Технологическая карта урока математики "Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Познакомиться с названиями чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность), использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, закреплять навыки письменного сложения; развивать внимание и логическое мышление.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вставьте пропущенные числа: 1, …, 3, 4, …, 6, …, 8, 9 2 5 7

Слайд 2

1) Назовите число, которое больше 7 на 2. 2) Назовите число, к которому прибавили 3 и получилось 7. 3) Я задумала число. Если из него вычесть 7, то получится 0. Какое это число? 4) Если к этому числу прибавить 6, то получится 10. 5) Назовите число, которое на 5 больше 4. 9 10 7 4 9

Слайд 4

6+3= 9-4= 10-3= 4+5= 3+7= 5+2= 9 5 7 7 10 9

Слайд 5

Вале 7 лет, а её брат на 3 года старше. Сколько лет Валиному брату? 2) Лене подарили 10 цветных наклеек. Из них 5 она уже использовала. Сколько наклеек осталось у Лены? (7+3=10) (10-5=5)



Предварительный просмотр:

Тема

Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность).

Педагогическая цель

Познакомиться с названиями чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность), использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, закреплять навыки письменного сложения; развивать внимание и логическое мышление.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Знать названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность), использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств, решать задачи изученных видов.

Личностные результаты

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Уметь ставить учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий.

Познавательные: Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами; уметь устанавливать причинно-следственные связи; анализировать ход и способ действий; делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Уметь адекватно отвечать на вопросы; выражать свои мысли; работать в паре и сотрудничать в группе, отслеживая действия партнера; уметь импровизировать, анализировать и проявлять оригинальность; высказывать свою точку зрения и уметь ее обосновать; слушать других и уметь принимать их точку зрения.

Основные понятия и термины

Вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная; Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник «Математика» 1 класс 2 часть М.И.Моро, М.А.Бантова, м/м презентация, карточки с названиями чисел при вычитании.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству

1.Приветствие.

2. Эмоциональный настрой.

 

3. Проверка готовности к уроку

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Алексеевна, сегодня урок математики проведу у вас я.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас

Математика сейчас.

- Проверим готовность к уроку. На столах у вас должен лежать учебник математики, пенал и тетрадь.

Проверяет готовность класса к уроку, обеспечивает быстрое включение учащихся в работу

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу на уроке.

II. Устный счет

Цель: развитие вычислительный навыков, математической культуры.

1. Нумерация

- Сейчас мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблицы умножения, деления и всего того, чему вы успели научиться!

- Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно.

Пора отправляться в путь, но, чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующее задание.

СЛАЙД 1.

1) Вставьте пропущенные числа:

1, …, 3, 4, …, 6, …, 8, 9

СЛАЙД 2.

2) Назовите число, которое больше 7 на 2. (9)

Назовите число, к которому прибавили 3 и получилось 7. (4)

Я задумала число. Если из него вычесть 7, то получится 0. Какое это число? (7)

Если к этому числу прибавить 6, то получится 10. (4)

Назовите число, которое на 5 больше 4. (9)

- Молодцы! Вы верно справились с заданием.

Организует работу по актуализации знаний о нумерации чисел.

Участвуют в решении устного счета, анализируют свои ответы, доказывают свое мнение.

2. Повторение состава чисел

СЛАЙД 3.

- Вспомним состав некоторых чисел.

Ставит предметную задачу – вспомнить состав некоторых чисел, исправляет ошибки учащихся.

Принимают учебную задачу, вспоминают состав чисел, аргументируют свой ответ.

3. Решение примеров

СЛАЙД 4.

- Теперь нам необходимо решить примеры.

6+3=9         9-4=5              10-3=7          

4+5=9         3+7=10           5+2=7          

Читает учащимся примеры, исправляет ошибки учащихся

Осуществляют решение примеров, аргументируют свой ответ.

4. Решение задач

СЛАЙД 5.

1) Вале 7 лет, а её брат на 3 года старше. Сколько лет Валиному брату? (7+3=10)

2) Лене подарили 10 цветных наклеек. Из них 5 она уже использовала. Сколько наклеек осталось у Лены? (10-5=5)

 

Читает учащимся задачи, осуществляет помощь при нахождении ответа.

Решают задачи, дают объяснение решению.

III. Целеполагание.

Цель: определить содержательные рамки урока, сообщить тему и цели урока.

1. Создание проблемной ситуации.

-Вы отлично справились с заданием. Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Впереди айсберг. Перед нами стоит задача избежать столкновения с айсбергом. Чтобы это сделать, необходимо выполнить следующее задание.

- Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте пример. (3+2=5)

- Какое действие мы выполняем в данном примере. (Сложение)

- Вспомните, как называются числа при сложении. (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)

- Молодцы! А теперь измените пример так, чтоб он решался вычитанием.

 (5-2=3)

- Верно! Кто скажет, как мы можем назвать числа при вычитании? (Затрудняются ответить)

- Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (С названиями чисел при вычитании)

- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы узнаем, как называются числа при вычитании, будем учиться составлять, читать и записывать разности.

- Благодаря вашей смекалке определили тему урока и  избежали столкновения с айсбергом.

Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока, задает наводящие вопросы, обобщает ответы учащихся.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, определяют тему урока, чему научатся на уроке.

IV. Изучение нового материала.

Цель: закрепить полученные знания, умения и навыки. Научить их применять на практике.

1.  Знакомство с вычислительным приемом

- Прочтите пример на доске. (5-2=3)

- Давайте придумаем ситуацию, которая подходила бы к нашему примеру. (У Светы было 5 конфет. 2 она отдала Кате. Сколько конфет осталось у Светы?)

- Самое большое число в примере, то, из которого мы вычитаем, называется уменьшаемое. Как вы думаете, почему оно так называется? (Потому что мы его уменьшаем)

- Верно! То число, которое мы вычитаем, называется вычитаемое. (Потому что мы его вычитаем)

- Запись 5-2 называют разностью, так как ответом будет являться разница чисел 5 и 2.

- Как вы думаете, как называется в вычитании число 3? (Результат вычитания, или разность)

- Совершенно правильно!

- А теперь давайте вспомним способы чтения примера. Как мы можем прочитать данный пример? (Пять минус 2 равно 3. Из 5 вычесть 2 получим 3. Пять уменьшили на 2 и получили 3)

- А теперь давайте прочитаем пример, используя понятия, с которыми мы познакомились. (Уменьшаемое 5, вычитаемое 2, разность 3)

- Молодцы! А еще этот пример можно прочитать  так Разность чисел 5 и 2 равна 3. Повторите.

Вывод: При вычитании числа имеют названия «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»

Задает вопросы, наглядно показывает пример с названиями компонентов при вычитании, объясняет различные способы чтения примеров.

Отвечают на вопросы учителя, , знакомятся с названиями компонентов при вычитании, вспоминают различные способы чтения примеров.

2. Работа с учебником (№1, стр.29)

-Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах….

- А мы замечаем на гребне волны задание 1 на странице 29.

- Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Нужно записать разность чисел и вычислить ее)

- Что нам известно? (Уменьшаемое  равно 9, вычитаемое - 4)

- Что нам нужно найти? (Разность)

- Как мы ее можем найти? (Из уменьшаемого вычесть вычитаемое)

- Запишите получившуюся запись (9-4=5)

- Чему равна разность? (Разность равна 5)

Задает вопросы, помогает при названии компонентов при вычитании

Читают задание в учебнике, отвечают на вопросы учителя, решают пример, читают получившуюся запись.

3. Работа с учебником (№2, с.29)

- Кит приготовил вам задачу на с. 29, задача №2. Что нам необходимо сделать? Решить задачу.

- Прочитайте задачу про себя.

- О чем говорится в задаче? (О яблоках)

- Что известно? (Утром было 6 яблок, а к вечеру уменьшилось на 4)

- Что нужно узнать? (Сколько яблок осталось в вазе к вечеру)

- Как запишем краткую запись задачи? (Схемой)

- Что изобразим? (Нарисуем 6 кружочков, зачеркнем 4)

- Запишите схему.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да) 

- Почему? (Потому что нам известны все данные) 

- Каким действием? (Вычитанием, потому что количество яблок уменьшилось)

- Запишите решение задачи (6-4=2)

- Прочтите пример, называя числа при вычитании математическими терминами. (Уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность равна 2, или разность чисел 6 и 4 равна 2)

- Запишите ответ. (Ответ: 2 яблока осталось в вазе.)

-Молодцы, ребята! Вы отлично справились! Попрощаемся с китенком и продолжим плавание.

Ставит учебную задачу – решить задачу, следит за правильностью выполнения решения, оценивает ответы учащихся.

Принимают учебную задачу,  отвечают на вопросы учителя, решают задачу, объясняют ход решения.

Физминутка.

Цель: профилактика переутомления на уроке.

- Теперь мы можем посетить остров. Кто же там живет? Там живут мартышки. Они предлагают провести с нами физминутку.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда, все дружно встали!

Ногами потопали,

Руками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся.  (4 наклона)

Влево тоже наклоняйся. (4 наклона)

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем.

И считать мы продолжаем.

Читает физминутку, показывает образец выполнения

Выполняют упражнения под руководством учителя.

V.Закрепление изученного.

Цель: формировать самостоятельность учащихся. Применять полученные знания на практике.

 1.  Решение задачи (с.29, №5)

- Мы с вами попали на остров, но все не так просто, как кажется. Впереди пираты. Чтобы победить пиратов, мы должны решить задачу №3.

- Прочитайте задачу про себя.

- О чем говорится в задаче? (О фломастерах)

- Что известно? (У Пети в коробке было 6 фломастеров, он подарил 2 другу)

- Что нужно узнать? (Сколько фломастеров осталось у Пети)

- Как запишем краткую запись задачи? (Схемой)

- Что изобразим? (Нарисуем 6 кружочков, зачеркнем 2)

- Запишите схему.

- Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Да)

- Почему? (Потому что нам известны все данные)

- Каким действием? (Вычитанием, потому что количество фломастеров уменьшилось)

- Запишите решение задачи.(6-2=4)

- Прочтите пример, называя числа при вычитании математическими терминами. (Уменьшаемое 6, вычитаемое 2, разность равна 4, или разность чисел 6 и 2 равна 4)

- Запишите ответ. (Ответ: 4 фломастера осталось у Пети.)

- Молодцы, ребята! Мы победили пиратов!

Задает учащимся вопросы, составляет на доске краткую запись, ведет разбор задачи.

Отвечают на вопросы учителя, записывают схему в тетрадь, решают задачу, записывают ответ.

VI. Подведение итогов.

Цель: обобщение и систематизация знаний. Подведение итогов урока.

1.Беседа.

- Мы достигли острова, победили пиратов, а значит цель нашего путешествия достигнута. А теперь подведем итог нашего урока.

- Что нового узнали на уроке? (Узнали, как называются числа при вычитании)

- Как называются числа при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

- Чему мы учились на уроке? (На уроке мы учились составлять, читать  и записывать разности)

- Достигнута ли цель урока? (Да)

-Какие задания вам показались особенно трудными?

- А что было легко?

Дает анализ и оценку успешности достижения цели.

Получают информацию о реальных результатах учения.

VII. Рефлексия.

Цель: рефлексия и самооценка учащимися собственной учебной деятельности.

1.Беседа.

2.Оценка учителем работы детей.

Продолжите фразу.

Сегодня на уроке:

Я узнал (а) …

Я научился…

Испытывал(а) затруднения при…

- Урок окончен! До свидания!

Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Соотносят цель и результаты учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике по теме "Уменьшаемое, вычитаемое, разность" 1 класс Программа "Школа 2100"

Данный урок полностью соответствует ФГОС, выдержана новая структура урока с учетом  формируемых УУД. Прилагается самоанализ современого урока....

Конспект урока по математике в 1 классе. Тема "Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)"

Тема урока: Названия чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность). Использование этих терминов при чтении записей Цель: учить названию чисел при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, раз...

Технологическая карта урока. 4 класс. "Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого"

Данный материал предназначен в помощь учителям начальных классов. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Цель : учить решать усложнённые уравнения на нахождение неизвестных уменьшаемо...

Технологическая карта к уроку математики по теме: компоненты действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разность. 1 класс УМК Школа России

Тема урока: компоненты действия вычитания: уменьшаемое, вычитаемое, разностьТип урока : ознакомление с новым материаломЦель урока: создать условия для успешного ознакомления с названиями компонентов п...

Компоненты при вычитании (уменьшаемое, вычитаемое, разность)

Цели:образовательные:-познакомить  учащихся с названиями компонентов при вычитании;-научить читать выражения, используя данные термины.- закрепить умение применять правила в процессе выполнения у...

Технологическая карта урока математики по теме "Название компонентов действия вычитания. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с названиями компонентов и результата действия вычитания, с чтением примеров, используя термины; формирован...