рабочая программа по математике 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе авторской программы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon РП по математике .doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя начальных классов Клевцовой Л.Е. 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

     Рабочая программа по предмету «Математика» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (2004 г.),  на основе авторской программы курса «Математика» В.Н.Рудницкая. (Сборник  программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана - Граф, 2010 г.-176 с.)

Целями обучения математике являются:

• создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребенка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям;

• обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения.

Задачи курса и особенности их реализации:

• курс устанавливает перспективу математического образования учащихся. Она обеспечивается реализацией деятельностного подхода к обучению младших школьников средствами арифметического, алгебраического, геометрического и логического содержания учебного материала;

• развитие математических представлений осуществляется по пяти взаимосвязанным содержательным линиям курса: элементы арифметики; величины и их измерение; логико-математические понятия; элементы алгебры; элементы геометрии;

• в процессе учебного диалога ученики учатся определять способ построения и решения учебной задачи.     Такой подход позволяет существенно повысить уровень математического образования школьников, развить их мышление и воспитать устойчивый интерес к занятиям математикой.

     В программе заложена основа, позволяющая учащимся овладеть определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины в старших классах.

     В основу подбора содержания обучения положены методологические принципы:

• анализ конкретного учебного материала с точки зрения его общеобразовательной ценности и необходимости изучения в начальной школе;

• возможность широкого применения изучаемого материала на практике;

• взаимосвязь вводимого материала с ранее изученным;

• обеспечение преемственности с дошкольной математической подготовкой и содержанием следующей ступени обучения в средней школе;

• обогащение математического опыта младших школьников за счет включения в курс новых вопросов, ранее не изучавшихся в начальной школе;

• развитие интереса к занятиям математикой.

     Важной составляющей арифметической части курса является дальнейшая работа по совершенствованию умений четвероклассников решать текстовые задачи: усложняется содержание задач на движение, расширяется число видов задач, содержащих различные зависимости между величинами. Расширяется круг понятий, входящих в блок логико-математических представлений, увеличивается удельный вес задач логического характера.

     Содержательная линия «Величины и их измерение» представлена новыми для четвероклассников вопросами:

-введение понятия о точных и приближённых значениях величин (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.

Линия логико-математических понятий и отношений обогащается новыми знаниями и практическими умениями:

-вводятся принятые в логике термины: истина (обозначаемая при письме И) и ложь (Л). С помощью логических связок («и», «или», «если…, то», «неверно, что») учащиеся будут учиться составлять сложные высказывания и определять их истинность;

Алгебраическая содержательная линия:

-вводятся выражения с одной переменной, вычисляются значения таких выражений;

-даются понятия о координатном угле, построении координатной сетки с применением терминов (начало координат, оси координат, координаты точки)

Геометрическая содержательная линия:

-закрепление и расширение графических умений учащихся, обогащение представлений о новых фигурах, их свойствах и отношениях между ними;

-многогранник и его элементы: узнавание, изображение, обозначение;

-виды углов;

-виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).

-виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние);

-формирование графических умений;

Система упражнений курса построена с учетом принципа дифференциации обучения.

    В программу внесены.изменения по общему количеству часов. Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю). Рабочая программа составлена на 134 ч. в связи с особенностями расписания. Уплотнено 2 ч. на повторение изученного материала в конце учебного года.

    Для реализации программы используется  учебно-методический комплекс:

  1. Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Авт.-сост. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2010.;

• Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Рабочая тетрадь. – В 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2012 .

Учебники 2010 г.  и тетради 2012 г. соответствуют программе 2010 г.

Количество часов в 1 четверти –  32   ч.

                                во 2 четверти –  32 ч.

                                в 3 четверти –  40  ч.

                                в 4 четверти – 30   ч.

Календарно - тематический план

№п/п

Наименование раздела (блока), темы

Часы учебного времени

Плано

вые сроки прохожде

ния

Формы контроля

Контро

льные работы

Прове

рочные работы

Контрольный устный счёт - 9

Множество целых неотрицательных чисел

18 ч.

1.

Десятичная система счисления

2

1 четв.

2.

Чтение и запись многозначных чисел

4

1 четв.

1

3.

Сравнение многозначных чисел

1

1 четв.

4.

Переместительное свойство сложения и умножения

4

2 четв.

1

5.

Сочетательное свойство сложения и умножения

4

2 четв.

6.

Распределительные свойства умножения

3

2 четв.

Арифметические действия с многозначными числами

45 ч.

7.

Сложение многозначных чисел.

4

1четв

1

8.

Вычитание многозначных чисел

4

1четв.

1

9.

Умножение многозначного числа

16

2,3 ч.

3

10.

Деление суммы на число

2

3 четв.

11.

Деление многозначного числа

14

3 четв.

3

12.

Повторение

5

4 четв.

1

Величины и их измерение

24 ч.

13.

Тонна. Центнер.

3

2 четв.

14.

Скорость

3

1 четв.

15.

Точное и приближённое значение величины

3

4 четв.

16.

Задачи на движение

5

1,2 четв.

1

1

17.

Задачи на движение в противоположных направлениях

2

2 четв.

18.

Задачи на встречное движение

6

2 четв.

19.

Задачи на движение в одном направлении

2

3 четв.

Алгебраическая пропедевтика

16 ч.

21.

Координатный угол

4

1 четв.

1

22.

Графики. Диаграммы. Таблицы.

2

1 четв.

23.

Решение уравнений

9

4 ч.

1

24.

Повторение

1

4 четв.

1

Логические понятия

9ч.

25.

Истинные и ложные высказывания

2

3 четв.

1

26.

Составные высказывания

5

3 четв.

27.

Задачи на перебор вариантов

2

3 четв.

Геометрические понятия

13 ч.

28.

Построение прямоугольника

4

1 четв.

29.

Многогранник

2

2 четв.

30.

Деление отрезка с помощью циркуля

4

3 четв.

31.

Построение отрезка, равного данному

2

4 четв.

32.

Повторение

1

4 четв.

Треугольники и их виды

9 ч.

33.

Угол

5

4 четв.

1

34.

Виды треугольников

3

4 четв.

35.

Повторение

1

4 четв.

Административные и итоговые к/р

5

ИТОГО

134 ч.

14

4

Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:

называть:

-классы и разряды многозначных чисел;

сравнивать:

-многозначные числа;

воспроизводить по памяти:

-формулировки свойств арифметических действий ( переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительные свойства умножения относительно сложения и вычитания);

-соотношения между единицами массы:1т=1000кг, 1ц=100кг, 1т=10ц;

применять:

-правила порядка выполнения действий при вычислении значений выражений со скобками и без них, содержащих3-4 арифметических действия;

-правила поразрядного сложения и вычитания, а также алгоритмы умножения и деления при выполнении письменных расчётов с многозначными числами;

-знание зависимости между скоростью, путём и временем движения при решении арифметических задач;

решать учебные и практические задачи:

-читать и записывать многозначные числа в пределах миллиона;

-выполнять несложные устные вычисления в пределах сотни, вычислять с большими числами, легко сводимыми к действиям в пределах 100;

-выполнять четыре арифметических действия (сложение, вычитание, умножение и деление) с многозначными числами в пределах миллиона ( в том числе умножение и деление на однозначное, двузначное число);

-решать арифметические текстовые задачи разных видов.

(Поурочное календарно-тематическое планирование  - приложение №1)

Содержание программы:

Элементы арифметики

Множество целых неотрицательных чисел

Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.

Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, X, L, С, D, М; запись дат римскими цифрами; примеры запи си чисел римскими цифрами.

Свойства арифметических действий.

Арифметические действия с многозначными числами

Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

Умножение и деление на однозначное число, на дву значное и на трехзначное число. Простейшие устные вычи сления.

Решение арифметических задач разных видов, требу ющих выполнения 3-4 вычислений.

Величины и их измерение

Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Со отношение: 1т=10ц, 1 т = 1000 кг, 1 ц = 100 кг.

Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.

Точные и приближенные значения величины (с недостат ком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.

Алгебраическая пропедевтика

Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.

Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.

Логические понятия

Высказывания

Высказывание и его значение (истина, ложь).

Составление высказываний и нахождение их значений.

Решение задач на перебор вариантов.

Геометрические понятия

Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника.

 Построение прямоугольников.

Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.

Треугольники и их виды

      Виды углов.

Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).

Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).

Практические работы. Ознакомление с моделями много гранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их раз верткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильно сти выбора. Сравнение углов наложением.

Формы и средства контроля по математике

   Контроль за уровнем достижений учащихся по математике производится в форме письменных работ:

  1. контрольных работ (14)
  2. проверочных работ (4)

Контроль за усвоением вычислительных навыков осуществляется в форме контрольного устного счёта (9). За год проводится 4 практические работы.

Для определения содержания контрольных работ используется  сборник:

     В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачёва: Математика в начальной школе: оценка  знаний: 1-4 класс– М.:  Вентана-Граф, 2010.

Учебно – методические  средства  обучения

Основная литература

  1.  Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176с.

• Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Методика обучения. – М.: Вентана – Граф, 2007.

• Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика в начальной школе: Проверочные и контрольные работы. – М.: Вентана – Граф, 2010.

  1. Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 1-4 класс: Устные вычисления, методическое пособие. - М.: Вентана – Граф , 2009.

• Математика: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч./ Авт.-сост. В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачева. - 2-е изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2010.

• Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В. Математика: 4 класс: Рабочая тетрадь. – В 2 ч. – М.: Вентана – Граф , 2012.

Дополнительная литература

  1. Сборники упражнений и задач :
  1. Л. Е. Журова, А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, О. А. Рыдзе: Проверочные тестовые работы 4 класс (русский язык, математика, чтение).
  2. Т. Л. Мишакина, С. А. Гладкова «Тренажёр по математике. Подготовка к итоговой аттестации в начальной школе»- М., Ювента, 2010.
  3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «2500 задач по математике» - АСТ. Астрель; Владимир; 2011.


Оборудование и приборы

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методические комплекты (УМК) для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.)

К 100%

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

2.

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Карточки с заданиями по математике для 1-4 классов (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)

Табель-календарь на текущий год

Д 10%

П

К 70%

Д/К  0/0%

Например, с прозрачным клапаном для письма фломастером поверх условия задачи

3.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики)

 П 0%

При наличии необходимых технических условий.

4.

Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц

Магнитная доска

Экспозиционный экран

Видеомагнитофон

Телевизор с универсальной подставкой

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Шкаф для хранения таблиц

Сканер (по возможности)

Принтер лазерный (по возможности)

Принтер струйный цветной (по возможности)

Фотокамера цифровая (по возможности)

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности)

Д 100%

Д 100%

Д 100%

Д 0%

Д 0%

Д /П 100/0%

Д 0%

Д 100%

Д 0%

Д 100%

Д 0%

Д 0%

Д 0%

Размер не менее 150 х 150 см

Диагональ экрана не менее 72 см

Демонстрационные пособия

          Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10

         

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20

   

 Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное или иное), с возможностью крепления на доске

   

Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 100

Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100 (магнитная или иная); карточки с целыми десятками и пустые

Демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата

Демонстрационная таблица умножения, магнитная или иная; карточки с целыми числами от 0 до 100; пустые карточки и пустые полоски с возможностью письма на них

Демонстрационная числовая линейка магнитная или иная; числа от 0 до 1000, представленные квадратами по 100; карточки с единицами, десятками, сотнями и пустые

Д 100%

Д 0%

Д 30%

Д 0%

Д 100%

Д 0%

Д 0%

Д 0%

Д 0%

Размер объектов не менее 5 см

Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревкуазмер объектов не менее 5 см

Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

Например, магнитное поле с комплектом карточек от 1 до 20

и 20 двусторонних фишек (одна сторона - одного цвета, другая- другого)

Например, 100 бусин двух цветов ( по 10 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами

Размером не менее 1м х 1м; с возможностью крепления карточек и полосок

Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами

5.

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения.

Д 0%

При наличие технических средств

Занимательные задания по математике для 1-4 класса.

Д 50%

6.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20

Комплект для изучения состава числа

Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100

Счетный материал от 0 до 100

Числовая линейка от 0 до 100 для выкладывания счетного материала

Числовой квадрат от 0 до 100 для выкладывания счетного материала

Счетный материал от 0 до 1000  

Числовая доска от 0 до 1000 для выкладывания счетного материала

Весы настольные школьные и разновесы

Линейка

Циркуль

Метры демонстрационные

Наборы мерных кружек

Рулетки

Угольники классные

Циркули классные

Комплекты цифр и знаков

Комплекты цифр и знаков (“математический веер”)

Модель циферблата часов с синхронизированными стрелками

Набор геометрических фигур

Модели объёмных фигур (шар, куб)

Модель квадратного дециметра ( палетка)

К 0%

К 0%

К 0%

К 0%

К 0%

К 0%

К 0%

К 0%

К 0%

Д 0%

К 0%

К 100%

Д 0%

Д 0%

Д 0%

Д 0%

Д 0%

К 10%

Д/Ф 100%

Д/К 0%

Д 0%

Д/К 0%

К 100%

Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

Например,  20 двусторонних фишек (одна сторона- одного цвета, другая- другого) с возможностью фиксации фишек в линейном порядке по пятеркам и десяткам

Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку

Например, линейные блоки от 1 до 10 двух цветов

Например, линейные блоки длиной от 1 до 10 двух цветов, 10 квадратных блоков по 100  двух цветов, куб 1000

8.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры

 Набор ролевых конструкторов (например, Больница, Дом, Ферма, Зоопарк, Аэропорт, Строители, Рабочие и служащие и т.п)

Ф 0%

Ф 0%

9.

Оборудование класса

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Стол учительский с тумбой

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

Подставки для книг, держатели для карт и т.п.

Ф 100%

Д 100%

Д 100%

Д 0%

Д 0%

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами


  1. Таблицы к основным разделам материала

     Таблица разрядов и классов;

     Единицы массы;

     Точки. Линии. Многоугольники.
   Периметр многоугольника.
   Площадь геометрических фигур.
   Угол. Виды углов.
   Величины.
   Единицы времени.
   Единицы длины. Единицы массы.
   Единицы площади.
   Скорость. Время. Расстояние.

  1. Приборы:

Микрокалькулятор.

Модели многогранников (выполненные детьми);

Модели углов;

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Презентации к урокам (подготовленные учителем).
  4. Раздаточный материал, карточки, тесты.
  5. Интернет-ресурсы.

Блок – схемы для составления и решения задач по математике.

Карточки для индивидуальной работы.

Памятки (у каждого ученика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа ХХI века" 2 класс по ФГОС

Рабочая программа и календарно тематический план для 2 го класса...

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа по математике 2 клас "Начальная школа 21 века"...

рабочая программа по математике УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс

рабочая программа по математике УМК "Нчальная школа 21 века" 2 класс...

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс с КТП

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе:- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и нау...

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс с КТП

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе:- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и нау...

Рабочая программа по математике УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс с КТП

Рабочая программа по математике для 4 класса разработана на основе:- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и нау...

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....