Урок математики, 3 класс, система Занкова
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

 

На протяжении всего урока дети овладевали универсальными учебными действиями. Выделяли необходимую информацию. Самостоятельно создавали алгоритм деятельности. Строили логические цепочки рассуждений, стараясь полно и точно выражать свои мысли.  Выполняли логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, устанавливали  аналогии. Выбирали способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Рефлексировали способы действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc109 КБ
Office presentation icon moy_urok_3_klass.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  математики. 3 класс.

Тема: Внетабличные  случаи  деления  двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.

Цели:

1) познакомить учащихся с приёмом деления многозначных чисел  на однозначное  число путём разложения делимого на разрядные слагаемые, составить алгоритм выполнения данного способа деления, применять алгоритм при решении примеров и задач; закреплять умение решать  текстовые задачи с использованием новых знаний и преобразовывать их в зависимости от конкретных условий;

2) создавать условия для  самостоятельной организации  собственной учебной деятельности , для овладения общеучебными  универсальными  действиями;

3) воспитывать интерес к математике.

Тип урока:  урок изучения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения:

  1. словесный;
  2. наглядный;
  3. практический;
  4. проблемный;
  5. игровой.

Материально-техническое оснащение урока:  компьютерная презентация урока, раздаточный материал с математическими заданиями, «судовой» журнал, сигнальные карточки, учебник математики  (И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская,

 3 класс).

                                                             Ход урока.

  1. Организационный момент.

(Видео  морского прибоя)

          Если  ты хорошенько прислушаешься, то можешь услышать, как волны   накатываются на берег. Быть может, сначала шум моря слышится где-то далеко, однако постепенно звук накатывающейся на берег воды становится всё громче и громче… Затем волна откатывается обратно… потом снова бросается на берег и снова отступает…  Пусть волны смоют и унесут твои заботы и всё, что тебя напрягает. И подобно тому, как волны разглаживают песок на берегу, они могут сделать твой ум спокойным и ясным.

     - Сегодня я предлагаю отправиться в учебное морское путешествие.  

- Все ученики класса - члены экипажа корабля. У каждого на парте судовой журнал, который вы будете заполнять после каждого задания.

  1. Актуализация знаний.

-Чему учились на предыдущем уроке математики? (делить круглые числа на однозначное число)

-Кто чувствует себя в этом уверенно?

- Внимание! Проверка готовности экипажа к самостоятельному плаванию!

Математический диктант.

-Поставьте значок на квадратике с правильным ответом, а букву этого квадратика выпишите.  

  1. 90 разделить на 3
  2. Делимое 100, делитель 2. Чему равно значение частного?
  3. Раздели 48 десятков на 6
  4. Во сколько раз число 240 больше числа 4?
  5. Число 80 уменьши в 2 раза
  6. Какое число надо умножить на 2, чтобы получилось 140?

-Какое слово получилось? (Вперёд)

Сверка с экраном.

-Сделайте отметку в судовом журнале.

3. Создание проблемной ситуации.

-Вперёд, друзья! Наш корабль вышел в открытое море.  (в парах)

                            1 ряд       2 ряд        3 ряд

                                    36:4          45:9          49:7

                                    63:9          24:3          18:9

                                    42:7          84:4          27:3

                                    39:3         12:3           86:2

-Что можете сказать об этих частных?

-Сравните частные. Что в них одинакового? Что разного? (в отдельную группу выделяют внетабличные случаи деления)

Озвучивание своих наблюдений и выводов.

-Сделайте вывод: 1-ая группа – табличное деление, (согласие - несогласие показывают карточкой)

2-ая группа - внетабличное деление.

4. Формулирование темы и цели урока.

-Сформулируйте тему нашего урока.

Внетабличные  случаи деления двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.

- Сделайте отметку в судовом журнале.

- Как мы будем строить свою работу?

- Итак, сегодня мы рассмотрим один из способов внетабличного деления  двузначных и трёхзначных чисел  на однозначное число.  Разработаем алгоритм деления таких чисел на однозначное число. Будем пользоваться разработанным алгоритмом.

5. Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

№ 181 (п.4), стр.82 – дети комментируют вслух приём деления многозначного числа на однозначное

-Внимательно рассмотрите и объясните приём деления.

6. Выведение алгоритма.

-делимое заменяем суммой разрядных слагаемых

-каждое слагаемое делим по отдельности

-результаты складываем

6. Первичное закрепление.

-Найдите значения частных с экрана.

(Кто первый решил – КАПИТАН. Он готов оказать помощь тем, кто нуждается в дополнительном объяснении)

- …, …, …, готовы оказать помощь. Обращайтесь.

- Трое человек работают у доски. Сверка с доской. (аплодисменты – правильному решению)

ВЫВОД: Получилось, потому что знаем алгоритм.

-Сделайте отметку в судовом журнале.

Физминутка для глаз.

-Внимание! Объявляется учебная тревога! Шторм!!! Отказали бортовые компьютеры! Экипаж переходит на ручное управление.

7. Выполнение задания с проговариванием в громкой речи.

С.82, №81 (п.5,6) - выполнить с комментированием вслух.

-Сделайте отметку в судовом журнале.

Сделайте вывод: Алгоритм деления двузначного и трёхзначного числа абсолютно одинаков.

  1. Закрепление

- Шторм разметал  спасательные шлюпки. Их надо вернуть на свое места, на борт корабля.

669:3(223)          468:2(234)         936:3(312)

-Заполняем судовой журнал.

-Ну вот, последствия шторма устранены.

Релаксация «Встреча с рыбкой»

Приглашаю всех в кают-кампанию.

  1. Решение задачи.

В трёх больших  наборах с ёлочными украшениями 96 шаров, а в одном маленьком наборе 15 шаров. На сколько шаров меньше в маленьком наборе, чем в большом?

 - Какое правило необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Какие данные необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Какое из этих данных известно? Какое надо узнать?

- Задача простая или составная?

  1. Решите задачу.

96:3=32 (ш.) – в 1 большом наборе

31-15=17 (ш.) – меньше в 1 маленьком наборе наборе

- Сделайте отметку в судовом журнале.

Карточка-инструкция: (слабым)

  1. Сначала узнай сколько шаров в 1 большой коробке.
  2. Потом  ответь на вопрос задачи. (Вспомни правило: чтобы узнать насколько больше или меньше, надо … )
  3. Попробуй записать решение задачи сложным выражением

- Сделайте отметку в судовом журнале.

  1. Подумай, как изменить вопрос задачи, чтобы решение не изменилось?

Твой вопрос совпадает с моим?

 – «На сколько больше шаров в большой коробке?»

Реши новую задачу.

- Сделайте отметку в судовом журнале.

Разный уровень:

  1. Попробуй записать решение задачи сложным выражением.

96:3-15=17 (ш.)

  1. Подумай, как изменить вопрос задачи, чтобы решение не изменилось? Реши новую задачу.
  2. Измени условие задачи так, чтобы она стала проще. Реши её.

В одном большом наборе 32 шара,  а в одном маленьком наборе 15 шаров. На сколько шаров меньше в маленьком наборе, чем в большом?

32-15=17 (ш.) – меньше в 1 маленьком наборе

  1. Измени условие задачи так, чтобы она стала сложнее.

В трёх больших  наборах с ёлочными украшениями 96 шаров, а в двух маленьких наборах 30 шаров. На сколько шаров меньше в маленьком наборе, чем в большом?

96:3=32 (ш.) – в 1 большом наборе

30:2=15 (ш.) – в 1 маленьком наборе

32-15=17 (ш.) – меньше в1 маленьком наборе

96:3-30:2=17 (ш.)

- Обратите внимание на ответы задач.

-Что вы можете сказать об ответах решённых задач? Почему?

9. Проговаривание вслух хода работы над задачей.

-Давайте  ещё раз восстановим в памяти все изменения, которые мы использовали в задаче:

  1. Изменяли вопрос, чтобы решение не изменилось
  2. Изменяли условие задачи, чтобы она стала проще
  3. Изменяли условие задачи, чтобы решение стало сложнее

- Вам интересна была эта работа?

-Заполните судовой журнал.

10. Фиксирование внимания на использовании выведенного алгоритма в новых условиях.

-Обратимся ещё раз к 1-ому действию задачи – какой там способ деления?

- Какой алгоритм деления вы использовали? (перечисляют)

11. Итог урока. Сегодня мы:

  1. Разобрали один из способов внетабличного деления.
  2. Составили алгоритм внетабличного деления двузначного и трёхзначного числа на однозначное.
  3. Пользовались данным алгоритмом при решении примеров и задач.

12. Рефлексия.

- Ну вот, наше путешествие подошло к концу. Давайте посмотрим на результаты вашей работы на уроке. Вы остались довольны?

-Если в вашем судовом журнале …, то …

-Как удалось достичь таких результатов?

-Так хорошо всё знаем, что и работать больше не над чем?!

-Я получила искреннее удовольствие от работы с вами. Спасибо!

Индивидуальная карточка.

Задача 1.

  1. Сначала узнай сколько шаров в 1 большой коробке.
  2. Потом  ответь на вопрос задачи. (Вспомни правило: чтобы узнать на сколько больше или меньше, надо … )
  1. _______________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________

или ________________________

Ответ: ___________________________________________________________

Задача 2.

  1. Подумай, как изменить вопрос задачи, чтобы решение не изменилось?
  2. Твой вопрос совпадает с моим?

 – «На сколько больше шаров в одном большом наборе, чем в одном маленьком наборе?»

  1. Реши новую задачу.
  1. __________________________________________________________

  1. ________________________________________________________

или   ________________________

Ответ: _________________________________________________________

Задача 3.

  1. Измени условие задачи так, чтобы она стала проще.
  2. Сделай это так:  два данных о больших наборах замени одним данным.
  3. Реши новую задачу.

___________________________

 

Ответ: __________________________________________________________

Задача 4.

  1. Измени условие задачи так, чтобы она стала сложнее.
  2. Теперь одно данное о маленьком наборе замени двумя данными.
  3. Реши новую задачу.
  1. _______________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________

или ________________________

Ответ: ________________________________________________________

Индивидуальная карточка.

Задача 1.

  1. Вспомни правило: чтобы узнать на сколько больше или меньше, надо …
  1. _______________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________

или ________________________

Ответ: ___________________________________________________________

Задача 2.

  1. Подумай, как изменить вопрос задачи, чтобы решение не изменилось?
  1. Реши новую задачу.
  1. __________________________________________________________

  1. ________________________________________________________

или   ________________________

Ответ: _________________________________________________________

Задача 3.

  1. Измени условие задачи так, чтобы она стала проще.
  2. Реши новую задачу.

___________________________

 

Ответ: __________________________________________________________

Задача 4.

  1. Измени условие задачи так, чтобы она стала сложнее.
  2. Реши новую задачу.

  1. _______________________________________________________________

  1. _______________________________________________________________

  1. _______________________________________________________________

или ________________________

Ответ: ________________________________________________________

10

т

20

а

30

в

40

ё

50

п

60

р

70

д

80

е

90

к

      Слово-отгадка

Судовой журнал.

_____________________________________

Задание

Получилось!

Получилось не всё

Не получилось

Математический диктант

Найди «лишнее» частное

с. 82, № 181 (п.4)

Частные с экрана

С.82, № 181 (п.5,6)

Частные с экрана

Задача 1, по действиям

Задача 1, сложным выражением

Задача 2, по действиям

Задача 2, сложным выражением

Задача 3

Задача 4, по действиям

Задача 4, сложным выражением

Судовой журнал.

_____________________________________

Задание

Получилось!

Получилось не всё

Не получилось

Математический диктант

Найди «лишнее» частное

с. 82, № 181 (п.4)

Частные с экрана

С.82, № 181 (п.5,6)

Частные с экрана

Задача 1, по действиям

Задача 1, сложным выражением

Задача 2, по действиям

Задача 2, сложным выражением

Задача 3

Задача 4, по действиям

Задача 4, сложным выражением


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Учебное путешествие

Слайд 3

1. Найди частное чисел 90 и 3 2. Делимое 100 , делитель 2 . Найди частное 3. Раздели 48 десятков на 6 4. Во сколько раз число 240 больше числа 4 5. Число 80 уменьши в 2 раза 6. Какое число надо умножить на 2 , чтобы получилось 140

Слайд 4

10 т 20 а 30 40 50 60 70 80 90 к в п е р ё д !

Слайд 5

36:4 63:9 42:7 45:9 24:3 49:7 39:3 84:4 12:3 86:2 18:9 27:3

Слайд 6

Внетабличные случаи деления двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число

Слайд 7

96:3= (90+6):3= 90:3+6:3= 30+2= 32 Алгоритм : Делимое заменяем суммой разрядных слагаемых 2. Каждое слагаемое делим по очереди 3. Результаты складываем

Слайд 8

39:3=(30+9):3=30:3+9:3=10+3= 13 84:4=(80+4):4=80:4+4:4=20+1= 21 86:2=(80+6):2=80:2+6:2=40+3= 43 Молодцы!!!

Слайд 9

Физминутка для глаз

Слайд 10

Ребята, берегите зрение!

Слайд 11

682:2=(600+80+2):2=600:2+ +80:2+2:2=300+40+1= 341 Алгоритм: 1. Делимое заменяем суммой разрядных слагаемых 2. Каждое слагаемое делим по очереди 3. Результаты складываем

Слайд 12

312 223 234 669:3= 468:2= 936:3= Молодцы!!!

Слайд 14

В 3-х больших наборах с ёлочными украшениями 96 шаров, а в одном маленьком наборе 15 шаров. На сколько шаров меньше в одном маленьком наборе, чем в одном большом? Решите задачу, записывая отдельно каждое действие 1. 96:3=32 (ш.) – в 1 большом наборе 2. 32-15=17 (ш.) – меньше в 1 маленьком наборе Ответ: на 17 шаров меньше в одном маленьком наборе, чем в большом.

Слайд 15

Измените вопрос задачи так, чтобы решение не изменилось. В 3-х больших наборах с ёлочными украшениями 96 шаров, а в одном маленьком наборе 15 шаров. На сколько шаров меньше больше в одном маленьком наборе, чем в одном большом ? Решите новую задачу сложным выражением. 96:3-15=17 (ш.) Ответ: на 17 шаров больше в одном большом наборе, чем в одном маленьком.

Слайд 16

В 3-х больших наборах с ёлочными украшениями 96 шаров, В одном большом наборе с ёлочными украшениями 32 шара, а в одном маленьком наборе 15 шаров. На сколько шаров меньше в одном маленьком наборе, чем в одном большом? Измените условие задачи так, чтоб она стала проще. Решите новую задачу. 32-15=17 (ш.) Ответ: на 17 шаров меньше в одном маленьком наборе, чем в одном большом.

Слайд 17

В 3-х больших наборах с ёлочными украшениями 96 шаров, а в одном маленьком наборе 15 шаров. а в 2-х маленьких наборах 30 шаров. На сколько шаров меньше в одном маленьком наборе, чем в одном большом? Измените условие задачи так, чтобы она стала сложнее. Решите новую задачу. 1. 96:3=32 (ш.) – в 1 большом наборе 2. 30:2=15 (ш.) – в 1 маленьком наборе 3. 32-15=17 (ш.) – меньше в 1 маленьком наборе Ответ: на 17 шаров меньше в одном маленьком наборе, чем в одном большом.

Слайд 18

Итог урока: Научились одному из способов внетабличного деления 2. Составили алгоритм внетабличного деления 3. Пользовались новым способом деления при решении примеров и задач

Слайд 19

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 3 класс. (система Занкова) Тема: Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь

Урок математики в 3 классе по системе Занкова на тему "Дроби. Преобразование смешанного числа в неправильную дробь"+ презентация.Учебник Аргинской...

урок математики в 3 классе (система Занкова)

урок математики в 3 классе по теме "Умножение многозначного числа на однозначное"...

презентация к уроку математики 3 класс (система Занкова)

презентация к уроку математики 3 класс по теме "Умножение многозначных чисел на однозначное"...

Урок математики по системе Занкова "Миллиметр" 2 класс

Тема урока: МиллиметрЦель урока: познакомить учащихся с новой единицей измерения длины – миллиметром....