Названия компонентов. Уменьшаемое. Вычитаемое. Значение разности.
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Потанина Валентина Алексеевна

 

Данный урок математики проводится в 1 классе по Развивающей системе Л. В Занкова.  На протяжении всего урока применяется деятельностный метод, здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного. Это урок ОНЗ,  в основе которого  лежит технология проблемного обучения Е.Л. Мельниковой. На уроке присутствуют групповая форма  работы, а так же дифференцированная и самостоятельная работа. К уроку прилагается электронная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki.doc378.5 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол урока математики в 1 классе

Тема: Названия компонентов. Уменьшаемое. Вычитаемое.  Значение разности.

Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно производить классификацию объектов по двум существенным признакам (объединение объектов – вычитание объектов); развивать у них внимание, наблюдательность.

Оборудование: учебник «Математика», 1 кл., ч.1 (авт. А. Г. Ванцян);  компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные доски, карточки с числами для игры «Я больше тебя», карточки для игры «Найди меня» карточки – раскраски по теме урока.

Ход урока.

Эмоциональный настрой. Счёт до 20 через число. (Дети вслух произносят кратные числа и касаются ладоней друг друга). Цель: подготовка к счёту парами, тройками.

У: А вы знаете, ребята, что это был волшебный счёт: пробежав по числовой лесенке, вы очутились в стране Математики. В этой стране всё чётко, точно и определённо. Всё здесь  подчинено законам математики. Любые отношения, понятия  имеют свои точные названия – термины.

- Вас встречает Фея страны  Математики!  Она надеется, что вы полюбите эту точную науку и будете ей добрыми помощниками.  (На доску прикрепляется рисунок Феи).

- Добро пожаловать!

Актуализация знаний.

Работа с числовым отрезком натурального ряда.

Слайд 2.  (Приложение)

У. Рассмотрите запись на экране. Что можете сказать?

На экране:      1  2  3  4  6  7  8  9 …

                        1  2  3  4  5  6  7  8  9  …

Полина: Это числовые ряды.

Рома: Я дополню. Это натуральные числовые ряды.

Вова: Рома,  первый ряд не натуральный – там нет числа 5, а в натуральном ряду все числа идут по порядку.

Даша: А ещё мы говорили, что каждое число увеличивается на 1. А точки показывают, что этот ряд можно продолжать бесконечно.

У. Замечательно. Продолжим работу.

Назовите число, которое больше 5 и меньше 7.

Дети: Шесть.

Учитель. Назовите число, которое обозначает число ног у паука.

Дети: Восемь.

Учитель: Назовите число предшествующее числу 4.

Дети: Три.

Учитель: Назовите число на 1 меньше трёх.

Дети: Два.

Все названные числа записываются на доске.

На доске запись:  8  6  3  2 

Какое задание вы можете предложить с этими числами?

Дети наперебой:  Мы можем поиграть  в игру «Я больше тебя» или  «Я меньше тебя»!

Игра « Я больше тебя» Дети ставят стрелки от большего числа к меньшему.  (Игра, с постоянным усложнением,  заложена в систему заданий нового учебника)

Учитель: Молодцы, ребята! В стране Математики числа и цифры, как и вы, любят играть в разные игры.  Вот теперь цифры решили поиграть с вами в прятки.

Физминутка для глаз.  Игра «Найди меня»! (Цель игры: вспомнить правильное написание цифр и повторить ориентацию в пространстве. Игра проводится в быстром темпе. Дети, стоя, глазами ищут в рисунке очертания цифр и  вытянутыми руками показывают на карточку.

(На стене в разных местах прикреплены рисунки, в которых нужно найти очертания цифр).

- Я цифра 4, найди меня в правом верхнем углу.

-  Я цифра 8, найди меня в нижнем левом углу.                      

- Я цифра 5, найди меня в левом верхнем углу.

Создание проблемной ситуации.

Слайд 3.  (Приложение)

Учитель: Рассмотрите рисунки. На какие две группы можно распределить их?

Дети: Рисунки, в которых предметы объединяется и вторая группа – в которых предметы убираются, вычитаются.

Учитель: Какие из данных равенств могут подойти к рисункам?

4 + 2 = 6       3 + 1 + 4       5 + 2 = 7

3 – 1 = 2       5 – 3 = 2        6 – 1 = 5

Слайд 4.  (Приложение)

Учитель: Что можете сказать о равенствах первой группы?

Дети: Мы знаем, что если числа складываем, то это равенство можно назвать суммой.

- Я добавлю, результат при сложении называется значением суммы.

- А я запомнил, что числа при сложении можно называть слагаемыми.

Слайд 5.  (Приложение)

Учитель: Как можно назвать равенства во второй группе?

Дети: Мы ещё не знаем!

Учитель: Так что же мы должны узнать сегодня?

Открытие нового материала.

Слайд 6.  (Приложение)

Учитель: Рассмотрите  рисунок на экране. Составьте рассказ с названиями чисел.

Рома: На болоте было 7 цапель, улетели две цапли. Осталось цапель 5.

- Какие из данных равенств могут подойти к рисунку?

7 = 7                   5 = 5                   2 + 7 = 9

7 – 2 = 5             5 + 2 = 7              7 – 5 = 2

Слайд 7.  (Приложение) (Учителем даётся необходимая информация: названия компонентов при вычитании).

7 – 2 = 5

7 – 2 – разность чисел 7 и 2.         число 5 – значение разности 7 и 2

Число 7 – уменьшаемое,      2 – вычитаемое.

Учитель: Как вы думаете, почему 7 в записи 7 – 2  называют уменьшаемым, а 2 вычитаемым?

(Небольшое затруднение у детей).

Семён: Семь это больше, а не меньше. Я не знаю.

Даша: Сёма, раз цапли улетели, то их станет меньше.

Андрей: Откуда мы убираем что-нибудь, там становится,  всегда меньше. Значит,  число уменьшается.

Анжелика: Мы два вычитали, поэтому его назвали вычитаемое.

Учитель: Молодцы! Чаще вслушивайтесь в слова. Они вам часто будут помогать.

Кирилл: Я ещё Сёма помог мне заметить, что уменьшаемое больше каждого из чисел?

У: Фея Математики восхищена вашей наблюдательностью, но все, же надо убедиться в верности этого вывода.

Музыкальная физминутка.

А пока отдохнём и потанцуем. (Проводится музыкальная пауза с движениями)

Работа над новым материалом.

Работа по учебнику. Работа в парах.

У. Откройте учебники на странице 62. Найдите в верхней части страницы задание № 112. (Дальнейшие задания будут направлены на более глубокое понимание нового материала).

- Обсудите и запишите к каждому рисунку подходящую разность. Найдите значение всех разностей.

Дополнительное задание: подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим, а значение разности – зелёным.(Осмысление нового в разнообразных ситуациях. Задания и вопросы стимулируют поисковую деятельность учащихся)

- Поделитесь своими выводами с нами. Что вы скажете о выводе, который сделал Кирилл. Можно ли его считать верным?

Дети: Да, во всех равенствах уменьшаемое больше, чем вычитаемое и  значение разности.

- Мы тоже это заметили и согласны с Кириллом.

Проверка на экране. Слайд 8.  (Приложение)

- Смело идём  дальше!  Вперёд!

Работа в группах.

Учитель:  Фея Математики принесла несколько работ, выполненных детьми 1 «А» класса по этой же теме. Вам предстоит важное задание - проверить работы. Соответствуют ли рисунки разностям. Правильно ли вычислены значения разностей.

Фея математики даёт вам совет: Помочь вам может только дружба и взаимоуважение. (Дети с радостью ищут ошибки сверстников, а также закрепляют вычислительные навыки, опираясь на рисунки).

Проверка на экране.

 Слайд  9  (Приложение)

Самостоятельная работа. (выполняется на индивидуальных досках)

Найдите задание №113, стр. 62. Положите перед собой индивидуальные досточки. Запишите на них разности и найдите их значения. К одной из разностей сделайте рисунок. (Работа на индивидуальных досках даёт быструю эффективную обратную связь: учитель – ученик; ученик – ученик)

Взаимопроверка. (Поворачивают доски друг к другу и проверяют).

Дифференцированная работа. (Даёт возможность рассмотреть вычитание   в новых условиях: ученики должны уловить качественные  различия между  сложением  и вычитанием и  их разными названиями компонентов).

- Время встречи в стране Математики заканчивается, но Фея припасла ещё одно очень хитрое задание  для мальчиков и девочек. Справитесь?

- Да!

У детей уже лежат карточки с записанными равенствами:

У мальчиков:  1… 3 = 4    5 … 2 = 3     5 … 2 = 7

У девочек:       4 … 4 = 8   7 … 3 = 4     5 … 3 = 8

Верните исчезнувшие знаки действий в записи.

Самопроверка с экраном.

- Сколько получилось всего сумм? Сколько получилось разностей?

Слайд 10  (Приложение)

- Давайте вернёмся к началу нашей темы, и вы дадите название равенствам второй группы.

Дети: Это разности.

Домашнее задание:- Фея страны Математики осталась довольна такими внимательными  умными  гостями и как добрая хозяйка приготовила вам в подарок сюрпризы - математические  раскраски. Прежде чем раскрашивать, надо вычислить значения сумм и разностей.        

Итог урока:         

- А что вам хочется сказать на прощание?  Как пополнились ваши знания сегодня?

Оля: Я математику люблю. Я не знала, что когда вычитают числа это можно назвать разностью.

Вова: И я рад, что теперь знаю и разность и сумму.

Матвей: Мне понравилось искать ошибки детей из другого класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики Тема: Названия компонентов. Уменьшаемое. Вычитаемое. Значение разности.

Тема: Названия компонентов. Уменьшаемое. Вычитаемое.  Значение разности.Цель: создать условия для открытия учащимися новой темы, осознания новых понятий и терминов; учить детей самостоятельно про...

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема "Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)"

Тема урока: Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей Цель: учить названию чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, раз...

Технологическая карта урока математики "Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)"

Познакомиться с названиями чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность), использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, закреплять навыки письмен...

Технологическая карта к уроку математики по теме: компоненты действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность. 1 класс УМК Школа России

Тема урока: компоненты действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разностьТип урока : ознакомление с новым материаломЦель урока: создать условия для успешного ознакомления с названиями компонентов п...

Компоненты при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

Цели:образовательные:-познакомить  учащихся с названиями компонентов при вычитании;-научить читать выражения, используя данные термины.- закрепить умение применять правила в процессе выполнения у...

Технологическая карта урока математики по теме "Название компонентов действия вычитания. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с названиями компонентов и результата действия вычитания, с чтением примеров, используя термины; формирован...