Задача и ее компоненты
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Петренко Галина Александровна

На уроке дети знакомятся с задачей и ее компонентами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1kl.ur_.matem_..doc49.5 КБ
Office presentation icon prezentaciyazadacha.ppt484 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики.

1 –в класс по программе «Школы России»

Учитель: МБОУ «СОШ № 7» г. Мегион, п.Высокий

                 Петренко Галина Александровна

Тема: « Задача и ее компоненты»

Цели: познакомить с понятием «задача» и ее компонентами  (условие, вопрос, решение,      

           ответ);

           развитие умения сравнивать, анализировать, планировать, оценивать учебные

            действия в соответствии с поставленной задачей;

           оперировать математическими терминами;

            работать в паре.

                                                    Ход урока:

I.Организационный момент:

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть зима морозом в окна дышит.

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит!

 (Будем добрыми и внимательными друг другу.)

II.Актуализация знаний:

Перед нами зимний лес, но попасть в него можно только пройдя «Геометрический лабиринт» (1 слайд – зимний лес)

1.Упражнение на память и внимание «Геометрический лабиринт»

(Учитель показывает геометрические фигуры, ученики запоминают фигуру, цвет, количество, а затем отвечают на вопросы: какая фигура была первой, сколько всего фигур, какого цвета треугольник и т.д.)

2.Молодцы! Хорошо справились с заданием. И попали в зимний лес, встречает вас, а кто нужно отгадать загадку:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка

Пушистый хвост – краса.

Кто же это?  (картинка лисы на доску)

Хитрая лиса приготовила для вас задание и говорит, что первоклассники с ним не справятся, попробуем? (да).

( У каждого ученика карточка с примерами. Решить самостоятельно – взаимопроверка

5+1=      7-2=     9-2=     3-2=      4-2=      1+2=     3+1=    (Зажечь солнышко соседу по парте, если все примеры решены правильно): 6  5  7  1  2   3   4)

3.Расставьте числа  ответы в порядке убывания, если выполните верно, узнаем слово отгадку:

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется ….   (медведь)

III.Самоопределение к деятельности:

Медведь огромное дикое животное, пищи ему надо  много. Однажды он пошел на базар и купил свёклы и капусты, а когда возвращался, сочинил два рассказа и очень просит вас ребята, чтобы вы помогли ему понять какой текст можно поместить в учебник  «Математика», а какой в учебник «Окружающий мир».

Будьте внимательны, слушаем.(1 слайд: рисунок и тексты)

- На базаре купили 3 свёклы и 2 кочана капусты.

Сколько всего овощей купили?

- На базаре купили 3 свёклы и 2 кочана капусты.

Овощи очень полезные.

 Как вы думаете, какой текст медведь может поместить в учебник «окружающий мир»?(второй текст, так как в нем говориться о пользе фруктов).        

Как вы думаете, какой из этих текстов медведь может поместить в учебник «Математика» и почему? (Первый текст, так как в нем есть вопрос, для ответа на который нужно выполнить вычисления)

- Кто догадался, как называется такой текст на языке математики? (задача)

- Кто может сказать, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (предположения детей)

- Что можно узнать о задаче? (Какой текст называется задачей, из каких элементов состоит задача; 2 слайд - задача).

IV.Работа по теме урока

  1. Знакомство со структурой задачи.

- Что известно в задаче?( На базаре купили 3 свёклы и 2 кочана капусты.)

На языке математики это называется – условием задачи. (3 слайд – условие задачи)

- Что нужно узнать? (Сколько всего овощей купили?)

- На языке математики – это вопрос задачи. (4 слайд – вопрос задачи).

- Сосчитайте, сколько овощей купили. (3+2=5- овощей купили, 5 слайд – решение задачи).

- Еще раз прочитайте вопрос задачи и ответьте  на него. (6 слайд – ответ задачи -5 овощей)

Назовем все элементы задачи: условие, вопрос, решение, ответ.(рисунок домика прикрепляем на доску – Условие –фундамент

                                           Вопрос – стены

                                           Решение – крыша

                                           Ответ  - труба

Какой текст можно назвать задачей? (есть условие и вопрос).

  1. Работа по учебнику с.88

- Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условие задачи?

(это то, что нам известно)

- Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи?

(это то, о чем нас спрашивают, что нужно узнать)

- Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили сложением. (Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать.)

Прочитайте ответ задачи.

V.Физминутка.

VI.Закрепление изученного материала.

1.Проверять ваши знания будет, а кто узнаете, отгадав загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Шуба для зимы – другого цвета. (на доску – картинку зайца)

2.По рисунку зайчика нужно составить задачу (7 слайд рисунок 4 яблока и 3 груши)

Ученик составляет задачу, а остальные контролеры  проверяют наличие в задаче условия и вопроса и оценивают ответ ученика.

Дополнительно:  (2 ученика работают по карточкам самостоятельно:

Прочитай задачи. Подчеркни условие задачи -  синим карандашом, а вопрос задачи -красным карандашом:

В  гараже 3 грузовые машины и 4 легковые. Сколько машин в гараже?

Сколько всего грибов нашла Таня, если у неё в корзинке 3 боровика и 5 маслят?

Фронтальная проверка выполнения задания и коллективная оценка.

Молодцы, справились с заданием зайчика. Что помогло выполнить задание?

(Мы хорошо знаем, что такое задача и её элементы)

Так это или нет, решил проверить еще один лесной житель:

3.Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает. (на доску – картинку воробья)

В задании воробья нужно соединить части задачи с названием теоретической части задачи,  найти пару, а раз найти пару воробей просит вас поработать в парах:

Условие                          5-3=2

Вопрос                            У лены было 5 пряников. Она съела 3 пряника.

Решение                          2 пряника.

Ответ                               Сколько пряников осталось у Лены?

(самоконтроль по образцу)

VII. Рефлексия учебной деятельности: Ответить на вопросы

Что я узнал?

Какое задание было интересным?

Какое задание было трудным?

Что помогло справиться с заданием?

VIII. Попробуйте дома с мамой или папой составить одну задачу на сложение, одну на вычитание:

Что нужно знать при выполнении задания? (части задачи)

IX. Итоговый контроль:

Ваши знания по теме урока решила проверить лесная жительница, а кто узнаем, отгадав загадку:

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет. (на доске картинка сороки)

Сорока составила тексты и просит внимательно слушать, если текст задача ставим  знак «+» если текст не задача ставим знак «-«: ( один ученик работает на закрытой доске, для выполнения самопроверки):

  1. На ветке сидело 3 снегиря и 4 синицы. Сколько птиц сидело на ветке?
  2. В пенале 6 цветных карандашей и 2 простых.
  3. Когда мы пойдем в кино?
  4. Нашли 7 грибов. Из них 4 гриба пожарили. Сколько грибов осталось?
  5. Сколько всего котят у кошки, если у нее 2 белых и 3 пестрых котенка?
  6. Ира прыгнула на скакалке 5 раз, а Таня 4 раза. Кого из девочек позвали домой?

(запись ученика на доске открывается: +  -  -  + + - )

X. Итог: Какие лесные жители вас встретили?

               Сорока и воробей, к какой группе животных относятся?

                Поднимите руки у кого возле дома висят кормушки для птиц?

                Для чего их развешивают?            (8 слайд – Спасибо за урок!)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

На базаре купили три свеклы и два кочана капусты. Сколько всего овощей купили? На базаре купили три свеклы и два кочана капусты. Овощи очень полезные.

Слайд 3

Задача На базаре купили три свеклы и два кочана капусты. Сколько всего овощей купили?

Слайд 4

Задача Условие: На базаре купили три свеклы и два кочана капусты.

Слайд 5

Задача Вопрос: Сколько всего овощей купили?

Слайд 6

задача Решение 3 + 2 = 5 (ов.)

Слайд 7

Задача Сколько всего овощей купили? Ответ: 5 овощей

Слайд 8

Задача Условие Вопрос Решение Ответ

Слайд 9

В гараже 3 грузовые машины и 4 легковые. Сколько машин в гараже? Сколько всего грибов нашла Таня, если у неё в корзинке 3 боровика и 5 маслят?

Слайд 10

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики во 2 классе. Тема: Закрепление. Решение задач. Название компонентов и результатов умножения.

Тема урока:  Закрепление. Решение задач. Название компонентов и результатов умножения.В процессе изучения данной темы у учащихся формируется навык устных вычислений, умение решать задачи. Формиру...

Занимательные задачи по математике с региональным компонентом для младших школьников

Занимательные задачи по математикеС региональным компонентом для младших школьников...

Разработка урока по математике с использованием регионального компонента Тема: Решение задач. Как получить недостающие данные (3 класс, . УМК «Перспективная начальная школа»)

Данный урок проводится в 3 классе при изучении темы "Решение задач с недостающими данными" (УМК "Перспективная начальная школа"  Математика.3 класс: учебник: в 2ч./ А.Л.Чекин. - М.:Академкнига/Уч...

задачи с краеведческим компонентом

задачи с краеведческим компонентом...

Правила "Компоненты сложения и вычитания. Св-ва сложения. Нахождение компонентов. Действия при решении задач", 2 класс

Правила "Компоненты сложения и вычитания. Св-ва сложения. Нахождение компонентов. Действия при решении задач", 2 класс. Информация взята из интернет-источников....

Задача и её компоненты.

Задача и её компоненты....

Сборник практических задач с региональном компонентом

В сборнике представлены метапредметные задачи по математике с краеведческим содержанием....