Методическая разработка урока математики в 1классе. Тема: Закрепление пройденного. Числа от 1 до 10.
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Данная методическая разработка урока математики в 1классе, по теме: "Закрепление пройденного. Числа от 1 до 10", основана на региональном компоненте. Учащиеся отправляются в путешествие по реке Дон и знакомятся с видами рыб, которые обитают в данной реке. Цель: прививать любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.doc.docx89.97 КБ

Предварительный просмотр:

Гаврилова Наталья Николаевна [228-451-189]

Региональный компонент на уроках математики. 1 класс

Тема: Закрепление пройденного. Числа от 1 до 10.

Цели: 1) Обеспечить свободное владение последовательностью чисел от 1 до 10, начиная с любого числа. Совершенствовать умение читать цифры и соотносить каждую цифру с соответствующим числом предметов; умение сравнивать числа без использования знаков «<», «>», «=»; умение называть число, следующее за данным числом при счете, находящееся между двумя данными числами, идущее при счете перед данным числом. Прочное усвоение всех случаев состава чисел 2, 3, 4, 5 из двух слагаемых.

2) Развитие логического мышления, внимания, навыков самостоятельной работы.

3) Воспитывать у учащихся гордость и любовь к своему родному краю.

Оборудование:

Наглядное пособие: река, корабль, аквариум с рыбками, донские рыбы  – судак, лещ, сом, севрюга, осетр, карточки с составом чисел, закладки с рыбкой - 18 шт., колокольчик.

  1. Организация класса.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие по родному краю.

Во время нашего путешествия мы будем устно считать, сравнивать числа, вспомним состав изученных чисел, но чтобы все это выполнить и для того, что бы наше путешествие было удачным нам с вами нужно быть очень внимательными и дисциплинированными.

- А путешествовать мы будем по самой крупной реке нашего края – Дон. Дон – река широкая красивая. И очень заманчиво совершить по Дону прогулку. И вот наше желание исполнилось. Мы отправляемся в путешествие всем классом.

- А, давайте узнаем, на чем же мы с вами будем путешествовать, для этого нужно отгадать загадку:

      Не спрашивая броду, лезу смело в воду –

На всякой глубине лишь по пояс мне (корабль)  

 Правильно. Мы будем путешествовать на корабле.

- Капитаном нашего корабля буду я. А чтобы наш корабль поплыл, мы с вами должны произнести волшебные слова «Ветер по Дону гуляет и кораблик подгоняет»

- Приготовились! Сели красиво!

- Поднять паруса! Полный вперед! (Дети произносят волшебные слова)

2. Устный счет

Учитель: Ой, посмотрите. Это кто к нам навстречу плывет! Да это же рыбка. А называется эта рыба – осетр. (Сообщение учителя: осетровые - наиболее ценные промысловые рыбы. Их промысел известен с глубокой древности, так на роскошных пирах в древние времена подавались целиком отварные осетры, которые были украшены золотыми монетами и цветами.)  И она нам приготовила задания:

  1. Посчитать от 1 до 10, от 8 до 4, от 7 до 20.
  2. Назовите числа от 1 до 10 через одно число?
  3. Назовите все числа, которые идут перед числом 6 (1, 2, 3, 4, 5).
  4. Назовите соседей числа 9; 3; 5; 7.
  5. Назовите число, которое меньше 7, но больше 5; меньше 4, но больше 2; меньше 10, но больше 8.
  6. Вспомним состав чисел:

Молодцы!

  1. Я загадала пример, в котором есть знак «+», а ответ равен 4. Что это за пример?
  2. Приготовить веер цифр. Сколько раз я хлопну, такую цифру вы покажите.
  3. Я показываю пример, вы показываете ответ: 3-1; 2+2; 5+1.
  4. Задача – шутка:

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше у осин

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди?

  1. Назовите, какие геометрические фигуры вы знаете? (рисунок)
  2. Внимательно посмотрите. Из каких геометрических фигур состоит наша картина? Сколько треугольников? Сколько кругов? Посчитать.

Итог: Рыба – осетр вами, ребята, очень довольна. Вы  хорошо справились с устным счетом.

Наше путешествие продолжается.  (Дети произносят волшебные слова)

  1. Работа по учебнику.

Учитель: А вот и другая рыбка, нас приветствует? Это рыба – севрюга. (Сообщение учителя: 

                                            В благородном семействе осетра

                                       Водится древняя рыба одна,

                                       Очень ценится в мире ее икра.

Продолжительность жизни севрюги до 30 лет. Питается она раками и рыбой: сельди, кильки.) И она тоже приготовила нам задание:

 Вы должны вписать в пустой квадратик нужную цифру. Сколько животных, птиц такую цифру вы должны написать. Возьмите простой карандаш. Вспомнили о правильной посадке. Работать будете самостоятельно, потом проверим. Приступили к работе.

Сколько телят? (2); Сколько котят? (5); Сколько цыплят? (7);  Сколько утят? (10); Сколько поросят? (4); Сколько зайчат? (3); Сколько лягушат? (9); Сколько птичек? (8); Сколько медвежат? (1); Сколько собак? (6)

Проверим.

Но рыба – севрюга нам еще одно задание приготовила. Нам нужно решить задачу. Внимательно послушайте: В аквариуме было 4 рыбки, потом еще одну рыбку пустили в аквариум. Сколько рыбок стало? (решение задачи). Эта задача на сложение. А кто мне придумает задачу на вычитание с этими же рыбками.

Итог: Молодцы. Все хорошо поработали. Рыба севрюга осталась вами, очень довольна. Плывем дальше (Дети произносят волшебные  слова).

Учитель: Ой, ребята, посмотрите, нам навстречу плывет очень интересная рыба. Что же эта за рыба?

Это рыба – сом. (Сообщение учителя: сом – рыба усатая. Самая крупная рыба, встречающаяся на Дону. Сом – хищная рыба, питается лещом, сазаном, сельдью и другими видами рыб. Кроме того он ест лягушек, раков и даже водоплавающую птицу.) И он приготовил нам очень необычное задание. Сом предлагает нам отдохнуть и провести физминутку:

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход

1, 2 – мы назад шагнем сначала

3, 4 – а потом шагнем вперед

5, 6 и поплыл, поплыл по речке

Набирая полный ход.

Поплыли дальше. Произносим волшебные слова (хором).

  1. Работа в тетрадях.

Учитель: Смотрите, ребята, нас еще встречает одна рыбка, а зовут ее – лещ. (Сообщение учителя:          Рыба усатая,

 С боков сжатая.

Маленькая голова,

 Белые глаза.

Одна из самых распространенных рыб, встречающаяся на Дону.)

Давайте, посмотрим, что за задание приготовил нам лещ. Он предлагает нам выполнить работу в тетрадях. Открываем тетради (учитель следит за посадкой).  Задание: соединить все числа по порядку, начиная с цифры 2. Возьмите простой карандаш. Ведет урок………. Правильно.

 Задание: Скажите, какая цифра записана (6). Сколько нужно обвести и закрасить треугольников? (6) Берем красный карандаш и закрашиваем шесть треугольников. Молодцы. Следующая, какая цифра? (7) Сколько кружков нужно обвести и закрасить? (7) Берем  синий карандаш и закрашиваем семь кружков. Молодцы. Раскрашиваем аккуратно.

Следующее задание:  Вспоминаем состав изученных чисел и вписываем цифру ручкой в пустой кружок.

Итог: Молодцы. Выполнили правильно задания, которые приготовил лещ.

- А наше путешествие по реке продолжается. Произносим волшебные слова (хором).

- А нам на пути встречается еще одна рыба. Эту рыбку зовут – судак. (Сообщение учителя: внешне он напоминает окуня, но отличается от него более вытянутым телом, темными крапинками на спине и хвостовом плавнике и, конечно же, более крупными размерами. Охотится в сумерках, питаясь мелкой рыбешкой. Судак любит чистую воду и простор.) Но что же она нам приготовила, какой-то сюрприз. В память о нашем путешествии и за хорошую работу всех ребят на уроке рыба – судак дарит вам подарок: закладки с рыбкой, для того, чтобы вы быстро находили нужную страничку в учебнике. (Если время есть: тренеровка памяти)

5. Итог урока.

Учитель:И так, ребята, наше путешествие подходит к концу. Вы очень хорошо поработали на уроке. Были очень внимательными, быстро отвечали на вопросы. Вы мне очень понравились.

- Так, чему мы учились на уроке? (считать, решать, писать)

- По какой реке мы путешествовали? (по реке Дон)

- С какими рыбами познакомились? (осетр, севрюга, сом, лещ, судак)

В наших водоемах обитает 71 вид рыб, но к сожалению они постепенно уменьшаются. Причины – это браконьеры, которые в большом количестве вылавливают рыб, изменение в среде обитания, т.е. загрязняется вода в которой живут рыбы, обмеление водоемов.

Ребята, скажите, что нельзя делать в природе? (Ответы) Правильно. Эти правила, ребята, всегда нужно помнить.

(Стихотворение может прочитать наизусть как учитель, так и ученик).

Чтоб могли леса цвести

И сады и реки

Все живое береги

Ты на этом свете.

Ты природу полюби,

Каждую травинку,

С птицами давай дружи,

Береги былинку.

Мусор, друг, не оставляй

В лесу на полянке,

Реки ты не засоряй

Бой объявим склянке.

(Звенит колокольчик) Пусть звон этого колокольчика напоминает вам о том, что нужно беречь все живое на нашей планете Земля.

 Спасибо за работу на уроке.

(Название реки и рыб можно использовать взависимости от регионального компонента)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики в 1классе по программе УМК" Начальная школа XXI века" Тема: "Решаем задачи"

Урок математики для 1класса на 35 минут по программе "Начальная школа XXI века" Составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

Методическая разработка урока математики "Понятие о точных и приближённых числах"

Задачи:- на основе сравнения величин дать первичное понятие точных и приближённых чисел;- совершенствовать навыки решения задач на встречное движение;- развивать навык анализа сложного выражения, на о...

Методическая разработка урока математики "Понятие о точных и приближённых числах"

Задачи:- на основе сравнения величин дать первичное понятие точных и приближённых чисел;- совершенствовать навыки решения задач на встречное движение;- развивать навык анализа сложного выражения, на о...

Разработка урока по русскому языку: Тема "Закрепление пройденного"

ЧУсш. в честь прп. С. РадонежскогоУчитель начальных классов Матерова Ю.В. Дисциплина: Русский язык...

Методическая разработка урока математики в 1 классе «Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 10»

Данный урок был проведён в 1 классе по теме «Закрепление таблицы сложения и вычитания в пределах 10» (1 – 4, традиционная система, учебник М. И. Моро).Целью урока является закр...