Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс
рабочая программа по математике (2 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_matematika_2_klass_2.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Программа по логической математике для кружка "Занимательная математика" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
Цель программы кружка "Занимательная математика":
формировать и развивать логическое мышление
через образовательную область "математика": т. е.
научить обобщать математический материал;
логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
овладение конкретными математическими знаниями;
воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
развитие речи;
воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:
учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
учащихся, имеющих различные проблемы в обучении;
учащихся, мотивированных на обучение.
Основные формы работы кружка:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
обобщать математический материал;
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
-делать выводы, простейшие умозаключения;
-решать геометрические задачи, ребусы, задачи - шутки, числовые головоломки.
Содержание программы
Тренировка психических процессов
На каждом занятии уделяется значительное внимание развитию и формированию психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления. Используются задания, которые способствуют развитию перечисленных качеств.
Задачи геометрического характера
Занимательные геометрические задачи способствуют формированию и развитию пространственных представлений. Для решения этих задач учащиеся должны знать геометрические фигуры, их свойства и признаки, уметь перемещать их для получения новых фигур.
Нестандартные задачи логического характера
Систематическое решение логически - поисковых задач из области математики способствует развитию гибкости мышления
Нестандартные задачи алгебраического характера
Активному восприятию и пониманию математических законов, формированию мыслительных процессов помогут задания и игры, имеющие необычное нестандартное условие и содержание. Они обучают учащихся поиску рациональных способов применения знаний. Некоторые виды задач повторяются, но усложняется их условие и решение.
Игры Зака А.А.
Знакомство с играми, способствующими развитию способности действовать в уме.
-штриховка предметов;
- построение фигур из счетных палочек;
Содержание 2 года обучения
1.Тренировка психических процессов.
-развитие концентрации внимания;
-тренировка внимания;
-тренировка слуховой памяти;
-тренировка зрительной памяти;
-совершенствование воображения;
-развитие логического мышления (выделение признаков, сравнение предметов, классификация и поиск закономерностей).
2. Задания геометрического характера.
- уникурсальные кривые;
-составление и моделирование предметов;
-построение фигур из счетных палочек;
-построение фигур из конструктора "Монгольская игра", "Танграмм"
3. Нестандартные задания алгебраического характера.
-арифметический шифр;
- математический фокус ;
-арифметические лабиринты с воротами;
-математические ребусы;
-магические квадраты 3*3;
4 .Нестандартные задания логического характера
-анаграмма;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
5. Игры Зака З. А. ( "Муха", "Просветы")
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит из:
-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
-упражнений, активизирующие структуры мозга ("ленивые восьмёрки");
-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи ("шапка для размышлений");
-упражнений для профилактики нарушений зрения ("зоркие глаза", "стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам". Продолжительность подготовительной части - 10-15 минут.
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из "Сборника нестандартных задач по математике", составленного для занятий кружка "Умники и умницы". Продолжительность основной части - 30-25мин.
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие - тестирование.
Для решения задач, поставленных программой кружка используются основные методы обучения:
- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты;
-исследовательская деятельность.
Тематическое планирование занятий кружка "Занимательная математика"
№ занятия | Тема урока | Дата проведения |
план | факт |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. | 03.10 |
2 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 10.10 |
3 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 17.10 |
4 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 24.10 |
5 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 31.10 |
6 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 14.11 |
7 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 21.11 |
8 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 28.11 |
9 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 05.12 |
10 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Р | 12.12 |
11 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 19.12 |
12 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 26.12 |
13 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 09.01 |
14 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 16.01 |
15 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 23.01 |
16 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 30.01 |
17 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 06.02. |
18 | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 13.02. |
19 | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. | 20.02 |
20 | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. | 27.02 |
21 | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 06.03 |
22 | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. | 13.03 |
23 | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 20.03 |
24 | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 03.04 |
25 | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций | 10.04 |
26 | Тренировка зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций | 17.04 |
27 | Развитие логического мышления Обучение поиску закономерностей | 24.04 |
28 | Совершенствование воображения Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. | 08.05 |
29 | Развитие быстроты реакции Совершенствование мыслительных операций | 15.05. |
30 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 22.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Поиграем в слова", 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс
Рабочая программа по информатике в 2 классах составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В мире книг»
Данная рабочая программа по кружку «В мире книг» в 1 классе составлена на основе: Сборника программ внеурочной деятельности» Н.Ф. Виноградовой. М.: «Вента-Граф» 2011...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"...