Технологическая карта урока математики "Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)"
план-конспект урока по математике (1 класс)
Познакомиться с названиями чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность), использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, закреплять навыки письменного сложения; развивать внимание и логическое мышление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Назовите число, которое больше 7 на 2. 2) Назовите число, к которому прибавили 3 и получилось 7. 3) Я задумала число. Если из него вычесть 7, то получится 0. Какое это число? 4) Если к этому числу прибавить 6, то получится 10. 5) Назовите число, которое на 5 больше 4. 9 10 7 4 9
6+3= 9-4= 10-3= 4+5= 3+7= 5+2= 9 5 7 7 10 9
Вале 7 лет, а её брат на 3 года старше. Сколько лет Валиному брату? 2) Лене подарили 10 цветных наклеек. Из них 5 она уже использовала. Сколько наклеек осталось у Лены? (7+3=10) (10-5=5)
Предварительный просмотр:
Тема | Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). |
Педагогическая цель | Познакомиться с названиями чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность), использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, закреплять навыки письменного сложения; развивать внимание и логическое мышление. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Знать названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность), использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, решать задачи изученных видов. |
Личностные результаты | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: Уметь ставить учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий. Познавательные: Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами; уметь устанавливать причинно-следственные связи; анализировать ход и способ действий; делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: Уметь адекватно отвечать на вопросы; выражать свои мысли; работать в паре и сотрудничать в группе, отслеживая действия партнера; уметь импровизировать, анализировать и проявлять оригинальность; высказывать свою точку зрения и уметь ее обосновать; слушать других и уметь принимать их точку зрения. |
Основные понятия и термины | Вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность. |
Методы и формы обучения | Формы: индивидуальная, фронтальная; Методы: словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Учебник «Математика» 1 класс 2 часть М.И.Моро, М.А.Бантова, м/м презентация, карточки с названиями чисел при вычитании. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству | 1.Приветствие. 2. Эмоциональный настрой.
3. Проверка готовности к уроку | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна, сегодня урок математики проведу у вас я. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас Математика сейчас. - Проверим готовность к уроку. На столах у вас должен лежать учебник математики, пенал и тетрадь. | Проверяет готовность класса к уроку, обеспечивает быстрое включение учащихся в работу | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу на уроке. |
II. Устный счет Цель: развитие вычислительный навыков, математической культуры. | 1. Нумерация | - Сейчас мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблицы умножения, деления и всего того, чему вы успели научиться! - Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно. Пора отправляться в путь, но, чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующее задание. СЛАЙД 1. 1) Вставьте пропущенные числа: 1, …, 3, 4, …, 6, …, 8, 9 СЛАЙД 2. 2) Назовите число, которое больше 7 на 2. (9) Назовите число, к которому прибавили 3 и получилось 7. (4) Я задумала число. Если из него вычесть 7, то получится 0. Какое это число? (7) Если к этому числу прибавить 6, то получится 10. (4) Назовите число, которое на 5 больше 4. (9) - Молодцы! Вы верно справились с заданием. | Организует работу по актуализации знаний о нумерации чисел. | Участвуют в решении устного счета, анализируют свои ответы, доказывают свое мнение. |
2. Повторение состава чисел | СЛАЙД 3. - Вспомним состав некоторых чисел. | Ставит предметную задачу – вспомнить состав некоторых чисел, исправляет ошибки учащихся. | Принимают учебную задачу, вспоминают состав чисел, аргументируют свой ответ. | |
3. Решение примеров | СЛАЙД 4. - Теперь нам необходимо решить примеры. 6+3=9 9-4=5 10-3=7 4+5=9 3+7=10 5+2=7 | Читает учащимся примеры, исправляет ошибки учащихся | Осуществляют решение примеров, аргументируют свой ответ. | |
4. Решение задач | СЛАЙД 5. 1) Вале 7 лет, а её брат на 3 года старше. Сколько лет Валиному брату? (7+3=10) 2) Лене подарили 10 цветных наклеек. Из них 5 она уже использовала. Сколько наклеек осталось у Лены? (10-5=5)
| Читает учащимся задачи, осуществляет помощь при нахождении ответа. | Решают задачи, дают объяснение решению. | |
III. Целеполагание. Цель: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока. | 1. Создание проблемной ситуации. | -Вы отлично справились с заданием. Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Впереди айсберг. Перед нами стоит задача избежать столкновения с айсбергом. Чтобы это сделать, необходимо выполнить следующее задание. - Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте пример. (3+2=5) - Какое действие мы выполняем в данном примере. (Сложение) - Вспомните, как называются числа при сложении. (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма) - Молодцы! А теперь измените пример так, чтоб он решался вычитанием. (5-2=3) - Верно! Кто скажет, как мы можем назвать числа при вычитании? (Затрудняются ответить) - Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (С названиями чисел при вычитании) - Совершенно верно. Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании, будем учиться составлять, читать и записывать разности. - Благодаря вашей смекалке определили тему урока и избежали столкновения с айсбергом. | Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока, задает наводящие вопросы, обобщает ответы учащихся. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, определяют тему урока, чему научатся на уроке. |
IV. Изучение нового материала. Цель: закрепить полученные знания, умения и навыки. Научить их применять на практике. | 1. Знакомство с вычислительным приемом | - Прочтите пример на доске. (5-2=3) - Давайте придумаем ситуацию, которая подходила бы к нашему примеру. (У Светы было 5 конфет. 2 она отдала Кате. Сколько конфет осталось у Светы?) - Самое большое число в примере, то, из которого мы вычитаем, называется уменьшаемое. Как вы думаете, почему оно так называется? (Потому что мы его уменьшаем) - Верно! То число, которое мы вычитаем, называется вычитаемое. (Потому что мы его вычитаем) - Запись 5-2 называют разностью, так как ответом будет являться разница чисел 5 и 2. - Как вы думаете, как называется в вычитании число 3? (Результат вычитания, или разность) - Совершенно правильно! - А теперь давайте вспомним способы чтения примера. Как мы можем прочитать данный пример? (Пять минус 2 равно 3. Из 5 вычесть 2 получим 3. Пять уменьшили на 2 и получили 3) - А теперь давайте прочитаем пример, используя понятия, с которыми мы познакомились. (Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, разность 3) - Молодцы! А еще этот пример можно прочитать так Разность чисел 5 и 2 равна 3. Повторите. Вывод: При вычитании числа имеют названия «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» | Задает вопросы, наглядно показывает пример с названиями компонентов при вычитании, объясняет различные способы чтения примеров. | Отвечают на вопросы учителя, , знакомятся с названиями компонентов при вычитании, вспоминают различные способы чтения примеров. |
2. Работа с учебником (№1, стр.29) | -Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет… Он бежит себе в волнах На раздутых парусах…. - А мы замечаем на гребне волны задание 1 на странице 29. - Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Нужно записать разность чисел и вычислить ее) - Что нам известно? (Уменьшаемое равно 9, вычитаемое - 4) - Что нам нужно найти? (Разность) - Как мы ее можем найти? (Из уменьшаемого вычесть вычитаемое) - Запишите получившуюся запись (9-4=5) - Чему равна разность? (Разность равна 5) | Задает вопросы, помогает при названии компонентов при вычитании | Читают задание в учебнике, отвечают на вопросы учителя, решают пример, читают получившуюся запись. | |
3. Работа с учебником (№2, с.29) | - Кит приготовил вам задачу на с. 29, задача №2. Что нам необходимо сделать? Решить задачу. - Прочитайте задачу про себя. - О чем говорится в задаче? (О яблоках) - Что известно? (Утром было 6 яблок, а к вечеру уменьшилось на 4) - Что нужно узнать? (Сколько яблок осталось в вазе к вечеру) - Как запишем краткую запись задачи? (Схемой) - Что изобразим? (Нарисуем 6 кружочков, зачеркнем 4) - Запишите схему. - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да) - Почему? (Потому что нам известны все данные) - Каким действием? (Вычитанием, потому что количество яблок уменьшилось) - Запишите решение задачи (6-4=2) - Прочтите пример, называя числа при вычитании математическими терминами. (Уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность равна 2, или разность чисел 6 и 4 равна 2) - Запишите ответ. (Ответ: 2 яблока осталось в вазе.) -Молодцы, ребята! Вы отлично справились! Попрощаемся с китенком и продолжим плавание. | Ставит учебную задачу – решить задачу, следит за правильностью выполнения решения, оценивает ответы учащихся. | Принимают учебную задачу, отвечают на вопросы учителя, решают задачу, объясняют ход решения. | |
Физминутка. Цель: профилактика переутомления на уроке. | - Теперь мы можем посетить остров. Кто же там живет? Там живут мартышки. Они предлагают провести с нами физминутку. Вы, наверное, устали? Ну, тогда, все дружно встали! Ногами потопали, Руками похлопали. Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона) Влево тоже наклоняйся. (4 наклона) Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глаза крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем. Поморгаем. И считать мы продолжаем. | Читает физминутку, показывает образец выполнения | Выполняют упражнения под руководством учителя. | |
V.Закрепление изученного. Цель: формировать самостоятельность учащихся. Применять полученные знания на практике. | 1. Решение задачи (с.29, №5) | - Мы с вами попали на остров, но все не так просто, как кажется. Впереди пираты. Чтобы победить пиратов, мы должны решить задачу №3. - Прочитайте задачу про себя. - О чем говорится в задаче? (О фломастерах) - Что известно? (У Пети в коробке было 6 фломастеров, он подарил 2 другу) - Что нужно узнать? (Сколько фломастеров осталось у Пети) - Как запишем краткую запись задачи? (Схемой) - Что изобразим? (Нарисуем 6 кружочков, зачеркнем 2) - Запишите схему. - Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да) - Почему? (Потому что нам известны все данные) - Каким действием? (Вычитанием, потому что количество фломастеров уменьшилось) - Запишите решение задачи.(6-2=4) - Прочтите пример, называя числа при вычитании математическими терминами. (Уменьшаемое 6, вычитаемое 2, разность равна 4, или разность чисел 6 и 2 равна 4) - Запишите ответ. (Ответ: 4 фломастера осталось у Пети.) - Молодцы, ребята! Мы победили пиратов! | Задает учащимся вопросы, составляет на доске краткую запись, ведет разбор задачи. | Отвечают на вопросы учителя, записывают схему в тетрадь, решают задачу, записывают ответ. |
VI. Подведение итогов. Цель: обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока. | 1.Беседа. | - Мы достигли острова, победили пиратов, а значит цель нашего путешествия достигнута. А теперь подведем итог нашего урока. - Что нового узнали на уроке? (Узнали, как называются числа при вычитании) - Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность) - Чему мы учились на уроке? (На уроке мы учились составлять, читать и записывать разности) - Достигнута ли цель урока? (Да) -Какие задания вам показались особенно трудными? - А что было легко? | Дает анализ и оценку успешности достижения цели. | Получают информацию о реальных результатах учения. |
VII. Рефлексия. Цель: рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности. | 1.Беседа. 2.Оценка учителем работы детей. | Продолжите фразу. Сегодня на уроке: Я узнал (а) … Я научился… Испытывал(а) затруднения при… - Урок окончен! До свидания! | Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества | Соотносят цель и результаты учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" 1 класс Программа "Школа 2100"
Данный урок полностью соответствует ФГОС, выдержана новая структура урока с учетом формируемых УУД. Прилагается самоанализ современого урока....
Урок математики в 1 классе по теме"Компоненты вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность" Разработала Беляева Н, Н.
по программе Петерсон...
Конспект урока по математике в 1 классе. Тема "Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)"
Тема урока: Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей Цель: учить названию чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, раз...
Технологическая карта урока. 4 класс. "Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого"
Данный материал предназначен в помощь учителям начальных классов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Цель : учить решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемо...
Технологическая карта к уроку математики по теме: компоненты действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность. 1 класс УМК Школа России
Тема урока: компоненты действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разностьТип урока : ознакомление с новым материаломЦель урока: создать условия для успешного ознакомления с названиями компонентов п...
Компоненты при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
Цели:образовательные:-познакомить учащихся с названиями компонентов при вычитании;-научить читать выражения, используя данные термины.- закрепить умение применять правила в процессе выполнения у...
Технологическая карта урока математики по теме "Название компонентов действия вычитания. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность" - 1 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с названиями компонентов и результата действия вычитания, с чтением примеров, используя термины; формирован...