Главные вкладки

    Урок математики. 1 класс. Тема: "Число 7. Цифра 7".
    план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

    Андросик Марина Ивановна

    Тип урока: урок  введения нового знания. Вид урока: урок-сказка. Форма работы: фронтальная, парная, групповая. В конце работы создаётся сюжетная картина о гномиках. Тема урока раскрыта без использования УМК, поэтому урок можно провести по любой программе начальной школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon matematika.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: математика

             Класс: 1 класс

            Тип урока: урок открытия нового знания 

             Дата проведения: ноябрь  

    Технологическая карта изучения темы

     "Число 7. Цифра 7"

    Тема

    "Число 7. Цифра 7"

    Цели

    - создать условия для формирования представления о числе и цифре 7;

    - осуществлять сложение и вычитание в пределах 7;  

    -способствовать  развитию    мыслительных операций (синтеза, анализа, обобщения), произвольного внимания;    

    - учить использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

    - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе;

    - формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

    Основные понятия

    число, цифра, состав числа

    Межпредметные связи

    окружающий мир, изобразительное искусство, музыка

    Ресурсы:

    -дополнительные

    - математические загадки, иллюстративный материал;

    -касса с цифрами классная и индивидуальные, наборные полотна;

    - композиция – картина хода урока (для доски);

    - листы А3 с композицией-картиной хода урока (для детей);

    - бумажные фигурки семи гномов: на колпачках числа от 1 до 7, курточки двух цветов;

     - конверты с раздаточным материалом (гномы для письма цифры 7, солнышки для этапа «Рефлексия»);

    - клей;

    - фломастеры;

    - правила работы в группе

    Формы работы

    фронтальная, групповая, парная

    Этапы  урока

    Ход урока

    I. Организационный

    момент

     

    Дети входят в класс и останавливаются у парт, подготовленных для групповой работы.

    -Начнём урок с того, что включим организм в работу.

    Физминутка

    Чудеса у нас на свете:

    Стали гномиками дети.   (Дети приседают.)

    А потом все дружно встали –

    Великанами мы стали.

    Мы становимся всё выше,

    Достаём руками крыши.   (Дети поднимают руки вверх, поднимаются на носки.)

    На два счёта потянулись,

    Три-четыре – руки вниз.

    Раз, два, три, четыре –

    Делаем вперёд наклон,

    Покачаемся, как слон.

    А теперь мы снова гномы

    И за парту сесть  готовы.

    II.Актуализация опорных знаний  

             

    -На уроке будем работать в группах. Повторим правила работы.

    Правила работы в группе.

    1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

    2. Не согласен – объясни, почему.

    3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

    4. Говори только по делу.

    5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

    -Отгадайте слова-слагаемые и получите слово-сумму из области изобразительного искусства.  

       воронье слово + болотная трава = ….       (картина)                                                                                                                                

    -Предлагаю на уроке создать картину.  

    -Какие мастера (художники) будут нам помогать создавать её? Узнаете, расшифровав слово.

    ОНМГЫ

    4 2 1 3 5

                (гномы)

                   

    -Гномики очень любят играть в прятки.  их найдём.   Давайте

    (Фигурки ШЕСТИ гномов спрятаны  вблизи от доски. Например, на окне, стене, сбоку от доски и т.п.

     Дети, найдя гномов, размещают их на доске.)

    -Расставьте гномов по порядку. ( По желанию учитель может организовать работу с числовым рядом.)

    -Гномы – замечательные строители. Они  построили два домика. Используя предложенные геометрические фигуры,  девочки постройте левый домик, а мальчики - правый.

    (Первый домик состоит из квадрата-основания, круга-окна и прямоугольника-трубы, второй домик – из прямоугольника-основания, овала-окна и квадрата-трубы.)  

    (Дети работают на листах, а два человека у доски.)

     Гномы очень любят рисовать, и сами покрасили свои дома. Решите примеры и раскрасьте по заданию девочки левый домик, а мальчики – правый.  

    (Дети работают на листах, а два человека у доски.)

    Примеры: 3+2=, 6-5=, 1+3=, 4-2=.

    (Дополнительно учитель может дать задание прочитать выражения разными способами.)

    Проверка. (Во время проверки части домиков, размещённых на доске, переворачиваются, и появляется раскрашенная в нужный цвет часть дома.)  

    -Расселите гномов в два домика.    

    (Дети выполняют  группировку по цвету   курточек гномов.)

    -Как вы рассуждали?

    Физминутка

    Раз – подняться, потянуться.

    Два – согнуться, разогнуться.

    Три – в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.

    На четыре – руки шире.

    Пять – руками помахать.

    Шесть – всем присесть.

    Семь – а теперь за парту всем.                                                                                                                                                                                      

    III. Формулирование темы  и цели  урока 

    -Какое новое число я назвала?  (Семь.)

    -А сколько гномов было в сказке  о Белоснежке?   (Семь.)

    -Сформулируйте тему урока.  (Число и цифра семь.)

    -Определите цели урока, используя опорные слова:

    1.Познакомиться с …

    2.Узнать о…

    3.Научиться решать…    

    Опорные слова для определения цели урока размещены на доске.

    IV. Открытие   нового знания

    -А где седьмой гномик?   Найдите его.     (Гномика во время выполнения задания по раскрашиванию домиков учитель незаметно размещает вблизи доски.)

    -Назовите число на его шляпке.    (Семь.)

    -Как получили число семь?

    (Учитель отрабатывает на счётном материале способы получения числа семь.)

    -Найдите это число в классной кассе, в своих кассах и покажите его.

    -На что похожа цифра семь?

    -Вот семёрка – кочерга. У неё одна нога.

    -С  чем  у  вас ассоциируется  число  семь?    

    ( Дни недели, семь нот, семь цветов радуги, семь чудес цвета,  названия сказок, пословицы, поговорки.)

    Работа над составом числа 7.

    -Седьмой гномик – прекрасный строитель.  Он  построил дом под номером семь и  пригласил друзей в гости.

    -Заселите гномов на каждом этаже парами.

    (Дети работают в группах, один человек – у  доски.)

    -Проверяем.

    V. Первичное

    закрепление

    -Гномы очень любят придумывать  задачки. Вот и для вас, ребята, они приготовили задачи. Решать вы их будете в группах.

    Задачи

    1 группа – Гномы сорвали для пирога 5 яблок, а потом ещё 2 яблока. Сколько всего яблок сорвали гномы?

    2 группа - Гномы очень любят полезные продукты, поэтому они выращивают фруктовые деревья: груши и        яблони. Всего деревьев семь. Сколько груш и сколько яблонь может быть в саду у гномов?

    3 группа – Семь гномов играли в прятки 2 часа. Сколько часов играл в прятки каждый гном?

    -Проверяем.

    Физминутка

    В понедельник я купался.

    А во вторник рисовал.

    В среду долго умывался.

    А в четверг в футбол играл.

    В пятницу я бегал, прыгал,

    Очень долго танцевал.

    А в субботу, воскресенье

    Целый день я отдыхал.

    Письмо цифры семь

    -С каким числом мы познакомились? Научимся писать цифру семь. Возьмите конверты. В них гномы для каждого участника группы. Переверните фигурки. Что вы  видите?    

    (На обратной стороне листа  в  клетку с образцом написания цифры семь.)

    Учитель даёт образец написания цифры семь.  Дети прописывают цифру.

    -Отгадайте загадку.

    Над лесами, над рекой,

    Если б смог я встать на мост,

    Семицветный мост дугой,

    Я б рукой достал до звёзд.    (Радуга.)

    Задание

    -Найдите радугу на картине.  Вставьте пропущенные знаки так, чтобы получились верные равенства.

    (Дети  работают  в  группах, один  человек – у   доски.  Можно у  доски   работать  «цепочкой».)

    На полосках записаны равенства: 5□2=7, 7□1=6, 4□3=7, 7□2=5, 1□6=7, 7□4=3, 2□5=7.

    (Учитель может задать вопрос о применении переместительного свойства сложения.)

    -Проверяем.    

     (Во время проверки учитель переворачивает каждую полоску  на  обратную  сторону.

      В результате на  картине радуга  становится  цветной.)

    Задание

    -Гномы отправились на прогулку за речку. Помогите им перейти на другую сторону по мостикам.    Установите последовательность и продолжите её на два числа.  Девочки работают с левым мостком, а мальчики с правым.     (Дети  работают  в  группах, два  человека  – у   доски.)

    Последовательности: 1 3 4 □ □,  6 4 5 □ □.

    -Проверяем.  

    V. Итог урока

    -Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Сколько гномов нам помогали?   (Семь.)

    -Как можно получить число семь?    

    -Какие цели поставили перед собой на урок? Цели достигнуты?

    VI. Рефлексия

    -Оцените свою работу на уроке.  Достаньте  из конверта №2 солнышки.    

    -Что вы заметили?

    (У солнышек разные выражения «личиков».)

    -Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, и наклейте его на небо картинки.

    -Покажите ваши картинки.

    (По большинству  выбранных изображений учитель наклеивает солнышко на картину на доске.)    

    -Наш урок окончен.  Всем спасибо.


            

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок математики по теме: " Число и цифра 8. Состав числа 8 (решение учебной задачи).”

    Урок математики по теме: "Число и циф­ра 8. Состав числа 8 (ре­шение учебной задачи).” Цели урока: Познакомить с числом 8, его составом, написанием цифры. Задачи: Обучающие: фо...

    Конспект урока по математике на тему: "Число 8 и цифра 8". Петерсон. 1 класс

    Методическая разработка межвозрастного занятия может быть использована при изучении курса «Математика» по программе «Школа 2100» по теме «Число и цифра 8». Занятие составлено с учётом применения актив...

    Урок математики по теме "Число 0. Цифра 0". 1-й класс

    Цели:1. Сформировать представление о числе 0, способность к его записи, изображению на числовом отрезке, сравнению, сложению и вычитанию с 0.2. Тренировать навыки счета в пределах 9, мыслительные опер...

    Урок математики по теме "Число и цифра 3" 1 класс Гармония ФГОС

    Цель урока: знакомство с числом и цифрой 3.Задачи:Образовательные: совершенствовать навыки счёта; учить учащихся писать цифру 3.Развивающие: способствовать развитию математического кругозора, мышления...

    Конспект урока математики по теме: «Числа 6, 7. Письмо цифры 6». 1 класс

    Разработка включает определение целей, описание планируемых результатов, методов работы. В ходе практической работы дети знакомятся с образованием чисел 6 и 7. Используется технология игрового обучени...

    План-конспект урока по математике в 1 классе .Тема:"ЧИСЛА 6–7. ЦИФРА 6."

    План-конспект урока по математике в 1 классе."Числа 6-7. Цифра 6"...

    Технологическая карта урока математики(4 класс). "Тема: «Числа 6–7. Цифра 6».УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с образованием чисел 6–7 и их графической записью – цифрами 6, 7; учить детей писать цифру 6; начать первичное знакомство с определением вре...