Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса с нарушением слуха
рабочая программа по математике (4 класс) по теме

Шаповалова Анастасия Юрьевна

Рабочая программа  учебного предмета «Математика» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_pr-ma.docx46.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Математика»

Пояснительная записка

Рабочая программа  учебного предмета «Математика» составлена с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего начального образования на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (допущено Министерством образования Российской Федерации, М.: Просвещение, 2006). Авторы программы: К.Г. Коровин, А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова, И.Г. Багрова, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская, М.И. Никитина, Л.В. Никулина, М.Ю. Рау, В.В. Тимохин, Н.И. Шелгунова.

Специфика курса «Математика» состоит в том, что он служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах.

На изучение курса отводятся 170  часов: по 5 часов  в неделю.

В 4 классе продолжается изучение умножения и деления. Кроме того,  изучается тема «Тысяча»: устная и письменная нумерация, устное и письменное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000.

Учебный предмет изучается в 1 – 5  классах.

Курс «Математика» направлен на  формирование четких представлений о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами, важнейших их свойствах, на осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.

Данный  учебный предмет имеет свои цели:

  1. математическое развитие младших школьников;
  2. формирование системы начальных математических знаний;
  3. воспитание критичности мышления, интереса к математике, к умственной деятельности;
  4. развитие речи учащихся.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

- формирование вычислительных навыков в табличных случаях, доведенных до автоматизма;

- усвоение математических понятий на конкретном жизненном материале;

- ознакомление учащихся с разного рода зависимостями, как основы для обучения в последующем раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

- вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, учебных и практических задач;

- воспитание самостоятельности, привычки и любви к труду, чувства ответственности, настойчивости в преодолении трудностей;

- обучать учащихся приемам самостоятельной работы, самостоятельного пополнения и совершенствования знаний;

- развитие мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности; создание условий для развития у учащихся способности к обобщению и абстракции; развитие пространственных представлений;

- формирование речи.

Математическое образование строится с учетом следующих принципов:

  1. непрерывности
  2. преемственности
  3. вариативности
  4. дифференциации
  5. индивидуализации
  6. доступности
  7. коррекционной направленности

Изучение математики в специальной (коррекционной) школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

в личностном направлении:

1) умение излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи,

3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности;

4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

7) мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;

8) рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;

9) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

В метапредметном направлении:

1) способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;

2) овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;

3) умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

5) использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог;

8) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика»;

10) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

11) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

В предметном направлении:

1) использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для
оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы), записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Содержание программы носит коррекционный характер.

При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, в парах, прием «маленький учитель», дидактические игры, организационно - деятельностные игры, инсценировка, демонстрация действия и т.п.

Методическими особенностями изучения данного курса является то, что усвоение учащимися предусмотренных  программой знаний, умений и навыков должно быть обеспечено в основном на уроках под руководством учителя. Вместе с тем обучение математике требует и систематического выполнения домашних заданий. Нельзя допускать перегрузки учащихся учебным материалом. Следует на каждом уроке заботиться о рациональной смене видов деятельности, проводить физкультминутки. Особое значение имеет по-разному организуемая игровая деятельность учащихся на уроках математики.

Материально-техническое обеспечение программы: демонстрационные плакаты и таблицы, раздаточный дидактический материал, мультимедийные пособия (интерактивные задания и тренажеры, презентации по темам).

Для изучения курса «Математика» используется несколько основных учебников и дополнительных пособий как для 4, так и для 3 класса, в том числе для общеобразовательных школ (перечень представлен в разделе «Литература»). Это объясняется не соответствием содержания основного учебника Математика: учебник для 4 класса школ глухих. Гроза Э.П. - М.: Просвещение, 1992 программным требованиям для 4 класса.

Итоговый контроль проводится в форме  письменных контрольных работ.

Материалы контроля представлены в приложении.

Требования к уровню подготовки

     К концу IV класса учащиеся должны знать:

     последовательность чисел от нуля до тысячи, читать и записывать эти числа;

     таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне    автоматизированного навыка).

     Учащиеся должны уметь:

     правильно выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000 в   случаях, сводимых к действиям в пределах 100, выполнять проверку вычислений;

     решать задачи в 1—2 действия (по действиям и с составлением выражения).

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Самост. работы

Контр.

работы

1

2

3

4

5

6

I четверть

Сложение и вычитание – повторение.

Уравнения.

Геометрический материал.

Умножение и деление.

Задачи.

Закрепление.

6

8

2

12

9

3

1

1

1(вход.)

1

1

Итого

40

2

3

1

2

3

        II четверть        

Умножение и деление – продолжение.

Задачи.

Величины.

Геометрический материал.

Доли.

Закрепление.

8

14

6

3

5

4

2

1

1

1

Итого

40

3

2

1

2

3

4

5

6

III четверть

Умножение и деление (внетабличные случаи).

Уравнения.

Деление с остатком.

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

Геометрический материал.

Закрепление.

17

2

6

17

2

6

1

1

1

1

1 (у.с.)

1

Итого

50

3

3

1

  2

3

4

5

IV четверть

Сложение и вычитание.

Практическое определение времени конца события по времени его начала и продолжительности.

Умножение и деление.

Задачи.

Закрепление.

9

1

15

4

11

1

1

2(четв, итог.)

Итого

40

2

2

Всего: 170 часов

Содержание тем учебного курса

 (170 ч; по 5 часов в неделю)

Умножение и деление

     Название данных чисел и искомого при делении.

     Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя.

     Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

     Умножение и деление на 1. Умножение нуля на нуль и деление нуля (невозможность деления на нуль). Умножение и деление суммы на число.

     Устные приемы внетабличного умножения и деления.

     Деление с остатком.

     Проверка умножения и деления.

     Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2—3 действия (со скобками и без них).

     Задачи в 2—3 действия на сложение, вычитание, умножение и деление.

     Вычисление значений выражений вида а + 3, a — b, a * 4, b: 2, a * b, a:b при заданных числовых значениях входящих в них букв.

     Решение уравнений вида х + 2=10, 5 + x = 8, x — 3 = 6, 10 – x = 2, x * 2=12, 20 : х = 5, х:3 = 4, 6 * x =18 (способом подбора и на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами).

     Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Сравнение чисел с помощью деления.

     Нахождение доли числа и числа по его доле.

     Прямой угол, прямоугольник (квадрат). Нахождение суммы длин сторон многоугольника.

     Практическое определение времени конца события по времени его начала и продолжительности (на основе работы с циферблатом и календарем).

     Решение простых и составных задач в 1—2 действия на сложение и вычитание, умножение и деление.

Тысяча

     Устная и письменная нумерация чисел до 1000. Поместное значение цифр в записи трехзначного числа. Представление трехзначного числа в виде суммы сотен, десятков и единиц.

     Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 1000.

     Практическое определение времени начала события по времени его конца и продолжительности (на основе работы с циферблатом и календарем).

Повторение изученного материала

Формы и средства контроля

  1. Входная контрольная работа.
  2. Решение уравнений.
  3. Итоговая контрольная работа за I четверть.
  4. Умножение и деление (табличные случаи).
  5. Итоговая контрольная работа за II четверть.
  6. Внетабличные случаи умножения и деления.
  7. Контрольная работа по устному счету.
  8. Деление с остатком.
  9. Итоговая контрольная работа за III четверть.
  10.  Тысяча. Сложение и вычитание.
  11.  Итоговая контрольная работа.
  12.  Итоговая административная контрольная работа.

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература для учащихся

  1. Гроза Э.П. Математика: учебник для 4 класса школ глухих. - М.: Просвещение, 1992
  2. Мовшина Н.И. , Слезина Н.Ф. Математика: Учебник для 3 класса школ глухих и слабослышащих. - М.: Просвещение, 1993
  3. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.  Математика: Учебник для 3 класса начальной школы в двух частях (часть 2). - М.: Просвещение, 2002
  4. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.  Математика:учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы в двух частях (часть 1). - М.: Просвещение, 2001
  1. Дополнительная:
  1. Ушакова О. Д. Математика. 3 класс. Серия «Проверялочка».- С.-П.: Изд. дом «Литера», 2012.
  2. Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь в 2 частях. – М.: «Просвещение», 2012.
  3. Итина Л. С., Кормишина С. Н. Волшебные точки. Вычисляй и рисуй: Рабочая тетрадь для 3 класса.- 5-е изд., испр.- Самара: Изд. дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012.

Литература для учителя

  1. Волкова С. И. Математика. Устные упражнения. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / С. И. Волкова.- М.: Просвещение, 2010.
  2. Узорова О. В. 5500 примеров  ответов по устному и письменному счету. 1-4 классы / О. В. Узорова. – М.: Аквариум, 1998.
  3. Узорова О. В. 2500 задач по математике. 1-4 классы / О. В. Узорова, С. А. Нефедова. – М.: Аквариум, 1998.
  4. Математика. 3 класс: поурочные планы по учебнику М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой \ авт.-сост. Н. А. Цыкина. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2011.

Демонстрационные плакаты и таблицы.

Раздаточный дидактический материал.

Мультимедийные пособия (интерактивные задания и тренажеры, презентации по темам).

Приложение

  1. Входная контрольная работа.
  1. Реши примеры, записывая решение в столбик.

90 - (51 - 27)          19 + (92 - 45)

(88 - 44) + 17         (24 + 23) - 28      

  1. Сравните: > , < или  =.

74 – 40 - 4 * 20 + 15 - 5                 60 + 4 - 20 * 100 – 80 + 20

55 + 7 - 30 * 33 + 7 + 2                 25 – 5 + 20 * 40 + 30 – 10

  1. Реши задачу.

 Лара сделала 18 закладок для книг, Катя – на 12 закладок больше, чем Лара, а Люда – на 8 закладок меньше, чем Катя. Сколько закладок сделала Люда?

  1. Сделай рисунок и реши задачу.

В  коробке 6 карандашей. Сколько карандашей в 3 таких коробках?

  1. Начерти  один  отрезок равный  6 см 4 мм, а другой – на 2 см 3 мм длиннее.
  1. Контрольная работа по теме: «Решение  уравнений».
  1. Мама купила 3 пакета картофеля по 5 кг в каждом. Сколько килограммов картофеля купила мама?
  2. 3 мальчика разделил поровну между собой 18 орехов. Сколько орехов получил каждый?
  3. Решите уравнения:

х+36=56   х- 13=20   х+20=36    50+х=72   х-20=31   74-х=8

  1. Решите примеры:

8х2   6х3   15:5

21:3  3х8   12:6

18:2  4х3   2х9

  1. Найдите значение выражений:

60-(24+3):3          24:3+9х2

  1. Итоговая контрольная работа за I четверть.
  1. Решите задачу:

В саду росло 4 гладиолуса, а лилий – на 8 больше. Во сколько раз меньше росло в саду гладиолусов, чем лилий?

  1. Найдите значение выражений:

47+5х3-18     (36:6+3)х2

  1. Найдите площадь и периметр прямоугольника со сторонами 7см и 5см.
  2. Решите уравнения:

Хх4=36     х:6=9

  1. Сравните:

3дм4см…4дм3см       63см…7дм

40см..4дм                    2см…9мм

  1. Контрольная работа по теме: «Умножение и деление (табличные случаи)».
  1. В 5 клетках по 2 канарейки. Подарили 4 птицы. Сколько канареек осталось?
  2. Решите примеры:

  6 : 2    9 : 3    12 : 4    15 : 5    18 : 6    21 : 7     24 : 8

  8 • 8    2 • 9    8 • 10    7 • 3      5• 4      7 • 5       9 • 6

  6 • 8    5 • 6    4 • 4     9 • 4       7 • 6      9 • 5      7 • 4

  1. Найдите значения выражений:

90-4х2х9   18+(12+25):4   27:3х(35:5)

  1. Длина прямоугольника 6 см, а ширина на 4 см короче. Найдите площадь прямоугольника.
  2. Переведите:

5м4дм=…дм     3дм7см=…см      78см=…дм…см      60дм=…м

  1. Итоговая контрольная работа за II четверть.
  1. В 4 наборах 32 листа цветной бумаги. В скольких наборах находятся 72 листа бумаги?
  2. Вставьте в окошки знаки х или : и пропущенные числа так, чтобы примеры стали верными:

            8=9                                  

3               =24

36             =6

            5=9

  1. Найдите значение выражений:

45:(33-24)х6          63+27:(30:10)

  1. Площадь прямоугольника 42 кв см, его ширина 6 см. Найдите длину и периметр этого прямоугольника.
  2. Найдите значение выражения а+27, если а=8, 12, 16, 4.
  1. Контрольная работа по теме: «Внетабличные случаи умножения и деления».
  1. Решите примеры:

7х12   96:3

25х3   76:2

18х5   70:14

4х21    84:28

  1. Решите задачу:

Школьники посадили 4 ряда яблонь по 15 деревьев в каждом ряду и 3 ряда слив по 10 деревьев в каждом ряду. На сколько больше посадили яблонь, чем слив?

  1. Решите задачу:

Длина прямоугольника 15 см, ширина 7 см. Найдите площадь и  периметр этого прямоугольника.

  1. Сравните:

8дм3см…3дм8см     1м…6дм

61см…7дм                4м5дм…45дм

  1. Решите уравнения:

Хх14=84    96:х=24

  1. Контрольная работа по устному счету.

  1. Контрольная работа по теме: «Деление с остатком».

  1. Выполни деление с остатком и проверку к нему.

75:8     85:20     51:7

  1. Вставь числа в окошки, чтобы получились верные равенства.

     :9=9(ост.      )

     :7=7(ост.      )

     :3=7(ост.      )

     :7=10(ост.      )

  1. Найдите значение выражений:

56:2-36:12      (39+33):24х9

48+32:(64:8)  93-3х8:6

  1. Реши задачу:

В большой корзине было 95 тюльпанов. Продавец сделал из них 12 букетов, по 7 тюльпанов в каждом букете. Сколько тюльпанов осталось?

  1. Реши задачу:
  2. На тарелке было 48 блинов. Сколько блинов съели, если на тарелке осталось в 3 раза меньше блинов, чем было?

  1. Итоговая контрольная работа за III четверть.
  1. А) вставь пропущенные числа.

387, 388, …, …,…,392, …, … .

Б) Запиши цифрами:

9сот. 2 дес.         8сот.

4сот.3ед.             5сот.1дес.7ед.

     В) Представь числа в виде суммы разрядных слагаемых:

510, 742.

  1. Реши задачу:

3 набора красок стоят 72 рубля. Сколько стоят 4 таких набора красок?

  1. Реши примеры:

549+1      702-700      60:(26+4)х2

800-1       930-600      42+54:3х2

600+50     320+70       71-(28-17)х6

  1. Заполни пропуски нужными числами:

85:9=(ост.     )

56:6=     (ост. 2)

73:      =9(ост. 1)

     :8=7(ост. 3 )

  1. Начерти отрезок АВ=6см, а отрезок ВС в 2 раза длиннее. На сколько см длина отрезка ВС больше длины отрезка АВ?
  1.         Контрольная работа по теме: «Тысяча».
  1. А) Запиши числа, в которых:

5 ед. III разряда и 2 ед. I разряда,

7 ед. II разряда и 3 ед. I разряда,

4 ед. III разряда,

6 ед. III разряда и 9 ед. II разряда.

Б) сравни числа:

567…601     300…299      110…101

  1. Сравни:

5м4дм…540см       8м1см…8м1дм

9дм2см…1м           604см…4м6см

  1. Реши примеры:

640:8     240:6

150-70   560:8

440:20   80х5

80+40    20х6

  1. Реши задачу:

В музей поехали 250 первоклассников и 320 второклассников. Мальчиков было 300 человек. Сколько девочек поехало в музей?

  1. Реши примеры столбиком:

535+65     756-628

198+672   963-817

189+467   707-629

  1. Итоговая административная контрольная работа.
  1. Решите задачу:

С одного участка школьники собрали 160 кг моркови, а с другого – в 2 раза больше. Четвертую часть всей моркови они израсходовали на корм кроликам. Сколько кг моркови израсходовали на корм кроликам?

  1. Найдите значение выражений:

18+36:9+6х8-50

400-(80+180:3)+60

  1. Решите примеры столбиком:

138+567   447-189   152х6      867:3

  1. Переведите:

8м4см=…см

920кв см=…кв дм

275см=…м…дм…см

631дм=…м…дм

  1. Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 2 см. Найдите его площадь и периметр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с нарушением слуха для 1 - 5 классов

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушением слуха разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовате...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальностью данного предмета яв...

Рабочая программа по математике для учащегося 2 класса с интеллектуальными нарушениями ( 8 вид)

Данная программа используется для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Содержит пояснительную записку ( планируемые результаты личностные и предметные; содержание программы)....

Рабочая программа по математике для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа по математике предназначена для учащихся 4 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).«Математика» является одним из ведущих общеобраз...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).

Математика является одним из ведущих общеобразовательных предметов в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с интеллектуальными нарушениями. Актуальностью данного предмета яв...

Рабочая программа по Математике для 4 класса с нарушением интеллекта

Рабочая программа по математике составлена на основе курса «Математика» Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова для учащихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных школ, в соот...

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР, с учетом особенностей ребенка с нарушением зрения

Рабочая программа по математике для учащихся 3 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...