Урок математики во 2 классе "Умножение и деление на 2. Половина числа"
план-конспект урока математики (2 класс) по теме

Урок по УМК "Начальная школа XXI века". Урок проводился на район. Получил положительный отклик со стороны коллег.Урок способствовал расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому применению таблицы умножения, перестановки множителей, нахождению половины числа. А так же совершенствал навыки  решения задач. Формировал и корректировал универсальные учебные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkryt_urok_matem.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока математики во 2 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Урок провела учитель начальных классов Сергиево-Посадского района МОУ «НОШ № 13» Терентьева Светлана Александровна.

Тема: «Умножение и деление на 2 .Половина числа».

Цели:1. Закреплять у обучающихся умения реализовывать способы действия, помогающие вывести таблицу умножения и деления на 2.Научить находить половину числа.

Способствовать расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому применению таблицы умножения, перестановки множителей, нахождению половины числа. Совершенствование навыков решения задач. Формирование и коррекция универсальных учебных действий.

2. Развивать самоконтроль, самооценку учебной деятельности. Развивать логическое мышление, умение рассуждать.

Способствовать формированию универсальных учебных действий.

3. Воспитывать интерес к изучению математики.

Оборудование :индивидуальные карточки, индивидуальные фишки, таблица умножения; компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация; учебник «Математика. 2 класс» Н.В.Рудницкой, Т.В.Юдачевой.

                                    Ход урока.

I.Мотивирование к учебной деятельности. ( 2 мин.)

1)Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ли правильно глядят?

(Слайд 1)

- Ребята, сегодня для нашего класса почтальон принёс открытку. Но это открытка не простая – это ПРИГЛАШЕНИЕ! Я знаю, вы все любите мультфильмы, а сегодня нас приглашают к себе наши старые знакомые из Простоквашино.

2)-Что мы будем там делать, вы мне скажете сами, когда послушаете стихотворение.

(Слайд 2)

Гриб помножим на сосну.

Лист помножим на весну,

Тёплый ветер-на зерно,

Землянику-на звено.

Множим солнце на лучи

Всех мальчишек-на мячи,

Всех девчонок на хи-хи,

Всех поэтов-на стихи.

Множим крыши на людей,

А метро-на лошадей,

Голубей-на чердаки,

Поваров – на черпаки.

Выйдут тысячи чудес,

Выйдет лес до небес,

Города, моря, поля,-

Выйдет целая Земля! (Будем заниматься умножением)

II. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном  действии и актуализация знаний. (3 мин.)

(Слайд 3)

- Посмотрите, на нашем пути – поляна. Это не простая поляна, чтобы ее перейти, нам нужно ответить на несколько вопросов.

1) Блицопрос .      

- Сколько вершин у треугольника? (3)

- Сколько вершин получится, если я отрежу у треугольника один угол? (Четыре)

- Как называется четырёхугольник, у которого все стороны равны? (Квадрат)

-Что такое периметр? (Сумма длин всех сторон многоугольника)

-Как называются числа при сложении? (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)

-Как называется результат, полученный при сложении? (Сумма)

- Молодцы, справились с заданиями! Отправляемся дальше.

(Слайд 4)

- Посмотрите, кто это к нам спешит с письмом? (почтальон Печкин)

- Ребята, у него в конверте есть для нас задание. Посмотрите.

2)Распредели данные выражения на две группы

7+8+8+7=

17+13+4+4+4=

2+2+2+2+2=

9+6+6+6+6=

5+5=

1+2+3+4+4+1=

9+9+9+9+9+9+9+9+9+9=

(Слайд 5)

-Почему вы выражения из третьей, пятой и седьмой строчек объединили в одну группу?

- Проверьте правильность своих рассуждений.

-Найдите значения последнего  выражения, работая в парах. Я вам даю целую минуту на вычисления!

III.Выявление места и причины затруднения. (2 мин.)

-Кому было очень трудно?

-В чём затруднение? ( очень долго считать)

- А я знаю ответ! Получится 90. Что мне помогло, как выдумаете?

-Когда нам в жизни приходится складывать несколько раз одни и те же числа? (например,  чтобы узнать стоимость нескольких одинаковых предметов )

-Вот и в жизни считать долго, покупая несколько одинаковых предметов , нескольких килограммов продуктов и др.

-Какая будет у нас цель? (облегчить задачу)

- Для этого мы должны отправиться дальше.

IV.Постановка проекта выхода из затруднения. (10 ми.)

1) - Какой знак для нас пока еще является новым? (Знак умножения)

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать всё целый час!

-Что показывает первое число при умножении? (какое число складываем)

-Что показывает второе число? (сколько раз складываем первое число)

-Что такое умножение? (замена суммы одинаковых слагаемых)

- Назовите правильно компоненты при умножении. (Первый множитель, второй множитель, произведение).

(Слайд 6, 7)

2) –Обратите внимание вот на эти выражения: 2х5  и  5х2.(2х5=10,5х2=10)

-Что заметили?

-Почему результат одинаковый? (переместительное свойство умножения: от перестановки множителей произведение не меняется)

- Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

Работа в тетрадях.

- Какое сегодня число?

- Какую работу мы выполняем? (Классную работу)

- Запишите это в тетрадях.

- Ребята, дяде Федору в школе дали задание решить задачу, давайте поможем ее решить.

1) Учебник математики (часть 1) стр.82 №8

В каждый из 6 кувшинов налили 2 стакана молока. Сколько молока в этих кувшинах?

-Как узнать?(можно снова долго складывать, прибавляя к каждому полученному числу по 2, а можно умножить)

-Как  можно решить данную проблему легче и быстрее? (Умножением)

- Какое решение мы запишем? (2х6=12 (ст.)-молока. Ответ: 12 стаканов молока всего.)     Молодцы! Наше путешествие продолжается!

(Слайд 8)

- Ребята, к себе в гости нас приглашают Шарик и Гаврюша. Они очень любят играть. И предлагают вместе с ними поиграть в медвежат.

Физминутка (1 мин.)

V. Реализация построенного проекта. (10 мин.)  (задачи на карточках)

- Ребята. Пока мы играли, почтальон Печкин принес каждому из вас еще задания. Они лежат у вас на столах. Карточка №1.

Задача №1.

-Мама купила 3 пакета макарон по 2 кг в каждом. Как узнать, сколько килограмм макарон всего купила мама в трёх пакетах?(2+2+2=6 (кг), 2х3=6( кг))

(Ученики записывают после разбора на доске решение задачи в тетради)

Задача №2.

-Мама купила 6 кг гречневой крупы. Половину крупы мама положила в шкаф. Сколько килограммов гречневой крупы мама положила в шкаф? Выполните задание, используя фишки.

( чтобы разделить 6 на2, учащиеся раскладывают фишки на 2 кучки по одной, пока не будут разложены все фишки)

-Сколько фишек получилось в каждой из двух кучек?(по 3)

-Разделив 6 фишек на две части поровну, вы нашли половину числа. (6:2=3 (кг) – макарон)

(Ученики записывают после разбора на доске решение задачи в тетради)

- Как найти половину числа? (Спрашиваю нескольких учеников)

3)Чтение правила в учебнике на стр. 83     (как вывод выше сказанному)

(Если разделить число на 2, то можно найти его часть – половину числа.

Чтобы найти половину какого-нибудь числа, надо это число разделить на 2.)

4) –Как, используя таблицу умножения на 2,можно 6:2=?

(деление связано с умножением, если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель) (Ответ: 3)

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)

 Учебник математики (часть 1) стр.82рубрика «Обрати внимание!»  (учащиеся по цепочке объясняют, проговаривая вслух, как найти значение выражений на умножение и деление, пользуясь таблицей умножения)

2х2=      2х4=      2х6=      2х8=

4:2=      2:8=       12:2=      16:2=

2х3=      2х5=      2х7=       2х9=

6:2=      10:2=     14:2=      18:2=

(Слайд 9)

- Ребята, Шарик и Гаврюша снова предлагают нам вместе с ними поиграть, теперь в мышек.

Физминутка (1 мин.)

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  (5 мин.)

(Слайд 10, 11)

- А теперь мы с вами пришли в гости к другому персонажу. Кто это?

- Ребята, у кота Матроскина тоже есть для вас свои задания. У вас на столах лежат Карточки №2. Выполните их самостоятельно. (Читаю задания для каждой группы)

Задания по группам на карточках.

«Красные»

1)Соединить суммы с произведениями и с ответом.

2+2+2+2             5х2       10

5+5                      4х2       8

4+4                      2х4        6

2+2+2                  2х3        8

«Зеленые»

2) Найти ошибки и исправить.

-Правильно ли сумму заменили умножением?

2+2+2+2=2х2

5+5=5х3

4+4=2х4

2+2+2=3х2

«Синие»

2) Вставить пропущенные числа.

2+2+2+2=?х4

5+5=5х?

4х?=8

?+?+?=2х?

Даю индивидуальную карточку для самого слабого ученика и, пока остальные дети решают самостоятельно, я оказываю помощь этому ученику.          

  5х2       10

  4х2        8

  2х4        6

  2х3        8

(после выполнения  дети в парах занимаются взаимопроверкой, после этого сверяют свои работы с эталоном на слайде)

VIII.Включение в систему знаний и повторение. (3 мин.)

(Слайд 12)

- Ребята, все коты достаточно хитры, вот и Матроскин приготовил для вас еще одно задание. Его тоже вы должны выполнить самостоятельно.

Работа для групп. Задание для «красных» и «зелёных». Работа в рабочей  тетради(№1) .№125 с.40.

- Что делает каждая из «машин»? (Первая умножает каждое число на 2, вторая «машина» делит каждое число на 2).

«Красные» - записываете результаты вычислений умножения чисел на 2.

«Зелёные»  и «Синие» - записываете результаты вычислений деления чисел на 2.

(Пока дети работают самостоятельно, помогаю слабому ученику справиться с заданием)

Вызываю 1 ученика из «зеленой» группы, который решает первое задание и 1 ученика из «синей» группы, который решает второе задание. Ученики работают на закрытой стороне доски – самостоятельно.

(После выполнения  дети в парах занимаются взаимопроверкой и при помощи сигнального хлопка проверяют работу, сверяя ее с работой, которую выполняли дети

у доски).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин.)

-Что было интересного на уроке?

-Что нового узнали?

-Где можно использовать полученные знания?

-Что нужно сделать каждому из вас, чтобы достичь лучших результатов?

X.Итог. (1 мин.)

- Молодцы! Справились со всеми заданиями, а теперь посмотрите, что будет задано на дом.

(Слайд 13)

Д/з: в рабочих тетрадях №124, 128,  таблица на 2.

- А нам пора прощаться с героями мультфильма.

- Они нам говорят: «До встречи в Простоквашино!»

- Наше путешествие подошло к концу. Урок окончен. Спасибо всем за урок.

Дополнительный материал.

Решение задачи в рабочей  тетради(№1) № 123

Надо разложить 12 кусочков сахара в стаканы по 2 кусочка. Сколько потребуется стаканов? Закрась их.

(Учащиеся выполняют задание практически, «раскладывая» кусочки сахара по стаканам, изображая квадратиками кусочки сахара в каждом стакане по 2. Всё это проговаривается вслух.)

Каким действием можно решить эту задачу? (учащиеся проговаривают вслух и записывают решение 12:2=6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме :"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа.

Урок математики по технологии здоровьесберегающих технологий В. Базарного...

Технологическая карта по математике по теме: "Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа"

Технологическая карта по математике по теме: "Умножение числа  2 и деление на 2. Половина числаУмножение числа  2 и деление на 2. Половина числа"Тип урока: Урок открытия новых знан...

Конспект урока математики "Умножение числа2 и деление на 2. Половина числа"

Конспект урока математики для 2 класса по УМК "Начальная школа 21ё века"...

Конспект урока математики "Умножение числа2 и деление на 2. Половина числа"

Конспект урока математики для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

Презентация к уроку математики во 2 классе на тему: ""Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа действием делением"

Данная презентация была составлена как дополнение к уроку  № 1  из раздела "Таблица умножения однозначных чисел" . Предназначена для использования на отдельных этапах урока: при оф...


 

Комментарии

молодец!!!