Главные вкладки

    программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», 2 класс
    рабочая программа (математика, 2 класс) по теме

    программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл matematika_programma.docx27.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Математика

    Пояснительная записка

          Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

          Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геомет рический материал. При этом основу начального курса со ставляют представления о натуральном числе и нуле, о че тырех арифметических действиях с целыми неотрицательны ми числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

          Наряду с этим важное место в курсе занимает ознаком ление с величинами и их измерением.

          Курс предполагает также формирование у детей простран ственных представлений, ознакомление учащихся с различ ными геометрическими фигурами и некоторыми их свой ствами, с простейшими чертежными и измерительными при борами.

          Включение в программу элементов алгебраической про педевтики позволяет повысить уровень формируемых обоб щений, способствует развитию абстрактного мышления уча щихся.

            Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:

    развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;

    освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;

    воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

         Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:

    обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;

    создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;

    развитие творческих возможностей учащихся;

    формирование и развитие познавательных интересов.

          Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:

    сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобран ных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычисли тельных приемов на основе изученных теоретических положе ний (переместительное свойство сложения, связь между сложе нием и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);

    рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жиз ненный опыт ребенка, практические работы, различные свойст ва наглядности, подведение детей на основе собственных наблю дений к индуктивным выводам, сразу же находящим примене ние в учебной практике;

    система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Трениро вочные упражнения рационально распределены во времени. Зна чительно усилено внимание к практическим упражнениям с раз даточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.

         Ведущие принципы обучения математике в младших классах – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка не обходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реали зации дифференцированного подхода в обучении.

         Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспе чивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответ ствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).

         Уделяя значительное внимание формированию у учащих ся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного ма териала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явле ниями. Этим целям отвечает не только содержание, но и сис тема расположения материала в курсе.

         Важнейшее значение придается постоянному использова нию сопоставления, сравнения, противопоставления связан ных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.

         Концентрическое построение курса, связанное с последо вательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебно го материала и создает хорошие условия для совершенство вания формируемых знаний, умений и навыков.

         Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отноше ний) – важнейшего метода математики.

         Развитие интереса к предмету реализуется в через методи ческую систему, предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, ис пользуются дидактические игры. Широко представлены упражнения, но сящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно услож няющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содер жание которых определяется требованиями программы. Наряду с реше нием готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятель ное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алго ритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотре нии таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.

          Курс является нача лом и органической частью школьного математического об разования.

          Содержание курса математики позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемыми  в начальной школе (русский язык, окружающий мир, технология).

           Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя, с одной стороны, применять в новых условиях знания, умения и навыки, приобретаемые на уроках математики, а с другой – уточнять и совершенствовать их в ходе практических работ, выполняемых на уроках по другим предметам.

    Тематический план

    2 класс (136 ч)

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    В том числе на:

    Примерное количество часов на самостоя-тельные работы

    практичес-

    кие

    работы

    контроль-ные

    работы

    1

    Числа от 1 до 100. Нумерация

    17

    2

    2

    3

    2

    Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание

    71

    3

    6

    17

    3

    Числа от 1 до 100. Умножение и деление

    40

    3

    9

    4

    Итоговое повторение

    8

    1

    2

    Итого

    136

    5

    12

    31

    Содержание тем учебного курса

    2 класс (136 ч)

    Числа от 1 до 100. Нумерация (17 ч)

    Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Обра зование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.

    Сравнение чисел.

    Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.

    Соотношения между ними.

    Длина ломаной.

    Периметр многоугольника.

    Единицы времени: час, минута. Соотношение между ни ми. Определение времени по часам с точностью до минуты.

    Монеты (набор и размен).

    Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвест ного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.

    Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.

    Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).

    Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (71 ч)

    Устные и письменные приемы сложения и вычитания чи сел в пределах 100.

    Числовое выражение и его значение.

    Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).

    Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для ра ционализации вычислений.

    Взаимосвязь между компонентами и результатом сложе ния (вычитания).

    Проверка сложения и вычитания.

    Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.

    Уравнение. Решение уравнения.

    Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 способом подбора.

    Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

    Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.

    Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.

    Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.

    Числа от 1 до 100. Умножение и деление (40 ч)

    Конкретный смысл и названия действий умножения и де ления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).

    Названия компонентов и результата умножения (деле ния), их использование при чтении и записи выражений.

    Переместительное свойство умножения.

    Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.

    Порядок выполнения действий в выражениях, содержа щих 2 – 3 действия (со скобками и без них).

    Периметр прямоугольника (квадрата).

    Решение задач в одно действие на умножение и деление.

    Итоговое повторение (8 ч)

    Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.

    Решение задач изученных видов.

    Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

    2 класс

    Контрольные работы:

    входная

    текущие и тематические:

    Числа от 1 до 100. Нумерация.

    Устное сложение и вычитание в пределах 100.

    Буквенные выражения. Уравнения.

    Письменные приемы сложения и вычитания в пределах 100.

    Сложение и вычитание в пределах 100. Решение составных задач.

    Решение задач на умножение и деление.

    Табличное умножение и деление на 2 и на 3.

    итоговые (1, 2, 3 учебные четверти и в конце года)

    Практические работы:

    Единицы длины. Построение отрезков заданной длины.

    Монеты (набор и размен).

    Сумма и разность отрезков.

    Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты.

    Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    2 класс

    Обучающиеся должны знать:

    названия и последовательность чисел от 1 до 100;

    названия компонентов и результатов сложения и вычита ния;

    правила порядка выполнения действий в числовых выра жениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

    названия и обозначение действий умножения и деления;

    таблицу сложения однозначных чисел и соответствую щие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.

    Обучающиеся должны уметь:

    читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

    находить сумму и разность чисел в пределах 100: в бо лее легких случаях устно, в более сложных – письменно;

    находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

    решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;

    чертить отрезок заданной длины и измерять длину дан ного отрезка;

    находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехуголь ника).

    Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

    Особенности организации контроля по математике

    Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в уст ной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже од ного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Жела тельно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторон няя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать нату ральные числа, умения находить площадь пря моугольника и др.).

    Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических прове рок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с мно гозначными числами, измерение величин и др.

    Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью ко торых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каж дый из которых содержит 30 примеров (соот ветственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение та кой работы отводится 5-6 минут урока.

    Итоговый контроль по математике прово дится в форме контрольных работ комбиниро ванного характера (они содержат арифметиче ские задачи, примеры, задания геометрическо го характера и др.). В этих работах сначала от дельно оценивается выполнение задач, приме ров, заданий геометрического характера, а за тем выводится итоговая отметка за всю работу.

    При этом итоговая отметка не выставляет ся как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

    Оценивание письменных работ

    В основе данного оценивания лежат следую щие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

    Ошибки:

    вычислительные ошибки в примерах и задачах;

    ошибки на незнание порядка выполнения арифмети ческих действий;

    неправильное решение задачи (пропуск действия, не правильный выбор действий, лишние действия);

    не решенная до конца задача или пример;

    невыполненное задание;

    незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих за висимостей, лежащих в основе выполнения за дания или используемых в ходе его выполнения;

    неправильный выбор действий, операций;

    неверные вычисления  в случае, когда цель задания - проверка вычислительных уме ний и навыков;

    пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;

    несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выпол ненным действиям и полученным результатам;

    несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара  метрам.

    Недочеты:

    неправильное списывание данных (чи сел, знаков, обозначений, величин);

    ошибки в записях математических терми нов, символов при оформлении математичес ких выкладок;

    неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычисли тельных умений и навыков;

    нерациональный прием вычислений.

    недоведение до конца преобразований.

    наличие записи действий;

    неправильная постановка вопроса к действию при ре шении задачи;

    отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

    Оценивание устных ответов

    В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правиль ность, обоснованность,  самостоятельность, полнота.

    Ошибки:

    неправильный ответ на поставленный во прос;

    неумение ответить на поставленный во прос или выполнить задание без помощи учителя;

    при правильном выполнении задания не  умение дать соответствующие объяснения.

    Недочеты:

    неточный или неполный ответ на постав ленный вопрос;

    при правильном ответе неумение само стоятельно или полно обосновать и проиллюс трировать его;

    неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

    медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;

    неправильное произношение математи ческих терминов.

    За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

    За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

    Характеристика цифровой оценки (отметки)

    «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

    «4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

    «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

    «2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

    Оценка письменных работ по математике.

    Работа, состоящая из примеров

    «5» – без ошибок.

    «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки.

    «3» – 2 – 3 грубых и 1 – 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.

    «2» – 4 и более грубых ошибки.

    Работа, состоящая из задач

    «5» – без ошибок.

    «4» – 1 – 2 негрубые ошибки.

    «3» – 1 грубая и 3 – 4 негрубые ошибки.

    «2» – 2 и более грубых ошибки.

    Комбинированная работа

    «5» – без ошибок.

    «4» – 1 грубая и 1 – 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.

    «3» – 2 – 3 грубых и 3 – 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.

    «2» –  4 грубых ошибки.

    Контрольный устный счет

    «5» – без ошибок.

    «4» – 1 – 2 ошибки.

    «3» – 3 – 4 ошибки.

    «2» – более 3 – 4 ошибок.

    Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

     Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

    Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ученому курсу «Математика» (автор:М.И. Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой) для 1 класса

    Рабочая программа по математике составлена на основе ФОГС, примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы М.И.Моро, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волков...

    Рабочая программа учебного курса по математике (авторы М.И. Моро, М.А. Бантова,Г.В. Бельтюкова,С.И. Волкова, С.В. Степанова)УМК «Школа России»1-4 класс

    Рабочая прграмма по математике для 1-4 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

    Программа по математике по УМК "Школа России" авторов М.И. Моро, Ю.М.Колягина, М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1 – 4 классы»

    Рабочая программа предмета «Математика» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для ...

    Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 1 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС.

    Календарно - тематическое планирование по математике разработано  на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...

    Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 2 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

    Календарно - тематическое планирование  по  математике  составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего...

    Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 3 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

    Календарно - тематическое планирование составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для о...

    Календарно - тематическое планирование по математике УМК "Школа России" 4 класс, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с ФГОС

    Календарно - тематическое планирование  составлено на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике...


     

    Комментарии

    программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», 2 класс