Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников на примере занятия по математике «Таблицы»
методическая разработка по математике по теме
Занятие в школе будущего первоклассника.
Тема: ТАБЛИЦЫ
Цель: Формировать у детей предпосылки УУД
Задачи:
1) сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице;
2) развивать счетные умения, умение определять и называть форму, цвет и размер плоских геометрических фигур, пользоваться пространственными отношениями «слева» − «справа», «вверху» − «внизу»;
3) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством учителя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, синтез, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие и коммуникативные способности, инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 138.5 КБ |
![]() | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование предпосылок универсальных учебных действий
у дошкольников на примере занятия по математике «Таблицы»
Занятие 14
Тема: ТАБЛИЦЫ
Цель: Формировать у детей предпосылки УУД
Задачи:
1) сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице;
2) развивать счетные умения, умение определять и называть форму, цвет и размер плоских геометрических фигур, пользоваться пространственными отношениями «слева» − «справа», «вверху» − «внизу»;
3) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством учителя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;
4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, синтез, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие и коммуникативные способности, инициативность.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
Таблица № 1 для задания 4.1:
к к к к с с с с з з з з | |||
Рис. 6
Раздаточный:
- Таблицы к заданию 2.1 такие же, как демонстрационные (рис. 6), но меньшего размера.
- Геометрические фигуры: по 3 круга, квадрата и треугольника одного размера трех цветов − красного, синего и зеленого.
- На группу из 8 человек по 4 одинаковых карточки с ритмичным узором двух видов, например:
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. В какую именно мы отправимся страну – пусть это пока останется тайной. Жителям этой страны требуется наша помощь. Чтобы узнать, на каком средстве передвижения мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку:
- это транспортное средство прямоугольной формы,
- летает по воздуху,
- бывает только в сказках (если дети затрудняются, можно подсказать, что на нём летал Алладин). (Ковёр-самолёт)
Дети усаживаются на подготовленный «ковёр-самолёт» и произносят вместе с педагогом волшебные слова:
Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.
- Чтобы вы не заскучали, пока мы будем лететь, я загадаю вам загадки (отгадки – геометрические фигуры, лежат в конверте).
- Нет углов у меня,
А похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня. (круг - синий) - Три мои стороны
Могут разной быть длины.
Где стороны встречаются –
Угол получается.
Что же вышло, посмотри!
Ведь углов-то тоже три. (треугольник - зелёный)
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины. (квадрат - красный)
- Молодцы, все загадки отгадали, и мы приземляемся. Как вы думаете, в какой стране мы оказались? Мы прибыли в страну Геометрических Фигур. Я вижу загадочный конверт, хотите узнать, что в нём?
В конверте фигуры в беспорядке маются –
И в вашей помощи нуждаются.
- Хотите помочь жителям Геометрической страны? Сможете это сделать? Садитесь на свои места.
(Детям раздаются карточки из конверта: нужно отыскать квадраты, круги и треугольники: квадраты раскрасить красным цветом, круги – синим, треугольники – зелёным.)
- Проверка: сравни работу на доске с работой на листочке
Каких фигур больше? На сколько? Поровну? Докажи.
- Сегодня у жителей страны геометрических фигур праздник – они получили квартиры в новом доме. Жители просят вас помочь им вселиться в новый дом.
– Поможем жителям Геометрической страны?
Актуализация знаний.
2.1. Игра «Дом».
Дидактические задачи:
1) актуализировать представления детей о подъездах и этажах многоэтажного дома;
2) тренировать счетные навыки, мыслительные операции анализ, сравнение, развивать внимание.
- Это новый дом, в котором жители получили квартиры.
– Сколько в доме этажей? (Три.)
– Покажите верхний, средний, нижний этаж.
Дети должны провести пальцем по каждой строке.
– Сколько на каждом этаже квартир? (Три.)
– Покажите все квартиры, расположенные друг под другом в первом (втором, третьем) подъезде.
Дети должны провести пальцем по каждому столбцу.
- Сколько всего квартир в доме?
- Подсобное помещение и чердак пока не достроены и заколочены (показывает на полоски, закрывающие первый столбец и первую строку).
- Перед домом собрались новые жильцы (показывает на геометрические фигуры). Какие геометрические фигуры вы узнали? Покажите мне круг, треугольник, квадрат.
- Сколько их? Посчитайте.
- Хватит ли для них квартир в доме? Почему ты так решил?
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Дом» (продолжение).
Дидактические задачи:
1) создать мотивационную ситуацию для обозначения расположения предметов в пространстве с помощью таблицы;
2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление.
- Каждый житель получил отдельную квартиру.
– Заселите народ по квартирам. Разложите фигуры в свободные клетки кто как захочет.
- Всех жителей расселили?
- Разложили вещи новые жильцы, и вышли погулять по своему району, посмотреть, где находится магазин, почта, детский сад. Уберите фигуры с таблицы и перемешайте их.
– Пора возвращаться домой. Каждая фигура должна оказаться именно в той квартире, в которую вселилась вначале.
– Смогли ли вы помочь жителям найти свои квартиры? (Нет.)
– Почему не смогли? (Потому что не запомнили, где кто поселился.)
− Значит, что нам надо сделать? (Так расселить жителей, ПАУЗА чтобы запомнить, кто где живет.)
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Дом» (продолжение).
Дидактические задачи:
1) сформировать представления о таблице, строке, столбце, опыт использования таблиц, познакомить со словами, определяющими положение предметов на плоскости;
2) закрепить способ действий: «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику», сформировать положительный опыт применения этого способа;
3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
– Попробуем сами придумать?
− Предложите, как можно расселить жителей, чтобы каждый мог без труда найти свою квартиру.
Выслушиваются все предложения детей, воспитатель побуждает их высказывать свои мысли, идеи, поощряет инициативу и любое позитивное изменение детей в этом плане, вовлекает тех, кто ведет себя пассивно.
– Молодцы! Теперь давайте внимательно посмотрим, чем они похожи? (Размером.)
– А чем отличаются жильцы нового дома? (Цветом и формой.)
– По какому признаку можно разделить всех жителей? (Жителей можно разделить по цвету и по форме.)
− Разделите их на группы по цвету.
Дети образуют группы красных, синих и зеленых фигур.
– Куда вы поселите красные фигуры?
Выслушиваются все предложения детей.
- Разложите красные фигуры на верхнем «этаже», синие – на среднем, а зеленые – на нижнем
– Как теперь можно сказать, где живут красные, синие, зеленые фигуры? (Они живут на верхнем, среднем, нижнем этажах.)
- Ребята, давайте откроем подсобное помещение (сдвинуть полоску слева от квартир).
– Как вы думаете, о чем говорит красное, зеленое, синее солнышко, стоящее в начале этажа? (Оно говорит о том, что на верхнем этаже должны жить только красные фигуры, на среднем − синие, а на нижнем − зеленые фигуры.)
- Проверьте, так ли у вас?
Дети в ходе беседы проводят пальцем по строке.
- Откройте чердак (сдвинуть полоску вверху дома).
– О чем говорят фигуры, нарисованные наверху?
Дети под руководством учителя приходят к выводу о том, что в «квартирах» друг под другом (то есть в одном подъезде) живут одинаковые по форме фигуры.
- У вас так живут фигуры? Расселите жильцов правильно.
Дети самостоятельно раскладывают фигуры по столбцам.
к к к к с с с с з з з з | |||
- Сравните работу на слайде и у себя. У кого так же? Молодцы!
Такой дом называется таблицей, этажи (показывает) называются строками (первая, вторая, третья), а подъезды (показывает) – столбцами (первый, второй, третий).
Строки в таблице располагаются слева-направо, а столбы – сверху-вниз.
– На какой строке расположены зеленые, красные, синие фигуры? (На 3, 1, 2 строке.)
– В каком столбце расположены квадраты, треугольники, круги? (Во 2, 3, 1 столбце.)
− Смогли вы придумать, как расселить жителей? (Да.)
таблица помогает нам расположить предметы в определенном порядке.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
5.1. Игра «Новоселье». Друзья
Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение, творческие способности.
учитель собирает детей около себя.
– Как вы думаете, какие чувства испытывают люди, которые вселились в новый дом? Они все подружились и решили отпраздновать новоселье.
Выслушиваются все ответы детей
Песня Друзья
- Я предлагаю вам вместе с жителями отпраздновать новоселье. Я включаю музыку, пока она звучит – вы танцуете. Как только музыка прекращается, вы расселяетесь по квартирам, образуете группы по столько человек, сколько я назову. (по 2, по 6, все в одну квартиру)
5.2. Игра «Кто где живет».
Дидактические задачи:
1) тренировать умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов, различать изученные геометрические фигуры;
2) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление.
- Занимайте свои места.
-Утром все жители нового дома расходятся на работу, в школу, в детский сад. Уберите фигуры с таблицы.
– Первым домой с работы вернулся красный круг. Возьмите названную фигуру и положите её в нужную клетку. (1 у доски)
- «возвращается с рынка» – зелёный треугольник
- приехал и командировки – синий квадрат
- пришел и поликлиники – зелёный круг
- вернулись из школы – красный квадрат
- синий треугольник
- зелёный квадрат
- прибежали из д/с – красный треугольник
- синий круг
- Всем жителям мы помогли вернуться в свои квартиры? Молодцы.
5.3. Игра «Друзья».
Дидактические задачи:
1) тренировать умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов, различать изученные геометрические фигуры;
2) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление, воображение, речь.
- Ребята, а у вас есть друзья? А вы ходите к ним в гости? И уже знаете куда? Не потеряетесь?
- Вот и к нашим новосёлам в гости пришли друзья: Посмотрите – кто это? (Жёлтый овал и голубой прямоугольник)
- Послушаем их.
Овал: - Здравствуйте ребята!
Пр.: - Мы пришли в гости к своим друзьям.
Овал: - В каком доме они живут, мы помним, а этаж и квартиру забыли.
Пр.: - Вы нам поможете?
Овал: Мой друг – красный квадрат. (1 строка, 2 столбик)
Пр.: А мой друг – зелёный треугольник (3 строка, 3 столбик)
Овал: - Спасибо, ребята
Пр. – Теперь мы обязательно встретимся со своими друзьями.
5.4. Игра «Деление на пары».
Дидактические задачи: развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности.
- Ребята, подойдите все ко мне.
- Обычно после въезда в новую квартиру люди делают ремонт. Жители страны геометрических фигур просят вас помочь выложить плиткой пол в ванной комнате. Поможем?
-Работать будем бригадой по 2 человека. Для того чтобы организовать бригаду, каждый из вас получает карточку, на которой изображен определенный рисунок, и ищет человека, у которого рисунок точно такой же.
Так как у 4 детей одинаковые карточки, а собраться надо по 2 человека, то может возникнуть затруднение, которое дети должны преодолеть самостоятельно.
- Разбивайтесь на пары и занимайте любую парту для работы.
5.5. Игра «Ремонт».
Дидактические задачи: тренировать счетные умения, развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности.
- Жители просят выложить пол в ванной комнате по такому образцу как на ваших карточках. Нужно выложить один узор на двоих. Ни одной плитки остаться не должно.
Детям предоставляется самостоятельность.
Задание проверяется индивидуально у каждой пары детей. Если какая-то пара детей выполнила задание быстрее остальных, то можно попросить их помочь другой бригаде.
– Сколько красных (желтых) плиток вам понадобилось? Сколько всего плиток в узоре?
- Давайте построим еще 1 домик для будущих жильцов страны геометрических фигур. У каждого из вас лежат фигуры - составьте картину из ваших фигур по образцу.
- Почему 1 фигуры не хватило?
-Размещаю солнце и тучку.
5.Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.
Ну что же, ребята, пора возвращаться в школу. Усаживайтесь на ковер-самолет. Полетели.
Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждёт нас школа, детский сад
Дорогих своих ребят.
- Приземляемся. И вот мы снова в школе.
– Где вы сегодня побывали?
– Кому и чем смогли помочь?
- Какое настроение после путешествия?
Если хорошее, то подойдите к солнышку и погрейте ладошки его лучами, а если вам грустно и у вас испортилось настроение после занятия – то подойдите к тучке.
- Спасибо за работу?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335507-1383726903.jpg)
тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-335507-1383726903.jpg)
«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/05/picture-929648-1496654413.jpg)
Формирование личностных универсальных учебных действий на примере занятия- практикума.
Выступление на городском педагогическом совете "Формирование универсальных учебных действийкак приоритетная задача развития личности гимназиста"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/11/picture-1099852-1547226378.jpg)
Презентация "Формирование предпосылок универсальных учебных действий ребенка"
Совместная деятельность педагогов по формированию УУД. Интерактивные формы работы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/05/picture-1098096-1546664339.jpg)
Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/18/picture-1340107-1626593922.jpg)
Выступление на методическом объединении: Формирование регулятивных универсальных учебных действий при помощи интеграции учебных дисциплин математики и технологии.
Регулятивные универсальные учебные действия:· Целеполагание ·...