урок математики 1 класс "Масса"
методическая разработка по математике (1 класс) по теме
Программа «Перспектива»
Тема: Масса.
Технология: проблемного обучения, деятельностный подход.
Цели урока:
Учебные:
- помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
- Учить практическому измерению массы с помощью весов.
- Познакомить с решением задач на сравнение масс предметов.
Развивающие:
- создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения,
- развития логического мышления и математической речи.
Воспитательные:
- создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе.
Метапредметные:
- Личностные, коммуникативные, познавательные, логические, регулятивные.
Урок содержит индивидуальную, парную, групповую формы работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок математики. 1 класс
Учитель: Резанова Т.А.
Программа «Перспектива»
Учебник «Математика 1 класс» в 2 ч., Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. -М. : Просвещение, 2010 г.
Тема: Масса.
Цели урока:
Учебные:
помочь учащимся усвоить представления о новой величине – массе и единице измерения массы – килограмме, освоение данных понятий с целью применения их в жизненных ситуациях;
Учить практическому измерению массы с помощью весов.
Познакомить с решением задач на сравнение масс предметов.
Развивающие:
создать условия для формирования мыслительных операций: анализа и сравнения,
развития логического мышления и математической речи.
Воспитательные:
создать условия для формирования умения работать в паре, в коллективе.
Оборудование:
весы,
гири,
2 внешне одинаковых пакета,
карточки с числами от 1 до 10,
знаками +, -,
карточки с именованными числами (см, кг),
полоски трех цветов разной длины,
карточки со словами «величина», «масса», «килограмм», «весы».
Ход урока
Организационный момент
Итак, друзья, внимание –
Вновь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Сейчас начнем урок!
Актуализация знаний учащихся
1. Игра “ Живые числа”.
Учащимся раздаются карточки с числами от 1 до 10 (дети собираются у доски). Далее учитель дает задания, а дети их выполняют (остальные сигнализируют правильность выполнения):
А) Построиться в порядке убывания чисел.
Б) Я называю число, вперед делают шаг те числа, которые являются соседями данного числа (5, 6, 7).
В) сделать шаг вперед числам меньше 6, больше 4.
3. Повторение понятия “Величина”
(работа в группах).
– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на партах?
(Полоски цветной бумаги)
- Что можно о них сказать?
(одинаковая форма, одинаковый материал,…)
- А что можно сказать про цвет? (Цвет разный)
- Сейчас вам предстоит объединиться в группы по цвету полосок. Для этого возьмите полоски в руки и встаньте. Найдите в классе цветовой сигнал для своего цвета и соберитесь возле него.
(Дети собираются по группам)
- Хорошо. А теперь попробуйте объединиться по длине полосок.
- Трудно, много шума, путаница. Почему же не получается? Кто догадался?
(Нужно измерить длину!)
(Работа в парах)
- Садитесь на места. Приготовьте линейки. Но прежде, чем измерять, давайте вспомним правила измерения. (Нужно совместить один конец полоски с 0).
- Каждый измеряет свою полоску и записывает результат. Потом в паре вы сравниваете длины, составляете и записываете неравенство или равенство в тетради. Постарайтесь записать по-разному. Если пара готова, покажите нам знак.
(Проверка – по мере готовности пар).
- Ребята, что мы сейчас делали? (Измеряли и сравнивали)
- Что измеряли и сравнивали? (Длины полосок)
- Что такое длина? (Это величина)
- Почему? (Ее можно измерить и записать с помощью числа).
- Что еще можно сделать? (Складывать, вычитать, сравнивать)
- А сантиметр является величиной? (нет, это мерка)
4. Рефлексия.
- Как можно сравнивать предметы?
- У нас получилось это сделать? (да - похлопайте, нет - потопайте)
Постановка проблемы. «Открытие» нового знания.
1. Знакомство с массой.
- Рассмотрите внимательно эти два пакета и сравните их.
- Что можно сказать? (Цвет, форма, размер одинаковые).
– Но я все-таки уверяю вас, что эти пакеты разные. В чем же их отличия?
(Затруднение??? или предположения???)
- Есть свойства, которые мы не всегда можем увидеть.
- Если не можем увидеть, то…. (нужно потрогать, выходят 2-3 ученика)
- Что теперь можете сказать? (Один легче, другой – тяжелее)
(получилось определить или нет , в любом случае обратимся к весам)
- Какой прибор поможет нам точно определить какая коробка тяжелее, а какая легче? (Весы)
- - Посмотрите на это слово. Назовите орфограммы.
- Весы бывают разные. Слайд
- Давайте проверим это. (Пакеты кладем на весы.)
- Почему одна чашечка опустилась вниз? (Эта коробка тяжелее)
- Легче - тяжелее мы говорим тогда, когда имеем в виду свойство, как же его назвать?
(Масса!)
(Открывается слово в теме урока)
- Открыли тетради, запишем это слово.
- Посмотрите на это слово. Что интересного заметили в написании?
- Давайте прочитаем его орфографически и орфоэпически.
- Кто догадался, какая тема нашего урока? ( Масса)
- Назовите орфограммы. Подчеркните их.
– Можно ли массу назвать величиной? Почему? Как думаете? (предположения).
- Мы проверим наши предположения на практике.
2. Проверка предположений.
- На весы положили апельсин и клубнику. Слайд
- Что можете сказать об их массе? (Масса одинаковая)
- Выразите массу апельсина через массу клубники. (апельси=5 клубникам)
- Какую мерку использовали для измерения массы апельсина? (клубнику)
- На весы положили тот же апельсин и пирожное. Слайд
- Что можете сказать об их массе? (Масса одинаковая)
- Выразите массу апельсина через массу пирожных. (апельси=2 пирожных)
- Какую мерку использовали для измерения массы апельсина? (пирожные)
- Давайте вернемся к нашему вопросу и попробуем ответить на него сейчас.
- Можно ли массу назвать величиной? (Да, массу можно измерить и результат записать числом)
- Массу можно измерить и результат записать с помощью числа. Значит масса – это величина. (в тему урока открывается слово «Величина»)
- Запишите слово «величина», подчеркните орфограммы.
- Почему брали один и тот же апельсин, а получили, что он имеет разную массу? (разные мерки)
3. Физминутка музыкальная Слайд
4. Введение единой мерки «килограмм»
- Раньше люди пользовались различными мерками: камнями, яблоками и др. Затем у каждого народа появились свои меры массы. (У меня есть дополнительная информация о старинных мерах веса, если будет интересно можно прочитать на перемене.)
Но все они были неудобны в использовании, так как возникала путаница. Люди долго не могли придумать единую мерку. И 210 лет назад (в 1799 году) ученые придумали такую мерку и назвали её…(предположения детей) килограмм. Слайд
- Давайте познакомимся с этим словом. Какие ошибкоопасные места увидели?
- Запишите слово «килограмм», подчеркните орфограммы.
- Сокращенно записывают - кг.
- Давайте и мы с вами потренируемся и запишем новую мерку. (Пишут кг)
- А у меня здесь есть гири массой 1 кг и 2 кг.
(Демонстрация гирей, можно дать подержать 2-3 человекам, остальные – на перемене)
- Запишите рядом с образцом 1 кг и 2 кг. (Дети прописывают)
- Рассмотрите разные гири. Слайд
- Можно ли сравнивать разные величины? (нет)
5. Сравнение величин. (работа в парах).
- Разбей данные величины на группы. (1 см, 2 кг, 3 см, 5 кг…)
- Расположи в порядке возрастания меры длины.
- Расположи в порядке убывания меры массы.
6. Рефлексия
- О чем говорим сегодня на уроке? (о величине, массе, килограмме)
7. Физминутка
Первичное закрепление.
Работа по учебнику
А) Работа с выводом с выводом стр. 15
- Прочтите вывод в рамочке.
- Чему равна масса гири? Масса капусты? Почему?
Б) Работа по иллюстрациям.
- стр. 15 № 1-3
В) Самостоятельная работа стр. № 4
I вариант – верхняя строчка
II вариант – нижняя строчка
Г) Работа над задачей стр. № 5.
- Прочтите задачу про себя.
- Прочтите вслух.
- Что известно в задаче?
- Что нужно узнать?
- Как узнаем?
- Запишите решение задачи и ответ.
- Какие еще вопросы можно придумать к условию задачи?
Итог урока
– С какой величиной познакомились на уроке?
– В каких единицах измеряется масса?
Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке. По настроению нарисуйте в тетради
Красный круг
Желтый круг
Зеленый круг
Приложения
1 | 2 |
4 | 3 |
5 | 6 |
8 | 7 |
9 | 10 |
5 см | 4 кг |
3 см | 8 кг |
1 гк | 9 см |
3 кг | 6 см |
Меры веса:
1) Русский пуд = 16, кг.
Пуд – древнерусская единица веса.
2) Золотник – малая мера веса = 4 г.
В древней Руси часто использовалась ювелирных дел мастерами. Например, есть такая поговорка «Мал золотник, да дорог!».
4)Кадь – древняя мера сыпучих тел.
5)Куль (ранее Мех) – мера сыпучих тел различного веса. Упоминается в летописях.
6) Гарнец (в переводе с древнерусского – горшок).
Известна такая поговорка: «Найдется купец и на дырявый гарнец!»
Масса
Величина
Килограмм
кг
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики1 класс по системе Занкова
урок математики. 1 класс.учебник Аргинской И.И. Тема урока: Знакомство с различными единицами длины.Сантиметр и дециметр....
Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор
·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:
Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»
Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...