Формирование предпосылок универсальных учебных действий у дошкольников на примере занятия по математике «Таблицы»
методическая разработка по математике по теме

Семеркина Ольга Николаевна

Занятие в школе будущего первоклассника.

Тема: ТАБЛИЦЫ

Цель: Формировать у детей предпосылки УУД

Задачи:

1) сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице;

2) развивать счетные умения, умение определять и называть форму, цвет и размер плоских геометрических фигур, пользоваться пространственными отношениями «слева» − «справа», «вверху» − «внизу»;

3) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством учителя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, синтез, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие и коммуникативные способности, инициативность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_zanyatie_na_seminar.doc138.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_seminaru_doshkolnikov_moya.ppt2.24 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование предпосылок универсальных учебных действий

у дошкольников на примере занятия по математике «Таблицы»

Занятие 14

Тема: ТАБЛИЦЫ

Цель: Формировать у детей предпосылки УУД

Задачи:

1) сформировать представление о таблице, строке и столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таблице;

2) развивать счетные умения, умение определять и называть форму, цвет и размер плоских геометрических фигур, пользоваться пространственными отношениями «слева» − «справа», «вверху» − «внизу»;

3) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством учителя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику»;

4) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, синтез, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, творческие и коммуникативные способности, инициативность.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

Таблица № 1 для задания 4.1:

к

к

к

к

с

с

с

с

з

з

з

з

Рис. 6

Раздаточный:

  1. Таблицы к заданию 2.1 такие же, как демонстрационные (рис. 6), но меньшего размера.
  2. Геометрические фигуры: по 3 круга, квадрата и треугольника одного размера трех цветов − красного, синего и зеленого.
  3. На группу из 8 человек по 4 одинаковых карточки с ритмичным узором двух видов, например:

Ход занятия:

1.        Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

- Ребята, вы любите путешествовать?

- Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. В какую именно мы отправимся страну – пусть это пока останется тайной. Жителям этой страны требуется наша помощь. Чтобы узнать, на каком средстве передвижения мы будем путешествовать, нужно отгадать загадку:

- это транспортное средство прямоугольной формы,

- летает по воздуху,

- бывает только в сказках (если дети затрудняются, можно подсказать, что на нём летал Алладин). (Ковёр-самолёт)

Дети усаживаются на подготовленный «ковёр-самолёт» и произносят вместе с педагогом волшебные слова:

Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждут нас испытания,
Сложные задания.

- Чтобы вы не заскучали, пока мы будем лететь, я загадаю вам загадки (отгадки – геометрические фигуры, лежат в конверте).

  1. Нет углов у меня,
    А похож на блюдце я,
    На тарелку и на крышку,
    На кольцо и колесо.
    Кто же я такой, друзья?
    Назовите вы меня.
    (круг - синий)
  2. Три мои стороны
    Могут разной быть длины.
    Где стороны встречаются –
    Угол получается.
    Что же вышло, посмотри!

      Ведь углов-то тоже три. (треугольник - зелёный)


  1. Он давно знакомый мой,
    Каждый угол в нём прямой.
    Все четыре стороны
    Одинаковой длины.
    (квадрат - красный)

- Молодцы, все загадки отгадали, и мы приземляемся. Как вы думаете, в какой стране мы оказались? Мы прибыли в страну Геометрических Фигур. Я вижу загадочный конверт, хотите узнать, что в нём?

В конверте фигуры в беспорядке маются –
И в вашей помощи нуждаются.

 

- Хотите помочь жителям Геометрической страны? Сможете это сделать? Садитесь на свои места.

(Детям раздаются карточки из конверта: нужно отыскать квадраты, круги и треугольники: квадраты раскрасить красным цветом, круги – синим, треугольники – зелёным.)

- Проверка: сравни работу на доске с работой на листочке

Каких фигур больше?  На сколько? Поровну? Докажи.

- Сегодня у жителей страны геометрических фигур праздник – они получили квартиры в новом доме. Жители просят вас помочь им вселиться в новый дом.

– Поможем жителям Геометрической страны?

  1. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Дом».

Дидактические задачи: 

1) актуализировать представления детей о подъездах и этажах многоэтажного дома;

2) тренировать счетные навыки, мыслительные операции анализ, сравнение, развивать внимание.

- Это новый дом, в котором жители получили квартиры.

Сколько в доме этажей? (Три.)

– Покажите верхний, средний, нижний этаж.

Дети должны провести пальцем по каждой строке.

– Сколько на каждом этаже квартир? (Три.)

– Покажите все квартиры, расположенные друг под другом в первом (втором, третьем) подъезде.

Дети должны провести пальцем по каждому столбцу.

- Сколько всего квартир в доме?

- Подсобное помещение и чердак пока не достроены и заколочены (показывает на полоски, закрывающие первый столбец и первую строку).

- Перед домом собрались новые жильцы (показывает на геометрические фигуры). Какие геометрические фигуры вы узнали? Покажите мне круг, треугольник, квадрат.

- Сколько их? Посчитайте.

- Хватит ли для них квартир в доме? Почему ты так решил?

3.        Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Дом» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для обозначения расположения предметов в пространстве с помощью таблицы;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление.

- Каждый житель получил отдельную квартиру.

– Заселите народ по квартирам. Разложите фигуры в свободные клетки кто как захочет.

- Всех жителей расселили?

- Разложили вещи новые жильцы, и вышли погулять по своему району, посмотреть, где находится магазин, почта, детский сад. Уберите фигуры с таблицы и перемешайте их.

– Пора возвращаться домой. Каждая фигура должна оказаться именно в той квартире, в которую вселилась вначале.

– Смогли ли вы помочь жителям найти свои квартиры? (Нет.)

– Почему не смогли? (Потому что не запомнили, где кто поселился.)

                  − Значит, что нам надо сделать? (Так расселить жителей, ПАУЗА                                         чтобы запомнить, кто где живет.)

4.        Открытие нового знания.

4.1. Игра «Дом» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) сформировать представления о таблице, строке, столбце, опыт использования таблиц, познакомить со словами, определяющими положение предметов на плоскости;

2) закрепить способ действий: «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику», сформировать положительный опыт применения этого способа;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.

– Попробуем сами придумать?

− Предложите, как можно расселить жителей, чтобы каждый мог без труда найти свою квартиру.

Выслушиваются все предложения детей, воспитатель побуждает их высказывать свои мысли, идеи, поощряет инициативу и любое позитивное изменение детей в этом плане, вовлекает тех, кто ведет себя пассивно.

– Молодцы! Теперь давайте внимательно посмотрим, чем они похожи? (Размером.)

– А чем отличаются жильцы нового дома? (Цветом и формой.)

– По какому признаку можно разделить всех жителей? (Жителей можно разделить по цвету и по форме.)

− Разделите их на группы по цвету.

Дети образуют группы красных, синих и зеленых фигур.

– Куда вы поселите красные фигуры?

Выслушиваются все предложения детей.

- Разложите красные фигуры на верхнем «этаже», синие – на среднем, а зеленые – на нижнем

– Как теперь можно сказать, где живут красные, синие, зеленые фигуры? (Они живут на верхнем, среднем, нижнем этажах.)

- Ребята, давайте откроем подсобное помещение (сдвинуть полоску слева от квартир).

– Как вы думаете, о чем говорит красное, зеленое, синее солнышко, стоящее в начале этажа? (Оно говорит о том, что на верхнем этаже должны жить только красные фигуры, на среднем − синие, а на нижнем − зеленые фигуры.)

- Проверьте, так ли у вас?

Дети в ходе беседы проводят пальцем по строке.

 - Откройте чердак (сдвинуть полоску вверху дома).

– О чем говорят фигуры, нарисованные наверху?

Дети под руководством учителя приходят к выводу о том, что в «квартирах» друг под другом (то есть в одном подъезде) живут одинаковые по форме фигуры.

- У вас так живут фигуры? Расселите жильцов правильно.

Дети самостоятельно раскладывают фигуры по столбцам.

к

к

к

к

с

с

с

с

з

з

з

з

- Сравните работу на слайде и у себя. У кого так же? Молодцы!

Такой дом называется таблицей, этажи (показывает) называются строками (первая, вторая, третья), а подъезды (показывает) – столбцами (первый, второй, третий).

Строки в таблице располагаются слева-направо, а столбы – сверху-вниз.

– На какой строке расположены зеленые, красные, синие фигуры? (На 3, 1, 2 строке.)

– В каком столбце расположены квадраты, треугольники, круги? (Во 2, 3, 1 столбце.)

− Смогли вы придумать, как расселить жителей? (Да.)

таблица помогает нам расположить предметы в определенном порядке.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

              5.1. Игра «Новоселье». Друзья

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать воображение, творческие способности.

учитель собирает детей около себя.

– Как вы думаете, какие чувства испытывают люди, которые вселились в новый дом? Они все подружились и решили отпраздновать новоселье.

Выслушиваются все ответы детей

Песня Друзья

- Я предлагаю вам вместе с жителями отпраздновать новоселье. Я включаю музыку, пока она звучит – вы танцуете. Как только музыка прекращается, вы расселяетесь по квартирам, образуете группы по столько человек, сколько я назову. (по 2, по 6, все в одну квартиру)

5.2. Игра «Кто где живет».

Дидактические задачи:

1) тренировать умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов, различать изученные геометрические фигуры;

2) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление.

- Занимайте свои места.

-Утром все жители нового дома расходятся на работу, в школу, в детский сад. Уберите фигуры с таблицы.

– Первым домой с работы вернулся красный круг. Возьмите названную фигуру и положите её в нужную клетку. (1 у доски)

- «возвращается с рынка» – зелёный треугольник

- приехал и командировки – синий квадрат

- пришел и поликлиники – зелёный круг

- вернулись из школы – красный квадрат

- синий треугольник

- зелёный квадрат

- прибежали из д/с – красный треугольник

- синий круг

- Всем жителям мы помогли вернуться в свои квартиры? Молодцы.

5.3. Игра «Друзья».

Дидактические задачи:

1) тренировать умение пользоваться таблицей, определять цвет предметов, различать изученные геометрические фигуры;

2) тренировать мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление, воображение, речь.

- Ребята, а у вас есть друзья? А вы ходите к ним в гости? И уже знаете куда? Не потеряетесь?

- Вот и к нашим новосёлам в гости пришли друзья: Посмотрите – кто это? (Жёлтый овал и голубой прямоугольник)

- Послушаем их.

Овал: - Здравствуйте ребята!

Пр.: - Мы пришли в гости к своим друзьям.

Овал: - В каком доме они живут, мы помним, а этаж и квартиру забыли.

Пр.: - Вы нам поможете?

Овал: Мой друг – красный квадрат. (1 строка, 2 столбик)

Пр.: А мой друг – зелёный треугольник (3 строка, 3 столбик)

Овал: - Спасибо, ребята

Пр. – Теперь мы обязательно встретимся со своими друзьями.

5.4. Игра «Деление на пары».

Дидактические задачи: развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности.

- Ребята, подойдите все ко мне.

- Обычно после въезда в новую квартиру люди делают ремонт. Жители страны геометрических фигур просят вас помочь выложить плиткой пол в ванной комнате. Поможем?

-Работать будем бригадой по 2 человека. Для того чтобы организовать бригаду, каждый из вас получает карточку, на которой изображен определенный рисунок, и ищет человека, у которого рисунок точно такой же.

Так как у 4 детей одинаковые карточки, а собраться надо по 2 человека, то может возникнуть затруднение, которое дети должны преодолеть самостоятельно.

- Разбивайтесь на пары и занимайте любую парту для работы.

5.5. Игра «Ремонт».

Дидактические задачи: тренировать счетные умения, развивать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности.

- Жители просят выложить пол в ванной комнате по такому образцу как на ваших карточках. Нужно выложить один узор на двоих. Ни одной плитки остаться не должно.

Детям предоставляется самостоятельность.

Задание проверяется индивидуально у каждой пары детей. Если какая-то пара детей выполнила задание быстрее остальных, то можно попросить их помочь другой бригаде.

– Сколько красных (желтых) плиток вам понадобилось? Сколько всего плиток в узоре?

- Давайте построим еще 1 домик для будущих жильцов страны геометрических фигур. У каждого из вас лежат фигуры - составьте картину из ваших фигур по образцу.

- Почему 1 фигуры не хватило?

-Размещаю солнце и тучку.

5.Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Ну что же, ребята, пора возвращаться в школу. Усаживайтесь на ковер-самолет. Полетели.

Ковёр-самолёт,
Отправляйся в полёт.
Ждёт нас школа, детский сад
Дорогих своих ребят.

- Приземляемся. И вот мы снова в школе.

– Где вы сегодня побывали?

– Кому и чем смогли помочь?

- Какое настроение после путешествия?

Если хорошее, то подойдите к солнышку и погрейте ладошки его лучами, а если вам грустно и у вас испортилось настроение после занятия – то подойдите к тучке.

- Спасибо за работу?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в ходе использования технологии «обучение в сотрудничестве» на примере изучения раздела учебника литературного чтения в 3 классе «Жизнь дана на добрые дела»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯкурсов повышения квалификациина основе Именного образовательного чека по программе«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российск...

Формирование личностных универсальных учебных действий на примере занятия- практикума.

Выступление на городском педагогическом совете "Формирование универсальных учебных действийкак приоритетная задача развития личности гимназиста"...

Презентация "Формирование предпосылок универсальных учебных действий ребенка"

Совместная деятельность педагогов по формированию УУД.  Интерактивные формы работы...

Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в рамках предмета «Немецкий язык» на примере материала учебника для 4 класса И. Л. Бим, Л. И. Рыжовой «Немецкий язык. Первые шаги»

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий очень важно добиться, чтобы ученики начальной школы  учитывали позицию собеседника, организовывали и осуществляли сотрудничество с ...