Деятельностный подход как путь к формированию исследовательской компетенции учащихся
статья по математике по теме

Никифорова Инна Николаевна
В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. Таким образом , реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnostnyy_podhod_kak_put_k_formirovaniyu.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностный подход  как путь к формированию

исследовательской компетенции учащихся

Никифорова И.Н.- учитель начальных классов

Первой квалификационной категории

МАОУ «Лицей №121» г.Казани

Настоящее время-это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Конструктивно выполнить задачи образования 21 века помогает деятельностный метод обучения.

Данная дидактическая модель позволяет осуществлять:

формирование мышления через обучение деятельности: умение адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной деятельности и ее результатов (рефлексия);

формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных качествах;

 формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности

Принцип непрерывности

Принцип целостности

Принцип минимакса

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации –Технологии деятельностного метода обучения.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения.

1. Заложенный в программе принцип психологической комфортности основан на том, что каждый ученик:

 является активным участником познавательной деятельности на уроке, может проявить свои творческие способности;

 продвигается при изучении материала в удобном для него темпе, постепенно усваивая материал;

 осваивает материал в том объеме, который ему доступен и необходим (принцип минимакса);

 испытывает интерес к происходящему на каждом уроке, учится решать задачи, интересные по содержанию и по форме, узнает новое не только из курса математики, но и из других областей знаний.

Учитываются возрастные и психофизиологические особенности школьников.

2. Учитель на уроке выступает не в роли информатора, а как организатор поисковой деятельности учеников. Специально подобранная система задач, в ходе решения которых ученики анализируют ситуацию, высказывают свои предложения, выслушивают других и находят верный ответ, помогают в этом учителю.

Учитель часто предлагает задания, в ходе выполнения которых дети вырезают, измеряют, раскрашивают, обводят. Это позволяет не механически запомнить материал, а изучать осознанно, “пропуская его через руки”. Выводы дети делают самостоятельно.

Система упражнений составлена таким образом, что в ней есть и достаточный набор упражнений, требующих действий по заданному образцу. В таких упражнениях не только отрабатываются умения и навыки, но и развивается алгоритмическое мышление. Есть и достаточное число упражнений творческого характера, способствующих развитию эвристического мышления.

3. Развивающий аспект. Нельзя не сказать о специальных упражнениях, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Важно то, что эти задания даются в системе, начиная с первых уроков. Дети придумывают свои примеры, задачи, уравнения и т.д. Эта деятельность им очень нравится. Не случайно, поэтому творческие работы детей по их собственной инициативе обычно бывают ярко и красочно оформлены.

. Учитель выстраивает свою систему работы с учетом особенностей класса, наличия в нем групп слабо подготовленных учащихся и учащихся, добившихся высоких показателей в изучении математики.

4. Программа развивает интерес к предмету. Невозможно добиться хороших результатов в обучении, если у школьников низкий интерес к математике. Для его развития и закрепления в курсе предложено достаточно много упражнений, интересных по содержанию и по форме. Большое количество числовых кроссвордов, ребусов, задач на смекалку, расшифровок помогают учителю делать уроки по-настоящему захватывающими и интересными. В ходе выполнения этих заданий дети расшифровывают или новое понятие, или загадку. Среди расшифрованных слов — имена литературных героев, названия произведений, имена исторических личностей, которые не всегда знакомы детям. Это стимулирует к познанию нового, возникает желание работать с дополнительными источниками (словарями, справочниками, энциклопедиями и т.д.)

5. Учебники имеют многолинейную структуру, дающую возможность системно вести работу по повторению материала. Общеизвестно, что знания, не включенные в работу в течение определенного времени, забываются. Самостоятельно вести работу по отбору знаний на повторение учителю трудно, т.к. их поиск отнимает значительное время. Данные учебники оказывают учителю в этом вопросе большую помощь.

6. Печатная основа учебников в начальной школе позволяет экономить время и сосредотачивает учеников на решение задач, что делает урок более объемным и информативным. Одновременно решается важнейшая задача формирования у учеников навыка самоконтроля.

Такая всеобъемлемая работа деятельностного подхода предполагает исследовательскую  деятельность

Исследовательская деятельность не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает анализ получаемых результатов, оценку на их основе развития ситуации, прогнозирование (построение гипотез) в соответствии с этим дальнейшего его развития.

В отличие от проектирования, исследование – всегда творчество, и в идеале оно, представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в процессе обучения. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь.

Проектирование это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование – путь воспитания истинных творцов.

Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания; умений работы с художественными и научными текстами.

Эффективность и качество учеников на уроке тем выше, чем лучше организована и обеспечена самостоятельная познавательная деятельность. Добиться этого позволяет и применение проблемных, личностно-ориентированных технологий, групповых и парных форм работы, нетрадиционные формы урока: урок- соревнование, урок- конкурс, интегрированный урок, урок- путешествие, урок взаимного обучения,  урок обобщения знаний в виде пресс-конференции и т. д. Детям очень нравится задавать друг другу вопросы. Во время подготовки к таким урокам учащимся приходится тщательно повторять пройденный материал.

Хороший урок, как правило, должен вызывать у учеников вопросы и сомнения, удивления и восторг, а порой настороженность и недоверие. Всё это не только помогает ученикам понять то, что изучается, но одновременно наталкивает их на то, чего они не понимают, учит формулировать вопросы, заставляет искать пути решения проблемы. На уроках использую различные средства и приёмы по совершенствованию творческих способностей учащихся: работа над развитием внимания, памяти, воображения; задания на нахождение закономерностей, поиск общего в частном, на нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос, различные творческие нестандартные задания и т.д.

Самым начальным этапом работы учащихся в исследовательской работе является выбор темы, её актуальность. Далее с помощью учителя ребёнок ставит цель- чего он должен добиться в процессе своей исследовательской деятельности. Следующий этап- подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя. Потом ученик изучает собранный материал, обобщает и систематизирует, далее оформляет его. И заключительным этапом работы является защита. Защита работы может происходить в виде конференции, презентации,   доклада. Всем выполненным работам уделяется достойное внимание, даётся возможность защищать свою работу, оценивается коллективно.

В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Таким образом , реализация деятельностного метода обучения позволяет учителю не только повысить мотивацию учащихся на предмет получения новых знаний, но и учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный подход в формировании языковой компетенции младших школьников

В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир по...

Речевые разминки - путь развития коммуникативной компетенции младших школьников.

В данном материале раскрывается актуальность проведения речевых разминок на уроках в начальной школе. Представлена структура,наиболее приемлемое время проведения разминки на уроке, разнообразие ...

«Системно-деятельностный подход для формирования ключевых компетенций младших школьников»

« Единственный путь, ведущий  к знанию - это деятельность»     Б. Шоу.Системно - деятельностный подход –методологическая основа концепции государственного стандарта  обще...

Пути формирования познавательной компетенции на занятиях в ГПД

Пути формирования познавательной компетенции на занятиях в ГПД...

Выступление по теме "Компетенции учителя - основа успешного развития компетенций учащихся"

В статье говорится о профессиональной компетенции современного учителя....

Компетенции учителя – основа успешного развития компетенций учащихся

Материал для выступления на методическом объединении учителей начальных классов....