Ликвидация безграмотности младших школьников.
материал по русскому языку (2 класс) на тему

Система заданий,направленная на ликвидацию безграмотности учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Андрейченко О.В., Баранюк В.В.

Ликвидация безграмотности младших школьников.

МБОУ СОШ №18 им. В.Я. Алексеева (г. Сургут)

   Формирование языковой функциональной грамотности  младшего школьника  в условиях ФГОС является одной из важных составляющих успешного обучения  русскому языку.

   От  того, будут ли сформированы навыки правописания у младшего школьника, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его способность усваивать родной язык в письменной форме.  

      Основным замыслом использования такой работы является то, что все стороны слова его лексическое значение, грамматические  и орфографические признаки, морфемный состав, произношение, написание  рассматриваются в единстве. Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приёмов, способов, которые являются наиболее эффективными для прочного усвоения грамотного написания слов.

    Разработанная нами система заданий включает в себя десять  наборов по шесть видов упражнений каждый. Они рассчитаны на одно занятие. Учащийся выполняет задания по карточке. При обнаружении учителем ошибок, карточка выдаётся ученику повторно до полной отработки навыка.

    Приведём  примеры заданий различных групп, предназначенных для учащихся 2 – 4 классов.  Каждая группа  заданий  служит средством проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ, морфологический и словообразовательный, а также орфографический анализ:

  1. Зачеркните цифру, соответствующую месту заданного звука в слове:

Звук [с]:

Спрятался,  шестьсот, пастушок, сосиски, простокваша, экскурсия, пылесос.

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Звук [ш]:

штанишки, машинист, шелушит, солнышко, душистый, старушка, соловушка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10,   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

  1. Вставьте пропущенные буквы Ш  или  С в слова, подчеркните на каждой строчке «лишнее» слово.

___ур____ат,         ___еле___т, ___уми___ь,  ___и___ки.

___пали,   ___палы,  пи____у,    ко___        ка.

На___о___,      ___о___ны,         ___у___лик,    пу___и___тый.

___ме___ной,  па___ту___ок,   ___елу___ит,    на___тупи___ь.

  1. Вставьте пропущенные буквы Ш или С в стихотворения, подчеркните Ш одной чертой, С -двумя чертами.                

___ыроежка  в  ___ляпке   кра___ ной

И___пугала___        ь  не  напр____но:

Белка ___качет  у  опу___ ки

Вдруг  утащит  для  за___ у ___ки?

Черепаха в___        ех   ___ме___ит,

Потому что не        ___пе___ит.

Но  куда  ___пе___ить  тому,

Кто в___ егда  в ___ воём дому?

Летит  __нежок   пу__ и__ тый,

Пу___и___тый,   но    ер__и__тый.

Ер___ит___я,  а  не  знает,

Что  он  ве___ ной  ра___ тает.

___пит  ___ова  под  тёплой  кры____ей,

Целый  день  ей  ___нят___я   мы___и.

А  внизу  и  в         ___амом   деле

Пляшут мы___ и  возле  ели.

  1. Закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова из данных за чертой.

И сказал он: «Что за  ….      ?            / сутки

 Еду я вторые ....                    »           /шутки

На мотоцикле ездят в ....                   /кашка

 Дали  киске …..                миску.     /каска.

5. Отгадай.

С___Ш___

С___Ш___

-и   - имя

-земная поверхность без воды

С___Ш___  ___

-маленькая баранка

С___ ___ ___ ___Ш___  ___

-бабушка

  1. Подберите  слова со звуками [с] и [ш]:

      Одежда                 Фрукты               Овощи             Мебель

Вывод: опыт работы показывает, что использование методики весьма продуктивно и даёт хорошие результаты, является важным для ликвидации безграмотности  учащихся начальных классов.

Литература:

  1. Бакулина Г.А.интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2 класс. – Владос, 2001.
  2. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – М.: Дрофа. 2000.
  3. Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5.
  4. Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа. – 2005 №3.
  5. http://festival.1september.ru/articles/411652/  Выработка орфографической зоркости на уроках    русского языка.

·        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы Диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене школы

Решение диагностических задач, связанных с обследованием личностного и умственного развития требует специальной психологической подготовки. Эти задачи решают психологи. Что касается уровня сформ...

Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка. Теоретические основы методики интеллектуального развития младших школьников в процессе преподавания русского языка.

В условиях частных школ с присущей  им системой работы с ограничением времени на самоподготовку и отсутствием домашних заданий – развитие интеллектуальных навыков становится очень актуально...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

«Игровое творчество как условие формирования ИКТ- компетентности младших школьников и навыков проектирования младшего школьника»

      Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе. Одним из требован...

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...