Урок математики во 2-ом классе по теме: "Деление с остатком"
план-конспект урока математики (2 класс) по теме

Рогожина Елена Александровна

 

Данный урок способствует:

- осознанию теоретической и практической ценности изучения нового математического понятия – деление с остатком;

- расширению представлений детей об операции деления;

- обучению формулировать проблему;

- совершенствованию вычислительных навыков;

- развитию логико-математической речи, исследовательской и творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_2_klass.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                         Учитель Рогожина Е. А.

Урок математики  во 2-ом классе

Тема: «Деление с остатком»

Цели: - способствовать осознанию теоретической и практической ценности

             изучения нового математического понятия – деление с остатком – для

             расширения представлений         детей об операции деления;

            - учить формулировать проблему;

            - совершенствовать вычислительные навыки;

            - развивать логико-математическую речь, исследовательскую и

              творческую деятельность, рефлексию и адекватную самооценку.

Оборудование урока: 

  1. раздаточный дидактический материал,
  2. карточки самооценки,
  3. тесты,
  4. карточки для составления алгоритма деления с остатком.

Оформление доски:

  1. дата урока,
  2. этапы урока,
  3. тема урока (закрыта до выявления проблемы),
  4. контрольный вопрос,
  5. текст задачи,
  6. чертёж.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Учитель читает стихотворение.

               Ну-ка, в сторону карандаши,

               Ни тетрадей, ни ручек, ни мела,

               Устный счёт…

               Мы творим это дело только силой ума и души.

               Числа сходятся где-то во тьме,

               И глаза начинают светиться,

               И кругом только умные лица,

               Потому что считаем в уме.

  1. Устный счёт.

1) На доске – столбики выражений.

- предложите свои задания к каждому столбику выражений.

- найдите «лишнее» выражение в каждом столбике и объясните свой выбор:

      42 : 6            45 : 5 2            х • 8 = 32            

                 49 : 7            24 : 4 • 3          9 • х = 36

                 24 : 6            3  •  3 • 2         х • 8 = 16

                 35 : 5            28 : 4 • 3         5  х = 20

                 14 : 2            12 : 4 • 6         16 : х = 4

 

        2) - найдите выражение, значение которого                      54 : 9 • 6

              на 60 меньше 100;                                                            100 - 79

            - найдите пример, ответ которого на 1 ед.                      49 + 38

              больше, чем 8 дес. 6 ед.;                                                  48 : 6

            - увеличьте 7 в 3 раза и найдите выражение                   51 - 24

              с таким значением,                                                           8 • 5

            - к оставшимся выражениям придумайте свои

              задания.

         3) Составьте по чертежу задачу

            Усложняю чертёж

             Какой ещё вопрос можно поставить к задаче?

  1. Актуализация знаний.

Вычислите выражение по действиям, тогда сможете прочитать закрытое слова (Учащиеся по одному выбегают к доске, «по цепочке» решая пример).

 63 : 7 : 3  • 4 : 2 • 3 : 9 • 5 • 3 : 5 • 4 : 3 : 4 • 8

     И   с    с    л   е   д   о    в   а    т   е   л    ь

Чем, по-вашему, занимается исследователь?  ( Ответы детей).

Сегодня мы с вами исследуем одну важную тему. Позже вы попробуете сами её сформулировать.

  1. Постановка учебной задачи.

Решите такую задачу. (Текст на доске).

«Четверым ученикам купили в подарок 8 календариков, 12 карандашей, 9 тетрадей поровну каждому. По сколько календариков, карандашей и тетрадей получил каждый?»

  1. 8 : 4 = 2 (календ.)
  2. 12 : 4 = 3 (каранд.)
  3. 9 : 4 =  ….

- Вы встречались раньше с таким случаем деления? (нет)

- Но мы же исследователи. Давайте практически разделим эти тетради. (К доске выходят четверо учеников, пятый – раздаёт им тетради.)

- Сколько тетрадей досталось каждому ученику?

- Сколько тетрадей осталось?

- Почему?

Образец записи деления с остатком на доске:

9 : 4 = 2 (ост.1)

  1. Открытие детьми нового знания.

1) - Начертите отрезок длиной 11см. Разделите его на части, равные 3см.

-  Сколько таких частей получилось?

- Сколько сантиметров осталось?

- Составьте выражение. (11 : 3 = 3 (ост.2))

- Какое число, ближайшее к 11, разделилось на 3 без  остатка?

- Как получили остаток?

2) Практическая работа в парах.

     - Разделите фигуры, лежащие у вас на партах, поровну между собой. Запишите получившиеся выражения. ( 7 : 2 = 3(ост.1), 13 : 2 = 6 (ост.1),

15 : 2  = 7(ост.1). Для проверки выражения записываются детьми на доске.)

3) – Можно ли теперь ответить на вопрос: с каким новым случаем деления вы познакомились? (После ответов детей учитель открывает тему урока на доске: «ДЕЛЕНИЕ С ОСТАТКОМ»)

6. Физминутка.

 

  7. Первичное закрепление.

     - Потренируемся делить с остатком и ответим на вопрос, как и в какой последовательности производить это действие. (Составление алгоритма).

 

  1. - Рассмотрите выражения.

- Чем они похожи? (во всех примерах делитель 6)

 - Чем отличаются? (есть примеры на табличное деление, а есть примеры на деление с остатком)

12 : 6            56 : 6             42 : 6

15 : 6            54 : 6             43 : 6

13 : 6            55 : 6             44 : 6

- Давайте выделим примеры-«помощники». Подчеркнём их.

12 : 6            56 : 6             42 : 6

15 : 6            54 : 6             43 : 6

13 : 6            55 : 6             44 : 6

 - Теперь найдите значения выражений, которые делятся с остатком. (Запись выполняется на доске).

      - Подчеркните делитель и остаток. Понаблюдайте, какая связь между ними? Какой вывод можно сделать?

     Вывод (вывешивается на доску):

     Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.

  1. Составление алгоритма.

Учитель предлагает расположить этапы деления с остатком в нужной последовательности. (Все учащиеся выполняют задание в парах, один ученик – за доской)  Проверка.

  1. Подбираем ближайшее к делимому число, которое можно разделить без остатка.
  2. Находим частное.
  3. Находим остаток.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой.  Тест.

     

                                                   Вариант 1.

  1. Вычисли значение выражения 8 : 3.

а)   2(ост.2);    б) 2(ост.1);   в) 2(ост.3).

2.   Вычисли значение выражения 14 : 7.

а)   2(ост.0);    б) 2(ост.3);   в) 2(ост.2).

3. Какой из этих примеров решён верно?

а) 15 : 7 = 2 (ост.1);      б) 15 : 7 = 2 (ост.2);      в) 15 : 7 = 3 (ост.1).

4. Впиши остаток:

21 : 5 = 4 (ост. …);      31 : 7 = 4 (ост. …);      49 : 8 = 6 (ост. …)

5. Одна тетрадь стоит 8 рублей. Сколько таких тетрадей можно купить на 50 рублей?

Сколько рублей останется?

______________________

                                                   Вариант 2.

  1. Вычисли значение выражения 9 : 4.

а)   2(ост.2);    б) 2(ост.1);   в) 2(ост.3).

2.   Вычисли значение выражения 16 : 8.

а)   2(ост.0);    б) 2(ост.3);   в) 2(ост.1).

3. Какой из этих примеров решён верно?

а) 18 : 7 = 2 (ост.5);      б) 18 : 7 = 2 (ост.4);      в) 18 : 7 = 3 (ост.1).

4. Впиши остаток:

31 : 5 = 6 (ост. …);      25 : 4 = 6 (ост. …);      50 : 8 = 6 (ост. …)

5. Один пирожок стоит 6 рублей. Сколько таких пирожков можно купить на 50 рублей?  Сколько рублей останется?

______________________

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока).

- О каком новом случае деления вы узнали?

- Кто затруднялся на уроке? Кому было легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4-ом классе (УМК "Гармония"). Деление с остатком .

Деление с остатком в 4 классе по УМК "Гармония"...

Урок математики в третьем классе по теме «Деление чисел с остатком»

Урок разработан в соответствии с развивающей системой Л. В. Занкова....

урок русского языка во 2 классе по теме "Деление слов на слоги и для переноса",

Цель: учить переносить слова, учитывая правила переносаЗадачи: формировать навык переноса слов, общеинтеллектуальные умения -  развитие образного и вербально-логического мышления (деление на груп...

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Деление текста на части. План текста". УМК "Школа России"

Данная презентация поможет у чителю провести плодотворный урок, содержит цели и задачи урока, вопросы к ученикам, физминутку и тд....

Конспект урока по математике для обучающихся 4 класса по теме "Деление на многозначное число" по программе "Перспектива"

Познакомить    учащихся    с    новым    приемом    внетабличного    деления на ...

Технологическая карта урока математики в 3 «А» классе по теме: "Деление меньшего числа на большее"

Технологическая карта урока математики в 3 «А» классе по теме: "Деление меньшего числа на большее"...