы заметили?

Уч-ся: - Вычитаемое 9 заменили удобными слагаемыми 7 и 2.

Уч -ль: - Почему именно эти слагаемые являются удобными?

Уч-ся: - При вычитании из 57 - 7 получается круглое число 50, а из круглого числа

мы можем вычитать однозначное число.

Уч-ль: - что произошло с разрядом десятков в ответе?

57 - 9 = 48 (он уменьшается на один).

- Значит, произошел переход через разряд.

Проводится аналогичная работа со 2 и 3-и столбиками.

VI. Фиксирование нового способа вычитания с помощью алгоритма.

Давайте выведем алгоритм вычитания однозначного числа из двузначного на нашем

примере (появляется на экране).

Шаг 1. Заменяем вычитаемое 9 удобными слагаемыми

7   2

Шаг 2. Вычитаем из уменьшаемого 57 слагаемое 7

57 - 7 = 50

Шаг 3. Из круглого числа вычитаем другое слагаемое 2

50 - 2 = 48

57 - 9 = (57 - 7) - 2 = 50 -2 = 48

7    2

VII. Задание по вариантам. Первичное закрепление (выполнение детьми задания с применением нового способы действия с последующей проверкой).

У каждого варианта свое выражение:

63 - 5                                                         45 - 7

Из пяти данных разностей выберите только одно, которое поможет вам быстро найти значение

вашей разности.

63 - 1 - 5                                                   45 - 5 - 7

63 - 3 - 3                                                  45 - 5 - 2

Уч-ль: - Какой из способов является наиболее удобным и рациональным для быстрого получения результата при вычитании из двузначного числа однозначного с переходом через разряд?

Уч-ся: - Делают вывод: способ, изученный на уроке.

63 - 3 - 2                                               45 - 2 - 5

63 - 2 - 3                                               45 - 5 - 3

63 - 3 - 1                                               45 - 5 - 3

VIII Чтобы убедиться, научились ли вы решать такие выражения, я предлагаю

небольшую самостоятельную работу. Для контроля качества усвоения нового материала

учащимся предлагается самостоятельная работа. Задания берут из синего конверта, для

самопроверки ответы даны в красном конверте. Уч-ся оценивают свои результаты.

Возьмите задания из конверта с синим значком.

1 вариант                                                       2 вариант

44 - 7                                                              38 - 9

37 - 8                                                              64 - 7

71 - 3                                                              81 - 2

IX. Включение нового знания при решении задач.

А теперь я предлагаю применить ваши знания при решении задач. Правда,

эти задачи составьте самостоятельно: (появляется на экране).

1) Винни-Пух нес Пятачку в подарок 85г меда, по дороге он сьел 9г.

Сколько меда осталось у Винни?

85 - 9 = 76

2) У продавца было 54 розы. 9 роз он продал. Сколько роз осталось у продавца?

54 - 9 = 45

3) Маша собрала в лесу 34 гриба, а Миша всего лишь 8. На сколько грибов больше

собрала Маша?

34 - 8 = 26

X. Рефлексия? Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Подводится итог занятия. На шкале самооценки уч-ся оценивают собственную

деятельность.

XI. Домашнее задание.  (творческого характера)

Попробуйте составить разности, используя все эти кубики, запишите их на файлах

(появляется на экране)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...