Главные вкладки

    Решение разноуровневых задач на уроках математики с использованием НРК
    план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

    Валентина Ивановна Смирнова

    Конспект урока математики в 4 классе. Тема урока:"Решение разноуровневых задач с использованием НРК".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon raznourovnevye_zadachi_na_urokah_matem._4klass_srk.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока в 4 классе

    Тема: «Решение разноуровневых задач на уроках математики с использованием НРК

    Смирнова Валентина Ивановна

    учитель начальных классов

    МБОУ «Гимназия»

    г. Полярный

    Мурманская область

    2012

    Цели:   -  совершенствовать вычислительные навыки;

    - формировать умения решать разноуровневые задачи;

    - продолжить знакомство с особенностями природы родного края;

    Задачи:   1) Развивать мышление, внимание, память;

    2) Способствовать умению детей осуществлять самоконтроль, умение  доказывать, обосновывать своё суждение;

    3) Воспитывать любовь к родному краю и бережное отношение к природе;

    Наглядность и оборудование:

     Учебник «Математика» М.«Просвещение» 2008, авторы

       М.И.Моро, М.А.Бантова, 4 класс;

     Индивидуальные карточки с заданиями для учащихся;

     Опорные таблички с кратким условием задач

     Картинки с изображением природы Мурманской области;

     Презентация, компьютер, мультимедиапроектор;

    Ход урока.

    1.Орг.момент

    2. Актуализация знаний

    Далеко на севере нашей Родины есть замечательный край. Одни называют его страной полуночного солнца,  другие же – царством  полярной ночи.         (Слайд 2,3)

     Как же называется  этот край?   (Кольское Заполярье)    (Слайд 4)

    Наш Кольский полуостров очень красив. Природа его необычна.    (Слайд 5)

    Каждый живущий в  Кольском Заполярье должен знать и изучать особенности края.      

    Сегодня наш класс мы превратим в научно - исследовательскую лабораторию,  и вы будете сотрудниками вычислительного центра.

    Цель нашей работы: обрабатывать те числовые данные, которые будут поступать в наш вычислительный центр, а поскольку мы сотрудники научно – исследовательской лаборатории – делать  ещё и соответствующие выводы о природе нашего края.

    Проверим готовность к работе

    3. Устный счёт.  (Мозговой штурм)   (Слайд 6)

    Проследите  закономерности и  назовите пропущенные числа.

         а) …. 405, 407, 409,…..  

         б) 1,  4,  9, 16, 25,…..

         в) 1  4  5  8  ?                        г)  9, ( 54), 6

              2  3  6  7  ?                             13, ( ?) , 3

    В наш вычислительный центр стали поступать данные. Мы разделим наши силы. Часть  научных сотрудников будут работать над индивидуальными заданиями, после чего сделают  сообщения о нашем  крае.

         Карточки

    1. Площадь королевства Нидерланды 36234кв.км, а площадь Мурманской области в 4 раза больше. Какова площадь Мурманской области?. (144936кв.км)

    2. На западе и в центре Кольского полуострова – многочисленные горные массивы: Хибинские тундры, горный массив, высотой            м.          

     (высота записана числом, в котором 1ед.2класса и 191ед.1класса).

     Горный массив Кольского полуострова на западном берегу озера Имандра -  это  Монче – тундра           . Высота на 77м  меньше, чем высота Хибин, а Ловозёрские тундры высотой               м (число, в котором 112дес.) Какой горный массив самый высокий?

    Проверь себя (Слайд 7)

    3.. Самое глубокое озеро Умбозеро. Его наибольшая глубина 1035:9 =   …  м.     (115м)

    Наибольшая глубина озера Имандра  536:8=           м. ( 67 м)  На сколько метров Умбозеро глубже озера Имандра? (48м)

    4.  В Мурманской области есть три крупных озера

     Имандра, Умбозеро, Ковдозеро

    Имандра  -      кв.км, Умбозеро-       кв.км, Ковдозер            кв.км    

    Их  площадь 422кв.км, 900кв.км, 396кв.км.

     

    Ковдозеро не 422кв.км, Имандра  занимает самую большую площадь. Запиши в окошечках площадь каждого озера.

    Проверь себя (Слайд 8)

     Арифметический диктант.

    Вы работаете под моим  руководством. Вам в тетрадях нужно сделать записи и соответствующие вычисления.

    Общие сведения  о Кольском полуострове.

    1.  Кольский полуостров протянулся с С-Ю на 550км,  а с З-В – на 400км. На сколько км его протяжённость С-Ю больше, чем З-В?  ( 550-400=150км  )

           

    2.  Первые заморозки в воздухе возможны уже в августе, а последние бывают даже в июне. Учёные подсчитали, что на Кольском п-ве приблизительно бывает 115дней в году без мороза. Сколько морозных дней в году?  (365-115=250д.)

    3. Подсчитали, что в 2008 году  штормовые ветры на Кольском полуострове дули 1/3 часть года. Сколько «неспокойных» дней было, если год был високосный?    (366:3=122д.)

    4.  Высота снежного покрова достигает приблизительно 70см. Выразите её в разных единицах измерения.   70 см=7дм

                          70см=700мм

    5. За год выпадает 660мм осадков. С июня по октябрь ¾ этого количества. Сколько осадков выпадает с июня по октябрь?   (660:4*3=165*3=495мм)

    6.  Полярная ночь начинается 1 декабря, заканчивается13 января. Сколько дней длится полярная ночь, если в декабре 31день?  (31+13=44д.)

    4. Проверка заданий по карточкам, математического диктанта  

     Сделайте вывод о климате Заполярья.  

    Ребята вы убедились, что климат у нас достаточно суров.

    Как вы думаете, на что это влияет? (на жизнь растений и животных)

    5. Решение задач.

    В наш вычислительный центр предоставили планшеты с записью следующих данных, но сопровождающие их тексты пришли отдельно. Наша задача выбрать  планшеты к присланным текстам и обосновать свой выбор.

    1.Ель 1200л                                          2.Ель -1200л.                                      3.Сосна -?, 350л.

     Сосна-?, ½ от 1200л.                        Сосна-?, ½ от 1200л.                         Ель -?, на 100л. меньше Рябина ?, на 520л.меньше                  Рябина - ?, на 520л меньше              Рябина - ?, в 10р. меньше

    4. Сосна 350л.         5.Сосна – 350л.

        Ель-?, на 100л. меньше , в 10р. больше                                   Ель – на 100л. меньше

         Рябина -                                                                                    Рябина -?, в 10р. меньше

    Текст 1. В средней полосе ель может жить 1200 лет, сосна ½ этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна.

    Текст 2. Лапландская сосна живёт 350 лет. Ель на 100лет меньше лапландской сосны и в 10 раз больше рябины.

     Учащиеся читают текст №1, делают свой выбор, доказывают. Из оставшихся планшетов выбирают соответствующий текст №2.

    Можно ли назвать предложенные тексты задачами? Почему?

    Сформулируйте  вопрос так, чтобы эти тексты  можно было назвать задачами.

    Решите задачи по вариантам.  (Взаимопроверка)

    Перед нами сегодня стоит задача  работать не только с числовым материалом, а делать выводы, сравнения.

    К суровым климатическим условиям  приспосабливается  и человек. Ему в связи с этим надо тепло одеваться.

    Интересно, что на один костюм для полярников требуется 235г гагачьего пуха.

    Я записала числовое выражение:   235 * а . Что мы можем узнать этим выражением?  (Сколько пуха нужно на несколько костюмов)

    (три значения)

    6. Физминутка.

    7. Решение выражений

    Человек пришёл осваивать север. За последние годы здесь возросло строительство фабрик, заводов, стали загрязнять окружающую среду.

     К чему привела хозяйственная деятельность? (стали исчезать растения, животные)

    К нам стали поступать очень тревожные данные в зашифрованном виде. Если вы правильно найдёте значения числовых выражений, то прочитаете эти сообщения.

    Тревожные данные  (Слайд 9)

        144:9=16

    В Мурманской области 16 видов исчезающих лишайников.

         553:7=79

    79 видов исчезающих цветковых растений.

         

    112:7=16

    16 видов исчезающих мхов.

      Задайте программу, чтобы узнать общее количество исчезающих растений.

       (обсуждение  более  рациональной  программы)

             16+79+16                16+16+79         16*2+79

     

      Животный мир тоже страдает. В  Красную книгу Мурманской области занесено50  видов  исчезающих животных.

    7. Найдите отдельно  сколько видов рыб, зверей, птиц занесено в Красную книгу.

    Рыб

    Зверей        50

                                                        12

    Птиц

            2

     

    х+х+12+х+12+2=50                                                                

    (8+20+22=50)

    Это очень тревожные цифры.  Чтобы уберечь природу Заполярья, на территории Мурманской  области  созданы заповедники:

    (Слайд 10)

    Лапландский заповедник

    Кандалакшский заповедник

    «Пасвик».

    Каждая научно- исследовательская  лаборатория после своих исследований делает вывод. Подумайте, какой вывод можете сделать вы.

    Вывод:

    У: Подходит к концу наша работа.

         Я предлагаю вам выразить своё мнение,  ответив на вопрос:    

         Кому было интересно – выберут жёлтый лист

         Кому было поучительно - зелёный.

         Кому было скучно - красный.

            

                                       

    Список литературы и интернет ресурсов

    Природа Мурманской области, Мурманское книжное издательство, 1964;

    Моё Заполярье, Мурманское книжное издательство, 2004;

    О.А.Макарова, Г.Н.Андреев, А.А.Похилько, Л.Н.Филиппова, Ф.Н.Шклярович

    « Растительный и животный мир Мурманской области», 1999;

    Лапландский заповедник, Москва, Советская Россия, 1984

    Бтемирова Р.И. Использование краеведческого материала на уроках математики. Начальная школа- 4. 2007. с. 39.

    Мой край: история, современность, будущее. Сборник материалов по краеведению. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.

    Гаврилова Н.Г., Ермолаева Л.К. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиски. – Нач. школа, № 1, 1999


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Решение логических задач на уроках математики

    Выступление на МО начальных классов...

    Формирование у школьников универсальных учебных действий через решение логических задач на уроках информатики с использованием ИКТ.

    Формирование УУД через решение логических  задач:​обеспечит обучающихся  возможностью самостоятельно  ставить  учебные  цели, искать и  использовать  необходимые ...

    Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников

    Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...

    Презентация к уроку Решение комбинаторных задач на уроках математики

    Презентация на тему "Решение комбинаторных задач на уроках математики "...

    Решение текстовых задач на уроке математики

    Актуальность. Математическое образование играет исключительную роль во всей образовательной структуре. Математика является не только базой естественных наук и экономики, но и важнейшей составляющ...