Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"
рабочая программа ( класс) на тему
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики" | 35.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ
«ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ИНФОРМАТИКИ»
для учащихся начальных классов
(2 класс)
Направление: информатика
Срок реализации (1 год)
Пояснительная записка
Данная программа разработана для проведения кружковой работы во 2 классах с целью расширения курса «Информатика и ИКТ» в объеме 34 часов (1 час в неделю).
В рамках ФГОС начального общего образования одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий является формирование способности младших школьников грамотно применять информационные технологии (ИКТ-компетентность). Разработана подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся, которая должна быть реализована в процессе изучения всех предметов учебного плана. Эта подпрограмма стимулирует применение информационных технологий при обучении разным предметам. Учебный курс по информатике базисным учебным планом не предусмотрен, но необходимость в систематическом обучении информатике младших школьников существует. Формирование основ информатики, способствующих развитию мышления школьника, и, в частности, развитию абстрактного, логического, алгоритмического мышления, помогут детям не только в успешном формировании ИКТ-компетентности, но и в успешном освоении предметов школьной программы, а также в будущем профессиональном самоопределении. О необходимости отдельного курса информатики говорится и в «Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования», являющейся частью ФГОС начального общего образования.
Актуальность и практическая значимость программы
Занятия практической деятельностью в «Роботландии», по данной программе не только задачи информационного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-логический потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоения множества информационных приемов при работе с компьютером, в условиях индивидуальной работы помогает детям познать и развить собственные возможности и логические способности, создает условие для развития ответственности и гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы «Волшебная страна информатики» уделяется развитию алгоритмического стиля мышления и навыков работы с компьютером младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- усидчивости, серьезного отношения к учению, жизни;
- ценностного отношения к сложному и интересному, формирования представлений о заданиях в программе «Роботландия»;
- бережное отношение к компьютеру и к окружающей вокруг мебели;
- ценностного отношения к здоровью ( освоение техники безопасности при работе с компьютером, умеренное распределение времени при работе).
Цель программы: «Волшебная страна информатики» является формирование основ алгоритмического мышления и информационной компетентности младших школьников.
Задачи программы:
- формирование представлений об элементах экранных объектов, необходимых для взаимодействия человека и программного обеспечения компьютера (значки, окна, курсоры, меню);
- изучить назначение клавиш клавиатуры;
- научить составлять алгоритмы;
- познакомить с понятием «Исполнитель», «СКИ», «Среда обитания»;
- формирование умений работы с устройствами ввода (клавиатура, мышь);
- формирование первичного умения работать с текстом на компьютере (набирать, редактировать, сохранять);
- формирование умения выполнять, понимать, строить несложную последовательность действий (алгоритм);
- формирование представлений о правилах работы за компьютером и в компьютерном классе;
- развитие индивидуальных творческих способностей;
- формирование навыков коллективной деятельности;
- формирование культуры и этики общения;
- организация содержательного досуга учащихся.
Общая характеристика программы
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствования развития обучения и воспитания подрастающего поколения. Занятия обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
При обсуждении заданий в данной программе второклассники под руководством учителя составляют словесный план решения задания, поскольку вся работа будет вестись подконтрольно.
Условия реализации программы
Программа кружка «Волшебная страна информатики» разработана для занятий с учащимися вторых классов, во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34 учебных часов практических и теоретических занятий.
Форма реализации программы
Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные и групповые формы работы.
Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Программа состоит из 7 тем .На начальном этапе работы осваиваются приемы по каждому виду заданий отдельно. Это должны быть небольшие по уровню сложности задания, выполняемые по образцу . Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному.
Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким , необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике . Он может включать в себя краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы.
Основные методы и технологии
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, проверка индивидуальных и групповых работ.
Технологии:
-здоровьесберегающие;
-поисковая деятельность;
-информационно-обучающие;
-технологии безопасности жизнедеятельности.
Содержание программы
Основные содержательные линии направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам заданий, получении и развитие определенных профессиональных навыков.
2 класс (34 часа)
Тема занятия | Кол-во часов | Содержание темы |
Общее | 1 | -Ознакомление с техникой безопасности и с кружком; |
1 | -знакомство с клавиатурой и ее освоение; | |
1 | -работа со справочным материалом; | |
Путешествие в алгоритмику | 1 | Знакомятся с понятием алгоритм и способом ввода данных : - Переливашка; |
1 | - угадайка и перевозчик; | |
1 | - конюх; | |
1 | -монах; | |
Поиграем в исполнителей | 1 | Знакомятся с понятием исполнитель : - Машинист (час); |
1 | -автомат (час); | |
1 | -квадратик (час). | |
Загляни в чёрный ящик | 3 | -Буквоед (3 часа). |
Различные игры | 3 | -Мудрый крот; |
1 | - морской бой; | |
1 | -весёлый марафон. | |
Редакторы | 1 | -Графика: -раскрашка; |
2 | -художник; | |
1 | -графконвентор; | |
1 | -силуэт; | |
1 | -Музыка: -шарманщик (старый); | |
2 | -шарманщик (новый); | |
1 | -Текст: -микрофон; | |
2 | -издатель; | |
Подведение итогов в разделе «Зачётный класс» | 4 | - Турнир знатоков. |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-научатся положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью;
-получат опыт от успехов и неудач прохождений игр;
-развитие внимания, памяти и логики;
-развитие мелкой моторики рук;
-получат представление о причинах успехов в практической деятельности;
-широкая мотивационная основа теоретической и практической деятельности, включающая социальные ,учебно-познавательные и внешние мотивы;
-интерес к новым видам логических задач, к новым способам их решения;
-устойчивый интерес к новым способам познания.
Предметные результаты:
- получат представления о компьютерной грамотности;
-умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
-знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с компьютером;
-знать технологию последовательного выполнения заданий;
-название, назначение инструментов и алгоритмов в задании;
- работать с несложными программными исполнителями и создать для них программы;
- уметь правильно организовывать свое рабочее место;
-уметь пользоваться клавиатурой, применяя приобретенные навыки на практики;
-уметь работать по алгоритму;
-уметь понимать символы, знаки и схемы.
Метапредметные результаты:
- научатся принимать и сохранять учебно-познавательную задачу;
- научатся учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- научатся планировать свои действия;
- научатся осуществлять итоговый пошаговый контроль;
- научатся адекватно воспринимать оценку учителя;
- научатся различать способ и результат действия;
- научатся вносить коррективы в действия на основы их оценки и учета сделанных ошибок;
- научатся выполнять учебные действия в материале, речи, уме;
-научатся использовать различные способы поиска;
-овладевают начальными формами познавательных УУД: сравнивать, анализировать, делать выводы.
Способы проверки ожидаемого результата
Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос, проверка заданий на ПК), игры.
Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждое выполненное задание наглядно показывает возможность учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических заданий. При возникновении трудностей, с этим ребенком индивидуально отрабатывается его проблемы, здесь необходимо внимательное, чуткое о доброе отношение к учащемуся. Выбирается дифференцированный подход к обучающимся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются.
Контролируется качество выполнение заданий по всем разделам с учетом следующих критериев:
-удовлетворительное качество задания и соответствия во все пунктах;
-четкое соблюдение последовательности алгоритма;
-скорость выполнение задания.
Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
- точность выполнения;
- самостоятельность выполнения заданий.
Оборудование для проведения занятий
Занятия по Курсу проводятся в школьном компьютерном классе, оборудованном в соответствии с требованиями и нормами, предъявляемыми к помещению и техническому оснащению школьных компьютерных аудиторий. Для использования поурочных иллюстративных материалов (презентаций), входящих в комплект Курса, необходимо наличие проектора, позволяющего отображать экран учительского компьютера на большом экране.
Количество персональных компьютеров (или ноутбуков), предназначенных для проведения занятий, должно соответствовать формуле: 1 компьютер — 1 ребенок. Идеальное число детей в группе — 10-15.
Система контролирующих материалов
-входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка ( беседа, тесты)
- текущий контроль - проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.
- промежуточный контроль - проводится по окончании изучения отдельных тем.
- итоговый контроль - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (самостоятельные работы).
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Всего | Теор. | Практ. | УУД |
1 | Общее | 3 | 1 | 2 | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; |
2 | Путешествие в алгоритмику | 4 | 1 | 3 | - использовать знаково-символические средства; - ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
3 | Поиграем в исполнителей | 3 | 1 | 2 | - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ решения, в том числе, во внутреннем плане; |
4 | Заглянем в черные ящики | 3 | 3 | - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; - использовать знаково-символические средства; | |
5 | Различные игры | 7 | 1 | 6 | - устанавливать аналогии; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -различать способ и результат действия; |
6 | Редакторы | 10 | 3 | 7 | -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ решения, в том числе, во внутреннем плане; -владеть общим приемом решения задач; -осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации; |
7 | Подведение итогов в разделе «Зачетный класс» | 4 | 4 | -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; -адекватно воспринимать оценку учителя. |
Список литературы
Для учителя:
- Дуванов А. А., Шумилина Н. Д. Азбука Роботландии — курс информатики для младших школьников //тезисы доклада на Всероссийском съезде учителей информатики в МГУ имени М. В. Ломоносова 2011 года,
- Дуванов А. А., Шумилина Н. Д. Алгоритмы и программы Азбуки Роботландии // Информатика, ИД Первое сентября. – 2011. – № 14, 11-22, электронное приложение на CD
- Шумилина Н. Д. Курс информатики для младших школьников: идеи, апробация, перспективы // Традиции и новации в профессиональной подготов-ке и деятельности педагога: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тверь: Твер. гос. ун-т, – 2011.
- Р.С. Щербакова «Методика преподавания алгоритмических заданий» Москва гос.ун-т 2006г.
Для ученика:
- Дуванов А. А., Первин Ю. А. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии (изд. 2-е перераб. и дополн.) Финансы и статистика, М., 1997.
- «Азы информатики» М.А.Гольцман, Н.Б.Дроздов, А.А.Дуванов, Я.Н.Зайдельман, Ю.А.Первин.
- Н.А. Зайцева «Задание на логику и их поэтапное решение» 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы
Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Поиграем в слова", 2 класс
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс
Рабочая программа по информатике в 2 классах составлена на основе авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс
Рабочая программа к курсу «Занимательная математика» составлена на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная информатика»
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.Учебный предмет «Ин...