Урок по математике 3 класс по программе Б.П.Гейдмана
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Тарасова Ирина Валентиновна

Урок разработан в системе деятельностного метода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Внетабличное деление.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

3 класс, часть 1, урок 65.

Тип урока: Р

Тема: «Внетабличное деление».

Основные цели:

1) формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.);

2) тренировать умение выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное, деление двузначного числа на двузначное способом подбора, решать уравнения;

3) актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.

Демонстрационный материал:

1) алгоритм внетабличного деления двузначного числа на однозначное число;

2) эталон деления двузначного числа на двузначное число способом подбора;

3) задание  для этапа 2:

62 : 4 =

96 : 6 =

90 : 10 =

90 : 18 =

42 : 14 =

42 : 6 =

Раздаточный материал:

1) алгоритмы внетабличного деления;

2) алгоритм исправления ошибок;

3) самостоятельная работа 1:

2.

Самостоятельная работа 1.

1.

Вычисли:

36 : 3 =

98 : 2 =

3*.

Найди значение выражения:

84 : 28 = 3           28 · 3 = 84

78 : 39 =

Выполни деление по образцу:

95 : 19 =

(896 : 16) : (896 : 16) =

4) подробный образец для самопроверки самостоятельной работы 1:

  1. 36 : 3 = (30+6) : 3 = 30 : 3 + 6 : 3 = 10 + 2 = 12

98 : 2 = (80+18) : 2 = 80 : 2 + 18 : 2 = 40 + 9 = 49

     

  1. 78 : 39 = …

1 · 39 = 39

2 · 39 = 2 · (30 + 9) = 2 · 30 + 2 · 9 = 60 + 18 = 78

78 : 39 = 2

      3.  1.

5) карточки с дополнительным заданием:

Расшифруй слово, расположив ответы примеров в порядке возрастния:

О

90:15=

Г

68:17 =

И

72 : 2 =

Е

60 : 12 =

М

56 : 4 =

Е

85 : 5 =

Я

90 : 30 · 16 =

Т

(12 · 6) : 4 =

Р

52 : (24 : 12) =

6) самостоятельная работа 2:

2.

Самостоятельная работа 2.

1.

Вычисли:

46 : 2 =

84 : 7 =

90 : 45 = 2         45 · 2 = 90

96 : 32 =

Выполни деление по образцу:

72 : 18 =

7) подробный образец для самопроверки самостоятельной работы 2:

  1. 46 : 2 = (40+6) : 2 = 40 : 2 + 6 : 2 = 20 + 3 = 23

84 : 7 = (70+14) : 7 = 70 : 7 + 14 : 7 = 10 + 2 = 12

     

  1. 96 : 32 = …

1 · 32 = 32

2 · 32 = 2 · (30 + 2) = 2 · 30 + 2 · 2 = 60 + 4 = 64

3 · 32 = 3 · (30 + 2) = 3 · 30 + 3 · 2 = 90 + 6 = 96

      96 : 32 = 3

 

8) образец дополнительного задания:

Расшифруй слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания:

О

90:15=

=

6

Г

68:17 =

4

И

72 : 2 =

36

Е

60 : 12 =

5

М

56 : 4 =

14

Е

85 : 5 =

17

Я

90 : 30 · 16 =

48

Т

(12 · 6) : 4 =

18

Р

52 : (24 : 12) =

26

4

5

6

14

17

18

26

36

48

Г

Е

О

М

Е

Т

Р

И

Я

9) «лестница успеха» для самооценки на этапе 8.

Ход урока:

1. Мотивация к коррекционной деятельности.

Цель:

1) создать мотивацию к коррекционной деятельности на личностно значимом уровне;

2) определить тематические рамки урока: внетабличное деление двузначного числа на однозначное число, двузначное на двузначное способом подбора;

3) сформулировать основную образовательную цель урока.

УУД:  

-- самоопределение (Л);

-- целеполагание (Р);
-- планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Организация учебного процесса на этапе 1:

  1. Какие новые темы вы изучали на последних уроках? (Внетабличное деление.)
  2. Какие случаи внетабличного деления вы знаете?
  1. Расскажите о ваших успехах в выполнении внетабличного деления. (…)
  2. Чему будет посвящён сегодняшний урок? (Вероятно, мы посвятим урок выявлению оставшихся затруднений по этим темам, выявлению причин затруднений и их отработке.)
  3. Вы совершенно правы!
  1. Что вам помогает справиться с ошибкой? (Алгоритм.)
  2. Проверьте у всех ли на столах алгоритмы исправления ошибок, и приступаем к работе.
  3. С чего же начнем?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) актуализировать алгоритм внетабличного деления двузначного числа на однозначное число, двузначного числа на двузначное число способом подбора;

2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в речи и в виде алгоритмов;

3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;

6) мотивировать учащихся к написанию самостоятельной работы 1;

7) организовать выполнение учащимися самостоятельной работы 1;

8) организовать самопроверку самостоятельной работы по подробному образцу с фиксацией учащимися своих результатов (без исправления ошибок).

УУД:  

 -- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- использование  знаково-символических средств (П);
-- выполнение  пробного учебного действия (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);                                                        
-- учёт разных мнений (К).  

Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Актуализация алгоритмов внетабличного деления.

- Что помогает нам правильно решать примеры? (Алгоритм.)

- Давайте вспомним алгоритмы внетабличного деления. Для этого вам придётся поработать в парах. Возьмите карточку №1. Перед вами два алгоритма. Что вы замечаете? (Шаги алгоритмов перепутаны.)

- Какое задание будете выполнять? (Расставить правильно шаги алгоритма.)

- Вы будете работать в паре. Давайте вспомним правила работы.

Учащиеся работают в парах.

Проверка с фиксацией на доске.

2) Актуализация алгоритма внетабличного деления двузначного числа на однозначное.

Учитель открывает на доске задание  для этапа 2:

62 : 4 =

96 : 6 =

90 : 10 =

90 : 18 =

42 : 6 =

42 : 14 =

- Какие числовые выражения не соответствуют нашей теме? Объясните свой выбор.

- Значение каких числовых выражений можно найти с помощью первого алгоритма?

62 : 4 =

96 : 6 =

  1. Найдите значения данных выражений.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. Вариант комментирования:

  1. Нужно 62 разделить на 4. Сначала представлю число 62 в виде удобных слагаемых, например 40 и 12. Затем, нужно каждое слагаемое разделить на 4. 40 разделить на 4 будет 10, 12 разделить на 4 будет 3. Затем полученные числа нужно сложить. К 10 прибавить 3 будет 13. Записываю результат.

Далее задание комментируется аналогичным образом.

3) Актуализация алгоритма деления двузначного числа на двузначное.

42 : 14 =

90 : 18 =

  1. Какой алгоритм поможет вам выполнить это задание? (Алгоритм деления двузначного числа на двузначное число.)
  2. Найдите значения данных выражений.

Учащиеся по цепочке выходят к доске и выполняют задание с комментированием. Остальные учащиеся работают в рабочих тетрадях. Вариант комментирования:

  1. Чтобы 42 разделить на 14, нужно подобрать такое число, которое при умножении на 14 даст 42. Беру число 1. Один умножить на 14 будет 14. Не подходит. Беру число 2. Два умножить на 14 будет 28. Не подходит. Беру число 3. 3 умножить на 14 будет 42. Подходит. Значит, 42 разделить на 12 будет 3. Записываю ответ.

Далее задание комментируется аналогичным образом.

4) Самостоятельная работа 1.

  1. Что вы повторили? (Правила внетабличного деления двузначных чисел.)
  2. Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа.)
  3. С какой целью вы будете выполнять самостоятельную работу? (Чтобы мы сами посмотрели, допускаем ли мы ошибки или нет.)
  4. Вспомните, как вы работали над ошибками. Что вам помогает в этом? (Алгоритм исправления ошибок.)
  5. На данном уроке вы будете использовать алгоритм исправления ошибок с предыдущих уроков, без изменений.
  6. Возьмите карточку №2.

Время выполнения ≈ 5–6 минут.

  1. Время закончилось. Что вы должны сделать? (Проверить свои работы по образцу.)
  2. Возьмите карточку №3.
  3. Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не совпал.)
  4. Что вы выяснили для себя, проверив работы по образцу? (Есть ли у нас затруднения.)
  5. Вы это выяснили? (…)
  6. Поднимите руку, кто допустил ошибки в задании  1 ( 2)?

Учитель фиксирует на доске количество человек, допустивших ошибки в каждом из заданий (кроме № 3*).

3. Локализация затруднений.

Цель:

организовать пошаговое сопоставление работ по подробному образцу для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):

а) организовать выявление учащимися места затруднения;

б) организовать выявление учащимися причины затруднения;

в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.

УУД:  

-- постановка и формулирование проблемы (П);
-- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

-- контроль (Р);  

-- коррекция (Р);  
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Организация учебного процесса на этапе 3:

  1. Проверьте первое задание? Что вы использовали при выполнении первого задания?
  2. В каком месте вы допустили ошибку в первом задании?
  3. В чём причина допущенной ошибки?
  4. Проверьте второе задание? Что вы использовали при выполнении задания?
  5. В каком месте вы допустили ошибку во втором задании?
  6. В чём причина допущенной ошибки?
  7. У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)

4. Коррекция выявленных затруднений.

Цель:

1) уточнить индивидуальные цели будущих действий;

2) на основе алгоритма исправления ошибок, организовать согласование плана достижения поставленной цели;

3) организовать реализацию согласованного плана действий;

4) для учащихся, допустивших ошибки, организовать исправление ошибок и выполнение учащимися заданий на те способы действий, в которых были допущены ошибки;

5) для учащихся, не допустивших ошибки, организовать выполнение дополнительных заданий.

УУД:  

-- самоопределение (Л);
-- планирование (П);
-- прогнозирование (П);

-- коррекция (Р);  
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

Организация учебного процесса на этапе 4:

  1. Те, у кого не возникло затруднений в самостоятельной работе, сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности. (Мы должны выполнить дополнительные задания.)
  2. Выполните дополнительное задание на карточках.

Учитель раздает учащимся карточки с дополнительным заданием.

  1. Какова же дальнейшая цель работы у тех, кто выявил затруднения? (Мы должны исправить ошибки, используя подробный образец для самопроверки, выполнить задание для выбора.)
  2. Какой инструмент вам поможет при работе над ошибками? (Алгоритм исправления ошибок.)
  3. Посмотрите на алгоритм исправления ошибок, есть ли у вас вопросы по работе с ним? (…)
  4. Перед выполнением работы над ошибками проговорите, какие правила вам нужно ещё раз осмыслить, понять? (…)

Учащиеся самостоятельно исправляют свои ошибки. В случае затруднений учитель организует работу фронтально.

Результатом работы на данном этапе должно быть выполнение детьми работы над ошибками и закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

1) организовать обсуждение типовых затруднений;

2) организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднения.

УУД:  

-- использование знаково-символических  средств (П);
-- выражение своих  мыслей с достаточной  полнотой  и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Организация учебного процесса на этапе 5:

  1. Посмотрите на результаты выполнения самостоятельной работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (...)
  2. Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки.)
  3. Проговорите еще раз для всех соответствующие способы действий. (…)

Учащиеся проговаривают в громкой речи те способы действий, в которых было допущено наибольшее количество ошибок.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу.

Цель:

1) организовать выполнение самостоятельной работы  2, аналогичной первой;

2) организовать самопроверку учащимися своих работ по подробному образцу для самопроверки и фиксацию результатов;

3) зафиксировать достижение индивидуальной цели.

УУД:    

-- анализ, сравнение, обобщение (П);
-- извлечение из текстов необходимой информации (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);      
-- контроль (Р);  

-- коррекция (Р);  

-- оценка (Р);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

-- планирование учебного сотрудничества с учителем  и сверстниками  (К).

Организация учебного процесса на этапе 6:

Учащиеся выполняют задания из самостоятельной работы № 2, которые вызвали у них затруднения, и самостоятельно сопоставляют полученное решение с подробным образцом для самопроверки. В это время дети, не допустившие ошибок, проверяют дополнительное задание по подробному образцу.

  1. Какие задания вы будете выполнять? (Подобные тем, в которых были допущены ошибки.)
  2. Как будете проверять вашу работу? (По образцу, результат отметим «+» или «?».)

После самостоятельной работы организуется самопроверка по подробному образцу.

  1. Кто допустил ошибки в самостоятельной работе 2?
  2. В чем их причина?
  3. Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину. Но какой вывод вы должны сделать? (Мы не справились с затруднением, нужно еще тренироваться.)
  4. Где вы можете это сделать? (При выполнении домашнего задания.)
  5. Кто не допустил ошибки в самостоятельной работе 2?
  6. Сделайте вывод. (Нам удалось справиться с затруднением.)

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

тренировать умение решать геометрические задачи.

УУД:

-- понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);

-- использование знаково-символических средств (П);
-- выполнение действий по алгоритму (П);
-- построение логической цепи рассуждений (П);
-- адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач (К).

Организация учебного процесса на этапе 7:

  1. Какое слово получилось в дополнительном задании? Что такое геометрия?
  1. Найдите  8 на странице 98.
  2. Решите задачу.

Учащиеся выполняют задание, один ученик – на доске.

-      Какие геометрические фигуры вы знаете? Что такое ломаная?

-      Найдите № 9 на странице 98.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

-      Какие ломаные получились?

8. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

1) уточнить алгоритм исправления ошибок;

2) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;

3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

4) оценить собственную деятельность на уроке;

5) согласовать домашнее задание.

УУД:  

-- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);
-- самооценка на основе критерия успешности (Р);
-- адекватное понимание причин  успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
-- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью  (К);
-- планирование учебного сотрудничества (К).

Организация учебного процесса на этапе 8:

  1. Какова была цель этого урока? (Проверить умение выполнять внетабличное деление двузначного числа на однозначное число, деление двузначных чисел на двузначные числа способом подбора.)
  1. Кто смог закрепить свои знания?
  2. Кто нет?
  1. В чем причина ваших ошибок?
  2. Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм исправления ошибок, образцы для самопроверки,..)
  3. Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе 1, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.

Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха. Учитель проводит рефлексию оценивания.

  1. Какие еще трудности остались на конец урока?

Далее учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике 2 класс по программе Б.П.Гейдмана

Урок разработан в системе деятельностного метода....

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 1 классе по программе Б.П.Гейдмана

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе по программе Б.П.Гейдмана

В настоящее время в начальной школе  существует несколько программ по математике. Наиболее удачной на мой взгляд, является программа Б.П.Гейдмана.Материалы учебника  подготавливают учащихся ...

Конспект интегрированного урока в 3 классе по программе Перспективная начальная школа" математика: "Умножение круглого числа на однозначное", русский язык "Именительный падеж", окружающий мир "Вода - необыкновенное вещество"

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК В 3 КЛАССЕ (МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК, ОКРУЖАЮЩИЙ МИР)по программе «Перспективная начальная школа» МАТЕМАТИКА. ТЕМА: «Умножение круглого  числа на однозначное»РУССКИ...

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

Конспект урока по математике "сантиметр" по программе "Школа России"

В конспекте дается знакомство учащихся с единицей измерения "сантиметр" с использованием элементов ФГОС...