урок математики в 3 классе УМК Перспективная начальная школа конспект +презентация
методическая разработка по математике (3 класс) по теме

урок математики в 3 классе УМК Перспективная начальная школа по новым стандартам тема "Решение задач"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.71 КБ
Файл referat.docx36.97 КБ
Файл kompl._kontr..docx27.05 КБ
Файл zadacha-_urok.pptx678.04 КБ

Предварительный просмотр:

Волгоградская Государственная  Академия повышения и

переподготовки работников образования

Кафедра начального образования

Конспект урока по математике

в 3 классе.

Тема: «Разные задачи»

Работу выполнила:

слушательница курсов № 192

Пристанскова Наталия Анатольевна

Волгоград, 2011

Конспект урока

по  математике в 3 классе.

 УМК «Перспективная начальная школа»

Тема:  «Разные задачи»

Цель урока:

- учить решать задачи на определение цены, количества, стоимости;

Задачи урока:

- совершенствовать вычислительные навыки;

- формировать умения решать задачи, используя краткую запись условия в виде таблицы;

- развивать умение анализировать и рассуждать.

Планируемые результаты:

- формирование системы ценностей ребенка, индивидуального стиля и самостоятельности в деятельности.

- осмысление алгоритма решения задач;

- оценивать свои и чужие достижения в разных сферах деятельности на эмоционально-рефлексивном уровне;

- выполнять учебные действия по образцу;

- представлять теоретический материал в виде таблицы;

- оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь слушать других.

Основные понятия: «цена», «количество», «стоимость».

Межпредметные связи:   взаимосвязь с предметами «Окружающий мир» - денежные единицы, предметы продавца, фрукты, овощи и «Литературное чтение» - выразительное чтение стихотворения на физминутке, в оргмоменте.

Ресурсы: интерактивная доска, картинки с задачами, картинки со словами: цена, количество, стоимость,  карты личного успеха.

Ход урока.

п/п

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.

Оргмомент.

Самоопределение

деятельности.

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Личностные:

формирование дисциплинарных традиций.

Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения.

Откройте тетради, запишем дату,

отступив от предыдущей работы 4 клеточки.

Прозвенел заливистый школьный звонок.  Начинается новый урок. Мы готовы считать и задачи решать.

2.

Актуализация опорных знаний и выявление затруднений.

Цель:

повторение учебного материала, необходимого для изучения нового

1)Устный счет.

Регулятивные:

ученик получит возможность научиться контролировать свою деятельность выполнения задания по правилу.

Познавательные:

владеть общими приемами выполнения вычислений.

-Перед нами такая работа-

 задания для устного счёта.

- 1.Вставьте пропущенные числа:

1р. = …к.                                                    9р.10к.=…к.

1р.20к.=….к.                                             7р.60к.=…к.

5р.40к.=…к.                                               4р.40к.=…к.

7р.30к.=…к.                                               8р.50к.=…к

- 2.Найдите стоимость покупки.

(на интерактивной доске появляются записи)

1 слайд (картинки с карандашами)

Цена – 3 р.                            Кол-во  - 10 шт.

2 слайд (картинки с тетрадями)

Цена – 5 р.                            кол-во – 7 шт.

3 слайд (картинки с цветами)

Цена – 7 р.                            кол-во – 12 шт.

4 слайд (картинки с шарами)

Цена – 9 р.                            кол-во  9 шт.

- Хорошо считали, молодцы.

- Что мы находили?

- С какими математическими величинами мы сейчас работали?

-А мы раньше  с вами работали с такими величинами?

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

-Стоимость всей покупки?

-Цена, количество, стоимость.

-Нет.

- Мы будем учиться решать задачи с величинами  «цена», «количество», «стоимость».

3.

Постановка цели урока.

Цель:

сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Регулятивные:

определять цель деятельности после предварительного обсуждения.

- Правильно, сегодня на уроке будем учиться решать составные задачи с величинами «цена»,

«количество»,

«стоимость».

(На интерактивной доске появляются слова)

4.

Открытие нового знания.

Цель:

решение учебной задачи – формировать умение решать задачи, используя краткую запись условия в виде таблицы.

Познавательные:

обучение учащихся  общими приемами решения задач, строить таблицу.

Регулятивные:

ученик научится контролировать свою деятельность по ходу выполнения заданий.

1) Работа с учебником.

Задание 293.

-Откройте учебник на стр. 101.

- Прочитайте задачу.

-Что известно?

-Что требуется узнать?

-Составьте краткую запись к данной задаче, заполнив таблицу в учебнике.

(учебник № 2

Стр. 101)

(Заполняют таблицу, а решение записывают в тетради.)

Стоимость покупки

Дано в кассу

Сдача

397р.

500р.

?

Решение:

   500

   397

  103(р.)- сдача.

Ответ: покупатель получил 103 рубля сдачи.

- Покупатель получил сдачу одной купюрой и двумя монетами. Какими?

2)Задание  294

- В таблице приведены данные о цене и количестве каждого из купленных видов товара.

- Назовите цену хлеба.

- Назовите цену молока.

- Назовите цену сметаны.

- Выполните функцию кассового аппарата и вычислите стоимость всей покупки.

- 100р, 2р., 1р.

Дети записывают решение задачи в тетради.

Решение:

1) 10·2=20(р.) – стоят 2 батона хлеба.

2) 15·3=45(р.) – стоят 3 пакета молока.

3) 20+45+12= 77 (р.) – стоит вся покупка.

Ответ: вся покупка стоит 77 рублей.

-Сколько рублей сдачи должен выдать кассир, если покупатель дал в кассу 100-рублевую купюру?

-Назовите величины, с которыми мы сегодня познакоми-лись?

100р. – 77р. =23р.

- Цена,

количество,

стоимость.

(Проговаривают хором)

5.

Физкультминутка.

Цель: смена вида деятельности уч-ся,

формировать ЗОЖ.

Коммуникативные:

выполнять различные роли в группе – ведущий и исполнители.

(1  ученик выполняет упражнения у доски. Дети самостоятельно читают стихотворение и выполняют движения).

-Буратино потянулся,

-Раз нагнулся, два нагнулся.

-Ключик видно не нашел,

-Чтобы ключик нам достать

-Надо на носочки встать.

6.

Первичное закрепление  материала.

Цель: формировать навык использования алгоритмов решения задач.

Проговаривание нового знания.

Познавательные:

выполнение задания на основе рисунков, записывать условие задачи в виде таблицы.

Рассмотрите данные рисунки.

(на доске появляются рисунки)

1кг – 8р.

груши

1 кг -  10р.

яблоки

                                                         

- Сколько денег вам понадобится, чтобы купить 5 кг яблок и 3 кг груш?

Ведется запись условия в таблице на доске и в тетрадях

(Проговорить вслух величины)

Цена

Количество

Стоимость

Я.        10р.

5 кг

?      ?

Г.         8р.

3 кг

?

Решение:

10·5=50(р.) – стоимость 5 кг яблок.

8·3=24(р.) – стоимость 3 кг груш.

50+24=74(р.) – стоимость всей покупки.

Ответ: вся покупка стоит 74 рубля.

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Цель:

каждый ученик должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет.

Регулятивные:

ученик получит возможность контролировать свою деятельность по результатам выполнения задания с помощью таблицы.

Коммуникативные:

умение работать в паре.

Личностные: умение проявлять инициативу в оказании помощи соученикам.

Решение задачи с другими данными.

(На доске появляются другие картинки)

-Сколько денег вам понадобится, чтобы купить 2кг моркови и 4 кг помидоров?

Дети самостоятельно записывают условие задачи в таблице и решение.

1 кг -  4 р.

помидоры

1 кг – 5р.

морковь

                                                     

Цена

Количество

Стоимость

М.  5р.

2 кг

?     ?

П.   4р.

4 кг

?

            Решение:

5·2=10(р.) – стоит морковь.

4·4=16(р.) – стоят помидоры.

10+16=26(р.) – стоит вся покупка.

Ответ: вся покупка стоит 26 рублей.

(На доске появляется правильное решение задачи)

8.

Рефлексия.

Цель:

сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Личностные:

занимать активную познавательную позицию; оценивать результат своей деятельности;

Коммуникативные:

слушать других, уметь принимать другую точку зрения.

Регулятивные:

выделять и формировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень освоения.

Поменяйтесь с соседом тетрадями, и проверьте решение задачи с решением на доске.Исправьте ошибки.

Понравился ли вам урок?

Что вам больше всего понравилось?

Какие упражнения вызвали затруднения? Как вы думаете, над чем мы будем работать на следующем уроке?

Чтобы вы хотели видеть на следующем уроке?

А теперь оцените каждый свою работу.

(Дети поднимают карты успеха)  

Ответы учащихся.

9.

Домашнее задание.

Цель:

закрепить знания уч-ся, ранее полученных.

Познавательные:

владеть общими приемами решения задач, выполнять задания на основе таблиц, выполненных самостоятельно.

- Запишите в дневник дом. задание:

Задача № 165(а и б) в тетради для  дополн. зад. стр. 74.

Решите ту зад., с которой вы можете справиться.



Предварительный просмотр:

Волгоградская Государственная  Академия повышения и

переподготовки работников образования

Кафедра начального образования

РЕФЕРАТ

ТЕМА: «Формирование интереса к урокам математики у младших школьников через систему упражнений развивающего характера»

Работу выполнила:

слушательница курсов № 192

Пристанскова Наталия Анатольевна

Волгоград, 2011

Содержание:

  1. Введение.

  1. Понятие познавательный интерес.

  1.  Необходимые условия формирования познавательного интереса на уроках математики.

  1.  Формирование познавательных интересов.

  1. Познавательный интерес -  как средство обучения.

  1. Заключение.

  1. Список используемой литературы.

Введение.

  В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности будущих рабочих, в частности в овладении новой техникой, при чтении специальной литературы. Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.

        Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения –  это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, образнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.

       Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Привитие интереса к урокам математики у младших школьников через систему упражнений развивающего характера.

      Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных: условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Интерес - важнейший побудитель любой деятельности, eго можно считать изначальной формой субъективных  проявлений, поскольку он выражает избирательный характер и деятельности, и предметов, и явлений окружающей действительности. Познавательный интерес в учебном процессе сейчас, так же как целостное назначение обучения, не может быть обособлен вопросами гностическими (лишь приобретением знаний). Это личностное образование ученика охватывает и сферу его социальной жизнедеятельности.

От интереса зависит не только продуктивность овладения знаниями, способами познавательной деятельности, но и общий тонус всей учебной деятельности.

Интерес выступает,   как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Избирательная направленность познавательного интереса на предметы и явления окружающего мира одухотворяет область познания, особо выделяя из него, что лежит в сфере духовных потребностей индивида. Интерес выступает как непосредственный внутренний побудитель познавательной деятельности.

Познавательный интерес, как и общий феномен интереса, выражен в своем развитии различными состояниями Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые в известной мере

помогают более или менее томно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность.

    Любопытство - элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия ещё не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность, как фактор выявления познавательного интереса, может служить его начальным толчком.

    Любознательность - ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости поманил, удовлетворённости деятельностью. В возникновении загадок и их расшифровке и заключается сущность любознательности. Творчески желанный, радостный труд в годы детства, писал  В. А. Сухомлинский,  это и горючее и чистый воздух, без которых не угасает огонёк любознательности.

    Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокие показатели и в учении.

        Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

     Познавательный интерес  - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

        Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес – не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности.

Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже  желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе – важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.

     К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок не стал тяготиться школой, мы должны позаботиться  о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

      Познавательный интерес как средство обучения становится только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения, прокладывающего дорогу росткам нового в развитии учеников, отрывающего его перспективы. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и в формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес, как отдельный эпизод может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношении к учению. С устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть (Б.Ананьев).

Рассмотрение познавательного процесса в качестве средства обучения поднимает проблему занимательности.

      Этот вопрос не находит единодушного решения. И в литературе, и в практике обучения по поводу занимательности существуют диаметрально противоположные точки зрения. Б. Ананьев пишет: «Занимательность, если можно так сказать, моментальна и эмотивна в данной ситуации, она не производит существенного сдвига в умственной деятельности детей». Между тем, интерес, возникший в процессе обучения, влияет на эти способы, активизирует умственную деятельность не только в данный момент, но и направляет её к последующему решению интеллектуальных задач, т.е. способствует организации последующей деятельности. Эмоциональная увлечённость и интеллектуальная готовность к последующей работе придают учебному интересу значение длительно действующего фактора.

Развитие логики мышления на уроках математики является основной задачей современного образования, и от того, насколько успешно она будет решаться, зависит прогресс общества, его научно-техническое, экономическое и культурное развитие.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, способны на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания.

      Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую осуществлять поиск и находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить.

Многочисленные исследования показали, что именно в начальной школе закладываются основы доказательного мышления и упущения е работе с учениками этого возраста практически невосполнимы, большие

возможности для развития мышления младших школьников в процессе обучения заложены в математике.

В вопросе развития продуктивного творческого мышления на уроках математики особую роль играет задании повышенной трудности, требующие от учеников творческого подхода, нетрадиционного взгляда на решение.

Систематическая работа учителя в режиме творческого обучения, когда ежедневно ученикам на уроках предлагается решить нестандартные задания, способствует формированию положительного отношения к заданиям проблемно-поискового характера, гибкости мышления, умению проводить мини-исследования, содействует проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиске решений.

Например:

- во-первых, нестандартными (по форме или содержанию) задачами и упражнениями;

«В корзине меньше 10 яблок. Эти яблоки можно разделить между двумя или тремя девочками. Сколько яблок в корзине?"

- во-вторых, стандартными текстовыми задачами, имеющими несколько способов решений или нестандартный способ решения;

«Можно ли разделить пять конфет между пятью ребятами так, чтобы каждый получил по конфете и одна осталась в коробке?» (одному дать конфету в коробке).

Дидактические игры.

«Учащиеся считают от 1 до 20, 30,40 по одному. Вместо чисел, которые делятся, например на 2, они говорят: «Не скажу»

- в-третьих, заданиями, направленными на развитие логического мышления, углубление математических знаний, овладение такими мыслительными операциями, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

« Во дворе были куры и овцы. Всего 3 головы и 8 ног. Сколько было кур и сколько овец?» (2 курицы и 1 овца)

Математический поезд (поэтапная игра).

Станция «Внимательная» - веселый счет.

Станция «Переливай-ка»- задачи на изучение литров.

Станция «Геометрическая»- задания на построение геометрических фигур и т.д.

Станция «Тайны слов» - математические ребусы.

    Заметно повышают на уроке познавательный интерес учащихся - дидактические игры.

 Как один из видов занимательной игры с успехом применяются учебные кроссворды. Напряжённого внимания и сообразительности требует также игра «в небылицы», которую можно проводить одновременно со всем классом.

 Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям учащихся, а максимально способствовать умственному развитию всех.

     

          В качестве закрепления нового материала успешно применяется

игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.

 Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием учащихся.

 Важно будоражить ребят, заставить их думать. Учащиеся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить.

 В проведение уроков включаются технические диктанты, «Мозговые атаки»,

 «аукционы идей», пресс - конференции, уроки – конкурсы, викторины, КВН, деловые игры, олимпиады.

                       Формирование познавательных интересов в обучении.

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным каналам, с одной стороны само содержание  учебных предметов содержит в себе эту возможность, а с другой – путем определенной организации познавательной деятельности учащихся.

Первое,  что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются  важнейшим звеном формирования интереса к учению.

                           Каковы же пути осуществления этой задачи?

Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.

Ученики испытывают удивление, когда составляя задачу,  узнают, что одна сова за год уничтожает тысячу мышей, которые за год способны истребить тонну зерна, и что сова, живя в среднем 50 лет, сохраняет нам 50 тонн хлеба.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами, а его привлекательность невозможно сводить к удивляющему и поражающему воображение. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Новое и неожиданное всегда в учебном материале выступает на фоне уже известного и знакомого. Вот почему для поддержания познавательного интереса важно учить школьников умению в знакомом видеть новое.

Такое преподавание подводит к осознанию того, что у обыденных, повторяющихся явлений окружающего мира множество удивительных сторон, о которых он сможет узнать на уроках. И то, почему растения тянутся к свету, и о свойствах талого снега, и о том, что простое колесо, без которого сейчас не обходится ни один сложный механизм, является величайшим изобретением.

Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для  него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.

Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений  о мире -  на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.

Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.

Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Путь к нему лежит прежде всего через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

                                         Самостоятельная работа

Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.

Организация самостоятельной работы – самый трудный момент урока. Дело в том, что к моменту проверки работы всегда находится в классе 8-10 учеников, которые с заданием не успели справиться, а ждать их – значит терять время. Поэтому учитель обычно начинает проверять самостоятельную работу. Те,  кто выполнили задания, включаются в работу, а те, кто не выполнил, фактически переписывают решения в тетради. Организуя таким образом  проверку, учитель в какой-то мере помогает ученикам которые не справились с заданием. Но верный ли это путь? В конечном итоге в классе образуется группа, которая изо дня в день полностью не справляется с самостоятельной работой и привыкает дописывать задания во время проверки. Как научить ученика работать самостоятельно? Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

                                                ФРАГМЕНТ  1

 Предлагаю классу решить самостоятельно задачу и записать ее решение по действиям :

Ученики должны подклеить 80 книг. Первое звено подклеило 16 книг, второе 18. Сколько книг осталось подклеить ученикам?

 Работу пишут все ученики. Через 5 минут вижу, что задачу решили не все. Я открываю на доске краткую запись задачи:

Было-80 кн.

Сделали- 16 кн. и 18 кн.

Осталось - ?

Предлагаю ученикам, которые не успели выполнить задание, внимательно рассмотреть краткую запись. Говорю, что запись поможет им справиться с решением задачи. Тем, кто выполнил задание, предлагаю записать решение задачи выражением. Записываю на доске выражение 80-(16+18) и прошу 2-3 учеников, справившихся с заданием, объяснить его,

Другим ученикам даю карточки с заданиями:

Узнать сначала  -сколько всего книг подклеили два звена вместе

…. + …. = ….

Затем узнай, сколько книг осталось подклеить ученикам: … - … = …

Такая организация работы способствует самостоятельному выполнению задания всеми учащимися в классе.

                                                  ФРАГМЕНТ   2

Самостоятельно решить задачу разными способами:

Купили 4 книги по 20 руб. каждая, и 4 альбома по 10руб. каждый. Сколько стоила вся покупка?

Тем, кто справился самостоятельно, предлагается составить задачу на выражение (4+3)*2

Тем ученикам, которые решили задачу только одним способом, предлагается рассмотреть рисунок к задаче

20

10

20

10

20

10

20

10

        20                                           20                                          20                                20

      10                                           10                                          10                                   10

И ответить, как можно узнать, сколько уплатили за все покупку.

Ученикам, которые справились с заданием, предложить карточку с вопросами:

Узнай, сколько стоит 1 книга и 1 альбом вместе.

Узнай, сколько стоят 4 таких комплекта.

Запиши решение задачи: (…+…)*…=…

Вспомни, как можно сумму умножить на число.

Запиши решение вторым способом …*…+…*…=…

Наглядная интерпретация задачи, опора на знание свойств арифметических действий, объяснение готового решения – все эти приемы обеспечили самостоятельное решение задачи всеми учащимися.

Заключение.

     Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни. Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

     Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными.

                                                        Литература

  1. Валина В.         Праздник числа – М 1993
  1. Волкова С.И. Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики Начальная школа 19990 –7          1991-7         1992 –7,8        1993-7
  1. Моро М.И. Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах М 1985
  1. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике в начальных классах        М 1985
  1. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти золушку        М 1994
  1. Педагогика         под ред.         Щукиной        М 1966
  1. Труднев В.П.        Считай, смекай, отгадывай        Санкт-Петербург         1997
  1. Корчемлюк О.М.        Задания для развития памяти и внимания на уроках математики        Начальная школа         1994-8



Предварительный просмотр:

Волгоградская Государственная  Академия повышения и

переподготовки работников образования

Кафедра начального образования

Контрольная работа:

«Комплексная контрольная работа для обучающихся 3 класса»

Работу выполнила:

слушательница курсов № 192

Пристанскова Наталия Анатольевна

Волгоград, 2011

Красногрудые  красавцы.

      Снегирь – птица, прилетающая в гости зимой и появляющаяся на покры тых снегом деревьях, поистине украшает зимнюю природу.

Снегирь величиной с воробья, длина тела около 18 см. У самца на голове черная шапочка. Верх головы и кольцо у основания клюва, крылья и хвост чер ные. Спина голубовато-серая, грудка розово-красная. Самки не обладают таким ярким оперением. У самок грудка серая. Массивный, вздутый у основания короткий клюв черного цвета.

       Населяют хвойные леса Евразии. Снегири обычно держатся небольшими стайками до 10 птиц в каждой. После первого  значительного снегопада сне гири покидают свои родные леса и начинают кочевать, залетая почти во все об ласти нашей страны. Появление снегирей после снега близ человеческих посе лений и городов, в садах, огородах и парках, скорее всего, и лежит в основе их названия - снегирь.

      Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка cнегирей, изредка пере двигаясь, чтобы сорвать ягоду, отломить почку, а затем снова усесться непод вижно на некоторое время. И так целый день. С приближением темноты вся стайка улетает в кусты или на деревья, где и ночует. Хорошо летают, быстро передвигаются по земле, в кронах деревьев и кустарников.

      Чем питается снегирь зимой? Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Кормятся снегири ягодами рябины, семенами сирени, крапивы или почками, в том числе плодовых растений, выкусывая их клювами, как кусачками. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семе на рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.

     Снегирь  -  доверчивая и общительная птица. Если кто-нибудь из стаи по пался в ловушку, остальные тотчас спешат на помощь.

      Голос у снегиря - громкое «фю-фъю». Песня мелодичная, включает скри пящие и трескучие звуки. Некоторые хорошо имитируют чужие голоса. Поют у снегирей и самки, и самцы.

      Строит гнездо и насиживает кладку яиц самка. Гнездо строит на дереве, преимущественно на ели. В гнездо откладывают до 6 яиц. Насиживает  их самка одна: в это время самец ее кормит и охраняет. Птенцов выкармливает также самка. Выкармливают в основном мелкими насекомыми и поспевающими семенами.

Русский язык

1.Цель: проверить знания по фонетике и морфологии.

А1.Отметь слова, в которых все согласные твёрдые:

1) снегири               2) птица                 3) грудка        4) хвост     5) огород

А2.Прилагательное в предложении «У самца на голове черная шапочка» употреблено в форме:

1) мужского рода

2) среднего рода

3) женского рода

4) множественного числа

2. Цель: проверить умение составлять текст, разбирать слова по составу.

В1. В какой последовательности надо расположить предложения, чтобы получился текст.

А. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки.

Б. Чем питается снегирь зимой?

В. Кормятся снегири ягодами рябины, семенами сирени, крапивы или почками.

Определите тему текста.

Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________

В2.Перечитай рассказ. Выпиши из рассказа по 3 слова к каждой группе:

Корень, окончание

Приставка, корень , окончание

Корень, суффикс, окончание

3.Цель: проверить как учащиеся применяют свои знания в новой ситуации.

С. Ученик написал письмо своему другу о снегирях, какие правила он не выучил.

Строит гниздо и носижывает клатку яиц самка.

Найди ошибки, постарайся объяснить, почему они были допущены. Какие темы ученик усвоил слабо. Обоснуй ответ.

Ответ_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Математика

1. Цель: проверить выработку навыков вычислений с натуральными числами.

А1. Запиши в сантиметрах рост снегиря. Перечитай текст.

1)18мм             2) 18см                    3) 18дм

А2. Вставь пропущенные цифры и узнаешь сколько яиц откладывает самка снегиря в гнездо.

         ? ? ? -? ? 2 = ?

1) 608- 602     2) 609-548     3) 608-558

Откладывают:

1) 8 яиц     2) 6 яиц    3) 10 яиц          

2. Цель: проверить умение решать задачи.

В1. Снегири летают стайками – по 10 снегирей в каждой.  На деревья в школьном дворе прилетели снегири. Сколько прилетело снегирей, если на рябину село 2 стайки, а на куст сирени 1 стайка.

Решение:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ____________________________________________________________

В2.Составь и реши задачу.  Масса самца  снегиря  150 г, самки 120 г. Кто весит легче  и на сколько?

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Цель: Выявить учащихся способных к творчеству.

Составь задачу о кормушках для снегирей. Если известно, что длина доски 25 см, а ширина на 5 см короче длины?

Решение:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:

Окружающий мир

1. Цель: проверить базовые знания по предмету.

А1. Укажите место обитания снегирей:

1) Европа                               2) Евразия

3) Африка                              4) Россия

А2.Снегирь  – это:

1) растительноядное животное

2) млекопитающие животное

3) пресмыкающиеся животное

4) птица

2. Цель: проверить умение определять предметы живой природы, правила отношения людей к живой природе.

В1. Перечитай текст, выпиши из текста 3 предмета живой природы.

Ответ___________________________________________________________

В2. Используя информацию из текста, ответь на вопросы:

  1. Что, скорее всего лежит в основе названия птицы – снегирь?

  1. Где обычно строят гнезда снегири?

   _________________________________________________________________

  1. Чем выкармливают птенцов снегири?

  1. Продолжи предложение: Если кто-нибудь из стаи попался…..

   _________________________________________________________________

3.Цель: проверить умение устанавливать причинно- следственные связи.

С. Вставь вместо звездочек  числа по порядку от причины к следствию, чтобы объяснить  - почему вода в морях не заканчивается и у снегирей есть своя среда обитания.

*Бесцветный пар всегда есть в воздухе.

*Дождевая вода питает бассейны речных систем.

*При охлаждении пар превращается в капельки, из которых состоят осадки.

*Вода из водоёмов испаряется.

*Осадки - это дождь и снег.

*Солнце греет Землю.

Литературное чтение.

1.Цель: проверить знание текста.

А1.Где живут снегири?

1) у моря

2) в хвойных лесах

3) на скале.

А2. Какая характеристика больше подходит снегирям?

1) общительные

2) отважные

3) нерешительные

2.Цель: проверить умение выделять главное  в прочитанном произведении.

В1 Придумай своё название рассказу.

Ответ:___________________________________________________________

В2. Придумай и запиши вопросы ( 2-3) , ответы на которые есть в тексте.

Ответ:___________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Цель: проверить умение оформлять свои мысли на письме.

С. Понравилось ли тебе это произведение и чем? Сформулируй и запиши ответ (5-6 предложений)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ключи

Ответы  по русскому языку

А1

А2

В1

В2

С

1

3,4,5

3

БАВ

  1. леса

снегом

зимой

  1. покрытых

небольшие

природу

  1. ловушка

родные

шапочка

Ученик слабо усвоил  написа ние орфограмм «Правописание безударных гласных», «Правописание парных соглас ных», «Право писание сочетаний жи-ши»

Ответы по математике

А1

А2

В1

В2

С

1

2

1,2

30

Самец-150г

Самка-120г

На сколько легче-? г

150-120=30г

Длина – 25см

Ширина -? на 5 см короче

Р -?

25-5=20см

(25+20)·2=90см

   

Ответы  по окружающему миру

А1

А2

В1

В2

С

1

2

4

снегирь,

воробей

насекомые

Появление снегирей после снега.

Гнездо строит на дереве, обычно на ели.

Кормят птенцов мелкими насекомыми и поспевающими семенами.

…в ловушку, остальные тотчас спешат на помощь.

1.Солнце греет Землю.

2.Бесцветный пар всегда есть в воздухе.

3.При охлаждении пар всегда превращается в капельки, из которых состоят осадки.

4. Осадки- это дождь и снег.

5. Дождевая вода питает бассейны речных систем.

6.Вода из водоёмов испаряется.

 Ответы по литературному чтению

А1

А2

В1

В2

1

2

1,2

Зимние гости.

1. Чем питаются снегири?

2. Где ночуют снегири?

Литература.

1.«Я познаю мир» детская энциклопедия. Животные/ П.Р. Ляхов – М.: ООО «Изд-во «Астрель»: ООО «Изд-во»АСТ», 2001.

2. Новосельская Е.В. Констатирующие диагностические срезы .Минск. Аверсев,2004  

3.Тесты за курс начальной школы под редакцией Лысенко Ф.Ф. Ростов- на- Дону. Легион,2009-11-21

4.Тесты для промежуточной аттестации под редакцией Сениной Н.А. Ростов- на- Дону. Легион,2009  

5.Иванов С.В. Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы.- М.: Вентана-Граф,2004



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Найдите стоимость покупки. Цена - 3 р. 10 карандашей - ? 3 · 10 = 30 р.

Слайд 2

Найдите стоимость покупки. Цена – 5 р. 6 тетрадей - ? 5 · 6 = 30 р.

Слайд 3

Найдите стоимость покупки. Цена – 7 р. 12 штук - ? 7· 12= 84 р .

Слайд 4

ВЕЛИЧИНЫ: Ц Е Н А К О Л И Ч Е С Т В О С Т О И М О С Т Ь

Слайд 5

Решите задачу: 1 кг – 10 р. 1 кг – 8 р. Сколько денег вам понадобится, чтобы купить 5 кг яблок и 3 кг груш?

Слайд 6

Решите задачу: 1 кг – 5 р. 1 кг – 4 р. Сколько денег вам понадобится, чтобы купить 2 кг моркови и 4 кг помидоров?

Слайд 7

Задача. Цена Количество С тоимость М. 5р. П. 4р. 2 кг 4 кг ? ? ? Решение: 5· 2 = 10 (р.) – стоит морковь. 4· 4 = 16 (р.) – стоят помидоры. 10 + 16 = 26 (р.) – стоит вся покупка. Ответ: вся покупка стоит 26 рублей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Сложение числа 5 с однозначными числами»

Изменилась образовательная парадигма: если раньше педагог учил умениям и навыкам, то теперь он должен развивать компетенции, а это  разные вещи.Преподавателю нужно суметь  перестать быть неп...

урок математики 2 класс программа "Перспективная начальная школа"

урок математики по теме "Радиус и окружность"....

Урок математики 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Урок построен на основе технологии проблемного обучения и вопитания....

Конспект урока математики , 3 класс, программа "Перспективная начальная школа". Тема: "Сочетательное свойство умножения"

На данном уроке  учащиеся в роли ученых раскрывают сочетательное свойство умножения, применяют это свойство  при решении задач и выражений. Используя словарь Ожегова и энциклопедию, дети зна...

Презентация к уроку по теме "Расположение предметов в окружающем пространстве". Математика. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Презентация к уроку по теме: "Расположение предметов в окружающем пространстве". Математика.1 класс. УМК "ПНШ"...

Конспект урока математики "Произведение. Множители" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать первый и второй множители в произведении, понимать их смысл; навыков решения задач; развитие вычислительных навыков.Планируемые результатыПр...

Конспект урока математики «Перестановка слагаемых» (УМК «Перспективная начальная школа», 1 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о правиле перестановки слагаемых; совершенствование вычислительного навыка.Планируемые результаты:...