Урок-проект "Судим соревнование друзей" по математике к теме "Числовой отрезок", 1 класс, ОС "Школа 2100"
план-конспект урока математики (1 класс) по теме

Сорокина Энже Камиловна

Урок - проект разработан в рамках реализации ФГОС, призван решать задачи, которые ставят стандарты второго поколения. Ребята самостоятельно создают модель числового отрезка, что невозможно без применения исследовательского, поискового методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-проект «Судим соревнование зверей» (Числовой отрезок, 1 класс)

Применение метода учебного проекта

на уроках математики по ОС «Школа 2100»

Тема урока - проекта: Судим соревнование зверей. (Числовой отрезок)

Методы: метод учебного проекта, проблемно - поисковый, деятельностный

Форма работы: фронтальная, групповая, в парах

По продолжительности: 1урок

Результат проектной работы: модель числового отрезка

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, разлинованные в клетку листы А4,  нелинованные листы А4, циркули, фломастеры, учебник «Математика», 1класс, Т.Е.Демидовой, С.А.Козловой, А.П.Тонких.

Цель урока: создать модель «Числовой отрезок» и научить решать с её помощью числовые выражения типа 2+1, 2-1

Задачи: систематизировать и закрепить знания о составе чисел от 2 до 4; помочь детям создать проект «Числовой отрезок»; формировать исследовательские навыки; учить планировать свою деятельность; развивать логическое и критическое мышление, связную речь; воспитывать культуру поведения при фронтальной, групповой и парной работе.

Формировать УУД:  

Познавательные УУД –

1) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2) добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

 3) знать состав чисел 2-4;

 4) уметь сравнивать отрезки путём наложения;

 5) уметь сравнивать и измерять длины отрезков при помощи мерок;          6) пользоваться циркулем для измерения отрезков;

 7) уметь присчитывать и отсчитывать по числовому отрезку одну единицу;       8) уметь составлять схему к рисунку;

 9) составлять равенство, используя числовой отрезок.

Коммуникативные УУД –

 1) уметь слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) уметь работать в паре, в группе.

 Личностные результаты-

1) уметь выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

4) уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД –

1)уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; 2)проговаривать последовательность действий на уроке;

3)работать по коллективно составленному плану;

 4)оценивать правильность выполнения действия;

5)планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

6)вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

 7)высказывать своё предположение;

8) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

В оформлении конспекта урока используются значки и цвета, применяемые в методических рекомендациях для 1-го класса на сайте ОС «Школа 2100»:

-слушание,          -говорение,     - письмо      -исследование,     -визуализация

ТОУУ - технология оценивания учебных успехов

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

I. Организационный момент

-Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Пожелайте друг другу успехов в открытии новых знаний.

Коммуникативные УУД

Личностные результаты

II.

Актуализация опорных знаний

1)Ритмический счёт через 2 (прикосновение пальцами к столу -1-число не называется,  чередуется хлопком в ладоши -2- чётные числа называются)

2) Решение задач в стихах:

Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом,

Наверху ещё окно,

 чтобы не было темно.

Посчитай окошки в домике у кошки

(4 окна)

Ехали две тачки и ещё две тачки,

В каждой по две кошки

и по две собачке,

Сколько было тачек, кошек и собачек?

(4 тачки, 4 кошки, 4 собачки)

3) Петя и Вова подарили Кате по карандашу:

П.        В.

- Чей карандаш длиннее? Короче? Как узнать? (Приложить друг к другу так, чтобы один из концов совпал)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

III.

Постановка проблемы.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, у нас в гостях герои мультфильма «38 попугаев» - попугай, слоник, мартышка и удав. (Слайд)

- Как вы помните, они решили измерить длину удава. Почему у них получились разные значения?

Групповая работа:

-В каждой группе подумайте, что вы предложите нашим друзьям для того, чтобы узнать длину удава?

Выслушиваем предположения групп: измерить только попугаями, или мартышками, или слониками.

- К какому выводу приходим?

- Нужно измерять одинаковыми мерками.

- Как вы думаете, когда и где используют мерки? Для чего они необходимы?

Удав устроил соревнование между друзьями. Когда он сказал: «Стоп!», попугай, мартышка и слоник оказались на разном расстоянии от старта. (Слайд)

На партах чертежи на линованной бумаге:

С.

М.

П.

- Как сравнить длину пробега друзей?

-Наложить дорожки друг на друга мы не можем.

- Предлагаю вам подумать в группах.

Предложения детей:

- Можно посчитать по клеткам листа, на котором нарисованы дорожки.

- Кто пробежал меньше, кто больше?

- Что помогло сравнить длину отрезков? (Посчитали  и  сравнили количество клеток)

- Возможно ли каждый раз накладывать отрезки, или считать клетки, чтобы сравнить длину отрезков?

- Нет.

- Как вы думаете, какую проблему будем решать?

Предположения детей:

- Нужно создать измерительный инструмент.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные

УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Личностные результаты

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

ТОУУ

Личностные результаты

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные результаты

IV.

Планирование работы

 

- Прежде чем приступить к работе, составим план и будем учиться работать по плану. Какие у вас будут предложения?   Выслушав детей, учитель обобщает ответы детей и открывает запись на слайде: 

1. Обговорить цель работы;

2. Выяснить, какими измерительными приборами будем пользоваться;

3. Поиск решения проблемы в группе;

4. Рассмотреть все предложенные варианты и выбрать самый удобный;

5. Оформить работу;

6. Использовать полученную модель на уроках математики.

Физминутка (на экране поочерёдно появляются изображения персонажей):

Слоник, попугай и мартышка решили поиграть с вами в прятки. Если покажется Мартышка, вы хлопаете в ладоши;  если покажется Слоник, топаете ногами; если покажется попугай, пожимаете плечами.

V.

Открытие нового знания, разрешение проблемы

Продолжим работу в группах. У каждой группы на партах фломастеры, циркуль, нелинованная бумага.

- Сейчас каждая группа подумает над тем, как сравнивать отрезки не накладывая друг на друга, и не считая клетки.

Дети пробуют разные варианты решения проблемы. Учитель направляет работу групп, обращая внимание на то, что в своём поиске ответа нужно использовать циркуль:

- Как вы будете использовать циркуль для измерения длин отрезков?

Дети выдвигают свои предложения решения вопроса.

Учитель помогает детям прийти к выводу, что с помощью циркуля можно откладывать единичные отрезки: каждый следующий отрезок начинается от конца предыдущего.

- Установите концы циркуля так, чтобы между его ножками были 2 клетки. Измерьте  длину отрезка – дорожки Мартышки. Сколько мерок поместилось? 4. Длина отрезка-дорожки слоника? 3. А длина дорожки попугая? 2 мерки. Кто пробежал меньше всех?

- Попугай, так как  2 меньше, чем 3

 и 4.

- Может быть ошибочным это сравнение?

- Нет, так как измеряли одинаковыми мерками.

- Какой вывод можете сделать?

- Отрезки нужно измерять одинаковыми мерками. Чем больше число мерок, тем отрезок длиннее.

- Предлагаю вам результаты соревнования рассматривать не на отдельных отрезках, а показать на одном отрезке. Пусть каждая группа подумает: как это сделать?

 Работа групп по созданию модели числового отрезка. Выбирается самый оптимальный вариант: дети должны построить числовой отрезок:

                      П.         С.        М.

Старт             2           3         4

- Что же у нас получилось?

Предположения детей: числовой отрезок.

- Что вы можете сказать об отрезках, из которых состоит большой числовой отрезок?

- Они равны, так как отмеряли циркулем равные мерки.

VI.

Оформление результата

- Обозначьте и подпишите, где будет число 1 (одна мерка от старта)

- Начертите каждый для себя числовой отрезок, не забывайте помогать друг другу.

Дети чертят индивидуальные модели числовых отрезков.

-Дорогие ребята! Что вам удалось создать благодаря тому, что помогли нашим друзьям судить их соревнования?

- Создали числовой отрезок.

VII.

Презентация, использование продукта проекта в открытии новых знаний

- Что же показывает каждое число?

- Количество единичных отрезков.

Проблемный вопрос:

- Попугай начал ходить по числовому отрезку. Подумайте, что будет происходить с числами, если он будет прыгать вправо? А если прыгнет влево?

- Если идёт вправо, число увеличивается на 1, если идёт влево, уменьшается на 1.

-Вам нужно подумать, как вы сможете использовать числовой отрезок на уроках математики?

Обсуждение в группах.

Каждая группа демонстрирует свой вариант ответа.

Учитель помогает детям прийти к выводу:

- С помощью числового отрезка можно прибавлять и вычитать. Например, чтобы прибавить к двум один, надо переместиться от точки 2 на единицу право. Получится 3. Чтобы вычесть из 4 один, перемещаемся от точки 4 на один единичный отрезок влево.

Получится 3.

VIII.

Первичное закрепление

Упражнения на числовом отрезке.

Учитель организует работу в парах по заданиям учебника.

IX.

Рефлексия

- Что нового создали сегодня на уроке, помогая нашим друзьям судить соревнование?

- Модель числового отрезка.

Звери благодарят вас за помощь и говорят вам: «Спасибо! Молодцы!». И я благодарю вас за хорошую работу на уроке. А сейчас предлагаю вам самим оценить свою работу в своих дневниках:

           - Урок прошёл удачно. Я                                                       доволен собой!

               

                      - Мне было очень                         трудно. Мне нужна помощь!

                 - Мне было трудно, но я

             справлялся с заданиями. Я вполне доволен собой!

                                                    ТОУУ                                                  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. Урок-сказка. 4 класс."Школа 2100"

Развитию у обучающихся творческих, познавательных способностей способствуют нестандартные и нетрадиционные формы уроков. Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внима...

Календарно-тематическое планирование по математике и конструированию. 1 класс. Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по математике и конструированию. 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математика и конструирование". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа по математике (3 и 4)класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по математике для 3 и 4 класса .Школа 2100...

Конспект открытого урока по математике в 4 «А» классе (программа 2100).

Тема урока: « Площадь прямоугольного треугольника».1.Организационный момент.2.Проверка домашнего задания. -На прошлом уроке вы узнали новые единицы измерения площади , назовите какие ?- Что такое...

Открытый урок по математике. Тема:"Задача".1 класс. "Школа 2100"

Урок разработан к УМК "Школа 2100". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология деятельностного метода, проблемно-диалогического метода и метода самооценки. Формы работы...