Открытый урок по теме "Построение схему к задаче с двумя связанными отношениями"
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Открытый урок на краевом семинаре "Введение федерального государственного стандарта в общеобразовательном учреждении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_3kl.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на краевом семинаре «Введение федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательном учреждении»

по теме «Построение схемы к задаче с двумя связанными отношениями»

(Система Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова.Математика 3 класс)

        Подготовила учитель  

                                                математики

                                                Лесняк Е.А.

 

г. Михайловск , 2011г.

Урок моделирования. Преобразование модели.

Цели:

Образовательная: систематизировать способы решения текстовых задач способствовать накоплению опыта по оперированию с моделями, содержащими два отношения: «целое – часть»  и «целого, состоящего из равных частей»;

Развивающая:  создать условия для вырабатывания умений  проводить ассоциативные связи между изучаемыми понятиями и окружаемым миром, развивать математическую речь,  навыки контроля и самоконтроля,  развивать умение доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывать такие качества творческой личности, как любознательность, независимость суждений, склонность к фантазии.

Структура урока:

  1. Организационный момент.   (5 мин.)
  2. Разминка.  (3 мин.)
  3. Моделирование. Ситуация успеха.  (10 мин.)
  4. Преобразование модели.  (7 мин)
  5. Презентация результатов работы  групп. (10 мин)
  6. Рефлексия.  (5мин.).

Оборудование: презентация к уроку, карточки с задачами для групп,  набор схем, листы-задания для работы в парах, клей.

                                               Ход урока.

1. Организационный момент.

Готовясь к встрече с вами и сегодняшнему уроку математики, я натолкнулась на такие стихи:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Не могу открыть секрет:
Как задаче дать ответ…

- Конечно же, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк? (…)

- А вы любите решать задачи?

- Что нужно для того, чтобы уметь и любить решать задачи?  (…)

- Пусть девизом нашего урока будут слова:

«Была бы охота – будет ладиться любая работа!» (слайд 2).

 2. Разминка.

Перед решением задач  выполним небольшую разминку. Решите примеры и определите слово, которое спрятано в табличке.

  8 ∙ 3+6

 58+62

300-73

  81 : 9

  12 ∙ 7

 6 ∙ 4+6

Р – 227,         А – 30,          К- 84,           Ф - 120,            И -9.

Получилось слово АФРИКА.  Сегодня мы отправимся в путешествие по Африке.

- Вы сказали, что любите решать задачи,  давайте порешаем. (Слайд 3)

3.  Моделирование. Ситуация успеха.

Задачи я прочитаю из нашего  решебника, который составлял весь класс.  Задачи Срибной Виктории.  На доске запишем только схемы и решения.

Выбрать из предложенных вариантов тип задачи.

  1. Нахождение целого, состоящего из равных частей

В Саванне  9 семей жирафов. В каждой семье по 5 детёнышей.  Сколько всего детёнышей во всех семьях?

           

?

9

5

        

  1. · 5 = 45 детёнышей

2.Нахождение значения части (задача Горлачёва Димы)        

 ?

  На 5 пальмах выросло 50 кокосов, поровну на каждой. По сколько кокосов  на каждой пальме?

  5

50

                            50 : 5 = 10 кокосов         3.Нахождение количества равных частей (задача Величко Кости)

6

30

?

В стаде было 30 зебр. Они разделились на группы по 6 зебр. Сколько таких групп?

                                     

  30 : 6 = 5 групп

 И ещё одна схема, которую вы хорошо знаете – целое, состоящее из равных частей.

4.  Моделирование схем,  сочетающих в себе два, связанных отношения.

Следующий набор задач более сложный.

 Ребята, как будем выполнять эти задачи? (в группах).

Каждой группе даётся набор схем и задача. Что бы решить задачу нужно соединить (склеить) несколько простейших схем.

2

18

Задача для первой группыВ двух группах заповедника по 18 взрослых шимпанзе, а детёнышей в этих группах  5. Сколько шимпанзе в заповеднике?

 ?

     5

        

18 · 2 + 5 = 41(ш) в зоопарке.

Справка. В природе шимпанзе живут группами до 20 животных, часто устраивают драки, кусаются, кричат друг на друга. (Слайд 4)

На пастбище у 6 носорогов по 3 рога, а у 2 носорогов по 5.Сколько рогов у всех носорогов?

 

2

 5

Задача для второй группы ?

         

6

 3

        

2 · 5 + 6 · 3 = 28(р) у всех носорогов.

Справка. На морде чёрного носорога— два рога, иногда — три и даже пять. Длина переднего рога обычно около 50 см, задний рог намного короче.  (Слайд 5)

В одной группе страусов 3 самки отложили в гнездо по 5 яиц, а в другой группе 4 самки отложили по столько же яиц. Сколько яиц в двух гнёздах?

 

Задача для третьей группы.3

 ?

 5

4

 

                

         5 · 3 + 4 · 5 = 35(я) в двух гнёздах

Справка. Страусы живут группами: 1 самец и 2—5 самок. Самки откладывают  яйца в общее гнездо,  днём по очереди их насиживают, а ночью их сменяет заботливый отец. (Слайд 6)

Задание для четвёртой группы.

На пастбище пасётся 4 стада, в каждом стаде  по 8 зебр и 5 антилоп-гну. Сколько животных на пастбище?

8

4

?

5

        (8 + 5) · 4 = 52(ж) на пастбище.

Справка. Стада зебр могут смешиваться со стадами других животных, например, страусов или антилоп-гну. Однако старые зебры часто предпочитают жить в одиночку.  (Слайд 7)

4.  Физкультминутка .
5.Презентация результатов работы  групп.

Дети выполняют решение на листочках, а затем демонстрируют свои решения. Класс выражает своё согласие или несогласие с помощью карточек «+» и «-». Записывают решение в тетрадях.                                                                    Каждый ребёнок оценивает себя «+» - понятно решение задачи «-» - непонятно.

6.  Африканский «Блиц – турнир»  (слайд 8)

  1. В неволе суточный рацион слона включает 90 кг сена, 100 кг картофеля и 3 кг лука. Сколько килограммов весит суточный рацион слона?
  2.  Верблюд может нести половину собственного веса – 350кг. Сколько килограммов весит верблюд?
  3.  Весит жираф 1 370 кг. Сколько килограммов весит  семейная пара?

7.  Итоговая рефлексия.

Ответьте на вопросы:

  1. Над чем работали на уроке?
  2. Что узнали нового?
  3. Поднимите знак «+», если вам все было понятно и «-», если понятно не всё.
  4. Что будем делать на следующем уроке?

Поставить шкалу - самооценку. Если в шкале крестик стоит вверху, то домашнее задание: составить три задачи , состоящие из двух схем; если – ниже, то домашнее задание №494, 495.  (Слайд 10)

      На этом наш урок окончен. До новых встреч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок математики по теме "Решение задач" 2 класс

разработка открытого урока с применением тестов...

открытый урок математики 3 класс "Решение задач и уравнений"

«Решение задач и уравнений»Тип урока: нестандартныйКласс: 3Тема урока: Закрепление решение задач и уравнений.Цель урока: закрепление и обобщение имеющихся знаний учащихся при решении  уравне...

План-конспект открытого урока в 3 классе "Решение задач разного вида"

План-конспект в соответствии с ФГОС для аттестации по УМК "Перспектива". Класс 3. Тема: Решение задач разного вида. Интегрированный урок (математика, окружающий мир). Цель: повторить и обобщить получе...

Конспект открытого урока математики по теме: «Решение задач на деление с остатком» 3 класс (Программа «Школа России»)

Конспект открытого урокаматематики по теме:  «Решение задач на деление с остатком»    3 класс  (Программа «Школа России»)...

Конспект открытого урока по математике 4 класс "Задачи на движение. Закрепление"

Конспект содержит упражнения на коррекцию знаний учащихся по теме "Задачи на движение. Закреплени". Конспект предназначен для учащихся 4 класса....