Интегрированный урок "Жизнь диких животных зимой. Решение задач."
методическая разработка по математике (2 класс) по теме

Цель урока: показать особенности жизни диких животных в зимнее время.
Задачи:

  • образовательные:
    • дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой;
    • закрепить умение решать задачи рассмотренных видов (простые и составные);    воспитательные:
    •      прививать любовь  к  природе,  учить бережному отношению к животному миру,   воспитывать   дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность;
  •      развивающие:
    • развивать речь, мышление, память, воображение детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_dikih_zhivotnyh_zimoy._reshenie_zadach.rar2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Жизнь диких животных зимой. Решение задач.

Интеграция с предметом: ознакомление с окружающим миром.

Цель урока: показать особенности жизни диких животных в зимнее время.

Задачи: 

 образовательные:

дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь жизни этих животных с состоянием неживой природы и растений зимой;

закрепить умение решать задачи рассмотренных видов (простые и составные);    воспитательные:

     прививать любовь  к  природе,  учить бережному отношению к животному миру,   воспитывать   дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, активность, любознательность;

     развивающие:

развивать речь, мышление, память, воображение детей.

  Оборудование: изображения птиц и зверей, счетный материал, запись П.И. Чайковского

 «Времена года», репродукция картины Д.Я. Александрова «Зимняя сказка», карточки с

 заданиями.

Ход урока

  Организационный  момент  

                              -  Какое время года наступило?

  1. Как вы думаете, для диких животных и птиц это время года благоприятно?
  2. С какими трудностями они встречаются в зимнее время?

II.        Актуализация знаний

  1. На какие две группы делятся все птицы? (Перелетные и зимующие.)
  2. Назовите     зимующих     в     наших     краях     птиц.     (Дятел,     снегирь,     синица, клест, галка, воробей и т.д.)
  3. Что вы знаете о снегире?
  4. Расскажите о синичке.
  5. Что вы можете рассказать о дятле?

III.        Постановка темы урока

     Дятел очень важная птица. Он  хочет  задать вам  интересную задачу.      (Демонстрируется      рисунок      дятла,      к      клюву     прикреплен      конверт,  в   котором  задачи.)

   -Один дятел вылечил от вредных насекомых 18 деревьев, а второй – 23. Сколько всего деревьев вылечили дятлы? 

                       -Как рассуждали при решении задачи?

-Подготовьте  свои  цифры.  

На дереве сидели  5 снегирей, синиц на 10 больше. Сколько синиц сидело на дереве? (15 синиц.)

 -Как узнали? (5 + 15.)

  1. Сколько всего птиц сидело  на дереве? (20 птиц.)
  2. Как узнали? (15+ 5 = 20.)
  3. Дятел хвалит вас, вы хорошо справились с заданием.

Стук дятла раздается почти в каждом лесу. Он упирается о ствол упругим хвостом, цепляется сильными когтями за кору ствола дерева и долбит дерево крепким, как долото, клювом. Затем длинным, креп ким, с зазубринками языком достает насекомых из выдолбленного отверстия. Насекомое либо прилипает к языку, который смочен липкой слюной, либо прокалывается острым концом языка. В холодное зимнее время может питаться и семенами шишек. Гнезда устраивает в дуплах сухих деревьев. Свое жилье обязательно меняет каждый год. Это очень даже устраивает белок и других птиц.

- А что вы знаете о воробьях? (Это очень дерзкая, шумная, умная птица,  которая живет и в городе, и в селе.  Чаще всего обитает рядом с жильем людей.)

-        О шустрых  маленьких   воробьях  написано  много  стихотворений, сказок, поговорок и      рассказов.      Какое    стихотворение      С.      Михалкова
вы читали в первом классе?

                                              Где обедал воробей?

                                              В зоопарке у зверей.

-        Люди наблюдали         за повадками воробьев:
                                                «Воробьи купаются в пыли – к дождю»
Часто зимой воробьи поселяются в пустующих скворечниках, весной скворцам      бывает очень трудно выдворить  оттуда новых  поселенцев.
Воробьи      птицы  очень  осторожные.  Отличаются  большой чистоплотностью.  Любят купаться в лужах. Питаются вредными насекомыми, чем приносят пользу людям.     А     вот    зимой     нуждаются     в     помощи     сами.
             -А как вы им можете помочь?

Воробьи  предлагают поиграть:   «Мы будем  улетать  и  прилетать,  только  успевай считать.»        

1. Было 29 воробьев, прилетело еще 15. Сколько стало воробьев?

 2. К кормушке     прилетело 43 воробья, 7 улетело. Сколько  птиц осталось?

 3 . К кормушке в течении дня прилетело 19 синиц, а  воробьев на  8 больше. Сколько всего птиц  питались в птичьей столовой?

IV. Работа по теме урока 1. Вступительная беседа.

        -Итак, я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес.

           Зима... Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым-бело. Вот подул ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают! на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот звездочка с шестью лучами, вот тончайшая пластинка с шесть» гранями! Беззвучно летят они в тихом воздухе над землей и падают вниз. Снежинки плывут, покачиваются, отыскивая себе дорогу на землю, та» как им мешает невидимый воздух. Хорошо прогуляться зимним днем в лесу! Стоит он, засыпанный снегом, тихий, молчаливый, только слышно, как дятел раздалбливает шишку, да снег скрепит под ногами скрип-скрип, скрип-скрип! Особенно красивы деревья в зимнем лесу) У елей и сосен могучие ветви опустились под тяжестью снега.

А вот пробежал заяц и задел нижнюю ветку, снег осыпался, а он - трусишка - пустился наутек, да и след простыл. *

                       Великолепен лес зимой! Сколько интересного можно увидеть в нем: то хитрая лисица пробежит, вынюхивая след, то белка покажется из дупла, щелкая орешки. (Учитель показывает картину Д.Я. Александрова «Зимняя сказка».)

  1. Мы     с     вами     в     зимнем     лесу.     Посмотрите,     какие     красивые     деревья,
        а на снегу видны чьи-то следы. Чьи же это следы? (загадка)
  2. Вот на поляне появился зверек. Угадайте, кто это? (Заяц.) 
  3. Летом заяц был серым, а теперь посмотрите. Что случилось с ним?

  1. Почему    ни    летом,    ни    осенью    заяц    не    запасает    корм?    Чем    он    пи тается?
  1. Где живет заяц?
  1. Зимой      заяц      легко      передвигается,      хотя      снег      в      лесу      глубокий и рыхлый.

Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег. Вот, как выглядит след зайца. (Учитель показывает картинку со следом зайца.)

Лежку заяц-беляк устраивает на открытом месте или в лесу под поваленным деревом, под пнем или кустиком: в любом из этих мест он роет ямку в снегу, забирается в нее по шею. Белая окраска шерсти помогает ему спасаться от врагов, так как он почти не заметен на фоне белого снега. Иногда зайцы зимой переселяются ближе к лесным дорогам, на которых можно подобрать клочки сена; наведываются в сады, обгрызают молодые деревья.

Существует поговорка: «Труслив, как заяц». Но заяц не труслив, он осторожен. Заяц способен дать отпор. Если его настигает пернатый хищник, он ложится на спину и отбивается сильными ударами ног.

  1.         Итак,    что    же     вы    узнали     нового    о    зайце?    Какие    изменения    в     его жизни происходят зимой? Дети    отправились    в    лес    и    взяли    с    собой    7    мелких    кочанов    капусты, а морковок на 15 больше. Сколько всего гостинцев они принесли в лес?
  2. Они ушли из леса, а угощение нашел зайчишка и стал лакомиться.
  3. Пусть он угощается, а мы  выполним пока несколько заданий по учебнику математики. (Работа по учебнику.) №1 стр. 70
  4. Но     вот     наш     зайчик     встрепенулся,     поджал     уши     и     бросился     наутек.
    Он почувствовал, что кто-то приближается. Угадайте, кто это? (слайд лисы, загадка.)

                      Хвост пушистый

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (Лиса.)

  1. Какого цвета была у лисицы окраска шерсти? (Рыжая.)
  2. Посмотрите, и зимой она осталась рыжей (не     меняет     окраску).
    К зиме у лисиц отрастает густой подшерсток, хорошо сохраняющий тепло. Тело у
    лисицы очень подвижное, оно         может выгибаться и    стлаться    по    земле,    вытягиваясь    во    время    бега.     Ноги    гибкие    и    тон кие      лапы     лисицы      обрастают      шерстью,     наружу      горчат     только     коготки.
    Животное    как    бы    обувает    валенки,    и    лапки    его    не    мерзнут    в    сильные морозы.      След      лисицы      выглядит      так.      (Картинка      со      следом      лисицы.)
    Хвост у лисицы как руль. Он управляет движением и позволяет ей делать резкие повороты
    во             время             преследования,             убегая             от             волка. Лиса по     писку,    запаху     и    шороху     находит    под    снегом     мышей,    изредка    таскает кур, домашних птиц.
  3. Почему     лиса     не     запасает     корм     ни     летом,     ни     зимой?     (Повторить
    цепочки питания: морковка - заяц - лиса.)
  4. Лиса прячется от непогоды и от врагов в норе, которую устраивает под пнями,
    корягами, поваленными деревьями.
  5. Итак, что же нового узнали о лисе?

2. Коллективная работа у доски и в тетради.

Вы помните, что заяц     убежал     с     поляны,     почуяв     лису.     Лиса     заметила    след     и    медленно     начала   двигаться     по     следу.     Внимание,     задача.
-Когда     заяц     пробежал        90 м, а лиса прошла всего 15м. На сколько больше расстояние, которое пробежал заяц, чем расстояние, которое прошла     лиса?     

Если     мы     с     вами     быстро     и     правильно     решим     задачу, то поможем зайцу убежать от лисы.

  1. Повторите условия задачи. Как его удобнее записать?
  2. Повторите вопрос.
  3. Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
  4. Запишите     решение     и     ответ.     Мы     помогли     зайцу     убежать     от     лисы.

А     вот     на     полянке     появился     другой     зверек.     Угадайте,     кто     это? (Загадка)

-        Какого цвета была белка летом? (Рыжая.)

  1. Посмотрите      на      рисунок.      Зимой      белка        серебристо-серая.      Серая белка      зимой      не      видна     среди      комков      потемневшего      снега,      лежащего на сучках деревьев.
  2. Как приготовилась к зиме, что запасла осенью белка?

- К зиме белка утеплила свое гнездо, которое служит ей надеж ной защитой во время сильных морозов и непогоды! Гнездо свое белка строит в развилках веток или дуплах деревьев. По деревьям белка пере двигается так же свободно, как по земле. Хвост у белки служит рулем и парашютом. Ее след выглядит так. (Показать рисунок следа белки.)

  1. Что же нового вы узнали о белке?
  2. Итак, вы знаете, что белка очень любит орехи. Внимание, задача
  3. У    белки    в   дупле    были    орехи.    Когда   она   съела   9    орехов,   то   у   нее осталось 36 орехов, чем она съела. Сколько орехов было в дупле?
  4. Повторите условие. Запишите.
  5. Повторите вопрос.
  6. Можем ответить на вопрос задачи?
  7. Что для этого необходимо сделать? Запишите.
  8. Решили задачу?
  9. Белка      орешки      грызла,      а      скорлупки      бросала      вниз.      Они      падали на большой сугроб. Вдруг сугроб зашевелился и послышался страшный рев.  Белка испугалась и спряталась.
  10. Кто же это так страшно ревет.
  1. Медведь,
  2. Кого разбудила белка? (Медведя.) Он         очень рассердился. Послушайте! Кажется, он
    снова уснул.
  3. Где же спит медведь? (В берлоге.)
  1. Долгую     зиму     медведь     проводит     в     берлоге.     Все     это     время     он     не употребляет пищу, а живет за счет накопленного летом и осенью жира. Чем питается осенью медведь?
  2.    Берлогу      медведь      устраивает      под      ветками      деревьев,      в      расщелинах скал.     Зимой у него     появляются     медвежата.     Говорят:      «Медведь     зимой лапу     сосет».     Почему?     Оказывается     в     феврале     с     голых     ступней     медведя сходит старая грубая кожа,а молодая, нежная и тонкая нуждается в согревании. Медведь сосет          лапу,           согревая        ногу губами и языком. Напрасно искать     зимой     следы    медведя    на    снегу.     Медведь    залегает    в     берлогу    еще до    появления    снега.    Для    него    было    бы    намного    опаснее,    если    бы    он    делал это позже. Ведь по следам легко отыскать его берлогу.
  3. Что же нового узнали о медведе?
  4. Какую      песню о медведе,      не      уснувшем      зимой,      вы      разучили на уроке музыки?

Раз морозною порой

Вдоль опушки лесной

Шел медведь к себе домой

                      В теплой шубе меховой.    

1. - Один   медведь за   лето   съел   35   кг   малины,   а   другой - на 12   кг   меньше.
   Сколько малины они съели вместе

2. - Бурый медведь забрался на пасеку и разорил 7 ульев, 1 5 ульев уцелело. Сколько всего было

      ульев на пасеке?

-        Медведь - большой любитель меда, даже укусов пчел не боится!

Это очень крупный зверь, с начала осени ему приходится заботиться о надежном убежи ще, в котором можно спокойно проспать до весны. Ведь зимой ему трудно и прокормиться, и двигаться по глубокому снегу. Но если медведь к зиме не накопит достаточное количество жира, то он не заляжет на зимнюю спячку. И тогда он бродит по лесу очень злой и опасный. Медведица залегает в берлогу вместе с однолетками-малышами, которые в зимнее время помогают следить за молодыми медвежатами. Поэтому их и называют пестунами.

-        Предлагаю сравнить числа, которые показывают, сколько жира накопили разные
медведи. (Задание берется из учебника или учитель записывает на доске следующие
числа.)        

25 кг.. .27 кг        36 кг. .33 кг         19кг. ..91кг

- Какие еще дикие животные обитают в наших лесах? (Волки.)

               - За что волков называют санитарами леса?

            - Пока волки рыщут в поисках добычи, мы с вами выполним задания из нашего

учебника «Математика». № 5 стр. 70

3. Самостоятельная работа.        

-Но и зверям, как и птицам, нередко бывает холодно. Белка не всегда находит свои
запасы, низкие деревца находятся под снегом, и зайцы не могут достать молодую кору.
Лесных зверей зимой нужно подкармливать,

  1. А чем подкармливать диких животных зимой, вы узнаете, если внимательно прочитаете и решите задачу.

        -        Лесники разложили для подкормки зверей18 кг моркови, а капусты -50 кг. На  сколько килограммов больше разложили капусты, чем моркови?
(Перед учащимися лежат карточки  с числами: 18, 32, 81, 57. Все карточки пустые, кроме № 32 - она соответствует решению задачи. С обратной стороны карточки № 32 написано: ветки лиственных деревьев, морковь, капуста. Решив правильно задачу,  дети узнают ответ  на вопрос.)


4. Работа по созданию аппликации «Дикие животные зимой в лесу».

А. Беседа.

  1. Как изменилась жизнь диких животных с приходом зимы?
  2. Какую помощь могут оказать им люди?
  1. Каких животных мы можем увидеть зимой в наших лесах?
  2. Какие изменения происходят в жизни диких животных с наступлением зимы?
    (Начинается линька, некоторые звери, насекомые, пресмыкающиеся впадают в спячку.)
  1. Какие звери на зиму запасают корм и что именно они запасают?

(Работа с шаблонами.) Обведите шаблоны понравившихся животных (шаблоны лежат на столе), вырежьте их. Как нужно правильно пользоваться ножницами? Расположите их на вашей картине в соответствии с сюжетом.

Б. Самостоятельная работа детей (индивидуальная помощь учителя).

  1. Какие признаки зимы вы заметили в лесу? (Вывод учащихся.)
    5. Завершение работы над аппликацией.
  2. Как правильно пользоваться клеем? Наклейте элементы аппликации на основу.

         -        Закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Вернемся в класс,
(Выставка работ.)

V. Итог урока.

  1. Что нового узнали?
  2. Чему научились?
  3. Чьи аппликации вам понравились более всего?

- У кого из вас появилось желание оказывать помощь в зимнее время птицам или животным?

- Каким образом вы это сможете сделать?

- Составьте несколько задач о жизни диких зверей в зимнее время?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок познания мира для 1 класса на тему: Жизнь диких животных зимой

Цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.Задачи: познакомить ребят...

Жизнь диких животных зимой

Презентация "Жизнь диких животных зимой"...

Интегрированный урок по окружающему миру и литературному чтению по программе «Начальная школа 21 века» Тема: «Жизнь диких животных зимой. Невидимые нити в зимнем лесу. Э. Шим «Всем вам крышка».

Цели данного урока -      1.Обобщение знаний детей о зиме и зимних явлениях. Формирование экологической  культуры школьников, включающей в себя знания о природе, о взаимо...

Интегрированный урок по предметам: Живой мир, Ритмика . Тема" Зима. Жизнь диких животных зимой"

Данный урок проходит в рамках учебного курса "Живой мир" 3 класс под редакцией Натальи Борисовны Матвеевой. Урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками.Цель урока: Уточнить и...

Зима.Дикие животные зимой.

Занятие в ГПД по теме :"Зима. Дикие животные зимой"(1 класс)...