Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"
рабочая программа ( класс) на тему

Нестеренко Дарья Сергеевна

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Волшебная страна информатики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ

«ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА ИНФОРМАТИКИ»

для учащихся начальных классов

(2 класс)

Направление: информатика

Срок реализации (1 год)

Пояснительная записка


        Данная программа разработана для проведения кружковой работы во 2 классах с целью расширения курса «Информатика и ИКТ» в объеме 34 часов (1 час в неделю).

       В рамках ФГОС начального общего образования одним из важных элементов формирования универсальных учебных действий является формирование способности младших школьников грамотно применять информационные технологии (ИКТ-компетентность). Разработана подпрограмма формирования ИКТ-компетентности обучающихся, которая должна быть реализована в процессе изучения всех предметов учебного плана. Эта подпрограмма стимулирует применение информационных технологий при обучении разным предметам. Учебный курс по информатике базисным учебным планом не предусмотрен, но необходимость в систематическом обучении информатике младших школьников существует. Формирование основ информатики, способствующих развитию мышления школьника, и, в частности, развитию абстрактного, логического, алгоритмического мышления, помогут детям не только в успешном формировании ИКТ-компетентности, но и в успешном освоении предметов школьной программы, а также в будущем профессиональном самоопределении. О необходимости отдельного курса информатики говорится и в «Программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования», являющейся частью ФГОС начального общего образования. 

Актуальность и практическая значимость программы

      Занятия практической деятельностью в «Роботландии», по данной программе не только задачи информационного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-логический потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоения множества информационных приемов при работе с компьютером, в условиях индивидуальной работы помогает детям познать и развить собственные возможности и логические способности, создает условие для развития ответственности и гибкости мышления.

     Важное направление в содержании программы «Волшебная страна информатики» уделяется развитию алгоритмического стиля мышления и навыков работы с компьютером младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

- усидчивости, серьезного отношения к учению, жизни;

- ценностного отношения к сложному и интересному, формирования представлений о заданиях в программе «Роботландия»;

- бережное отношение к компьютеру и к окружающей вокруг мебели;

- ценностного отношения к здоровью ( освоение техники безопасности при  работе с компьютером, умеренное распределение времени при работе).    

Цель программы:  «Волшебная страна информатики» является формирование основ алгоритмического мышления и информационной компетентности младших школьников.

Задачи программы:

  • формирование представлений об элементах экранных объектов, необходимых для взаимодействия человека и программного обеспечения компьютера (значки, окна, курсоры, меню);
  • изучить назначение клавиш клавиатуры;
  • научить составлять алгоритмы;
  • познакомить с понятием «Исполнитель», «СКИ», «Среда обитания»;
  • формирование умений работы с устройствами ввода (клавиатура, мышь);
  • формирование первичного умения работать с текстом на компьютере (набирать, редактировать, сохранять);
  • формирование умения выполнять, понимать, строить несложную последовательность действий (алгоритм);
  • формирование представлений о правилах работы за компьютером и в компьютерном классе;
  • развитие индивидуальных творческих способностей;
  • формирование навыков коллективной деятельности;
  • формирование культуры и этики общения;
  • организация содержательного досуга учащихся.

Общая характеристика программы

      В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствования развития обучения и воспитания подрастающего поколения. Занятия обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу  профессиональной подготовки.

     При обсуждении заданий в данной программе второклассники под руководством учителя составляют словесный план решения задания, поскольку вся работа будет вестись подконтрольно.

Условия реализации программы

       Программа кружка «Волшебная страна информатики» разработана для занятий с учащимися вторых классов, во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и рассчитана на один год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 34 учебных часов практических и теоретических занятий.

Форма реализации программы

     Приоритет отдается активным формам преподавания. В программе эффективно сочетаются индивидуальные и групповые формы работы.

     Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Программа состоит из 7 тем .На начальном этапе работы осваиваются приемы по каждому виду заданий отдельно. Это должны быть небольшие по уровню сложности  задания, выполняемые по образцу . Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному.

      Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким , необходимо развивать его постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике . Он может включать в себя краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приемов работы.

Основные методы и технологии

      Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, коллективные и индивидуальные обсуждения, самостоятельная работа. Методы контроля: консультация, проверка индивидуальных и групповых работ.

Технологии:

-здоровьесберегающие;

-поисковая деятельность;

-информационно-обучающие;

-технологии безопасности жизнедеятельности.

Содержание программы

         Основные содержательные линии направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам заданий, получении и развитие определенных профессиональных навыков.

2 класс (34 часа)

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание темы

Общее

1

-Ознакомление с техникой безопасности и с кружком;

1

-знакомство с клавиатурой и ее освоение;

1

-работа со справочным материалом;

Путешествие в алгоритмику

1

 Знакомятся с понятием алгоритм и способом ввода данных :

- Переливашка;

1

- угадайка и перевозчик;

1

- конюх;

1

-монах;

Поиграем в исполнителей

1

Знакомятся с понятием исполнитель :

- Машинист (час);

1

-автомат (час);

1

-квадратик (час).

Загляни в чёрный ящик

3

 -Буквоед (3 часа).

Различные игры

3

-Мудрый крот;

1

- морской бой;

1

-весёлый марафон.

Редакторы

1

-Графика:                

-раскрашка;

2

-художник;

1

-графконвентор;

1

-силуэт;

1

-Музыка:

-шарманщик (старый);

2

-шарманщик (новый);

1

-Текст:

-микрофон;

2

-издатель;

Подведение итогов в разделе «Зачётный класс»

4

- Турнир знатоков.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-научатся положительно относиться к занятиям предметно-практической деятельностью;

-получат опыт от успехов и неудач прохождений игр;

-развитие внимания, памяти и логики;

-развитие мелкой моторики рук;

-получат представление о причинах успехов в практической деятельности;

-широкая мотивационная основа теоретической и практической деятельности, включающая социальные ,учебно-познавательные и внешние  мотивы;

-интерес к новым видам логических задач, к новым способам их решения;

-устойчивый интерес к новым способам познания.

Предметные результаты:

- получат представления о компьютерной грамотности;

-умения действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

-знать правила организации рабочего места, технику безопасности при работе с компьютером;

-знать технологию последовательного выполнения заданий;

-название, назначение инструментов и алгоритмов в задании;

- работать с несложными программными исполнителями и создать для них программы;

- уметь правильно организовывать свое рабочее место;

-уметь пользоваться клавиатурой, применяя приобретенные навыки на практики;

-уметь работать по алгоритму;

-уметь понимать символы, знаки и схемы.

Метапредметные результаты:

- научатся принимать и  сохранять учебно-познавательную задачу;

- научатся учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- научатся планировать свои действия;

- научатся осуществлять итоговый пошаговый контроль;

- научатся адекватно воспринимать оценку учителя;

- научатся различать способ и результат действия;

- научатся вносить коррективы в действия на основы их оценки и учета сделанных ошибок;

- научатся выполнять учебные действия в материале, речи, уме;

-научатся использовать различные способы поиска;

-овладевают начальными формами познавательных УУД: сравнивать, анализировать, делать выводы.

Способы проверки ожидаемого результата

     Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос,  проверка заданий на ПК), игры.

     Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

      В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем знаний и умений обучающихся. Каждое выполненное задание наглядно показывает возможность учащегося. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения практических заданий. При возникновении трудностей, с этим ребенком индивидуально отрабатывается его проблемы, здесь необходимо внимательное, чуткое о доброе отношение к учащемуся.  Выбирается дифференцированный подход к обучающимся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются.

Контролируется качество выполнение заданий по всем разделам с учетом следующих критериев:

-удовлетворительное качество задания и соответствия во все пунктах;

-четкое соблюдение последовательности алгоритма;

-скорость выполнение задания.

      Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:

- точность выполнения;

-  самостоятельность выполнения заданий.

Оборудование для проведения занятий

       Занятия по Курсу проводятся в школьном компьютерном классе, оборудованном в соответствии с требованиями и нормами, предъявляемыми к помещению и техническому оснащению школьных компьютерных аудиторий. Для использования поурочных иллюстративных материалов (презентаций), входящих в комплект Курса, необходимо наличие проектора, позволяющего отображать экран учительского компьютера на большом экране.

        Количество персональных компьютеров (или ноутбуков), предназначенных для проведения занятий, должно соответствовать формуле: 1 компьютер — 1 ребенок. Идеальное число детей в группе — 10-15.

Система контролирующих материалов

-входной контроль – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний и творческих способностей ребенка ( беседа, тесты)

- текущий контроль - проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ.

- промежуточный контроль - проводится по окончании изучения отдельных тем.

- итоговый контроль - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы (самостоятельные работы).

Тематическое планирование

Тема занятия

Всего

Теор.

Практ.

УУД

1

Общее

3

1

2

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

2

Путешествие в алгоритмику

4

1

3

-  использовать знаково-символические средства;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

3

Поиграем в исполнителей

3

1

2

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ решения, в том числе, во внутреннем плане;

4

Заглянем в черные ящики

3

3

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

- использовать знаково-символические средства;

5

Различные игры

7

1

6

- устанавливать аналогии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-различать способ и результат действия;

6

Редакторы

10

3

7

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ решения, в том числе, во внутреннем плане;

-владеть общим приемом решения задач;

-осуществлять поиск, сбор, фиксацию собранной информации;

7

Подведение итогов в разделе «Зачетный класс»

4

4

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

-адекватно воспринимать оценку учителя.

Список литературы

Для учителя:

  1. Дуванов А. А., Шумилина Н. Д. Азбука Роботландии — курс информатики для младших школьников //тезисы доклада на Всероссийском съезде учителей информатики в МГУ имени М. В. Ломоносова 2011 года,
  2. Дуванов А. А., Шумилина Н. Д. Алгоритмы и программы Азбуки Роботландии // Информатика, ИД Первое сентября. – 2011. – № 14, 11-22, электронное приложение на CD
  3. Шумилина Н. Д. Курс информатики для младших школьников: идеи, апробация, перспективы // Традиции и новации в профессиональной подготов-ке и деятельности педагога: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тверь: Твер. гос. ун-т, – 2011.
  4. Р.С. Щербакова «Методика преподавания алгоритмических заданий» Москва гос.ун-т 2006г.

Для ученика:

  1.  Дуванов А. А., Первин Ю. А. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии (изд. 2-е перераб. и дополн.) Финансы и статистика, М., 1997.
  2. «Азы информатики» М.А.Гольцман, Н.Б.Дроздов, А.А.Дуванов, Я.Н.Зайдельман, Ю.А.Первин.
  3. Н.А. Зайцева «Задание на логику и их поэтапное решение» 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект", 1 и 2 классы

Данная программа разработана на основе авторского курса Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "АБВГД-эйка", 1 класс

Пояснительная записка, тематическое планирование....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Информатика в играх и задачах", 2 класс

Рабочая программа по информатике в 2 классах  составлена на основе  авторской программы А.В.Горячева «Информатика и ИКТ»...

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 1 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О.Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа кружка по внеурочной деятельности "Занимательная математика", 2 класс

Рабочая программа к курсу «Занимательная математика»  составлена  на основе авторской программы О. А. Холодовой «Юным умникам и умницам»....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательная информатика»

Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.Учебный предмет «Ин...