Рабочие программы для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по математике (4 класс) по теме
Рабочие программы с тематическим планированием разработаны в соответствии с ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_nachalnaya_shkola_21_veka.rar | 315.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация городского округа Стрежевой Томской области
Управление образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
Рабочая учебная программа
по курсу «Литературное чтение»
в начальной школе ОС «Начальная школа XXI века»
СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ 1
КЛАСС: 4И
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: НА 1 ГОД
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА: Развёрнутое тематическое планирование составлено на основе программы « Начальная школа XXI века»
Авторы: Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова, 2009 г.
Ф.И.О УЧИТЕЛЯ: Фролова Татьяна Александровна
Рассмотрено на заседании (ШМО) Утверждено
№___ протокола, Директор МОУ СОШ № 5 Гришко Н.А
дата протокола_______________ Приказ № от
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана применительно к учебной программе Л.А. Ефросининой «Литературное чтение». Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».- 2-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2009г.
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, формирующим основы интеллектуального, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их способностей овладевать русским языком, родной речью и умением пользоваться литературной речью. Успешность обучения младших школьников литературному чтению, а также формирование личностных, предметных и метапредметных умений в курсе литературного чтения обеспечивают возможность изучения других предметов в начальной школе и успешность обучения в основной школе.
Изучение курса литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком; формирование читательского кругозора и приобретение самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с различными видами информации.
- Развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
Приоритетной целью обучения литературному чтению является формирование читательской компетентности, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
В 4 классе начинается собственно литературное чтение школьника в полном объеме: умение читать вслух и молча, воспринимать содержание произведения на слух и читая самостоятельно, слушать и слышать текст произведения, отвечать на вопросы и задавать вопросы, работать с текстом произведения.
Один раз в неделю в рамках изучаемого раздела проводятся уроки слушания и обучения работе с детскими книгами, что позволяет расширять читательское пространство и обогащать читательский опыт учащихся, формировать полноценное читательское восприятие и читательскую компетентность.
Основные линии программы:
- Развитие навыка чтения;
- Развитие восприятия произведения;
- Развитие литературоведческих понятий;
- Развитие речевых умений;
- Развитие творческой деятельности.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
- изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности(слушания, говорения, чтения и письма);
- в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности и универсальных умений;
- содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
-сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениям;
-работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как с искусством слова, учитывая специфику его структуры и жанровые особенности;
-одновременная работа над языком произведения и речью детей;
-сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения;
-различение художественных и научно-познавательных произведений;
-формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;
-освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.
Основная цель курса литературного чтения - помочь ребенку стать читателем: ввести его в мир литературы, помочь овладеть читательскими умениями, подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами речевой деятельности: слушание, чтение, говорение (устная литературная речь) и письмо (письменная литературная речь). Каждый ученик должен научиться воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для формирования правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности.
Задачи курса «Литературное чтение»:
- обеспечивать полноценное восприятие литературного произведения, понимание учащимся произведения;
- научить учащихся понимать точку зрения писателя, формировать и выражать точку зрения читателя;
- постоянно работать над овладением каждым учеником умениями читать вслух, молча, выразительно, а также основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);
- включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;
- формировать литературоведческие представления и понятия в процессе изучения литературного произведения;
- расширять и обогащать от класса к классу круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных).
Читательское пространство обеспечивается тремя пластами доступной литературы: произведения для изучения на уроке (в учебнике), произведения для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), произведения и книги для самостоятельного чтения в рубрике «Книжная полка» в конце каждого изучаемого раздела или нескольких разделов.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения в 4 классе отводится по 4 часа еженедельно. Курс рассчитан на 136 ч (34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания
Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, оно лежит в основе всех читательских умений, носит универсальный метапредметный характер.
На уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно- нравственное воспитание и развитие учащихся.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственными ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой…
Огромную роль играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно- нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Личностные, метапредметные (компетентностные) и предметные результаты
освоения курса «Литературное чтение»
Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий: личностных, метапредметных, предметных.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных и межличностных отношениях.
В курсе литературного чтения формируются следующие личностные универсальные учебные действия:
- понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;
- познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений;
- духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;
- овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;
- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведений;
- самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;
- использование умения читать для удовлетворения личного интереса.
Метапредметные универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учебной деятельности и самостоятельной работы с произведениями и книгами:
- понимание и постановка учебной задачи;
- составление плана и последовательности действий;
- самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;
- коррекция — внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;
- овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.
В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Познавательные универсальные учебные действия:
- формирование познавательной учебной задачи;
- выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи;
- выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;
- восприятие прослушанного или прочитанного произведения;
- поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;
- умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;
- способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;
- интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);
- рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);
- выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.
Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.
Знаково-символические познавательные действия:
- моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении.
- составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературовед-ческие понятия;
- составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами — все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.
Логические универсальные действия:
- анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);
- установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;
- формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;
- сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;
- аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.
Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:
- понимание и формирование учебной задачи;
- выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов;
- подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.
Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).
Коммуникативные универсальные действия:
- слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);
- умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;
- овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);
- умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;
- умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;
- умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;
- умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;
- умение полно и аргументировано с троить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.
Содержание данного курса литературного чтения обеспечивает формирование предметных универсальных умений и решение следующих задач литературного развития младших школьников:
- овладение навыками чтения, умением воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;
- воспитание интереса к чтению как средству получения информации и удовлетворения личных познавательных и эстетических запросов, а также интереса к книге (учебной, художественной, справочной);
- овладение устной и письменной коммуникативной культурой: работа с произведениями разных жанров; ведение диалога и построение монологического высказывания о героях и их поступках; поиск необходимой информации в учебниках, словарях, справочниках и энциклопедиях и ее использование; высказывание мнения о прочитанных или прослушанных произведениях и книгах;
- воспитание эстетического вкуса и умения воспринимать художественное произведение как искусство слова: выделять особенности художественных произведений, находить (на доступном уровне) средства выразительности и использовать их в речи;
- формирование эстетического вкуса и понимания младшими школьниками нравственно-этических ценностей при изучении художественных произведений.
Основные требования к уровню подготовки учащихся четвёртого класса
В результате изучения данного предмета в 4 классе учащиеся должны:
знать:
-название и основное содержание изученных литературных произведений; имена, отчества и фамилии авторов;
-элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
называть, приводить примеры:
-сказок народных и литературных;
-стихов и рассказов из круга детского чтения;
-произведений основных жанров детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерк, миф)
различать, сравнивать:
-произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
-жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
-сказки народные и литературные;
-словари и справочники;
-элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
-виды пересказа(подробный, краткий, выборочный);
уметь:
-читать осознанно, правильно, целыми словами вслух и молча;
-выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
-определять тему и главную мысль произведения;
-ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту; делить текст на смысловые части и оставлять простой план;
-пересказывать и рассказывать произведение по плану; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
-создавать небольшой устный текст на заданную тему
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для самостоятельного чтения книг;
-высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
-самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
-определять тему и жанр незнакомой книги;
Основные разделы чтения
Произведения фольклора
Сказки, легенды, былины, героические песни
Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка
Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».
Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.
Басни. Русские баснописцы
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Квартет»; И.И.Хемницер «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н.Толстой «Стрекоза и Муравьи»; А.Е. Измайлов «Кукушка»; И.И.Дмитриев «Муха»
В.А.Жуковский
Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», «Ночь», «Воспоминание».
А.С.Пушкин
«Осень»(отрывки), «И.И.Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И.Пущин «Записки о Пушкине»; В.И.Даль «Из воспоминаний».
М.Ю.Лермонтов
«Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины…», «Утёс».
П.П.Ершов
«Конёк-Горбунок» (в сокращении), «Кто он?» (в сокращении)
В.М.Гаршин
«Лягушка – путешественница».
Н.Г.Гарин - Михайловский
«Детство Тёмы» (отдельные главы)
Произведения зарубежных писателей
М.Твен «Приключения Тома Сойера» ( глава II, в сокращении); Х.-К.Андерсен «Дикие лебеди», «Дети года».
Мифы народов мира
Древнегреческие мифы: «Арион», «Делал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце», Древнеиндийский миф «Творение».
Книги Древней Руси
«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».
Л.Н.Толстой
«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».
А.А.Блок
«Россия», «Рождество».
К.Д.Бальмонт
«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».
А.И.Куприн
«Скворцы».
И.И.Бунин
«Гаснет вечер, даль синеет…», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Листопад»(отрывок).
С.Я.Маршак
«Словарь», «Двенадцать месяцев», «В горах моё сердце».
Н.А.Заболоцкий
«Детство», «Лебедь в зоопарке».
Произведения о детях войны
В.П.Катаев
«Сын полка».
К.М.Симонов
«Сын артиллериста».
Н.М.Рубцов
«Берёзы», «Тихая моя родина».
С.В.Михалков
«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».
Юмористические произведения
Н.Н.Носов «Федина задача»; И.Л.Гамазкова «Страдания».
Очерки
А.И.Куприн «Сказки Пушкина», И.С.Соколов-Микитов «Родина»; Н.С.Шер «Картины-сказки».
Путешествия. Приключения. Фантастика
Н.П.Вагнер «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж.Свифт «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П.Найдёнов «Мой друг»
Литература и средства обучения
1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
2.Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
3.Л.А.Ефросинина «Оценка знаний». Издательство «Вентана – Граф»2006г.
4.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
5.Л.А.Ефросинина «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Кол час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата | ||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||||||
I четверть ( 34 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | День Знаний | 1.09 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сказки бытовые, волшебные, о животных | Уметь находить доказательства сказки | Текущий | Ролевая игра | 2.09 | |||||||||||||||||||||
3 | Повторение. Произведения фольклора. Героическая песня, былина, легенда. | Русская народная сказка «Марья Моревна» | 1 | Слушание | Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных | Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность | Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема) | Сравнение сказки и былины | 6.09 | ||||||||||||||||||||
4 | Былины. «Волх Всеславович». | 1 | Чтение и анализ нового произведе- ния | Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине | Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану | Былина – жанр фольклора | 7.09 | ||||||||||||||||||||||
5 | «Легенда о граде Китеже». | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Образы героев легенд: их внешность, поступки, служение Родине | Знать особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану | Легенда – жанр фольклора | 8.09 | ||||||||||||||||||||||
6 | «Легенда о покорении Сибири Ермаком» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сравнение легенд и былин | 9.09 | ||||||||||||||||||||||||
7 | Слушание и работа с детскими книгами. Легенды народов мира | 1 | Обсуждение самост-но прочит-й легенды. Сравнение изуч-х легенд | Сам-я работа «Легенды бывают» | 13.09 | ||||||||||||||||||||||||
8 | Народные и героические песни. «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие о героической песне как жанре УНТ | Знать особенности героич-й песни. Уметь выд-ть основную мысль произведения | Понятие о гер-ой песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер | 14.09 | ||||||||||||||||||||||
9 | Слушание и работа с детскими книгами. Героические песни | 1 | Сравнение героич-х песен с былинами. Выделение истор-х фактов | Уметь выделять исторические факты | Выразительное чтение | 15.09 | |||||||||||||||||||||||
10 | Проверь себя. Обобщение по теме. | 1 | Контрольно- обобщающий | Выполнение заданий в тетради | 16.09 | ||||||||||||||||||||||||
Басни. Русские баснописцы | |||||||||||||||||||||||||||||
11 | Басни. Русские баснописцы | Басни. Русские баснописцы. И. И. Хемницер «Стрекоза и муравей». | 1 | Комбинированный урок | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Заучивание наизусть | Библиографические сведения об авторах басен. | 20.09 | ||||||||||||||||||||
12 | И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». Л. Н. Толстой «Стрекоза и муравьи». Сравнение. | 1 | Комбинированный урок | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Текущий, заучивание наизусть | Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма) | 21.09 | |||||||||||||||||||||
13 | И. И. Хемницер «Друзья» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои и их поступки | Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно | Текущий, чтение наизусть | Особенности басни: мораль, ирония, аллегория | 22.09 | |||||||||||||||||||||
14 | Слушание и работа с книгами. Басня И. А. Крылова «Крестьянин в беде» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Герои, их характеры, поступки | Уметь понимать основное содержание басен, сравнивать басни, выразительно их читать | Особенности басни: мораль, ирония. Аллегория | 23.09 | ||||||||||||||||||||||
15 | И. А. Крылов «Мартышка и очки» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы | Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям | Текущий. Чтение наизусть | 27.09 | ||||||||||||||||||||||
16 | А. Е. Измайлов «Кукушка», И. Дмитриев «Муха» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен | Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен | Текущий.выразительное чтение | Мораль, аллегория. Сравнение басен И. Дмитриева, | 28.09 | |||||||||||||||||||||
17 | И. А. Крылов «Квартет». | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы | Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям | Текущий. Выразительное чтение | Квартет. | 29.09 | |||||||||||||||||||||
18 | Обобщение по теме «Басни. Русские баснописцы». Проверь себя | 1 | Обобщающий | Обобщение по разделу. Выполнение заданий в учебнике и тетради. Конкурсы: «Знаток басен», «Лучший чтец басен» | 30.09 | ||||||||||||||||||||||||
Произведения В.А. Жуковского | |||||||||||||||||||||||||||||
19 | Произведения | В. А. Жуковский. Стихи | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитеты, сравнения, рифма | Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения) Уметь читать выразительно стих-я | Текущий. Чтение наизусть | 4.10 | |||||||||||||||||||||
20 | В. А. Жуковский «Спящая царевна» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок | Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характер-ть героев полож-х и отрицательных, находить в произ-и эпитеты, сравнения | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина | 5.10 | |||||||||||||||||||||
21 | Слушание и работа с книгами «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудростях Марьи-царевны, кощеевой дочери» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Герои, их поступки, характеры. Составление плана, краткий пересказ по плану | Уметь слушать сказку, отвечать на вопросы, делить текст на части, составлять план. Кратко пересказывать по плану | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение сказки В. А. Жуковского со сказкой А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» (заголовок, сюжет, герои, главная мысль) | 6.10 | |||||||||||||||||||||
22 | Проверь себя. Обобщение по теме | 1 | Обобщающий | Конкурс чтецов «Наш Жуковский» | 7.10 | ||||||||||||||||||||||||
Произведения А.С. Пушкина | |||||||||||||||||||||||||||||
23 | Произведения А.С. Пушкина | Стихи А.С. Пушкина. «Осень». | 1 | Комбинированный урок | Повторение произведений А.С. Пушкина. Определение темы. Комментирование заголовка. Понятия «темп», «логическое ударение», «пауза»; средства художес- й выраз –ти эпитеты. Сравнения, рифма | Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать | Текущий. Выраз-е чтение | Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы | 11.10 | ||||||||||||||||||||
24 | Произведения А. С. Пушкина. | А. С. Пушкин | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение | Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Текущий. Выраз-е чтение | Определение интонационного рисунка | 12.10 | ||||||||||||||||||||
25 | А. С. Пушкин «Зимняя дорога» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сравнение эмоц-го настр-я стих-я, работа с текстом | Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Текущий. Чтение наизусть | Определение интон-го рисунка | 13.10 | |||||||||||||||||||||
26 | Слушание и работа с детскими книгами. А. С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге», «Песни о Стеньке Разине» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Основное содержание текста. | Уметь понимать содержание текста, определять главную мысль произведения, сравнивать песни А. С. Пушкина с народными героическими песнями | Текущий. Чтение наизусть | Атаман Степан Разин | 14.10 | |||||||||||||||||||||
27 | Из воспоминаний В. И. Даля | 1 | Комбинированный урок | Сюжет, герои, главная мысль | Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль | Творческая работа «Любимые герои сказок А.С. Пушкина» | Словарь Даля | 18.10 | |||||||||||||||||||||
28 | Проверь себя «Страничка книгочея» | 1 | Обобщающий урок-игра | Тематический.Выразительное чтение, чтение наизусть. С/Р в тетради | 19.10 | ||||||||||||||||||||||||
Произведения М.Ю. Лермонтова | |||||||||||||||||||||||||||||
29 | Произведения М. Ю. Лермонтова. | Произведения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанр произведения. Эпитеты, рифма | Уметь выраз-но читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) | Текущий. Выр-е чтение Заучивание одного стих-я | Метафора. | 20.10 | ||||||||||||||||||||
30 | Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема чтения. Эпитеты, сравнения | Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение стихотворений | 21.10 | |||||||||||||||||||||
31 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка) | 1 | Чтение и анализ нового произ-я | Авторская сказка. Герои положит-е и отрицательные. Главная мысль сказки | Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положит-х и отрицательных героев, давать им характеристику | Текущий. Чтение наизусть | Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, названия населенных пунктов | 25.10 | |||||||||||||||||||||
32 | Слушание и работа с книгами М. Ю. Лермонтова «Три пальмы» (восточное сказание), «Казачья колыбельная песня» | 1 | Комбинированный урок | Содержание текста. Эпитеты. Словари-справочники | Уметь работать с книгами-справочниками, выразительно читать стихи | Текущий. Чтение наизусть | М. Ю. Лермонтов (справка о поэте). Легенды, баллады | 26.10 | |||||||||||||||||||||
33 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | Обоб-й урок-отчет | Конкурс «Лучший чтец», игра «Исправь ошибки», выполнение заданий в тетради | 27.10 | |||||||||||||||||||||||||
34 | Произведения П. П. Ершова. | Произведения П. П. Ершова. «Конек-Горбунок» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сказки народные и литературные. Главная мысль сказки | Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | Текущий. Выполнение заданий в тетради; выраз- чтение; | П. П. Ершов (справка об авторе) | 28.10 | ||||||||||||||||||||
I четверть | 34 | 34 | |||||||||||||||||||||||||||
Обоснование: ________ | |||||||||||||||||||||||||||||
II четверть ( 29 ч) Произведения П.П. Ершова | |||||||||||||||||||||||||||||
1-2 | Произведения П. П. Ершова. | Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки | Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | Текущий. Выполнение заданий в тетради; выраз- чтение; заучивание отрывка наизусть (по выбору) | П. П. Ершов (справка об авторе) | 8, 9.11 | ||||||||||||||||||||
3 | П. П. Ершов «Кто он?» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения | Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать | Текущий. Чтение наизусть. Творческая работа: мини- сочинение «Слово о Пушкине» | 10.11 | ||||||||||||||||||||||
Произведения В.М. Гаршина | |||||||||||||||||||||||||||||
4-5 | Произведения | В. М. Гаршин «Лягушка путешественница» | 2 | Чтение и анализ нового произ-я | Авторская (литературная сказка). Главная мысль сказки. Образ лягушки. План | Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану | Текущий. Выразительное чтение. Пересказ по плану | 11, 15.11 | |||||||||||||||||||||
6 | Слушание и работа с книгами. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» | 1 | Комбинированный | Слуш-ее сказки, работа с текстом. Главная мысль сказки. Образы жабы и розы | Уметь делить текст на части | Пересказ от лица героев | 16,11 | ||||||||||||||||||||||
7 | «Проверь себя» | 1 | 17.11 | ||||||||||||||||||||||||||
Произведения русских писателей о детях- Н.Г. Гарина- Михайловского, К.М. Станюковича, Д.Н. Мамина- Сибиряка | |||||||||||||||||||||||||||||
8-9 | Произведения о детях | Н.Г. Гарин- Михайловский «Детство Тёмы» «Старый колодезь» (главы из повести) | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь характ-ть образ Темы, выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | Эпизод | 18,22.11 | |||||||||||||||||||||
10 | К.М. Станюкович « Максимка» | 1 | Слушание и анализ нового произ-я | Герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь характ-ть образ Максимка, выделять кульминац-й момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | Текущий. Работа в тетради. пересказ | 23.11 | ||||||||||||||||||||||
11 | Д.Н. Мамин- Сибиряк «Вертел». Обобщение по разделу. Проверь себя. | 1 | Чтение и анализ произве-я | Образы детей- героев произ-й русских писателей | Уметь сравнивать сюжеты, обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста | Работа по рубрике «Проверь себя» | 24.11 | ||||||||||||||||||||||
В. М. Гаршин «Сказка о гордомАгее». Пересказ старинной легенды | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль | Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды | Текущий. Выразительное чтение | Рассказывание отдельных эпизодов | Хрестоматия с.156 выразительное чтение, рассказывание отдельных эпизодов (по выбору) | ||||||||||||||||||||||
Произведения зарубежных писателей | |||||||||||||||||||||||||||||
12-13 | Произведения зарубежных писателей. | Произведения для детей о приключениях. Марк Твен «Приключения Тома Сойера» (отдельные главы) | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя | Знать структурные единицы произведения. Уметь характ-ть главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь). | Текущий. Пересказ | Самостоятельное чтение книг о детях | 25.11, 29.11 | ||||||||||||||||||||
14 | Слушание и работа с книгами зарубежных писателей. Стихот-е В. Гюго «Осенние листья» (отрывок). М. Твен «Приключения Гекльбери Финна» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Жанры произведений: сказки, повести, стихи | Знать зарубежных писателей. Уметь работать с их книгами, выделять произведения разных жанров о детях | Русские писатели-переводчики (К. И. Чуковский.А. А. Ахматова). Роман | 30.11 | ||||||||||||||||||||||
15-16 | Сказка Х. К. Андерсена «Дикие лебеди» | 2 | Комбинированный урок | Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль | Знать изученные произ-я. Х.-К Андерсена и уметь их называть | Книги-справочники (значение слов, имен, картин) | 1,2.12 | ||||||||||||||||||||||
17 | Стихотворение | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рифма. Сравнение | Знать о новом жанре произведения | Текущий. Чтение наизусть. Изготовление книжки- самоделки «Дети года» | Строфа (двустишие) | 6.12 | |||||||||||||||||||||
18 | Слушание и работа с книгами Х. К. Андерсена. «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». Детские журналы и газеты | 1 | Комбинированный урок | Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет | Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу | Текущий. Чтение наизусть | 7.12 | ||||||||||||||||||||||
19 | Обобщение изученного. «Проверь себя» | 1 | Обобщающий | Уметь работать с книгами | 8.12 | ||||||||||||||||||||||||
Мифы народов мира | |||||||||||||||||||||||||||||
20 | Мифы народов мира | Мифы народов мира. Древнегреческий миф «Арион» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие о мифе. Герои мифа | Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Особенности древнегреческих мифов | 9.12 | ||||||||||||||||||||
21 | Древнегреческий миф «Дедал и Икар» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Миф. Образы героев мифа. Пересказ отдельных эпизодов | Уметь составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение | Текущий. Рассказ-е отд-х эпизодов | Особенности древнегреческих мифов | 13.12 | |||||||||||||||||||||
22 | Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи» | 1 | Чтение и анализ нового произвед-я | Выделение эпизодов «пробуждение Матери Сырой Земли», «появление человека» и «вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Выделение пословиц (мудрых мыслей) | Знать об особенностях построения текста (языке, героях). Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды | Текущий. Пересказ | Сравнение славянского мифа «Ярило-Солнце» и древнегреческого мифа «Творение» | 14.12 | |||||||||||||||||||||
23 | Слушание и работа с детскими книгами. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Китайский миф. Герой, его характер, поступки Миф, герои мифов, особенности мифов. Книги с мифами народов мира | Уметь понимать основной смысл содержания текста, анализировать произведение Знать мифы народов мира. Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях | Текущий. Пересказ | Книги с мифами народов мира | 15.12 | |||||||||||||||||||||
24 | Обобщение по разделу «Мифы народов мира». Проверь себя | 1 | Урок-отчет | Книги с мифами народов мира | Знать мифы народов мира. Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях | Темат-кий. Проверочная работа | Книги с мифами народов мира | 16.12 | |||||||||||||||||||||
Книги Древней Руси | |||||||||||||||||||||||||||||
25 | Книги Древней Руси | Книги Древней Руси. Отрывок из «Повести временных лет»: «О князе Владимире» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Знать о житие как о жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Первые книги древней Руси – памятники культуры. Житие- жанр древнерусской литературы Словарь древнерусских слов | 20.12 | ||||||||||||||||||||
26 | «Деятельность Ярослава» (похвала книгам) | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Похвала – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение | Уметь понимать основное содержание текста. Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки | Текущий. Выразительное чтение | Первые книги древней Руси – памятники культуры. Похвала - жанр древнерусской литературы Словарь древнерусских слов | 21.12 | |||||||||||||||||||||
27 | Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Поучение – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение | Уметь понимать основное содержание текста. Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и Наставлений Ярослава Мудрого» | 22.12 | |||||||||||||||||||||
28 | Отрывок из «Повести временных лет». «Наставления Ярослава Мудрого». Сравнение. | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Поучение – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение | Уметь понимать основное содержание текста. Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки | Текущий. Творческая работа. Написание наставлений для себя | Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «Наставлений Ярослава Мудрого» | 23.12 | |||||||||||||||||||||
29 | Отрывок из «Повести временных лет», «Вещий Олег» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов | 27.12 | |||||||||||||||||||||
II четверть | 29ч | 29 | |||||||||||||||||||||||||||
Обоснование _____________________________________________________________________________ III четверть(39ч ) Произведения Л.Н. Толстого | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | «Повесть о Константине и Мефодии» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов. Первый русский алфавит- кириллица. Константин и Мефодий- просветители | 10.01 | |||||||||||||||||||||
2 | «Повесть о Никите Кожемяке» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Уметь сравнивать повесть о Никите Кожемяке с былиной «Никита Кожемяка» и былиной в пересказе Л.Н Толстого «Как боролся русский богатырь» | 11.01 | |||||||||||||||||||||||
3 | Слушание и работа с детскими книгами. Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси» | 1 | Урок-отчет | Жанры древнерусской литературы – житие, поучение. Герои произведений | Уметь высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами доп-го чтения | Тематический | 12.01 | ||||||||||||||||||||||
4 | Проверь себя. | 1 | Итоговое обобщение | Итоговый | 13.01 | ||||||||||||||||||||||||
5 | Произведения Л.Н. Толстого | «Воспоминания Л.Н. Толстого» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Темы и жанры (рассказ, басня, былина, быль). Герои произведений. | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ | Книги- справочники | 17.01 | ||||||||||||||||||||
6 | Л.Н.Толстой «Акула» | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль, характеризовать героев | Текущий. Пересказ. Аннотация прочитанной книги | 18.01 | ||||||||||||||||||||||
7 | Л. Н. Толстой. Сказка «Два брата» | 1 | Комбинированный урок | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Справочный материал о писателе | 19.01 | ||||||||||||||||||||||
8 | Басня «Мужик и Водяной» | 1 | Комбинированный урок | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен | Текущий. Выразительное чтение | Мораль, аллегория. Справочный материал о писателе | 20.01 | |||||||||||||||||||||
9 | Рассказы Л. Н. Толстого «Черепаха», «Русак» | 1 | Комбинированный урок | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Справочный материал о писателе | 24.01 | ||||||||||||||||||||||
10 | Былина «Святогор- богатырь» | 1 | Комбинированный урок | Особенности былины | Текущий. Выр-е чтение | 25.01 | |||||||||||||||||||||||
11 | Проверь себя. | 1 | Проверочный | 26.01 | |||||||||||||||||||||||||
Александр Александрович Блок | |||||||||||||||||||||||||||||
12 | Стихотворения А. А. Блока | Стихи о Родине. | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, тон, темп, ритм | Уметь определять тему, комментир-ть заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать | Текущий. Выраз-е чтение | Олицетворение | 27.01 | ||||||||||||||||||||
13 | А. А. Блок «Рождество» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок | Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа | Текущий. Выразительное чтение | 31.01 | ||||||||||||||||||||||
К. Д. Бальмонт | |||||||||||||||||||||||||||||
14 | Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет | Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть | Текущий. Выр-е чтение | Сравнение стихов А. А. Блока и К. Д. Бальмонта | 1.02 | |||||||||||||||||||||
15 | К. Д. Бальмонт | 1 | Чтение и анализ нового произвед-я | Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет, сравнение, олицет-е | Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть, выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение стихов А. А. Блока и К. Д. Бальмонта | 2.02 | |||||||||||||||||||||
16 | «Камыши», сказочные стихи «У чудищ» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитеты, сравнение, олицетворение. Сказочные стихи | Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения. Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора | Текущий. Выразительное чтение | Метафора, художественный прием | 3.02 | |||||||||||||||||||||
17 | К. Д. Бальмонт «Как я пишу стихи», «Русский язык», «Золотая рыбка» | 1 | Чтение и анализ нового произвед-я Слушание и работа с детскими книгами | Сказочные стихи Книги стихов русских поэтов | Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | Особенность сказочных стихов | 7.02 | |||||||||||||||||||||
Произведения В.В. Вересаева | |||||||||||||||||||||||||||||
18 | В. В. Вересаева «Легенда» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Предание. Легенда, сказание | Уметь понимать основное содержание текста, сравнивать легенды | Текущий. Выполнение заданий в тетради | Легенда, сказание | 8.02 | |||||||||||||||||||||
19,20 | В. В. Вересаева «Звезда». Восточная сказка | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Текущий. Выразительное чтение | Объяснение заголовка и аналитическое чтение | 9-10.02 | |||||||||||||||||||||
Стихи И.А. Бунина | |||||||||||||||||||||||||||||
21 | Стихи И. Бунина | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм | Уметь определять тему, интон-й рисунок стихотворений, тон, темп, ритм | Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине | 14.02 | ||||||||||||||||||||||
22 | Стихи | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма | Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения | Текущий. Чтение наизусть | 15.02 | |||||||||||||||||||||
А. И. Куприн | |||||||||||||||||||||||||||||
23 | Произведения Куприна | А. И. Куприн «Скворцы» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Текущий. Выразительное чтение | 16.02 | |||||||||||||||||||||
24 | Легенда А. И. Куприна «Четверо нищих» | 1 | Слушание и работа с детской книгой | Легенды русских писателей. Произведения фольклора | Уметь понимать основное содержание текста | Текущие. Пересказ эпизода | Аннотация книги. | 17.02 | |||||||||||||||||||||
25 | Проверь себя. | 1 | Слушание и работа с детскими книгами Обобщающий урок | Уметь слушать стихотворения, выделять их главную мысль | Тематический. Самостоятельная работа | Сравнение стихотворений. Очерк | 21.02 | ||||||||||||||||||||||
Самуил Яковлевич Маршак | |||||||||||||||||||||||||||||
26 | Произведения | С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава» | 1 | Чтение и анализ нового произвед-я | Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки | Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь работать со стихотв-м | Темат-й. Самостоятельное составление словаря | 22.02 | |||||||||||||||||||||
27-28 | С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» | 2 | Чтение и анализ нового произвед-я | Пьеса-сказка, диалог, действующие лица | Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины | Текущий. Инсценирование сказки | Картина, реплика, ремарка | 24.02-28.02 | |||||||||||||||||||||
29 | С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» | 1 | Чтение и анализ нового произведения Слушание и работа с детскими книгами | Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака | Тематический. Чтение наизусть | Справка об авторе (работа со справочной литературой) Творческая работа «Остров Буян» | 29.02 | ||||||||||||||||||||||
30 | С. Я. Маршак. Пьеса-сказка «Сказка про козла» | 1 | Чтение и анализ нового произведения Слушание и работа с детскими книгами | Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради Знать книги С. Я. Маршака. Уметь узнавать произведения Маршака | Тематический. Чтение наизусть | Справка об авторе (работа со справочной литературой) Творческая работа «Остров Буян» | 1.03 | ||||||||||||||||||||||
Н. А. Заболоцкий | |||||||||||||||||||||||||||||
31 | Стихи | Н. А. Заболоцкий «Детство» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, главная мысль, сравнения. Рифма | Уметь выразительно читать стихи | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» | 2.03 | ||||||||||||||||||||
32 | Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения | Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение стихотворений, строф, тем | 6.03 | |||||||||||||||||||||
Н. М. Рубцов | |||||||||||||||||||||||||||||
33 | Стихи о Родине и родной природе. Н.М. Рубцов «Березы» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Строфы, рифма, описание берёзы. Выразительное чтение: определение тона, темпа | Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения | Выр-е чтение | Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь» | 7.03 | |||||||||||||||||||||
34 | Стихи о родной природе. | Н. М. Рубцов «Тихая моя Родина» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Эпитеты, сравнения | Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора | 11.03 | ||||||||||||||||||||||
35 | Стихи о Родине и родной природе | 1 | Библиотечный урок | Работа с книгами стихов: отбор стихов по темам, авторам | Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения, отбирать стихи по темам, авторам | Текущий. Выразительное чтение | Составление списка русских фамилий | 13.03 | |||||||||||||||||||||
36 |
| 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Эпитеты, сравнения | Уметь опр-ть главную мысль, описание картин, выд-ть эпитеты, сравнения | Текущий. Выразительное чтение наизусть | Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова | 14.03 | |||||||||||||||||||||
37 | Проверь себя. | 1 | Чтение и анализ нового произ-я. Обобщающий урок | Основная мысль | Уметь определять главную мысль стихотворения, выразительно читать | Текущий. Выразительное чтение Темат-й. Проверочная работа | 15.03 | ||||||||||||||||||||||
С.В. Михалков | |||||||||||||||||||||||||||||
38 | Стихи С. В. Михалкова | Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста | Уметь выразительно читать стихотворения | Текущий. Выр-е чтение | Знакомство с книгой | 16.03 | ||||||||||||||||||||
39 | Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятия басня, вступление, рассказ(развитие действий), мораль, олицетворение | Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.Уметь читать басни, находить и комменти-вать части текста | Текущий. Чтение наизусть | 20.03 | ||||||||||||||||||||||
III четверть | 40ч | 39ч | |||||||||||||||||||||||||||
Обоснование: _______23 февраля, 8 марта__________________________________ IV четверть(34ч) | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | С. В. Михалкова «Зеркало» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятия басня, вступление, рассказ(развитие действий), мораль, олицетворение | Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение.Уметь читать басни, находить и комментировать части текста | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение басен И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало» | 3.04 | |||||||||||||||||||||
3 | С.В. Михалков . Сказка «Как старик корову продавал», басня «Дым без огня» | 1 | Выставка книг | Работа с книгами. Сравнение с народной сказки | Уметь определять тему и жанр | Сам-я работа со схемой «Жанры произв-й С.В. Михалкова» | 4.04 | ||||||||||||||||||||||
Юмористические произведения | |||||||||||||||||||||||||||||
4 | Юмористические рассказы о детях и для детей | Н. Н. Носов «Федина задача» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки. Понятия «юмор», «ирония» | Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог | Выраз-е отношение диалога | 5.04 | |||||||||||||||||||||
5 | Юмористические стихи. И.Л. Гамзакова «Страдания» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста | Уметь выразительно читать стихотворения, передавать голосом своё отношение к героям | Текущий. Выр-е чтение наихзусть | Юмор | 6..04 | |||||||||||||||||||||
6 | В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». Детские газеты и журналы | 1 | Чтение и анализ нового произв-я | Юморист-е произв-я в детских журналах и газетах | 10.04 | ||||||||||||||||||||||||
Очерки | |||||||||||||||||||||||||||||
7 | Очерки | Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна», | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения и авторская позиция | Уметь определять тему произведения и авторскую позицию | Понятия очерк, герой очерка, тема очерка | 11.04 | |||||||||||||||||||||
8 | Н. Шер «Картины сказки». Ю. Яковлев «Право на жизнь» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) | 12.04 | |||||||||||||||||||||
9 | А.И Куприн «Сказки Пушкина» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) | 13.04 | |||||||||||||||||||||
10 | А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие жанр в жанре. Описания картин природы, портрет героя | Уметь выделять описания картин природы, внешнего вида героя (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку | 17.04 | |||||||||||||||||||||||
11-12 | Произведения | А. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья» | 2 | Слушание и работа с детскими книгами | Сказка-быль | Уметь рассматривать книги, слушать сказки | Текущий. Выразительное чтение | 18,19.04 | |||||||||||||||||||||
13 | Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди | 1 | Слушание и работа с книгами | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста | Тематический. Творческая работа. Очерк «Мой любимый писатель» | Слушание и работа с книгами. Очерк Р. Сефа «О стихах Джона Чиарди». Детские газеты и журналы | 20.04 | |||||||||||||||||||||
14 | Проверь себя. | 1 | Обобщающий урок | Основное содержание изученных произведений | Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание | Тематический. Самостоятельная работа | 24.04 | ||||||||||||||||||||||
Произведения о детях войны | |||||||||||||||||||||||||||||
15,16 | В.П.Катаев « Сын полка» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения, основная мысль. Главный герой- ребёнок. Образ Вани Солнцева | Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, отношение автора к герою | Текущий. Выр-е чтение или рассказ-е одного эпизода | 25.04, 26.04 | ||||||||||||||||||||||
17 | Слушание и работа с детскими книгами о детях | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Книги о детях (время и место действия, герои, их поступки, игры) | Творческий: рассказ о любимом лит.герое (ребёнке). Оформление книжки- самоделки «Герои любимых книг» | 27.04 | |||||||||||||||||||||||
Путешествия, приключения, фантастика. | |||||||||||||||||||||||||||||
18,19 | Путешествия, приключения, фантастика. | Н. П. Вагнер «Береза» Н. П. Вагнер «Фея фантаста» | 1 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения | Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» | 2.05 3.05 | |||||||||||||||||||||
20-22 | Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» | 3 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям) | Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение | Текущий. Выполнение заданий в учебнике и тетради | 4-8-10.05 | ||||||||||||||||||||||
23-25 | Д. Свифт «Гулливер в стране великанов» | 3 | Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям) | Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение | Текущий. Выполнение заданий в учебнике и тетради | 11,15,16.05 | |||||||||||||||||||||||
26,27 | Слушание и работа с книгами о путешественниках. Очерк В. Рыбникова «О книге Д. Свифта» | 2 | Слушание и работа с детскими книгами | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста. Работать с книгами для дополнительного чтения | 17-18.05 | |||||||||||||||||||||||
28 | Н. П. Найленова «Мой друг» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения | Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | 22.05 | |||||||||||||||||||||||
29,30,31 | Слушание сказки Н. П. Вагнера «Сказка». Н. П. Вагнера «Руф и Руфина» | 3 | Слушание и работа с детскими книгами | Основное содержание текста. Тема произведения. Основная мысль | Знать книги | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение сказки Ц. Топелиуса «Зимняя сказка» и сказки Н. П. Вагнера «Руф и Руфина» | 23, 24,25.05 | |||||||||||||||||||||
32 | «Страничка книгочея» Библиотечный урок «В мире книг». | 1 | Контрольный урок | Знать книги и произведения писателей из круга чтения | Итоговый. Конкурс «Книгочей класса» | 29.05 | |||||||||||||||||||||||
33 | Проверь себя. | 1 | Контрольный урок | 30.05 | |||||||||||||||||||||||||
34 | Урок-отчет | 1 | 31.05 | ||||||||||||||||||||||||||
IV четверть | 34ч | 34ч | |||||||||||||||||||||||||||
всего | 136 | 135 | |||||||||||||||||||||||||||
Обоснование: _____1мая, 9 мая Материально-техническое обеспечение предмета
- портреты писателей, - таблицы для артикуляционной гимнастики, - карточки с заданиями. 4. Демонстрационные пособия: - таблицы демонстрационные «Литературное чтение 4 класс». 3. Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:
Учебно- методическое обеспечение | Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении | Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях) | Хрестоматия с. 3: 1) читать 1–3 части; 2) читать 2–6 части; 3) рассказ о героях по выбору |
1.Учебник «Литературное чтение» 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
2.Рабочая тетрадь 4 класс, 1 и 2 части. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
3.Л.А.Ефросинина «Оценка знаний». Издательство «Вентана – Граф»2006г.
4.Хрестоматия«Литературное чтение» 4 класс. Издательство «Вентана – Граф»2009г.
5.Л.А.Ефросинина «Методическое пособие» 4 класс. Издательство «Вентана-Граф», Москва, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 2 класс, "Начальная школа XXI века
Рабочие программы по предметам: русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Отдельно пояснительная записка и отдельно сетка часов (тематическое планирование)...
Рабочая программа. 2 класс. Начальная школа 21 века. ФГОС второго поколения
Рабочая программа разработана с учетом ФГОС второго поколения по основным предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, математика. УМК "Начальная школа 21 века. Программа вклюает в се...
Рабочая программа 2 класс "Начальная школа 21 века"
Данная программа содердит пояснительную записку по предмету, тематическое ппанирование с прописанными УУД. Рабочая программа составлена с требованиями ФГОС....
Рабочая программа 4 класс "Начальная школа ХХI века"
Программа создана на основе концепции системы учебников «Начальная школа 21 века» и отражает содержание обучения литературному чтению в современной начальной школе. Соответствует федеральн...
Рабочая программа 3 класс "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа для всех предметов в 3 классе....
Рабочие программы 1 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочие программы 1 класс "Начальнаяшкола 21 века"...
рабочая программа 3 класс, УМК Школа XXI века
УМК Школа XXI века, рабочие программы по предметам в 3 классе, учебно-тематическое планирование....