Скорость время и расстояние
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Белова Лариса Викторовна

интегрированный урок (математика и ОБЖ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matemat_i_obzh.doc672.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ средняя общеобразовательная школа № 5

г. Егорьевск

Класс: 4 – в

Классный руководитель: Белова Л. В.

   

Тема: «Скорость, время, расстояние. Задачи на движение. Закрепление».

Интеграция: математика и ОБЖ.

   Цели урока: закрепить навык решения задач на движение; способствовать развитию логического мышления; организовать социально-прикладное применение научных знаний для разрешения практических проблем; углублять знания, навыки безопасного поведения на дороге, развивать навыки правильной оценки дорожной ситуации и принятия правильного быстрого решения.

Оборудование: таблица по правилам дорожного движения, карточки обратной связи, карандаши, линейки, магнитофон, доски.

Ход урока:

1. Организационный момент

Начитается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять.

Будем правильно считать.

 - Кто из вас сегодня по дороге в школу переходил дорогу или переезд?

 - Как вы себя вели при переходе дороги?  - Кто вас сопровождал при переходе через улицу

     2.  Актуализация знаний.

- Я сегодня наблюдала такую ситуацию: по улице ехал длинный «двухвагонный» автобус. На заднем окне автобуса было объявление «Вынос прицепа - 1,5 метра». Дима пропускал автобус, стоя на рассто янии 1 м от края проезжей дороги. Нарушал ли он правила дорожного движения? (Да, так как при заносе автобуса, его мог бы сбить прицеп.)

-        Скорость легкового автомобиля 60 км/ч, а скорость грузовика -
30 км/ч. Во сколько раз скорость грузовика меньше скорости легкового автомобиля?

-        Грузовик едет по первой полосе, а автомобиль по второй. Какое
транспортное средство представляет большую опасность для ученика,
решившего перебежать дорогу перед идущим транспортом?
(Легко
вой автомобиль опаснее, так как едет быстрее, и водитель может
не увидеть из-за грузовика перебегающего дорогу школьника.)

  1. В каких единицах измеряются: расстояние, время движения тел,
    скорость движения тел?
  2. Объясните значение понятия «средняя скорость».
  3. Как найти скорость, зная расстояние и время движения?
  4. Как найти расстояние, зная скорость и время?

-        Как найти время движения, зная скорость и расстояние?
- Ширина проезжей части дороги 15 м. Скорость движения

школьников 50 см/с. Успеют ли дети, идущие в колонне, перейти до рогу по зеленому свету светофора, если длина колонны школьников 10 м, а сигнал горит 20 с. Как должны идти дети?

1) 15+ 10 = 25 (м)-путь, который должен пройти последний уче ник в колонне;

2) 2500 : 50 = 50 (с) - нужно для того, чтобы вся колонна прошла через проезжую часть дороги.

Ответ: за 20 с вся колонна не сможет перейти через дорогу, поэтому нужно идти с флажками и сопровождающими.

 3. Постановка темы урока.

- Кто из вас догадался, над чем мы с вами будем работать сегодня   на уроке? (Решать задачи на движение и говорить о правшах до рожного движения.)

-А с какой целью взрослые постоянно напоминают детям об этих самых правилах движения?        

Шагая осторожно,
За улицей следи -
И только там, где можно,
Ее переходи!

И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить, зевая!

Нельзя считать ворон!


4.  Работа над темой урока

1. Решение задач на движение.

         а) На переднем сиденье рядом с водителем ребенок может сидеть

только с 12 лет. При этом он обязательно должен быть пристегнут

ремнем безопасности. Сколько времени вам еще нужно ждать, пока

водители разрешат вам ездить на переднем сиденье автомобиля?

        б) Ширина проезжей части дороги 18 м. Зеленый сигнал светофора горит 20 с. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с того момента, как светофор загорелся, чтобы пройти дорогу без аварийной ситуации? (18 м = 180 дм; 180 : 20 = 9 дм/с, то есть 90 см/с что составляет примерно 2 шага ребенка.)

        в) Машина - это транспортное средство. Какие виды транспорта

(

вы знаете? (Пассажирский,грузовой.)

2. Чтение текста с листа вслух цепочкой.

 (Текст заранее набран на компьютере, можно использовать мультимедиа-экран.)

« Современное развитие науки, техники и производства привело тому, что на улицах появилось большое количество автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств. По этой причине возросло количество дорожно-транспортных происшествий, в результате которых ежедневно гибнут, получают увечья различной степени тяжести сотни людей, в том числе и дети. Среди постра давших каждый седьмой школьного возраста.

Чаще всего в числе пострадавших школьников оказываются мальчики. А среди младших школьников мальчики получают травмы различной тяжести в 5 раз чаще девочек.

     Исследования показывают, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:

  1. неумение оценивать дорожную обстановку;
  2. незнание мер обеспечения безопасного движения;
  3. отсутствие навыков выполнения действий по безопасному

         дви жению;

  1. нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежения ими;
  2. подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице;
  3. неосознанное подражание другим лицам, нарушающим правила безопасности движения.

А в результате можно увидеть такую страшную трагедию:


                              Сигналы, крики то и знай:

Машины - прямо на трамвай,

Трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину...

О. Бедарев

  1. Кому из вас приходилось видеть дорожно-транспортное происшествие?
  2. Какое впечатление после этого осталось?
  3. Какие выводы вы можете сделать для себя?
  4. Назовите причины дорожно-транспортных происшествий.

5.        Физкультминутка

Учитель переходит в другую часть классной комнаты, где обозначена проезжая часть улицы и пешеходный переход. Учащимся среднего; ряда предлагается сесть за руль своего автомобиля (лицом к спинке стула), а учащимся 1-го и 3-го ряда (их по 5 человек) занять места у перехода с противоположных сторон улицы, им следует вручить флажки.

6.        Продолжение работы по теме урока

- В микрорайоне нашей школы нет светофоров. Регулировать до рожное движение будет Вадим. Ему вручается жезл. Мальчик подает сигнал остановки едущим автомобилям и разрешает переход двум 1 группам учащихся. Затем сигнал восстановления движения, остановки.

Закрепление:

А. Повторяется правило перехода улицы в случае отсутствия све тофора, правило «трех кругов» светофора.

Б. По таблице повторяется тормозной путь транспортных средств в зависимости от скорости движения и состояния проезжей части,

-        Дети, вы всегда должны помнить о том, что в зимнее время
и дождливую погоду тормозной путь транспортных средств сильно увеличивается. Из-за скользкой дороги автомобилю очень трудно резко остановиться. И сколько бы ни жал на тормоза водитель, на скользкой  поверхности колеса будут продолжать движение вперед.

7. Самостоятельная работа.

-        Запишите решение задачи:

  1. Мотоциклист едет со скоростью 72 км/ч, а скорость велосипе диста на спортивном велосипеде на 54 км/ч меньше. Во сколько раз  скорость велосипедиста меньше скорости мотоциклиста? Кому из них  легче остановиться и почему?

-        Каким образом мы узнаем, во сколько раз одно число больше
другого?

- А всегда ли можно на глаз определить, сможем перебежать дорогу (этого вообще делать не следует) перед идущим транспортом или (?) Объясните свои ответы.

       - Следующая задача поможет нам с осторожностью относиться к транспорту, который останавливается перед переходом, который называем «зеброй». Прочитайте задачу, записанную на доске.

         «На расстоянии 18 м от пешеходного перехода одновременно затормозили два легковых автомобиля. Тормозной путь одного составил 15 метров, а второго - на 5 м больше. Кто из водителей нарушил правила движения и почему? (15 + 5 = 20 (м). 18 м < 20 м. Первый автомобилист тормозил и остановился за 3 м до пешеходного перехода, а второй автомобилист на 2 м заехал на пешеходную дорожку. Он мог сбить шедших no ней людей.)

  -  При сухой погоде тормозной путь автомобиля составляет 23 м, .при гололеде он увеличивается до 69 м. Во сколько раз увеличивается тормозной путь во время гололеда? Во сколько раз опаснее перебегать улицу в гололед перед идущим транспортом?

 - Соблюдать правила дорожного движения необходимо всегда, только так можно избежать опасности для своего здоровья и здоровья других людей. А еще нужно помнить,

 что ответственность за про исшедшую аварию в таком случае несут родители ребенка, нарушившего правила дорожного движения.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем,
        Азбукой улиц,
 проспектов, дорог,
        Город дает нам
 все время урок.

        Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
        

Чтоб не случилась с тобою беда.


 - Это стихотворение Я. Пишумов написал для того, чтобы дети помнили правила дорожного движения и почаще обращали внимание на знаки дорожного движения. (Учитель открывает стенд со знаками дорожного движения, а дети отвечают, что они обозначают.)

  1. На какие группы делятся все знаки дорожного движения?
    (Предупреждающие, запрещающие и разрешающие. Еще есть знаки, дорожного движения, которые указывают на сервисные услуги, ко торыми можно воспользоваться по пути движения транспорта.)
  2. Какие правила дорожного движения вы знаете?
  3. О правилах движения Я. Пишумов написал даже «Песенку о правилах». Сейчас я вам прочту отрывок из этого стихотворения, а вы затем ответите на вопрос, почему правила движения нужно знать так же хорошо, как и таблицу умножения?

.. .Как таблицу умноженья, как урок,

Помни правила движенья назубок!

Помни правила движенья,

Как таблицу умноженья,

Знай всегда их назубок.

По городу, по улице

Не ходят просто так;

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

                       Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила,

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!

VII. Итог урока

  1. Кто сегодня оказался самым внимательным пешеходом; водителем?
  2. Какое задание понравилось?
  3. Какой прибор в автомобиле служит для измерения скорости движения? Как найти скорость движения?

Используемая литература:

1. О. Е. Жиренко, Л. А. Обухова «Интегрированные уроки

     1 – 4 классы» - М., «Вако», 2008 г.

2. П. Г. Кулагин.  Межпредметные связи в обучении. – М., 1981г



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговые тесты - необходимый набор знаний к концу 3 четверти в 4 классе (понятия скорость, время, расстояние, взаимосвязь, единицы измерения, односложные задачи на скорость, простейшие примеры на вычисления)

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию тесты, в которых собраны 30 вопросов, примеров и задач (односложных), с которыми ученики, оцениваемые на "удовлетворительно", предпоаложительно должны спра...

Открытый урок по математике 4 класс тема «Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи в таблице». УМК "Гармония"

Цель:  Познакомить детей с понятием «скорость»; научиться записывать единицы скорости; записывать задачу на движение одного тела в таблице; сравнивать скорости различных тел в разных ...

Конспект урока "Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи" 4 класс УМК "Гармония"

Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи...

Конспект урока "Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи" 4 класс УМК "Гармония"

Единицы скорости. Взаимосвязь величин: скорость, время, расстояние. Запись текста задачи»...

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между величинами: расстояние, скорость, время

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между величинами: расстояние, скорость, время...

Презентация к уроку математики 4 класс "Скорость, время и расстояние"

Цели данного урока:сформировать представление о новой величине «скорость» и единицах ее измерения;выявить зависимость между величинами, характеризующими движение тел – скоростью, вре...

Контрольная работа по математике 4 класс по темам "Скорость, время, пройденное расстояние" и "Умножение на числа, оканчивающиеся нулями"

Контрольная работа по математике представлена в 2 вариантах, в каждом варианте 6 заданий. 4 задания основные и 2 дополнительные (повышенный уровень)...