урок математики 1 класс "Масса"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме

Резанова Татьяна Анатольевна

 

Программа «Перспектива»

Тема: Масса.

Технология: проблемного обучения, деятельностный подход.

Цели урока:

Учебные:

  • помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
  • Учить практическому измерению массы с помощью весов.
  • Познакомить с решением задач на сравнение масс предметов.

Развивающие:

  • создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения,
  • развития логического мышления и математической речи.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе.

Метапредметные:

  • Личностные, коммуникативные, познавательные, логические, регулятивные.

Урок содержит индивидуальную, парную, групповую формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики. 1 класс

Учитель: Резанова Т.А.

Программа «Перспектива»

Учебник «Математика 1 класс» в 2 ч., Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. -М. : Просвещение, 2010 г.

Тема: Масса.

Цели урока:

Учебные:

помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;

Учить практическому измерению массы с помощью весов.

Познакомить с решением задач на сравнение масс предметов.

Развивающие:

создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения,

развития логического мышления и математической речи.

Воспитательные:

создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе.

Оборудование:

весы,

гири,

2 внешне одинаковых пакета,

карточки с числами от 1 до 10,

знаками +, -,

карточки с именованными числами (см, кг),

полоски трех цветов разной длины,

карточки со словами «величина», «масса», «килограмм», «весы».

Ход урока

Организационный момент

Итак, друзья, внимание –

Вновь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее –

Сейчас начнем урок!

Актуализация знаний учащихся

1. Игра “ Живые числа”.

Учащимся раздаются карточки с числами от 1 до 10 (дети собираются у доски). Далее учитель дает задания, а дети их выполняют (остальные сигнализируют правильность выполнения):

А) Построиться в порядке убывания чисел.

Б) Я называю число, вперед делают шаг те числа, которые являются соседями данного числа (5, 6, 7).

В) сделать шаг вперед числам меньше 6, больше 4.

3. Повторение понятия “Величина”

(работа в группах).

– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?

(Полоски цветной бумаги)

- Что можно о них сказать?

(одинаковая форма, одинаковый материал,…)

- А что можно сказать про цвет? (Цвет разный)

- Сейчас вам предстоит объединиться в группы по цвету полосок. Для этого возьмите полоски в руки и встаньте. Найдите в классе цветовой сигнал для своего цвета и соберитесь возле него.

(Дети собираются по группам)

- Хорошо. А теперь попробуйте объединиться по длине полосок.

- Трудно, много шума, путаница. Почему же не получается? Кто догадался?

(Нужно измерить длину!)

(Работа в парах)

- Садитесь на места. Приготовьте линейки. Но прежде, чем измерять, давайте вспомним правила измерения. (Нужно совместить один конец полоски с 0).

- Каждый измеряет свою полоску и записывает результат. Потом в паре вы сравниваете длины, составляете и записываете неравенство или равенство в тетради. Постарайтесь записать по-разному. Если пара готова, покажите нам знак.

(Проверка – по мере готовности пар).

- Ребята, что мы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)

- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)

- Что такое длина? (Это величина)

- Почему? (Ее можно измерить и записать с помощью числа).

- Что еще можно сделать? (Складывать, вычитать, сравнивать)

- А сантиметр является величиной? (нет, это мерка)

4. Рефлексия.

- Как можно сравнивать предметы?

- У нас получилось это сделать? (да - похлопайте, нет - потопайте)

Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.

1. Знакомство с массой.

- Рассмотрите внимательно эти два пакета и сравните их.

- Что можно сказать? (Цвет, форма, размер одинаковые).

– Но я все-таки уверяю вас, что эти пакеты разные. В чем же их отличия?

(Затруднение??? или предположения???)

- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть.

- Если не можем увидеть, то…. (нужно потрогать, выходят 2-3 ученика)

- Что теперь можете сказать? (Один легче, другой – тяжелее)

(получилось определить или нет , в любом случае обратимся к весам)

- Какой прибор поможет нам точно определить какая коробка тяжелее, а какая легче? (Весы)

- - Посмотрите на это слово. Назовите орфограммы.

- Весы бывают разные.                                                                                                       Слайд

- Давайте проверим это.                                                        (Пакеты кладем на весы.)

- Почему одна чашечка опустилась вниз?                          (Эта коробка тяжелее)

- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать?

                                                                                                                                (Масса!)

(Открывается слово в теме урока)

- Открыли тетради, запишем это слово.

- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?

- Давайте прочитаем его орфографически и орфоэпически.

- Кто догадался, какая тема нашего урока?                                                            ( Масса)

- Назовите орфограммы. Подчеркните их.

– Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как думаете?        (предположения).

- Мы проверим наши предположения на практике.

2. Проверка предположений.

- На весы положили апельсин и клубнику.                                                                        Слайд

- Что можете сказать об их массе?                                                   (Масса одинаковая)

- Выразите массу апельсина через массу клубники.                (апельси=5 клубникам)

- Какую мерку использовали для измерения массы апельсина?                  (клубнику)

                       

- На весы положили тот же апельсин и пирожное.                                                           Слайд

- Что можете сказать об их массе?                                                    (Масса одинаковая)

- Выразите массу апельсина через массу пирожных.                (апельси=2 пирожных)

- Какую мерку использовали для измерения массы апельсина?                (пирожные)

- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас.

- Можно ли массу назвать величиной? (Да, массу можно измерить и результат записать числом)

- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина.                                             (в тему урока открывается слово «Величина»)

- Запишите слово «величина», подчеркните орфограммы.

- Почему брали один и тот же апельсин, а получили, что он имеет разную массу? (разные мерки)

3. Физминутка музыкальная                                                                                   Слайд

4. Введение единой мерки «килограмм»

- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. (У меня есть дополнительная информация о старинных мерах веса, если будет интересно можно прочитать на перемене.)

Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её…(предположения детей) килограмм.                                     Слайд

- Давайте познакомимся с этим словом. Какие ошибкоопасные места увидели?

- Запишите слово «килограмм», подчеркните орфограммы.

- Сокращенно записывают - кг.

- Давайте и мы с вами потренируемся и запишем новую мерку. (Пишут кг)

- А у меня здесь есть гири массой 1 кг и 2 кг.

(Демонстрация гирей, можно дать подержать 2-3 человекам, остальные – на перемене)

- Запишите рядом с образцом 1 кг и 2 кг. (Дети прописывают)

- Рассмотрите разные гири.                                                                                           Слайд

- Можно ли сравнивать разные величины? (нет)

5. Сравнение величин. (работа в парах).

- Разбей данные величины на группы.  (1 см, 2 кг, 3 см, 5 кг…)

- Расположи в порядке возрастания меры длины.

- Расположи в порядке убывания меры массы.

6. Рефлексия

- О чем говорим сегодня на уроке?                          (о величине, массе, килограмме)

7. Физминутка

Первичное закрепление.

Работа по учебнику 

А) Работа с выводом с выводом стр. 15

- Прочтите вывод в рамочке.

- Чему равна масса гири? Масса капусты? Почему?

Б) Работа по иллюстрациям.

- стр. 15 № 1-3

В) Самостоятельная работа стр. № 4

I вариант – верхняя строчка

II вариант – нижняя строчка

Г) Работа над задачей стр. № 5.

- Прочтите задачу про себя.

- Прочтите вслух.

- Что известно в задаче?

- Что нужно узнать?

- Как узнаем?

- Запишите решение задачи и ответ.

- Какие еще вопросы можно придумать к условию задачи?

Итог урока

– С какой величиной познакомились на уроке?

– В каких единицах измеряется масса?

Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке. По настроению нарисуйте в тетради

Красный круг

Желтый круг

Зеленый круг


Приложения

1

2

4

3

5

6

8

7

9

10

5 см

4 кг

3 см

8 кг

1 гк

9 см

3 кг

6 см

Меры веса:

1) Русский пуд = 16, кг.
Пуд – древнерусская единица веса.

2) Золотник – малая мера веса = 4 г.
В древней Руси часто использовалась ювелирных дел мастерами. Например, есть такая поговорка «Мал золотник, да дорог!».

4)Кадь – древняя мера сыпучих тел.
5)Куль (ранее Мех) – мера сыпучих тел различного веса. Упоминается в летописях.  

6) Гарнец (в переводе с древнерусского – горшок).
Известна такая поговорка: «Найдется купец и на дырявый гарнец!»

Масса

Величина

Килограмм

кг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики1 класс по системе Занкова

урок математики. 1 класс.учебник Аргинской И.И. Тема урока: Знакомство с различными единицами длины.Сантиметр и дециметр....

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...