Конспект урока математики , 3 класс, программа "Перспективная начальная школа". Тема: "Сочетательное свойство умножения"
презентация к уроку по математике (3 класс) по теме

Харитонова Ирина Александровна

На данном уроке  учащиеся в роли ученых раскрывают сочетательное свойство умножения, применяют это свойство  при решении задач и выражений. Используя словарь Ожегова и энциклопедию, дети знакомятся с учеными званиями и степенями, с известым ученым Пифагором. Дети оценивают  себя на каждом этапе урока , применяя карточку -контроль. На уроке применяется презентация.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Ученый - специалист в какой области науки. Профессор (с латинского «professor» – преподаватель) – в российской модели высшего образования учёное звание и должность преподавателя или сотрудника научно-исследовательского учреждения., Магистр – степень высшего образования Бакалавр - специальность
*
Прежде всего это наличие капюшона, который является привилегией людей с ученой степенью. Цвет подкладки капюшона соответствует области науки. Белый цвет обозначает искусство, словесность, гуманитарные науки, золотой - экономику, голубой - образование, живопись, коричневый - архитектуру, зеленый - медицину, синий – юриспруденцию. Мантия имеет три бархатные полоски, называемые шевроны, на каждом рукаве.
*
Традиционным стало изменение цвета воротника мантии соответственно академическому уровню магистр – красный. Сейчас магистр — это начинающий научный работник.
*
Традиционным стал стильный желтый воротничок в мантии специалиста и бакалавра. В комплекте с мантией специалиста идет академическая шапочка-конфедератка (бонет)
*
*
30 2
30 4
*
600 6
600 9
*
80 3
80 6
*
200 7
200 5
*
20 4
20 9
*
60 7
60 9
*
400 7
400 4
*
*
Пифагор Самосский (580 - 500 гг. до н.э.) великий греческий ученый, религиозный и политический деятель, крупнейший математик. Пифагору приписывается доказательство теоремы Пифагора и другие математические открытия. Ученый руководил школой математиков, которых называли пифагорейцами. Сегодня мы решаем задания из школы пифагорейцев. (Таблица Пифагора)
*
*
Кол-во ящиков
Кол-во коробок
Кол-во игрушекв1 коробке
Всего игрушек
Игрушки
25
2
9
?
*
1 способ 2 способ 3 способ 25 + 2 + 9= 25 ∙ 2 ∙ 9= 25 - 2 - 9=
*
70 60 90
300 350 360
*
7 360 7 190 200 560
28 600 1 000 6 300 270
*
- Урок прошел удачно. Я активно участвовал в работе класса, с заданиями я справлялся успешно. Я очень доволен собой! - Сегодня на уроке не все задания оказались легкими. Мне было трудно, но я справился. Я доволен собой!
*
*


Предварительный просмотр:

Программа: «Перспективная начальная школа»

Предмет:     математика    

Класс :  3

Тема урока: Сочетательное свойство умножения

Цели:

             1)Познакомить с сочетательным свойством умножения.

            2) Развивать умение сравнивать; видеть существенные признаки.

           3) Воспитывать внимание, умение слушать одноклассников, работать в паре и группе.

Форма организации деятельности учащихся:

           Индивидуальная; работа в парах; в группах

Методы: исследовательский; словесный; практический; информационный.

Оборудование:

  • Учебник; тетрадь на печатной основе, рабочая тетрадь; задания для повторения: карточки, сигнальные карточки, таблица  Пифагора, презентация,  мультимедийная  установка (компьютер, проектор, экран);

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель:

1) Включить учащихся в учебную деятельность,
2) Определить содержательные рамки урока
3) Мотивировать учащихся  к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
4)Дать понятие словам:  ученый, профессор, магистр, бакалавр.

 

       Прозвенел и смолк звонок.

       Начинается урок.

 (музыка)

Придумано кем–то  просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро».

«Доброе утро» солнцу и птицам,

 «Доброе утро» улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым.  

Пусть доброе утро длиться до вечера.

Настал новый день.

Я улыбнусь вам , а вы улыбнитесь мне и друг другу.

Как хорошо, что сегодня мы здесь все вместе.

Мы спокойны и добры,

Приветливы и ласковы,

Мы готовы работать.

     Вдохните глубоко и  со вздохом забудьте вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Выдохните свежесть, тепло солнечных лучей, любовь и доброту к окружающим нас людям. Я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения друг к другу, удачи в работе. Я хотела бы видеть жизнерадостного, уверенного в себе ученика, способного делать открытия. Успехов!  Садитесь.

         Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнитесь от души.

  1. Актуализация опорных знаний.

  • Ребята, сегодня вы не просто ученики, вы будете  ученые
  • А кто такой ученый?
  • Сообщение учащихся.

          в словаре Ожегова

        УЧЁНЫЙ

1. Выученный, наученный чему-н.

2. Много знающий, образованный.

3. Относящийся к науке, научный. Учёное звание. Учёная степень.

4.  Специалист в какой-н. области науки.

     Профессор (с латинского «professor» – преподаватель) – в российской модели    высшего образования учёное звание и должность преподавателя вуза или сотрудника  научно-исследовательского учреждения.

    Магистр-- степень высшего образования 

    Бакалавр - специалист

  Труд ученого сложен. Прежде чем что-то открыть, надо провести большую подготовительную работу: опыты, поиски, анализы, решения.

   Вот этим вы и будете сегодня заниматься. И не забывайте, все свои результаты   отмечать на контрольном листе.

    КАРТОЧКА-КОНТРОЛЬ

Интелект-разминка

Матем.

диктант

Мозговой ш
ор

Выражения

№ 285

З
дача № 121 на новое правило

Самостоятельная работа

№ 120, 124

 

Голубой цвет - сделал все сам - 5

Красный  цвет - были ошибки, исправил в ходе проверки задания - 4

Желтый цвет –  ошибки, исправления – 3

  • Проверка Д/з

          Цель:

  1. Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала ( табличное умножение, алгоритм умножения на однозначное число);
  2.  Актуализировать мыслительные операции для восприятия нового материала (анализ, синтез, классификация, внимание, память)

(Ответы устно говорят 2 ученика)

  • Интеллектуальные разминки (по рядам)

          Цель:    Развитие творческого мышления.

  1. Когда падает снег?
  2. Самое большое однозначное число?
  3. Сколько дней в неделе?
  4. Кто первым тянул репку?
  5. С чего начинается дружба?
  6. Какой гриб растёт под берёзой?
  7. Сколько букв в русском алфавите?
  8. Во дворе гуляют куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?
  9. Какое число следует за 79, 66, 99?

  • Работа в тетрадях

           Запись числа, классной работы, чистописание.

          Ещё одно необходимое занятие, подготовка нашей головы к работе с   числами –   это математический  диктант.

  • Презентация «Математический диктант» (2 ученика проверяют)

30 ∙  2                      30 ∙   4

600 ∙   6                    600 ∙   9

80 ∙   3                      80  ∙  6

200 ∙  7                     200 ∙  5

20  ∙  4                      20 ∙   9

60 ∙   7                       60 ∙   9

400  ∙  7                    400  ∙ 4              

  • «Мозговой штурм»

          Исследуйте  запись.  (это выражения  на определения  порядка действий).  Какие   знания нам потребуются  для решения данных выражений?

А)  Расскажите правила порядок действий  решения выражений.

Карточки: 

                   

р

(9 · 4) · 5 =

г

24: (6:2)=  

о

20 : 4· 6=                

а

4 · 9 - 30=

П

(82 – 72):5=

и

43 ·1- 5 ·8=

ф

12: 4 ·3 - 5 =

   Б)- Работаем  в парах (на партах карточки).  Найдите значения выражений, расположите их в порядке возрастания  и расшифруйте  имя известного древнегреческого ученого. (Пифагор)  

  • Сообщение уч-ся по энциклопедии  о Пифагоре

   Пифагор Самосский (580 - 500 гг. до н.э.) –     великий   греческий ученый, религиозный  и политический деятель, крупнейший математик. Пифагору приписывается доказательство теоремы Пифагора и другие математические  открытия. Ученый руководил школой математиков, которых называли пифагорейцами.  Сегодня мы решаем задания из школы пифагорейцев.  

(Таблица Пифагора)

         - Какой выражение  вызвало у вас затруднение?

 (9 · 4) · 5   --- проблема .  Почему?

Сейчас мы узнаем, что нужно   знать для его решения.

III. Изучение нового учебного материала.

       Цель: 

      1) Зафиксировать отличительные свойства задания, вызвавшего затруднение в   учебной деятельности.
    2)Сформулировать цель и тему урока.

 (Проблемная ситуация, исследовательская деятельность.)

    3) Организовать групповую работу по данному плану, направленную на построение нового учебного содержания.
  4) Зафиксировать его знаково и изобразить схематически в эталонах
  Форма работы: групповая.
  Оборудование: напечатанный алгоритм.

– Рассмотрите схемы на доске.

               

– Что обозначает каждая схема?

– Сегодня на уроке познакомимся с новым законом умножения.

IV. Работа по теме урока. 

    1. Задание № 283.

     – Рассмотрите конструкцию, составленную из кубиков.

– Сколько «этажей» в данной конструкции? (3 этажа.)

– Сколько кубиков в каждом этаже? Запишите это число в виде   произведения.

   (4 · 5.)

– Сколько кубиков всего?

   3 · (4 · 5) = 3 · 20 = 60.

– Можно подсчитать количество кубиков по-другому. В каждом из пяти слоев 12   кубиков, то есть:

(3 · 4) · 5 = 12 · 5 = 60.

– Мы доказали, что равенство 3 · (4 · 5) = (3 · 4) · 5 является верным.

Решили нашу проблему?

2. Задание № 284. (С комментировнием)

– Не вычисляя значения произведений, составьте их верные равенства.

   15 · (10 · 6) = (15 · 10) · 6

  18 · (5 · 8) = (18 · 5) · 8

       (20 · 5) · 3 = (20 · 5) · 3

– Изменится ли значение произведений трех множителей от разной расстановки скобок? (Не изменится.)

Чтобы умножить число на произведение, можно умножить это число на первый множитель, а потом полученный результат умножить на второй множитель этого произведения.

Данное правило формулирует сочетательное свойство умножения.

Так как порядок выполнения действий в произведении трёх множителей не изменяет значение этого произведения, то такое произведение можно записать без скобок.

    15 · (10 · 6) = (15 · 10) · 6 = 15 · 10 = 6

V. Первичное закрепление.
      Цель: 

  1. зафиксировать изученное учебное содержание в учебной речи.

       2)закрепить полученные новые знания сочетательного свойства   умножения при решении задачи и выражений.

  • Учебник  № 285  ( у доски по 1 человеку)
  • ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Напишите носом и подбородком цифры от 1 до 10.

Цифры должны получаться максимально высокими и широкими.

- Знают в мире люди все 2. 2 (четыре)

Руки все (пошире)

2*3 (конечно шесть)

Столько раз придется  сесть.

Четырежды два все скажем (8)

И похлопаем в ладоши.

Хорошо мы все считаем и урок наш продолжаем.

VI.  Включение в систему знаний и повторение. 
      Цель:

     1) Тренировать навыки использования нового содержания совместно с раннее изученным.
   2)Повторить учебное содержание, которое потребуется (табличное умножение, решение текстовых задач и выражений, сочетательное свойство умножения)

- Где мы можем применить этот прием умножения
( в решениях задач, уравнений, выражениях)

- Люди   каких профессий могут в практике применять эти свойства умножения?

- Менеджеры по продажам, кладовщики….

  • Задача № 121

Кол-во ящиков

Кол-во коробок

Кол-во игрушек

в 1 коробке

Всего игрушек

Игрушки

25

2

9

?

1 способ              2 способ                            3 способ

25+2+9=               25 ∙  2  ∙  9=                   25 -  2  - 9 =

VII.  Самостоятельная работа в парах. Тетрадь с печатной основой  

         Цель: 

  1. проверить свое умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
  • Т. № 120  
  • Т .№ 124 с. 58

      Оценка «4» за решение 1 столбика

      Оценка «5» за решение 2 столбиков

VIII Итог урока. Рефлексия. 
      Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные затруднения. как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать д/з ;поблагодарить детей за работу.

  • Д/з:     Т.№ 119 с. 57

Оцени свои успехи!

  - Урок прошел удачно. Я активно    участвовал в работе класса, с   заданиями я справлялся успешно. Я очень доволен собой!

  - Сегодня на уроке не все задания оказались легкими. Мне было трудно, но я справился. Я доволен собой!