Ликвидация монголо-татарского владычества
методическая разработка по истории

Байкова Мария Сергеевна

Изучение действия вычитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon stoyanie_na_reke_ugre.ppt899 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стояние на реке Угре Подготовил: Ученик 10 а класса Мадишев Георгий 8 октября- 11 ноября 1480 года

Слайд 2

Стояние на реке́ Угре — военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III.

Слайд 3

НАЧАЛО ВОЕЕНЫХ ДЕЙСТВИЙ В 1472 году ордынский хан Ахмат с большим войском двинулся к русским границам. Но у Тарусы захватчики встретили многочисленную русскую рать. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты.

Слайд 4

НАЧАЛО ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ Хан Ахмат, занятый борьбой с Крымским Ханством, лишь в 1480 году начал активные действия. Ему удалось договориться с польско-литовским королём Казимиром IV о военной помощи. Западные границы Русского государства (Псковские земли) в начале 1480 года подверглись нападениям Ливонского ордена.

Слайд 5

НАЧАЛО ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ В январе 1480 года против Ивана III восстали его братья Борис Волоцкий и Андрей Большой, недовольные усилением власти великого князя. Используя сложившуюся обстановку, Ахмат в июне 1480 года организовал разведку правого берега реки Оки, а осенью выступил с основными силами.

Слайд 6

СТОЯНИЕ НА УГРЕ 30 сентября Иван III вернулся из Коломны в Москву «на совет и думу» с митрополитом и боярами. Великий князь получил единодушный ответ, «чтобы стоял крепко за православное христьяньство противу безсерменству» . Чтобы исключить нападение с тыла, татары разорили район верховья р. Оки на протяжении 100 км, населенный русскими, захватив города: Мценск, Одоев, Перемышь, Старый Воротынск, Новый Воротынск, Старый Залидов, Новый Залидов, Опаков, Мещевск, Серенск, Козельск. Не удалась попытка хана Ахмата форсировать р. Угру в районе Опакова городища, она также была отбита.

Слайд 7

СТОЯНИЕ НА УГРЕ Тем временем 8 октября Ахмат попытался форсировать Угру, но его атака была отбита силами Ивана Молодого. «И приидоша татарове и начаша стреляти москвичь, а москвичи начаша на них стреляти и пищали пущати и многих побиша татар стрелами и пильщалми и отбиша их от брега…» . Указанное историческое событие происходило в районе пятикилометрового участка реки Угры вверх от устья её до впадения в неё р. Росвянки.

Слайд 8

СТОЯНИЕ НА УГРЕ В таком положении начались переговоры. Ахмат потребовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, или по крайней мере его брат, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за семь лет. В качестве посольства Иван III отправил боярского сына Товаркова Ивана Фёдоровича сотоварищи с подарками. Требования дани были отклоне­ны, подарки не приняты, переговоры прервались. Вполне возможно, что Иван пошёл на них, стремясь выиграть время, поскольку ситуация медленно менялась в его пользу:

Слайд 9

СТОЯНИЕ НА УГРЕ На подходе были силы Андрея Большого и Бориса Волоцкого. Крымский хан Менгли I Гирей, выполняя своё обещание, напал на Подолию — южные земли Великого княжества Литовского, и Ахмат уже не мог рассчитывать на помощь своего союзника — Литвы. Татарское войско — преимущественно конница, кроме того татары в качестве провианта использовали в основном овец, стада которых следовали за войском. Большое количество лошадей и скота в течение длительного стояния на одном месте опустошили все запасы корма в окру́ге, и войско начинало испытывать острый недостаток в фураже. В татарском войске началась и стала набирать силу эпидемия повальной болезни (по описанным в летописях признакам, предположительно дизентерии). Русское войско эпидемия не затронула.

Слайд 10

Окончание противостояния Узнав, что Ахмат, стремясь добиться численного преимущества, максимально мобилизовал Большую Орду, так что на её территории не оставалось значительных резервов войск, Иван выделил небольшой, но очень боеспособный отряд, под командованием звенигородского воеводы, князя Василия Ноздреватого, который должен был на челнах спуститься по Оке, затем по Волге до её низовий и совершить опустошительную диверсию во владениях Ахмата.

Слайд 11

Окончание противостояния Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как обе армии почти одновременно (в течение двух дней) повернули вспять, не доведя дело до сражения, это событие казалось либо странным, мистическим, либо получало упрощённое объяснение: противники испугались друг друга, струсили принять сражение.

Слайд 12

ИТОГИ В Стоянии на Угре русское войско применило новые тактические и стратегические приёмы: согласованные действия с союзником Менгли I Гиреем, отвлекшие от столкновения военные силы Казимира IV; отправка Иваном III в Большую Орду по Волге войска для разорения беззащитной ханской столицы, что было новой военно-тактической уловкой и застало ордынцев врасплох; удавшаяся попытка Ивана III избежать военного столкновения, в котором не было ни военной, ни политической необходимости — Орда была сильно ослаблена, её дни как государства были сочтены.

Слайд 13

ИТОГИ «Стояние» положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Дипломатические усилия Ивана III пред­отвратили вступление в войну Польши и Литвы. Свою лепту в спасение Руси внесли и псковичи, к осени остановившие немецкое наступление. Обретение политической независимости от Орды наряду с распространением влияния Москвы на Казанское ханство (1487) сыграло роль в последующем переходе под власть Москвы части земель, находившихся под властью Великого княжества Литовского. В 1502 году, когда Иван III из дипломатических соображений льстиво признал себя холопом хана Большой Орды, её ослабленное войско было разгромлено ханом Крыма Менгли I Гиреем, а сама Орда прекратила своё существование.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП.

В публикуемом материале  раскрывается один из видов работы над ликвидацией пробелов в знаниях учащихся начальной школы, страдающих ДЦП - проектная деятельность учащихся....

Монголо-татарское нашествие

Презентация к уроку Монголо-татарское нашествие в 4 классе попрограмме Планета знаний...

конспект урока окружающего мира по теме "Иван 3. Падение монголо-татарского ига"

конспект урока окружающего мира по теме "Иван 3. Падение монголо-татарского ига" в 4 классе...

Проверочная работа по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь"

Эта небольшая проверочная работа поможет учителю проверить домашнее задание....

Ликвидация безграмотности младших школьников.

Система заданий,направленная на ликвидацию безграмотности учащихся начальных классов....

Консультация – внеаудиторное занятие по ликвидации пробелов в знаниях учащихся в условиях реализации ФГОС.

В данной статье вы узнаете , как организовать деятельность учащихся  по ликвидации пробелов в знаниях по различным предметам....

Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар.

Я-гражданин России. 4 класс. Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар....